Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Царствованіе императора Александра III (1881-1894).

Императоръ Александръ III, будучи глубоко религіознымъ, особенно ревновалъ о благѣ Церкви. Ближайшимъ его сподвижникомъ былъ оберъ-прокуроръ Св. Сѵнода К. П. Побѣдоносцевъ, въ молодые годы преподававшій ему законовѣдѣніе. Въ церковныхъ и государственныхъ вопросахъ они были единомышленны. Царствованіе благочестиваго Государя ознаменовано церковными преобразованіями, о чемъ будетъ упомянуто ниже.

Послѣ кончины въ 1882 г. митр. Макарія московскую каѳедру возглавилъ владыка Іоанникій (Рудневъ). Сынъ бѣднаго діакона тульской епархіи, род. въ 1826 г., онъ окончилъ кіевскую академію, принявъ передъ ея окончаніемъ постригъ, при чемъ воспріемникомъ его по монашеству былъ подвижникъ іеросхимонахъ Парѳеній. Во іеродіакона рукополагалъ его митр. Филаретъ. Первыя 15 лѣтъ своего служенія онъ посвятилъ педагогической дѣятельности, будучи въ теченіе этого времени ректоромъ кіевской и петербургской академій. Послѣднія 35 лѣтъ жизни Іоанникій служилъ Церкви въ должности архіерея въ пяти епархіяхъ. Въ отношеніи подчиненныхъ и учащихся онъ проявлялъ правду и милость, любовь къ истинѣ. Испытавъ нужду и лишенія въ юные годы, владыка проявлялъ горячее состраданіе къ бѣднымъ и вообще несчастнымъ. Будучи архіереемъ, въ Саратовѣ и Нижнемъ-Новгородѣ, онъ основалъ братство св. Креста для распространенія истинно-христіанскаго духовнаго просвѣщенія, преимущественно въ низшихъ классахъ населенія. Братство помогало архипастырю и въ обращеніи раскольниковъ. Будучи экзархомъ Грузіи (1877-82), владыка Іоанникій сумѣлъ водворить и поддерживать миръ въ разноплеменной и легко возбудимой паствѣ. Въ Москвѣ имъ основано было Кирилло-Меѳодіевское братство для распространенія православнаго образованія и просвѣщенія среди народа. Въ 1891 г. владыка Іоанникій переведенъ былъ въ Кіевъ. Съ 1891 г. по 1893 г. московской епархіей правилъ митр. Леонтій (Лебединскій), до этого архіепископъ варшавскій. Замѣстителемъ его былъ владыка Сергій (Ляпидевскій), ранѣе архіеп. херсонскій.

Послѣ кончины въ 1882 г. митр. Кіевскаго Филоѳея его преемникомъ былъ, по почину самого Государя, владыка Платонъ (Городецкій). Сынъ священника тверской епархіи, род. въ 1803 г., онъ окончилъ кіевскую академію, былъ преподавателемъ и инспекторомъ петербургской академіи, ректоромъ костромской семинаріи. Пробывъ викаріемъ литовской и псковской епархій, онъ /с. 747/ занималъ потомъ каѳедры рижскую, донскую и херсонскую, всюду проявляя свои административныя способности. Въ Ригѣ онъ укрѣплялъ православіе, во Псковѣ дѣятельно боролся съ расколомъ. Въ Донской епархіи основывалъ единовѣрческіе приходы и обращалъ въ православіе калмыковъ; въ Кіевѣ боролся съ штундизмомъ. При немъ въ Матери городовъ русскихъ торжественно праздновалось 900-лѣтіе Крещенія Руси. Скончался митр. Платонъ въ 1891 г. Преемникомъ его былъ митрополитъ Іоанникій (Рудневъ).

Въ 1892 г. скончался митрополитъ с-петербургскій и ладожскій Исидоръ, состоявшій въ санѣ священномъ 67 лѣтъ, въ епископскомъ — 58, въ санѣ митрополита — 36 лѣтъ, служившій при четырехъ императорахъ. Докладывая государю о кончинѣ митр. Исидора, послѣдовавшей отъ случайнаго зараженія крови на рукѣ, оберъ-прокуроръ Побѣдоносцевъ, писалъ: «Трудно замѣнить этого старца. Онъ былъ ученъ, разуменъ, обладалъ громадною памятью и опытностью въ дѣлахъ. Взгляда былъ въ дѣлахъ широкаго, чѣмъ многимъ отличался отъ многихъ духовныхъ, и потребность данной минуты понималъ сразу своимъ практическимъ житейскимъ смысломъ; и такъ въ дѣлахъ сѵнодскихъ былъ онъ твердой опорой для разумныхъ распоряженій. Притомъ былъ невозмутимо спокоенъ, всегда веселъ и при добромъ сердцѣ и умѣ обладалъ свойствомъ всякой доброй русской натуры — юморомъ живымъ, но беззлобнымъ». Послѣ него петербургскую каѳедру возглавилъ владыка Палладій (Раевъ), экзархъ Грузіи (1887-92), до этого архіепископъ казанскій. Въ занимавшихся имъ ранѣе тамбовской и рязанской епархіяхъ онъ основалъ миссіонерскія иротивораскольничьи общества. Въ Грузіи владыка реставрировалъ многіе памятники церковной старины.

Выдающимися іерархами во второй половинѣ XIX в. были: архіепископы херсонскіе Димитрій (Муретовъ), ум. въ 1883 г. и Никаноръ (Бровковичъ), ум. въ 1890 г.; Ѳеофанъ (Говоровъ) еп. владимірскій, впослѣдствіи затворникъ Вышенскій, ум. въ 1894 г.; Арсеній (Иващенко), еп. кирилловскій, составившій «Лѣтопись церковныхъ событій и гражданскихъ, поясняющихъ церковныя событія отъ рожд. Христова до 1898 г.» (1830-1908); Арсеній (Брянцевъ), архіеп. харьковскій, до этого рижскій и казанскій; Димитрій (Самбикинъ), архіеп. казанскій, ранѣе тверской, составившій «Мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ, всею русскою церковью или мѣстно чтимыхъ» (1839-1908); Ювеналій (Половцевъ), архіеп. литовскій, ранѣе еп. курскій (1826-1904); Михаилъ (Грибановскій) еп. таврическій, видный богословъ, рано скончавшійся /с. 748/ (1898). Въ бытность его еще инспекторомъ петербургской академіи, Побѣдоносцевъ такъ опредѣлилъ его въ письмѣ къ имп. Александру III: «Это человѣкъ прекрасной души, яснаго взгляда, ученый, образованный, благочестивый». Харьковскую епархію 19 лѣтъ возглавлялъ ревностный архіеп. Амвросій (Ключаревъ) извѣстный проповѣдникъ († 1901 г.). Николай (Касаткинъ), архіеп. японскій, съ 1860 г. миссіонерствовавшій въ Японіи, скончавшійся въ 1911 г.

Оберъ-прокуроромъ въ теченіе всего царствованія императора Александра III былъ Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ (1827-1907). Дѣдъ его былъ священникомъ московской епархіи, отецъ профессоромъ московскаго университета. Образованіе онъ получилъ въ Императорскомъ Училищѣ Правовѣдѣнія, службу началъ въ Сенатѣ, былъ потомъ профессоромъ московскаго университета; его трудъ «Курсъ гражданскаго права» считается выдающимся; былъ онъ впослѣдствіи почетнымъ членомъ московскаго, петербургскаго, кіевскаго, казанскаго и юрьевскаго университетовъ и французской академіи; при назначеніи оберъ-прокуроромъ былъ уже сенаторомъ и членомъ Государственнаго Совѣта. Его «Московскій Сборникъ» ярко и отчетливо раскрываетъ ложь и вредъ современныхъ ему политическихъ и общественныхъ движеній, его проникновенные «Господскіе праздники» выявляютъ его глубокую религіозность. «Онъ имѣлъ и своихъ горячихъ сторонниковъ, и противниковъ. Но для церкви православной, которую онъ любилъ со всей силой своей богатой души, имъ сдѣлано было столько хорошаго, столько важнаго, что признаніе его великихъ заслугъ для нея можетъ быть утверждено и теперь. Въ этомъ отношеніи можно привести мнѣніе лица, совершенно безпристрастнаго и непартійнаго и, вмѣстѣ съ тѣмъ, пользующагося извѣстностью серьезнаго журналиста (Б. В. Глинскій): «Самъ вышедшій изъ духовной среды, не порвавшій съ нею ни внѣшней, ни внутренней связи, человѣкъ горячо вѣрующій и страстно и убѣжденно исповѣдующій православіе, человѣкъ обширнаго ума и громадной эрудиціи, лицо, приближенное ко Двору и имѣющее непосредственный доступъ къ Престолу и Царской Семьѣ... онъ авторитетно и властно заявилъ и правительству и обществу: встаньте предъ православнымъ священникомъ, поклонитесь съ почтеніемъ и любовію передъ его саномъ и отнеситесь благоговѣйно къ той трудовой и полной сокровеннаго и высшаго значенія крестной ношѣ, которую онъ несетъ» («Полный Прав. Бог. Энцикл. Сл.» т. II. Дополненія. 1913).

Въ жизни церковной царствованіе императора Александра III /с. 749/ ознаменовано существенными мѣропріятіями. Положено твердое начало по обезпеченію всего духовенства жалованіемъ. Установлены новые оклады жалованія для войскового духовенства. Утвержденъ новый уставъ духовныхъ консисторій. Возвышены оклады педагогическому персоналу духовно-учебныхъ заведеній. Духовенство поставлено во главѣ дѣла народнаго образованія. Возстановлены многіе, прежде закрытые, приходы. Увеличилось число общинъ и монастырей. Оживилась дѣятельность духовенства созданіемъ братствъ и обществъ распространенія религіозно-нравственнаго просвѣщенія. Получило широкое развитіе дѣло издательства духовно-нравственныхъ книгъ для народа и открыто много духовно-народныхъ библіотекъ. Созывались съѣзды: епископовъ — въ Кіевѣ, Петербургѣ, Казани и Иркутскѣ; миссіонерскіе всероссійскіе въ Москвѣ и окружные. Въ Кіевѣ въ 1894 г. происходилъ съѣздъ преподавателей церковно-приходскихъ школъ. Заведены миссіонерскіе курсы и учреждены особыя каѳедры при семинаріяхъ по изученію раскола и сектантства. Учреждены новыя епархіи: екатеринбургская, владикавказская, финляндская и забайкальская, и четыре новыя семинаріи («Прав. Бог. Энц.» т. I.).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 746-749.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.