Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Христіанство на американскихъ островахъ, въ Китаѣ и на Кавказѣ.

На Алеутскихъ островахъ мѣстныхъ жителей ознакомили съ христіанствомъ русскіе пришельцы временъ экспедиціи Беринга (ум. 1741 г.). Казакъ Андрей Толстыхъ, открывшій въ 1743 г. Андреяновы о-ва, вѣроятно, первый началъ крестить язычниковъ. /с. 647/ Мѣщанинъ Глотовъ, открывшій въ 1759 г. Лисьи о-ва, окрестилъ малолѣтняго сына одного изъ мѣстныхъ родовыхъ начальниковъ. Вывезенный имъ на Камчатку и получивъ тамъ нѣкоторое образованіе, тотъ вернулся съ властью главнаго тоена (начальника) и много содѣйствовалъ распространенію христіанства. На о-вѣ Кадьякѣ впервые насаждалъ вѣру основатель Американской торговой компаніи, Григорій Ив. Шелеховъ, первый ктиторъ американскихъ церквей. Директоръ компаніи Деляревъ, кроткимъ и умѣлымъ поведеніемъ снискавъ довѣріе островитянъ, приблизилъ ихъ къ христіанству. Шелеховъ въ 1787 г. просилъ отправить миссію, которую со своимъ компаньономъ Голиковымъ, бралъ на свое иждивеніе. Составъ миссіи выбранъ былъ изъ иноковъ Валаамскаго мон. настоятелемъ его архим. Назаріемъ, согласно общимъ указаніямъ петербургскаго митрополита Гавріила (Петрова). Миссія отправилась изъ Петербурга въ 1793 г. Начальникомъ ея былъ назначенъ валаамскій іеромонахъ Іоасафъ (Болотовъ), получившій полное семинарское образованіе. Въ 1794 г. осенью они прибыли въ Кадьякъ и приступили къ работѣ. Въ маѣ 1795 г. одинъ изъ миссіонеровъ писалъ: «Американцы весьма охотно идутъ креститься; крестились безъ малаго тысячъ семь. На Уналашкѣ, куда загналъ насъ вѣтеръ, они своею ласковостью и желаніемъ креститься весьма удивили насъ. На Кадьякѣ такъ усердно принимаютъ крещеніе, что всѣ свои шаманскіе наряды изломали и сожгли». Проповѣдники были такъ одушевлены, что спорили кому идти въ мѣста болѣе опасныя. Іером. Макарій огласилъ проповѣдью Уналашкинскій архипелагъ. Въ томъ же 1795 г., іером. Ювеналій отправился изъ Кадьяка въ Нученъ, гдѣ, окрестивъ болѣе 700 душъ Чугачъ, перешелъ въ Кенайскій заливъ и окрестилъ всѣхъ тамошнихъ жителей; а на слѣдующій годъ (1796), онъ перешелъ на Аляску, къ озеру Илямнѣ или Шелехову, гдѣ кончилъ свое равноапостольное служеніе вмѣстѣ съ своею жизнію, послуживъ Церкви болѣе всѣхъ своихъ собратій. Его убили дикіе жители. Причиной смерти его, сказываютъ, было сколько то, что онъ съ перваго раза велѣлъ дикимъ, принимающимъ св. крещеніе, оставлять многоженство, столько и то, что тамошніе тоены и почетные люди, по убѣжденію о. Ювеналія, отдавали ему своихъ дѣтей для обученія въ Кадьякѣ, но когда о. Ювеналій отправился отъ нихъ, то дикіе раскаялись въ своемъ поступкѣ и тотчасъ пустились въ погоню за нимъ, и, догнавъ, напали на него. Говорятъ, что о. Ювеналій, при нападеніи на него дикихъ, совсѣмъ не думалъ бѣжать, ни защищаться, что могъ бы сдѣлать съ успѣхомъ, особенно имѣя при себѣ огнестрѣльное оружіе, но онъ безъ всякаго сопротивленія сдался имъ въ /с. 648/ руки, и только просилъ пощады его спутникамъ, что и было исполнено. Спустя много времени американцы разсказывали, что о. Ювеналій, будучи уже убитъ, всталъ и шелъ за своими убійцами, говоря имъ что-то. Дикіе, считая его живымъ, опять напали на него, и били, но лишь только отошли отъ него, онъ опять всталъ и пошелъ за ними и это повторялось нѣсколько разъ; наконецъ дикіе, чтобы совсѣмъ отдѣлаться отъ него, искрошили его въ куски. Только тогда умолкъ ревностный проповѣдникъ и, можно сказать, мученикъ слова Божія, но не умолкла сила его слова: на томъ мѣстѣ, гдѣ были останки проповѣдника, тотчасъ, сказываютъ, явился дымный столбъ, простиравшійся къ небу.

Въ то же время на Еловомъ о-вѣ началъ свою, продолжавшуюся 40 лѣтъ, просвѣтительную дѣятельность монахъ Германъ († 1837 г.). Воспитывалъ онъ сиротъ алеутовъ — мальчиковъ и дѣвочекъ, обучалъ грамотѣ, Закону Божію, рукодѣлію и подготовлялъ ихъ къ крещенію. Архим. Кадьякской миссіи, архим. Іоасафъ (Болотовъ), въ 1799 г. былъ поставленъ въ Иркутскѣ епископомъ Камчатскимъ и Американскимъ. Возвращаясь на Кадьякъ на кораблѣ Американской компаніи «Фениксъ», онъ потонулъ съ кораблемъ въ морѣ. Замѣститель ему назначенъ не былъ.

П. Знаменскій пишетъ: «Кромѣ Америки, за границами Россіи православіе, какъ извѣстно, еще въ концѣ XVII в. распространялось въ Китаѣ. По мысли митр. Филоѳея тобольскаго, въ 1715 г. съ согласія богдыхана въ Пекинъ была отправлена первая русская миссія изъ 10 лицъ подъ начальствомъ архим. Иларіона Лежайскаго. Богдыханъ принялъ ее ласково, далъ ей содержаніе и дозволилъ православное богослуженіе въ каменной церкви при Русской ротѣ. Въ 1721 г. туда отправленъ былъ даже епископъ св. Иннокентій, но не былъ допущенъ въ Китай. Существованіе русской миссіи въ Пекинѣ было упрочено трактатомъ Россіи съ Китаемъ 1728 г., при чемъ содержаніе ея предоставлено русскому правительству; составъ ея опредѣленъ въ 10 человѣкъ (4 духовныхъ и 6 свѣтскихъ) съ перемѣной чрезъ каждыя 7 лѣтъ. Въ своей дѣятельности она ограничивалась скромными предѣлами попеченія только о своей русской паствѣ, не пускаясь ни въ пропаганду, ни въ политику, какъ миссіи западныя, и заслуживъ этимъ полное довѣріе подозрительныхъ Китайцевъ, служила постоянно удобной посредницей между Россіей и Китаемъ».

Православіе, нѣкогда широко распространенное между кавказскими племенами, было давно уже подавлено здѣсь язычествомъ, а болѣе всего магометанствомъ, распространявшимся изъ Персіи и Турціи. Но въ горахъ Кавказа еще повсюду сохранялись /с. 649/ ясные слѣды его въ развалинахъ древнихъ храмовъ, въ народныхъ обрядахъ, въ почитаніи св. Иліи пророка и нѣкоторыхъ другихъ святыхъ, въ соблюденіи нѣкоторыхъ постовъ и праздниковъ и въ христіанскомъ оттѣнкѣ самихъ суевѣрій народа. Со времени царя Петра русская Церковь ближе соприкоснулась съ грузинскою Церковью. Въ 1746 г. по предложенію грузинскаго архіепископа Іосифа, Св. Сѵнодъ послалъ къ осетинамъ миссію. Состояла она изъ грузинъ — архим. Пахомія и двухъ игуменовъ, всѣхъ знавшихъ мѣстные языкъ и нравы. До 1767 г. они крестили болѣе 2000 осетинъ. Но все-же они не смогли сойтись съ послѣдними и раздражали ихъ, вмѣшиваясь въ ихъ мірскія дѣла. Въ 1771 г. Сѵнодъ отправилъ новую миссію, состоявшую, главнымъ образомъ, изъ русскихъ. Главой ея былъ ученый прот. Лебедевъ. Сѵнодъ снабдилъ миссію инструкціей. За 20 лѣтъ миссія обратила до 6000 осетинъ.

Положеніе православныхъ горцевъ ухудшилось въ концѣ XVIII вѣка. Архіеп. Филаретъ пишетъ: «Кайнарджійскимъ миромъ (1774 г.) черкесы, абхазцы и другіе горцы предоставлены распоряженію ислама, тогда какъ при царѣ Іоаннѣ Грозномъ они сами отдавались во власть единовѣрной Россіи. Порта поспѣшила отправить проповѣдниковъ Ислама на Кавказъ; они быстро распространили тамъ исламизмъ и вооружали горцевъ фанатическою ненавистью противъ Россіи: съ высотъ Кавказа исламизмъ развивался и по степямъ при-Кавказья. Между чеченцами явился Шахъ-Мансуръ съ именемъ пророка, и горцы, по его призыву, понесли смерть и опустошеніе въ поселенія христіанскія, принуждая христіанъ къ магометанству». Для противодѣйствія магометанству въ 1789 г. грузинъ Гай (Токаовъ) былъ поставленъ епископомъ моздокскимъ, викаріемъ астраханскаго епископа, съ возложеніемъ на него обязанностей надзора за осетинской духовной миссіей. Новая миссія просвѣтила св. крещеніемъ до 1799 г. 6000 человѣкъ и обучала дѣтей. Въ 1799 г. владыка Гаій былъ переведенъ въ Саратовъ и послѣ этого не было епископа въ Моздокѣ. Затѣмъ Кавказъ подвергся усиленной пропагандѣ Ислама, ослабившей послѣдніе успѣхи Православія.

Грузинская Церковь, еще съ XVI в. возлагавшая, въ своихъ бѣдствіяхъ, надежды на единовѣрную Россію, не переставала пользоваться ея попечительнымъ вниманіемъ. Въ XVIII в. Россія радушно принимала у себя грузинскихъ эмигрантовъ и заботилась о церковныхъ нуждахъ Грузіи, особенно страдавшей отъ турокъ и персовъ съ 1723 до 1744 гг. Въ 1737 г., по просьбѣ царевича Бакара, Сѵнодъ разрѣшилъ напечатать въ Москвѣ на грузинскомъ /с. 650/ языкѣ богослужебныя книги и Библію. Съ Бакара взята была подписка, чтобы печаталось согласно со славянскими книгами, потомъ пересматривалось Сѵнодомъ. Грузинская типографія находилась въ с. Всесвятскомъ, близъ Москвы. Библія, исправленная, по текстамъ — еврейскому, сирскому и славянскому, архіеп. Іосифомъ (Самабелли), издана была въ 1743 г. Богослужебныя книги исправлялъ архіеп. Аѳанасій. Въ 1755 г. прибылъ въ Россію изгнанный экзархъ Антоній. Послѣ того, какъ исповѣданіе его было одобрено Сѵнодомъ, онъ въ 1757 г. былъ архіепископомъ Владимірскимъ, каковымъ пребывалъ до 1762 г. Былъ онъ и членомъ Св. Сѵнода. Для Грузіи онъ перевелъ много полезныхъ русскихъ книгъ.

По присоединеніи въ 1783 г. Крыма, имп. Екатерина II предоставила крымскимъ татарамъ, принимающимъ христіанство, избрать какой угодно родъ жизни. На таврическихъ мурзъ и князей магометанъ распространено было запрещеніе пріобрѣтать крѣпостныхъ людей христіанъ. Архіеп. херсонскій и екатеринославскій Амвросій (Серебряковъ), правившій съ 1786 по 1792 гг., написалъ сравненіе христіанской вѣры съ Алкораномъ. Были случаи обращенія таврическихъ магометанъ въ христіанство.

Въ царствованіе имп. Екатерины II, послѣ раздѣловъ Польши, въ составъ Имперіи вошло большое количество евреевъ. Императрица предписала не полагать въ подушный окладъ евреевъ, принимавшихъ христіанство.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 646-650.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.