Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть пятая.
Церковь въ восемнадцатомъ столѣтіи.

Сектантство.

Знаменскій пишетъ: «Въ своей обособленности отъ образованныхъ классовъ народъ особнякомъ развивался и въ религіозномъ отношеніи, не вѣря ничему, чему его желали научить люди этихъ классовъ, отстраняясь въ иныхъ случаяхъ даже отъ самаго народнаго изъ этихъ классовъ — духовенства. У него было свое православіе, свои и ереси съ расколами. Народное сектантство и расколъ составляютъ поэтому только частную, хотя и самую важную, форму многосторонняго общаго разрыва между образованною по новому и необразованною по старому частями русскаго народа. Одной изъ самыхъ старшихъ народныхъ сектъ, начало которыхъ /с. 698/ уходитъ еще въ XVII вѣкъ было хлыстовство или ересь людей Божіихъ».

Въ «Полномъ Прав. Богосл. Энцикл. Словарѣ» указывается, что нѣкоторые изслѣдователи считаютъ хлыстовство наноснымъ явленіемъ съ Запада, на подобіе сектъ западныхъ — бичующихъ, пляшущихъ и т. п., другіе признаютъ его самобытнымъ произведеніемъ русскаго духа. Далѣе говорится: «Вѣроятнѣе всего, что дуалистическое воззрѣніе хлыстовства возникло, съ одной стороны, подъ вліяніемъ языческихъ вѣрованій нашихъ предковъ, съ другой стороны, и подъ вліяніемъ богомильскихъ идей, распространявшихся у насъ черезъ апокриѳическую литературу». Названіе хлыстовъ произошло или отъ одного изъ ихъ обрядовъ, при совершеніи котораго они хлещутъ и бьютъ себя по тѣлу жгутами, прутьями, или-же есть искаженное произношеніе «христовщина» (секта управляется «христами»). Они не любятъ, когда называютъ ихъ хлыстами, именуя себя «людьми Божіими». Появленіе секты «большинство ученыхъ относятъ къ 1645 г., основателемъ ея называютъ костромича Данилу Филиппова, перваго хлыстовскаго "Саваоѳа"».

Архіеп. Филаретъ считаетъ хлыстовство занесеннымъ въ Россію изъ Европы квакерами. Отмѣчая несообразность ихъ разсказовъ о своемъ происхожденіи, онъ пишетъ: «По всему видно, что ихъ начало не восходитъ далѣе Квирина Кульмана, сожженнаго въ Москвѣ. Ихъ бѣглый солдатъ Данила Филиппычъ, по духу Кульмана именовавшій себя открывшимся богомъ и объявившій Ивана Тимофеевича Суслова сыномъ-христомъ, былъ современникомъ св. Димитрія. Сусловъ съ жившею съ нимъ дѣвушкою, которую назвалъ онъ богородицею и дочерью бога, набралъ себѣ изъ слушателей своихъ 12 избранныхъ-апостоловъ, и скитался съ ними по берегамъ Оки и Волги для распространенія ученія своего. «Пристанище того христа, говоритъ св. Димитрій, въ селѣ, зовомомъ Павловъ Перевозъ, на рѣкѣ Окѣ, за Нижнимъ городомъ 60 верстъ». Въ селѣ Работкахъ, ниже по Волгѣ, въ ветхой и пустой церкви, собиралъ онъ своихъ на моленія и принималъ отъ нихъ поклоненія. Онъ пробрался и въ Москву, гдѣ пріобрѣлъ себѣ послѣдователей, и умеръ въ 1716 г., передавъ званіе христа Прокопію Лубкину. Этотъ мятежный стрѣлецъ, признавъ жену свою за богородицу, также скитался по губерніямъ: Нижегородской, Владимірской и Ярославской. Въ іюнѣ 1716 г. онъ пойманъ былъ со своими апостолами въ Угличѣ, но какъ-то освободился отъ суда и жилъ потомъ въ Москвѣ (до 1732 г.) Изступленная ученица его — Агаѳія Карпова основала общество въ Веневѣ, захваченное въ /с. 699/ 1725 г. Это общество было отпущено изъ коломенской консисторіи секретаремъ ея. Тамъ и здѣсь сектаторы обязывались клятвою не открывать другъ друга и своихъ тайнъ. Они старались получить вдохновеніе пляскою: вертѣлись, прыгали, махали руками, «въ томъ образѣ, яко ангелы крылами»; иные били себя во время пляски палками; отъ пляски иные приходили въ совершенное изступленіе, что называли вдохновеніемъ Божіимъ и принимали видъ пророковъ; пляску изступленія называли вторымъ крещеніемъ, крещеніемъ истиннымъ, а первое крещеніе считали крещеніемъ ненужнымъ; хулили и тайну евхаристіи и тайну брака; вмѣсто причастія раздавали свой хлѣбъ, а по ночамъ предавались разврату. По рѣшенію Верховнаго Совѣта, 116 сектаторовъ, въ томъ числѣ одинъ шведъ, наказанные кнутомъ, посланы были въ разныя мѣста Сибири. А изступленные распространители ереси: «пророчица и богородица Агаѳія Карпова», пророки: Ѳеодоръ Муратинъ и Тимоѳей Струковъ казнены смертію». Сѵнодъ призывалъ сектантовъ покаяться, обѣщая имъ прощеніе. Извѣстныя добрыя послѣдствія эта мѣра имѣла. Но секта продолжала существовать. Не помогли и строгія противъ нея мѣры, предпринятыя въ 1745-1752 гг. Хлысты скрывали свои убѣжденія подъ покровомъ непроницаемой тайны. Ересь успѣла распространиться по всѣмъ внутреннимъ губерніямъ, по Волгѣ, на Дону, на Кавказѣ и въ Сибири.

Изъ хлыстовства вышла секта скопцовъ. Оставивъ у себя почти все хлыстовское ученіе и обрядность, они до крайности расширили нравственное ученіе объ умерщвленіи плоти, требуя отъ всѣхъ оскопленія. Основателемъ этой секты былъ орловскій крестьянинъ Кондратій Селивановъ, возмущенный хлыстовскимъ развратомъ и основавшій свой отдѣльный «корабль». Онъ объявилъ себя въ половинѣ XVIII в. сыномъ Божіимъ «искупителемъ» (т. е. оскопителемъ), пришедшимъ спасти родъ человѣческій отъ «лѣпости» (сладострастія), крестить «огненнымъ крещеніемъ» и «сокрушать душепагубнаго змія» (т. е. оскоплять). Архіеп. Филаретъ пишетъ: «По тайному ученію ихъ, въ началѣ всего — Богъ Отецъ, единый и нераздѣлимый. Онъ сотворилъ міръ и является, какъ Сынъ во Христѣ, Который однако только «исполненъ благодати», проникнутъ Божествомъ, но не есть Самъ Богъ. Какъ Духъ Святый, открывается Онъ въ истинныхъ Своихъ дѣтяхъ — скопцахъ. Къ Нему то обращены пѣсни скопцовъ, оканчивающіяся словомъ: авдухъ — авва-духъ. Христосъ въ послѣднее время явился въ образѣ Петра III, или, что то же у скопцовъ, въ образѣ Селиванова и, скрывшись до времени, явится на судъ, послѣ чего настанетъ /с. 700/ царство скопцовъ». Самымъ изступленнымъ помощникомъ Селиванова былъ Александръ Шиловъ. Сперва Селивановъ соблазнялъ простяковъ въ Тульской губ. Потомъ гнѣздомъ скопцовъ явилась Сосновка, дворцовое село Тамбовской губ. Здѣсь Селивановъ и Шиловъ въ короткое время оскопили болѣе 200 человѣкъ. Когда это было узнано, какъ и то, что сектанты употребляютъ имя имп. Петра III, Селивановъ, наказанный кнутомъ (1778), сосланъ былъ на Камчатку. Шиловъ съ нѣсколькими сектантами былъ отправленъ въ Рижскую крѣпость и, наказанный плетью, посаженъ въ Дюнамюндскую крѣпость. И въ заключеніи они не переставали пріобрѣтать себѣ послѣдователей. Ученіе скопцовъ первоначально распространялось въ Тамбовской и Рязанской губерніяхъ, но потомъ проникло всюду. Имп. Павелъ I приказалъ въ 1797 г. перевести Селиванова въ петербургскій домъ умалишенныхъ. Шиловъ былъ переведенъ въ Шлиссельбургскую крѣпость, гдѣ скоро и умеръ (1799 г.).

Особенно вредной сектой были духоборцы. Около 1740-50 гг. въ Харьковской губ., въ с. Охочемъ, явился бродяга, называвшій себя отставнымъ прусскимъ унтеръ-офицеромъ. Вскорѣ онъ успѣлъ снискать себѣ довѣріе у мѣстныхъ раскольниковъ. Онъ явился учителемъ новой секты. Харьковскіе духоборцы считали его своимъ основателемъ. Немного позднѣе Силуанъ Колесниковъ завелъ ту же секту въ с. Никольскомъ, Екатеринославской губ. Бывалый человѣкъ, грамотный, знакомый съ мистическими сочиненіями, строгій по жизни и большой говорунъ, онъ легко нашелъ себѣ слушателей. Сыновья его Кириллъ и Петръ продолжали дѣло отца. Болѣе всѣхъ дѣйствовалъ, какъ распространитель секты, бѣглый гвардеецъ Капустинъ, скрывавшійся въ степномъ хуторѣ Екатеринославской губ. Въ Тамбовской губ. дѣйствовалъ однодворецъ Побирохинъ, богатый торговецъ шерстью, обладавшій начитанностью и даромъ слова. Онъ называлъ себя сыномъ Божіимъ, избралъ 12 «апостоловъ», названныхъ имъ «архангелами» и 12 «смертоносныхъ ангеловъ», преслѣдовавшихъ оставлявшихъ секту. Архіеп. Филаретъ называетъ ихъ «душителями». За свою пропаганду онъ съ дѣтьми былъ сосланъ въ Сибирь на поселеніе. Въ южныхъ губерніяхъ секта имѣла распространеніе, поднимала даже бунты. Въ 1799 г. вспыхнулъ бунтъ въ Малороссіи.

«Духоборство», пишетъ Знаменскій, «выступило съ безусловнымъ отрицаніемъ всей религіозной внѣшности во имя поклоненія Богу духомъ и истиною. Отрицая не только авторитетъ Церкви во всѣхъ его видахъ, но и всего почти внѣшняго откровенія, /с. 701/ ересь признала единственнымъ источникомъ вѣры «книгу животную» или слово Божіе внутреннее, т. е. допустила полный произволъ въ дѣлахъ вѣры. На основаніи внушенія этого внутренняго слова еретиками принято понимать и внѣшнее откровеніе, св. Писаніе, имѣющее, по ихъ мнѣнію, только второстепенное значеніе предъ внутреннимъ. При такомъ произволѣ въ дѣлахъ вѣры духоборцы не развили у себя опредѣленной догматики. Трудно сказать вѣрятъ ли они даже въ истиннаго Христа, такъ какъ толкуютъ только о внутреннемъ словѣ, которое будто бы совершаетъ внутри человѣка то же самое дѣло искупленія, что и Христосъ, раждается въ сердцѣ вѣрующаго, проповѣдуетъ, страдаетъ, умираетъ и воскресаетъ... По ихъ словамъ, каждый отвѣчаетъ лишь за собственные грѣхи и грѣхъ Адама былъ только его личнымъ грѣхомъ. Обрядность секты самая упрощенная — состоитъ только въ чтеніи и пѣніи нѣкоторыхъ пѣсней, не имѣетъ ни праздниковъ, ни постовъ, ни обрядовъ на разные случаи жизни».

Архіеп. Филаретъ, считая духоборство самой злой отраслью квакерства [1], пишетъ, что оно «есть мистическій натурализмъ, не принимающій ничего существеннаго изъ христіанства; иначе — это есть чистое антихристіанство, прикрывающее себя именемъ христіанства, по разсчету».

Духоборчество распространялось первоначально въ Тамбовской, Харьковской и Екатеринославской губерніяхъ, затѣмъ перешло на Волгу, на Донъ и Сибирь. До царствованія имп. Александра I духоборцевъ преслѣдовали, отдавали въ солдаты, ссылали въ Колу и въ Сибирь.

Изъ духоборства выдѣлилась новая ересь молоканство. Основателемъ секты былъ, жившій во второй половинѣ XVIII в., Семенъ Уклеинъ, крестьянинъ Борисоглѣбскаго уѣзда, Тамбовской губ. Занимаясь шитьемъ одежды и ходя изъ одного села въ другое, онъ встрѣтился съ Побирохинымъ, женился на его дочери и принялъ духоборческое ученіе. Чрезъ пять лѣтъ они разошлись. Послѣ этого Уклеинъ сблизился съ послѣдователями еретика Тверитинова, которыхъ не мало было въ Тамбовской губ. Усвоивъ ихъ ученіе, онъ основалъ свою секту. Окруженный 70 учениками, которыхъ онъ избралъ изъ своихъ слушателей, Уклеинъ торжественно, съ пѣніемъ псалмовъ, вошелъ въ Тамбовъ, думая открыто /с. 702/ проповѣдывать свое ученіе. Но полиція заключила ихъ въ тюрьму. Ученики вскорѣ раскаялись и вернулись къ св. Церкви. Объ Уклеинѣ было донесено имп. Екатеринѣ II. Она повелѣла убѣждать его отказаться отъ ложнаго ученія, въ противномъ случаѣ предать суду. Опасаясь ссылки, Уклеинъ заявилъ о своемъ возвращеніи къ православію и 6 недѣль ходилъ въ церковь. Это былъ обманъ. Прибывъ въ с. Разсказово, онъ продолжалъ проповѣдывать свое лжеученіе. Замѣтивъ слѣжку, онъ ушелъ въ с. Пески, Воронежской губ. Тамъ между духоборцами и православными нашелъ онъ послѣдователей. Пробравшись въ Саратовскую губ., онъ перевелъ половину с. Дурныкина въ свою секту. Оставивъ своихъ надежныхъ помощниковъ, Уклеинъ сталъ проповѣдывать въ губерніяхъ Астраханской, Воронежской и Екатеринославской. Названіе молоканства усвоено сектѣ, еще въ 1765 г., тамбовской консисторіей, на томъ основаніи, что сектанты въ постъ пьютъ молоко, сами же они объясняютъ это названіе тѣмъ, что ученіе ихъ есть «словесное млеко», о которомъ говорится въ св. Писаніи.

«Молокане», пишетъ Знаменскій, «отвергли равенство лицъ Св. Троицы и истинность тѣла Христова, считая Его рожденіе, страданія, смерть и воскресеніе только мнимыми. Ученіе о христіанскомъ равенствѣ всѣхъ доведено ими до отрицанія всякихъ властей, а равно законовъ, судовъ, присяги и государственной службы, особенно военной. Въ богослуженіи они завели болѣе сложную обрядность, чѣмъ духоборцы, лучшее пѣніе и разныя моленія на частные случаи жизни. Скоро молоканство стало распадаться на разные толки. Признаніе обязательности ветхозавѣтныхъ предписаній сдѣлалось поводомъ къ выдѣленію изъ него сектъ субботниковъ и жидовствующихъ, а докетизмъ въ ученіи о Христѣ сблизилъ нѣкоторыхъ молоканъ съ хлыстами, у которыхъ они заимствовали и богослужебныя радѣнія (прыгуны на Кавказѣ), и породилъ между ними явленія разныхъ «христовъ», Илій, Эноховъ...» Правительство относило молоканство къ числу вредныхъ сектъ. Распространена она была, главнымъ образомъ, среди крестьянъ Тамбовской, Саратовской, Владимірской, Самарской, Екатеринославской губерній и на Кавказѣ.

Примѣчаніе:
[1] Секта квакеровъ возникла въ Англіи въ XVII в. Они считали, что истинное христіанство состоитъ не въ догматахъ, обрядахъ и т. п., а въ непосредственномъ озареніи человѣка отъ Св. Духа, Который просвѣшаетъ его и нравственно усовершенствуетъ. (Е. Смирновъ. «Исторія христ. Церкви»).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 697-702.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.