Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Епархіальное управленіе. Духовенство.

По офиціальнымъ даннымъ 1904 г. въ Россіи были 4 митрополіи, 1 экзархатъ и 62 епархіи. Карташевъ, указывая, что при Петрѣ Великомъ въ Россіи было 15 милліоновъ православныхъ, въ царствованіе же императора Николая II 115 мил., пишетъ: «Въ патріаршемъ періодѣ Россія имѣла 20 епархій съ двадцатью епископами. Кончила свой императорскій періодъ Русская Церковь при 64 епархіяхъ и приблизительно 40 викаріатствахъ, возглавляемая болѣе чѣмъ 100 епископами».

Епархіальное управленіе состояло изъ епархіальнаго архіерея съ подчиненными ему вспомогательными лицами и учрежденіями, каковы: викарій, консисторія, благочинный съ благочинническимъ совѣтомъ, епархіальныя попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія и депутаты [1]. Послѣднее названіе примѣнялось къ духовному лицу, вызываемому при слѣдствіи о лицахъ духовныхъ, къ лицамъ, избираемымъ въ качествѣ членовъ на училищные и общеепархіальные съѣзды духовенства и командируемымъ епархіальными начальствами для присутствованія въ засѣданіяхъ земствъ и городскихъ думъ, при разбирательствѣ гражданскихъ дѣлъ, связанныхъ съ церковными землями. Глава управленія — архіерей, по избраніи Св. Сѵнодомъ, утверждался Государемъ; въ предѣлахъ своей епархіи являлся совершенно самостоятельнымъ начальникомъ указанныхъ учрежденій и духовенства. Въ качествѣ хозяйственнаго учрежденія при немъ существовалъ архіерейскій домъ. Въ каждой почти епархіи издавались «Епархіальныя Вѣдомости». Починъ въ созданіи этого органа принадлежалъ архіепископу херсонскому Иннокентію (Борисову). Въ Свят. Сѵнодѣ вопросъ этотъ проведенъ былъ епископомъ херсонскимъ Димитріемъ (Муретовымъ). Въ апрѣлѣ 1861 г. первыми вышли въ свѣтъ «Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости» при архіеп. Нилѣ (Исаковичѣ). По даннымъ 1904 г., «Епархіальныя Вѣдомости» издавались во всѣхъ епархіяхъ, кромѣ финляндской и туркестанской («Прав. Богосл. Энц.»).

Въ 1816 г. изъ управленія оберъ-священника, стоявшаго съ 1800 г. во главѣ духовенства арміи и флота, выдѣлено было особое управленіе духовенствомъ гвардейскихъ полковъ подъ вѣдѣніемъ оберъ-священника главнаго штаба и гвардіи. Въ 1840 г. /с. 759/ учреждена должность оберъ-священника въ отдѣльномъ кавказскомъ корпусѣ, съ подчиненіемъ оберъ-священнику арміи и флота. Все это управленіе было независимо отъ епархіальныхъ властей и подчинялось непосредственно Св. Сѵноду. Въ 1858 г. оберъ-священники были переименованы въ главныхъ священниковъ. Въ 1890 г. все управленіе военнымъ духовенствомъ объединено подъ вѣдомствомъ одного протопресвитера военнаго и морского духовенства и состоящаго при немъ духовнаго правленія.

Выше упоминалось о возникшемъ въ 1808 г. комитетѣ, одной изъ задачъ котораго было изыскать средства для созданія огромнаго капитала духовнаго вѣдомства, дававшаго бы возможность обезпечить содержаніе духовенства. Война 1812 г. нарушила всѣ эти предположенія. При императорѣ Николаѣ I усиленъ надѣлъ церквей землями. Для западныхъ епархій съ 1842 г. назначены были небольшіе, вспомогательные къ приходскимъ средствамъ, оклады, которые съ 1843 г. постепенно распространялись и на другія епархіи. Предоставленіе духовенству казеннаго жалованья значительно усилилось въ царствованіе императора Александра III.

Средствами содержанія бѣлаго духовенства служили: 1) казенное жалованье (заграничное духовенство, придворное, военное морское и часть приходскаго — по отчету за 1900 г. причты 24.660 церквей); 2) земельные надѣлы — отъ 33 до 99 десятинъ на причтъ, кромѣ усадебъ, каковыя земли не подлежали никакимъ налогамъ и могли быть отчуждаемы не иначе, какъ съ Высочайшаго соизволенія; 3) доброхотныя даянія, частью деньгами, а часто — въ сельскихъ приходахъ — хлѣбомъ и разными естественными продуктами («Прав. Богосл. Энц.»).

Послѣдній разборъ духовенства, касавшійся лишнихъ церковниковъ и дѣтей духовенства былъ произведенъ въ 1830-31 годахъ. «Наконецъ, указами 1827 и 1830 годовъ (о поступленіи въ военную и гражданскую службу) и статьями свода законовъ 1842 г. были точно опредѣлены права рожденія и воспитанія священно- и церковно-служительскихъ дѣтей», пишетъ Знаменскій, «и для нихъ получилась возможность болѣе выгоднаго и почетнаго выхода изъ своего сословія съ правами нѣкоторой привиллегированности при избраніи службы или другого рода занятій, по самому происхожденію и безъ приписки къ податному состоянію. Окончательное расторженіе сословной замкнутости духовенства послѣдовало въ 1869 г.: 16 апрѣля опредѣлены были новые сокращенные штаты церквей, а указомъ 26 мая дѣти духовенства вовсе отчислены отъ состава духовенства, — священно-служительскія съ правами личнаго дворянства или потомственнаго почетнаго гражданства, /с. 760/ церковно-служительскія съ правами личнаго почетнаго гражданства, послѣ чего духовное сословіе опредѣлялось только кругомъ лицъ, состоявшихъ на дѣйствительной церковной службѣ».

Примѣчаніе:
[1] Попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія учреждены въ 1823 г. при консисторіяхъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 758-760.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.