Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Царствованіе Императора Николая II.

Императоръ Николай II (1894-1917) всецѣло воспринялъ міровоззрѣніе любимаго Отца, Царя Миротворца, преклонялся передъ покорностью Промыслу Божію Прадѣда, императора Николая I, въ историческомъ прошломъ любъ былъ ему Тишайшій Царь Алексѣй Михайловичъ. Свойственная этимъ монархамъ глубокая вѣра и преданность Церкви были въ полной мѣрѣ сродственны Государю, вступившему 21 окт. 1894 г. на престолъ въ 26-лѣтнемъ возрастѣ.

Владыка Антоній (Храповицкій), епископъ волынскій, вскорѣ почувствовалъ духовную красоту юнаго государя. Въ разгаръ разгоравшейся большой смуты, онъ 21 окт. 1905 г. произнесъ въ житомирскомъ соборѣ проповѣдь, въ которой выявилъ личность и свойства Императора Николая Александровича, подтверждая слово свое примѣрами. Обращаясь къ русскому народу, архипастырь взывалъ: ...«Часто ли встрѣчалъ такую силу вѣры среди людей знатныхъ и богатыхъ и укажешь ли мнѣ во всей вселенной нѣчто /с. 750/ подобное въ жизни царей, именующихъ себя христіанскими? Учись же у своего Царя вѣрѣ, умиленію и молитвѣ. Искреннее благочестіе остается неполнымъ, если не украшается любовью и состраданіемъ къ ближнимъ. И сію любовь нашъ Государь проявилъ въ первые же мѣсяцы по своемъ воцареніи, когда, по примѣру всероссійскаго праведника отца Іоанна Кронштадтскаго, началъ повсюду учреждать дома трудолюбія для бѣдныхъ, ибо именно въ этомъ нуждается городская бѣднота». Въ осіяніи приснопамятнаго отца Іоанна прошла первая половина царствованія Государя. По преставленіи сего праведника 20 дек. 1908 г., по почину Государя, возвѣщенному въ тотъ же день въ рескриптѣ на имя митрополита петербургскаго и ладожскаго Антонія (Вадковскаго), установлено было особое ежегодное поминаніе дня его кончины.

Царствованіе императора Николая II ознаменовано прославленіемъ ряда святыхъ. Развивалась особливо церковная жизнь, Государю столь близкая, понятная и дорогая. Усиливалось миссіонерство. Понималось Имъ значеніе древности церковной и проявлялъ Онъ заботы о ней; цѣнилъ стародавнія иконопись, зодчество, пѣніе. Въ 1901 г. былъ Высочайше утвержденъ Комитетъ попечительства о русской иконописи, подъ предсѣдательствомъ гр. С. Д. Шереметева. Ревновалъ Государь о развитіи церковно-приходскихъ школъ, въ чемъ ставило ему препоны либеральное большинство Государственной Думы. Государемъ былъ утвержденъ уставъ о пенсіяхъ и единовременныхъ пособіяхъ священнослужителямъ и псаломщикамъ.

Съ 1905 г. велась подготовительная работа по созыву Церковнаго Собора. По высочайшему повелѣнію образовано было въ январѣ 1906 года предсоборное присутствіе. Предсѣдателю такового, митрополиту петербургскому Антонію, Государь писалъ: «Съ глубокимъ вниманіемъ слѣжу Я за подготовительными работами къ предстоящему Помѣстному Собору Русской Православной Церкви. Да благословитъ Господь ваши труды къ обновленію нашей церковной жизни». Присутствіе выработало рядъ важныхъ постановленій, которыя были представлены на благоусмотрѣніе Государя. Въ 1912 г. учреждено было предсоборное совѣщаніе для дальнѣйшей разработки этихъ вопросовъ. Наступившая въ 1914 г. война задержала созывъ Собора.

Въ 1913 году, когда праздновалось 300-лѣтіе Дома Романовыхъ, Государь, подчеркивая важность высшаго духовнаго образованія, наименовалъ Духовныя Академіи Императорскими. Государь даровалъ полную свободу исповѣданія старообрядцамъ. По/с. 751/ощрялъ Онъ всячески развитіе дѣятельности Императорскаго Палестинскаго общества, дававшаго возможность большому числу богомольцевъ изъ всей Россіи совершать дешево и удобно паломничества въ Святую Землю.

Въ 1898 г. скончался московскій митрополитъ Сергій. Въ Москву назначенъ былъ владыка Владиміръ (Богоявленскій), экзархъ Грузіи. Сынъ священника Тамбовской епархіи, род. въ 1847 году, онъ окончилъ Кіевскую Духовную Академію, преподавалъ въ родной тамбовской семинаріи; овдовѣвъ принялъ монашество; былъ настоятелемъ Троицкаго м. въ г. Козловѣ; въ 1888 г. былъ хиротонисанъ во епископа Старорусскаго, викарія новгородскаго, съ пребываніемъ въ Новгородѣ. Для пониманія дальнѣйшей архипастырской дѣятельности этого достойнѣйшаго іерарха, показательно начало его архипастырской дѣятельности, о которой сохранилось такое повѣствованіе: «Этотъ, нынѣ заглохшій, а въ древности столь шумный городъ, сдѣлался колыбелью славы молодого Владыки; епископство въ этомъ городѣ послужило для преосв. Владиміра прекрасной школой и подготовкой для самостоятельной дѣятельности въ самомъ недалекомъ будущемъ. Въ безусловной скромности, въ простотѣ и прямотѣ Владыка несъ бремя возложеннаго на него служенія. Здѣсь онъ проявилъ въ высшей степени оживленную и энергичную архипастырскую дѣятельность, а вмѣстѣ и особое умѣніе, тактъ въ общеніи со всѣми, соединенные съ любвеобильною отзывчивостью къ нуждамъ паствы и духовенства. — Въ особенности преосв. Владиміръ заботился о развитіи церковнаго учительства. Еще будучи приходскимъ священникомъ, онъ придавалъ большое значеніе церковной проповѣди, причемъ особенно обращалъ вниманіе на внѣбогослужебныя бесѣды, въ которыхъ усматривалъ вѣрное средство для духовно-нравственнаго просвѣщенія прихожанъ и добраго воздѣйствія на ихъ жизнь. И тогда уже показалъ себя выдающимся церковнымъ проповѣдникомъ... Выступая на амвонѣ со словомъ проповѣди, онъ оживлялся до неузнаваемости: его тихій голосъ, простая, безыскуственная форма рѣчи не давала ничего любителю слога и громкихъ фразъ, но каждая проповѣдь являлась согрѣтою огнемъ глубокой сердечной искренности, такъ была назидательна, что производила изумительное впечатлѣніе, неотразимо увлекая слушателей... Благолѣпіе, которымъ стало отличаться при немъ архіерейское служеніе, еще усиливало впечатлѣніе и привлекало къ Владыкѣ сердца, такъ что, когда настало время разстаться съ Новгородомъ, новгородцы проводили своего епископа со славой и искреннимъ, глубокимъ сожалѣніемъ» (Правосл. Богосл. Энцикл. т. III). Столь /с. 752/ же плодотворную и неутомимую дѣятельность развивалъ онъ, будучи съ 1891 г. епископомъ самарскимъ и съ 1892 г. экзархомъ Грузіи. Въ Самарѣ онъ проявлялъ исключительную и самоотверженную дѣятельность во время народныхъ бѣдствій (голода, холеры). Введеніе имъ въ Грузіи проповѣдей способствовало сближенію неправославныхъ этого края съ православными. Развилъ онъ тамъ и церковно-строительное дѣло; имъ построено и возобновлено болѣе 100 храмовъ. Въ Москвѣ съ его именемъ связаны благолѣпныя богослуженія, сильныя поучительныя проповѣди, широкая просвѣтительная работа, борьба съ народнымъ бѣдствіемъ — пьянствомъ. Въ смутные годы начала XX вѣка митр. Владиміръ, вдохновленный примѣрами великихъ Святителей московскихъ, на протяженіи вѣковъ выступавшихъ противъ внутреннихъ враговъ государства, безбоязненно возсталъ противъ разрушителей Россіи. Проповѣдь, печатное слово, вразумленіе малыхъ сихъ, подпадавшихъ подъ вліяніе силъ зла — все это онъ использовалъ въ своемъ церковно-государственномъ дѣланіи. Владыка написалъ трудъ противъ соціализма, подписанный буквами М. В. Ближайшими его помощниками въ отечестволюбивой просвѣтительной дѣятельности были викарный епископъ Парѳеній (Левицкій), буд. архіепископъ тульскій; архимандритъ Троице-Сергіевой Лавры Никонъ (Рождественскій), буд. архіепископъ вологодскій; и молодой викарный епископъ Анастасій (Грибановскій) буд. архіепископъ кишиневскій и Глава Русской Зарубежной Церкви. Въ 1912 г. митр. Владиміръ возглавилъ с-петербургскую каѳедру. Митрополитомъ московскимъ былъ назначенъ архіепископъ томскій Макарій (Невскій), извѣстный своей замѣчательной миссіонерской дѣятельностью, именовавшійся «Апостоломъ Алтая».

Послѣ кончины въ 1900 г. кіевскаго митрополита Іоанникія, замѣстителемъ его былъ владыка Ѳеогностъ (Лебедевъ), архіепископъ новгородскій, членъ Св. Сѵнода. Онъ особенное вниманіе посвящалъ развитію церковно-приходскихъ школъ. Послѣ его смерти въ 1903 г., кіевскую каѳедру возглавилъ владыка Флавіанъ (Городецкій), до этого архіепископъ харьковскій. Онъ не принадлежалъ къ духовному сословію, учился въ московскомъ университетѣ на юридическомъ факультетѣ; принявъ монашество, исполнялъ, до заболѣванія своего, трудныя послушанія. Съ 1873 по 1884 г.г. состоялъ членомъ Духовной Миссіи въ Пекинѣ, потомъ ея начальникомъ, основательно изучилъ китайскій языкъ. Перевелъ на китайскій языкъ составленное имъ «Объясненіе православнаго богослуженія». Съ 1885 г. онъ былъ епископомъ люблинскимъ, архіепископомъ варшавскимъ, экзархомъ Грузіи и архіепископомъ /с. 753/ харьковскимъ. Архіепископъ Антоній (Храповицкій), издавна связанный съ нимъ близкой дружбой, въ словѣ своемъ при его отпѣваніи 9 ноября 1915 г., подчеркнулъ его отеческую заботливость къ приходскому духовенству, къ воспитанникамъ духовныхъ школъ и нарочитое доброе отношеніе къ монахамъ. «Въ митр. Флавіанѣ эти смиренные труженники видѣли своего брата, своего родителя и заступника, своего добраго попечителя и отца, и притомъ не только въ ввѣрявшихся ему епархіяхъ, но и во всей русской Церкви». На свои средства митр. Флавіанъ соорудилъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ Благовѣщенскій храмъ, огромную библіотеку, больницу съ церковью. Въ 1915 г. кіевскую митрополію возглавилъ владыка Владиміръ (Богоявленскій), звѣрски убитый въ Кіевѣ въ январѣ 1918 г.

Митрополитъ с-петербургскій Палладій скончался въ 1898 г. Каѳедру возглавилъ владыка Антоній (Вадковскій), до этого первый архіепискоігь финляндскій. Род. въ 1846 г. въ Тамбовской г., онъ окончилъ Казанскую духовную академію, былъ въ ней потомъ профессоромъ. Въ Казани онъ редактировалъ журналъ «Православный Собесѣдникъ». Овдовѣвъ и потерявъ одновременно дѣтей, онъ принялъ постригъ. Въ 1885 г. арх. Антоній назначенъ былъ инспекторомъ петербургской Духовной академіи, черезъ два года ректоромъ ея и викарнымъ епископомъ выборгскимъ. Академія подъ его руководствомъ достигла большого развитія. Владыка работалъ научно и былъ утвержденъ въ степени доктора церковной исторіи. Поручены были ему переговоры съ англиканами. Въ 1897 г. онъ представительствовалъ отъ Русской Церкви на юбилейномъ торжествѣ англійской королевы Викторіи и имя его широко извѣстно было заграницей. Въ смутные годы онъ, въ отличіе отъ митрополитовъ Флавіана и Владиміра, примыкалъ къ болѣе либеральному теченію. Скончался митр. Антоній въ 1912 г. Замѣстителемъ его былъ митрополитъ Владиміръ (Богоявленскій), который въ 1915 г. переведенъ былъ въ Кіевъ, съ оставленіемъ его первоприсутствующимъ членомъ Св. Сѵнода. Замѣстителемъ его былъ экзархъ Грузіи Питиримъ (Окновъ), ок. кіевскую духовную академію, ректоръ петербургской семинаріи, съ 1894 г. епископъ новгородсѣверскій, затѣмъ тульскій, архіепископъ курскій, владикавказскій, самарскій, экзархъ съ 1914 г. Проявлялъ онъ заботливость въ отношеніи монастырей. Былъ сторонникомъ реформы церковнаго прихода на выборныхъ началахъ. Въ 1913 г. Намѣстникъ Кавказа гр. И. И. Воронцовъ-Дашковъ, выдвигая его въ числѣ кандидатовъ въ экзархи, писалъ: «Архіепископъ Питиримъ владикавказкій высоконравственный, очень заботливый къ /с. 754/ своей паствѣ, любимъ и уважаемъ какъ осетинами, такъ и казаками». Владыка помѣщалъ свои труды во многихъ духовныхъ журналахъ.

Другими видными іерархами въ это царствованіе были: Антоній (Храповицкій), докторъ богословія, род. въ 1863 г., дворянинъ новгородской губ., кончившій с-петербургскія гимназію и духовную академію, съ 1885 г. іеромонахъ. Былъ онъ инспекторомъ въ родной академіи, ректоромъ московской и казанской академій, въ 1908 г. по Высочашнему повелѣнію ревизовалъ кіевскую академію. Въ 1897 г. состоялась хиротонія его во епископа чебоксарскаго, викарія казанской епархіи; возглавлялъ онъ епархіи уфимскую, волынскую и харьковскую. Въ 1917 г. Всероссійскій Церковный Соборъ избралъ его первымъ кандидатомъ въ патріархи; весною 1918 г. онъ былъ избранъ митрополитомъ кіевскимъ и галицкимъ, съ ноября 1920 г. возглавлялъ Зарубежную Церковь. Скончался владыка Антоній въ 1936 г. С. Рункевичъ писалъ о немъ въ «Прав. Бог. Энц.» (1900): «Преосвященный Антоній давно пріобрѣлъ себѣ широкую извѣстность, какъ весьма усердный и ревностный распространитель духовнаго просвѣщенія и богословской науки въ народныхъ массахъ. Въ петербургской академіи онъ былъ душою кружка студентовъ-проповѣдниковъ, разносившихъ плоды науки по церквамъ во внѣбогослужебныхъ чтеніяхъ, общественнымъ и частнымъ заламъ, заводамъ, тюрьмамъ, ночлежнымъ домамъ; такіе же кружки онъ основалъ въ академіяхъ московской и казанской. Противникъ всякихъ административныхъ и учебныхъ строгостей и ограниченій, преосв. Антоній всегда стремился къ достиженію выполненія учащимися правилъ, уставовъ и программъ свободною волею. Провидѣнію угодно было провести его по всѣмъ почти академіямъ, и всюду онъ оставилъ послѣ себя замѣтный слѣдъ. Въ 1900 г. издано въ Казани полное собраніе сочиненій преосвященнаго». Арсеній (Стадницкій) докторъ церковной исторіи, оконч. кіевскую дух. академію, инспекторъ и ректоръ московской академіи, въ 1899 г. возведенный въ санъ епископа волоколамскаго, викарія московскаго, возглавлявшій каѳедры псковскую и новгородскую, архіеп. съ 1910 г. Ученый археологъ, поборникъ строгой уставности, оберегатель церковной старины. Въ 1917 г. былъ избранъ вторымъ кандидатомъ въ патріархи. Николай (Зіоровъ), род. въ 1850 г. кончившій московскую академію; возглавляя епархію алеутскую и сѣверо-американскую проявилъ плодотворную дѣятельность, былъ затѣмъ епископомъ таврическимъ, тверскимъ и архіепископомъ варшавскимъ. Сергій (Страгородскій), род. въ 1867 г., оконч. с-петербургскую академію; /с. 755/ въ епископскомъ санѣ съ 1901 г., архіепископъ финляндскій съ 1905 г. Ѳеофанъ (Быстровъ), ок. петербургскую академію, ректоръ ея; возглавлявшій каѳедры таврическую, астраханскую и полтавскую († 1940 г.). Анастасій (Грибановскій),род. въ 1873 г., оконч. московскую академію, былъ ректоромъ московской семинаріи, съ 1906 г. еп. можайскій, вик. московскій. Митр. Антоній, вспоминая въ 1935 г. его служеніе Церкви въ молодые годы, писалъ: «По окончаніи курса духовной Академіи преосвященный Анастасій проходилъ первые годы своего священнослуженія въ Москвѣ и скороже сталъ любимцемъ всей паствы за свою строго аскетическую жизнь, которую проходилъ съ замѣчательнымъ смиреніемъ и терпѣніемъ». Владыка Анастасій возглавлялъ епархіи холмскую и кишиневскую, послѣднюю въ санѣ архіепископа. На Всероссійскомъ Соборѣ онъ былъ избранъ членомъ Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта; съ 1935 г. митрополитъ; съ 1936 г. глава Зарубежной Церкви. Ѳеодоръ (Поздѣевскій), окончившій московскую академію и съ 1909 г. еп. волоколамскій и ректоръ родной академіи.

Оберъ-прокуроромъ Св. Сѵнода оставался К. Е. Побѣдоносцевъ, продолжавшій неутомимо трудиться на пользу Церкви. Все болѣе чуждымъ былъ ему либерализмъ, захватывавшій все большіе круги русскаго общества. Когда въ октябрѣ 1905 г. установленъ былъ представительный образъ правленія, онъ оставилъ постъ, занимавшійся имъ въ теченіе 25 лѣтъ. Итогъ его дѣятельности подвелъ іерархъ тогда уже выдѣлявшійся, расходившійся съ нимъ въ вопросѣ о возстановленіи патріаршества и не принадлежавшій къ числу близкихъ къ нему лицъ. Епископъ волынскій и житомірскій Антоній (Храповицкій) въ длинномъ письмѣ, отправленномъ ему въ ноябрѣ 1905 г., писалъ: «...Я чтилъ въ Васъ христіанина, чтилъ патріота, чтилъ ученаго, чтилъ труженика. Я сознавалъ всегда, что просвѣщеніе народа въ единеніи съ церковью, начатое въ 1884 г. исключительно благодаря Вамъ и Вами усиленно поддерживавшееся до послѣдняго дня Вашей службы, есть дѣло великое, святое, вѣчное, тѣмъ болѣе возвышающее Вашу заслугу Церкви, престолу и отечеству, что въ этомъ дѣлѣ Вы были нравственно почти одинокимъ. Вы не были продолжателемъ административной рутины, какъ желаютъ представить Васъ жалкіе, бездарные критики. Напротивъ, Вы подымали цѣлину жизни и быта, брались за дѣла, нужныя Россіи, но до Васъ администраціи невѣдомыя... Первое — дѣло церковно-приходскихъ школъ Вы такимъ образомъ подняли и вынесли на своихъ плечахъ. Второе — приближеніе духовной школы къ духовнымъ нуждамъ народа, къ /с. 756/ жизни Церкви — Вы старались выполнить, но здѣсь наткнулись на слишкомъ неодолимую двух-вѣковую косность самоувѣренной и схоластической сословной громады, и хотя не сдвинули ее съ мѣста, но значительно поколебали ее въ ея самоувѣренности, и успѣли внести въ нее нѣсколько сильныхъ оздоровляющихъ лучей церковнаго и народнаго духа. Вы подняли надъ грамотною Россіей свѣтъ Божественной Библіи, распространили слово Божіе по дешевой цѣнѣ на всѣхъ нарѣчіяхъ православныхъ племенъ Россіи и иныхъ отдаленныхъ странъ. Вы украсили изданія книгъ, святыхъ молитвъ и пѣснопѣній церковныхъ, и старались убѣдить духовенство и общество въ томъ, что послѣ-петровская эпоха не улучшила, а понизила и исковеркала наши напѣвы и богослуженія. Вы убѣдили лучшаго изъ покойныхъ царей нашихъ приказать строить православные храмы въ православномъ ихъ архитектурномъ благолѣпіи, а не въ безобразномъ видѣ еретическихъ капищъ. Вы оцѣнили высокія качества единовѣрческихъ общинъ, поддержали и ободрили поборниковъ этого единственно надежнаго моста отъ раскола въ Церкви. Вы умѣли цѣнить снѣдающую ревность о Богѣ подъ мужицкими зипунами, подъ бешметами учителей изъ крещеныхъ иновѣрцевъ. Вы отыскивали ревнителей вѣры и Церкви и не стыдились учиться у смиренныхъ труженниковъ провинціи — Рачинскаго и Ильминскаго, въ то время, когда Царь Россіи имѣлъ Васъ своимъ главнымъ совѣтникомъ, а Европа знала Васъ, какъ просвѣщеннѣйшаго профессора и общественнаго дѣятеля. Тѣ самые восьмидесятые годы прошедшаго столѣтія, столь ненавистные нынѣшнимъ ненавистнымъ для Россіи, либераламъ, но цѣнные въ глазахъ истинно русскаго патріота, какъ годы реформы нравовъ, тѣ восьмидесятые годы отрезвленія русскихъ умовъ и обращенія ихъ къ родной забытой старинѣ, имѣли въ лицѣ Вашемъ одного изъ главныхъ вдохновителей собиранія Руси — въ области убѣжденій и нравовъ — и несомнѣнно самаго главнаго — въ области преобразованій административныхъ, законодательныхъ...». Побѣдоносцевъ скончался 10 марта 1907 г.

Въ теченіе шести дальнѣйшихъ лѣтъ оберъ-прокурорами были: кн. А. Д. Оболенскій, кн. А. А. Ширинскій-Шихматовъ, одинъ изъ ближайшихъ сотрудниковъ Побѣдоносцева, управлявшій съ 1894 по 1903 г. московской сѵнодальной конторой, недолго бывшій товарищемъ оберъ-прокурора, П. П. Извольскій, С. М. Лукьяновъ. Съ 1911 по 1915 г. оберъ-прокуроромъ былъ, хорошо извѣстный духовенству, Владиміръ Карловичъ Саблеръ. Службу въ Сѵнодѣ онъ началъ съ 1881 г., занимая должность юрисконсульта, потомъ былъ управляющимъ канцеляріей. Съ 1892 г. по 1905 г. онъ со/с. 757/стоялъ товарищемъ оберъ-прокурора. Антоній (Храповицкій), еп. волынскій, при оставленіи имъ послѣдней должности, писалъ ему: «...Своей горячей любовію къ Божественной службѣ Вы, можно сказать, поворотили исторію русскаго богослуженія, Вы удержали ее отъ стремительнаго удаленія отъ богопреданныхъ образцовъ къ западно-европейскимъ чувственнымъ эффектамъ, подъ Вашимъ вліяніемъ церковная служба духовныхъ школъ, монастырей и приходовъ вновь украсилась забытыми сокровищами молитвы, созданными богопросвѣщенными мужами или, вѣрнѣе, Святымъ Духомъ. Не всѣ духовныя лица цѣнятъ эти возвращенныя церквамъ стихиры, антифоны и осьмогласіе, но должны помнить, что, помимо прочаго, богослуженіе и въ наше время составляетъ девять десятыхъ созидающихъ силъ Церкви, а проповѣдь у насъ такъ скудна и школьное обученіе такъ формально, бѣдно и далеко отъ жизни, что едва-ли одна десятая воспитывающихъ силъ церкви выполняются этими отправленіями. Но и здѣсь дѣло не шло внѣ Вашего вліянія. Благодаря послѣднему наши семинаріи хоть нѣсколько прониклись началами духовнаго воспитанія и проповѣдничество стало предметомъ практическихъ упражненій учащихся. Говорить ли о миссіонерской проповѣди, о борьбѣ съ ересями и расколомъ, объ утвержденіи единовѣрія. Здѣсь все живое по всей Россіи и далеко заграницей носитъ печать Вашего вліянія и покровительства, и всѣ почти миссіонеры считаютъ Васъ своимъ личнымъ другомъ. Строеніе храмовъ Божіихъ, учрежденіе св. обителей, церковно народная школа — все это двигалось и, можно сказать, дышало Вами... Особенно трогательнымъ для меня въ частности являлось то чисто материнское участіе, съ которымъ Вы, никѣмъ не побуждаемый, вникали во всякое ходатайство крестьянъ по своимъ приходскимъ дѣламъ; можно было думать, что Вы сами прихожанинъ любого села далекаго Заволжья или Сибири, откуда приходили малограмотныя просьбы приходскихъ уполномоченныхъ. Одинъ маститый іерархъ говорилъ мнѣ, что хотя скопленіе дѣлъ и понуждаетъ всѣхъ насъ быть подчасъ чиновниками, но наименѣе чиновникомъ среди насъ являлись всегда Вы, незабвенный Владиміръ Карловичъ. Да, будучи по своему званію чиновникомъ Духовнаго Вѣдомства, Вы на самомъ дѣлѣ были прежде всего сыномъ Церкви и радѣтелемъ ея славы...» Будучи оберъ-прокуроромъ Саблеръ развивалъ ту же дѣятельность.

Послѣдними оберъ-прокурорами были: А. Д. Самаринъ, А. Н. Волжинъ и Н. П. Раевъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 749-757.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.