Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Духовное просвѣщеніе.

Въ 1808 г. въ Россіи были четыре духовныхъ академіи: кіевская, московская, петербургская и казанская, 36 семинарій, до 115 низшихъ духовныхъ училищъ, съ числомъ учениковъ, простиравшимся до 28.000 человѣкъ.

На основаніи комитетскаго проекта 1808 г., о которомъ упоминалось (стр. 726), всѣ духовныя школы въ первый разъ были объединены подъ управленіемъ Комиссіи дух. училищъ въ видѣ особаго духовно-учебнаго вѣдомства, являвшагося отдѣленіемъ Сѵнода. Непосредственный надзоръ за средними и низшими учебными заведеніями составлялъ обязанность академій. Вѣдомство раздѣлено на академическіе округи и получило общіе однообразные уставы. Академіи оставлены съ однимъ высшимъ образованіемъ для воспитанниковъ, уже окончившихъ семинарскій курсъ. Семинаріямъ — по одной на епархію — предоставлено среднее духовное образованіе. Низшія училища — уѣздныя (по 10 на епархію) и приходскія по благочиніямъ (по 30 на каждую епархію) должны были раздѣлить между собою трудъ низшаго образованія дѣтей. Число всѣхъ школъ на дѣлѣ не достигло до предположенныхъ цифръ. Низшихъ школъ открыто было всего до 300. Академій оставлено три, т. к. казанская была въ 1818 г. на время обращена въ преобразованную семинарію съ присоединеніемъ ея округа къ московскому. Она открыта была вновь въ 1842 г. Основныя предположенія 1808 г. были въ значительной мѣрѣ осуществлены. Въ 1814 г. были изданы ихъ уставы, написанные отчасти Сперанскимъ, главнымъ же образомъ владыкой Ѳеофилактомъ. По своему общему характеру, всѣ духовныя школы созданы были въ видѣ сословныхъ школъ смѣшаннаго типа, съ общеобразовательнымъ и спеціальнымъ курсами вмѣстѣ. Образованіе въ нихъ по прежнему сдѣлано обязательнымъ для дѣтей духовенства. Число учениковъ /с. 795/ семинарій дошло въ царствованіе имп. Александра I до 46.000. Курсъ низшихъ школъ имѣлъ общій элементарный характеръ, вслѣдствіе чего въ эти школы дозволялось принимать учениковъ и изъ другихъ сословій. Въ семинаріяхъ, составленныхъ изъ трехъ двухгодичныхъ отдѣленій, называвшихся по главнымъ своимъ предметамъ риторикой, философіей и богословіемъ, послѣднее отдѣленіе имѣло спеціальный духовный характеръ. Въ академіяхъ курсъ дѣлился на два двухгодичныхъ отдѣленія — общеобразовательное и спеціально-богословское. Студенты академій по окончаніи курса удостаивались степеней кандидата и магистра и особыхъ окладовъ по этимъ степенямъ, если они примутъ священный санъ. Въ 1814 г. комиссія дух. училищъ удостоила нѣсколько духовныхъ лицъ степени доктора богословія, тоже получавшихъ особые оклады. Магистры и доктора въ священномъ санѣ получали особые кресты. Съ 1820 г. на содержаніе всѣхъ духовныхъ школъ отпускалось 1.674.120 руб. Всѣ школы пришли послѣ этого въ замѣтное оживленіе; повсюду началась стройка и перестройка зданій, улучшилось содержаніе учителей и казеннокоштныхъ учениковъ. (Знаменскій).

Въ духовныхъ учебныхъ заведеніяхъ воспитаніе должно было вестись въ духѣ евангельскомъ. Часть предметовъ была яснѣе опредѣлена, чѣмъ прежде, другіе введены вновь. Таковыми новыми были: математика, ранѣе почти неизвѣстная, исторія всеобщая и церковная, преподававшаяся кое-гдѣ, языки — еврейскій, нѣмецкій и французскій, по временамъ звучавшіе въ академіяхъ и почти никогда въ семинаріяхъ. Греческому языку назначена была важность одинаковая съ латинскимъ, тогда какъ прежде вовсе не слыхали его въ училищахъ и рѣдко въ семинаріяхъ. Введена была герменевтика, которой въ семинаріяхъ не знали, хотя по мѣстамъ толковали св. Писаніе. Даже въ кіевской академіи только съ 1798 г. стали преподавать герменевтику и церковную исторію. Планъ образованія, начертанный Комитетомъ, могъ быть приведенъ въ исполненіе только постепенно. Академія новаго образованія сначала была открыта въ 1809 г. только въ Петербургѣ. Въ томъ же году открыты были низшія заведенія по новому плану въ петербургскомъ округѣ. Способнымъ людямъ поручено было приготовить учебныя книги. Скоро появились «Библейская исторія» Филарета (Дроздова), превосходное руководство для академій, и «Церковная исторія» Иннокентія (Смирнова). Въ то же время разосланы были по семинаріямъ конспекты богословскихъ и философскихъ наукъ. Первый курсъ петербургской академіи кончился благополучно. Изъ числа воспитанниковъ его яви/с. 796/лись впослѣдствіи митрополитъ и 7 архіепископовъ. Изъ начальниковъ же — 3 митрополита, 2 архіепископа и 2 епископа. Въ 1814 г., когда окончился этотъ выпускъ, онъ могъ дать способныхъ наставниковъ для семинарій. Въ 1814 г. явилась возможность по новому плану открыть московскую академію въ Троицко-Сергіевой лаврѣ. Тогда же введено преобразованіе въ семинаріяхъ петербургскаго и московскаго округовъ. Дѣло все болѣе развивалось. Въ 1822 г. на основаніи опыта напечатаны были подробные проекты уставовъ для академій, семинарій и училищъ. Впродолженіи 16 лѣтъ число учащихся возросло отъ 30.000 до 46.000, а число училищъ вдвое. Къ концу царствованія имп. Александра I уже и въ селахъ много было священниковъ, получившихъ полное семинарское образованіе, тогда какъ при имп. Екатеринѣ и въ городахъ бывали неученые священники.

Правительственные отпуски на содержаніе школъ повышались. Но все же положеніе въ семинаріяхъ было еще тяжелымъ. Дѣло въ томъ, что, вслѣдствіи бѣдности духовенства, училищныя начальства вынуждены были принимать на казенное содержаніе много бѣдныхъ учениковъ сверхъ штата. Вслѣдствіи этого приходилось сокращатъ то, что шло на содержаніе штатныхъ бурсаковъ. Приходилось изъ семинарскихъ окладовъ помогать низшимъ школамъ. Въ 1836 г. — въ царствованіе имп. Николая I — послѣдовала новая прибавка къ училищнымъ окладамъ. Въ томъ же году предприняты были самыя дѣятельныя мѣры къ совершенному преобразованію духовнаго юношества; по Высочайшему повелѣнію, изданы въ свѣтъ коренные уставы Вселенской Церкви, какъ основаніе каноническаго права, не имѣвшаго мѣста въ программахъ духовно-учебныхъ заведеній прежняго времени; сдѣланы главными руководствами въ преподаваніи догматическаго богословія «Изложеніе православной вѣры», написанное восточными патріархами, и «Православное исповѣданіе вѣры», составленное Петромъ Могилой; въ академіяхъ и семинаріяхъ введено ученіе объ отцахъ Церкви и распространено на всѣ три отдѣленія преподаваніе спеціальныхъ богословскихъ наукъ; возобновлено изданіе книги Стефана Яворскаго «Камень вѣры» и, наконецъ, пространный катихизисъ московскаго митрополита Филарета, совершенно переработанный авторомъ, согласно съ строгими требованіями древняго православія, введенъ въ 1839 г. въ повсемѣстное употребленіе, въ качествѣ школьнаго руководства по Закону Божію. (Благовидовъ).

Въ 1840 г. введены были науки — патристика, пастырское и собесѣдовательное богословіе и, кромѣ того, знанія чисто практи/с. 797/ческаго характера — сельское хозяйство, съемка и черченіе плановъ, медицина и оспопрививаніе, иконописаніе. Богословскіе предметы перенесены были и въ общеобразовательные классы, философія признана была въ семинаріяхъ ненужной и изъ нея оставлены только логика и опытная психологія.

Въ шестидесятыхъ годахъ произведена была новая реформа, вызванная разными недочетами, въ особенности же тяжелымъ матеріальнымъ положеніемъ школъ въ которыхъ казеннокоштные ученики голодали, зданія оставались безъ ремонта, учителя же уходили въ другія вѣдомства. Новая реформа обсуждалась съ 1860 по 1866 гг. Наряду со спеціальными комиссіями, обсуждали ее епархіальные архіереи, ректоры, академическіе совѣты и даже печать. Правительство ассигновало казенное пособіе школамъ въ размѣрѣ полутора милліона руб. Въ маѣ 1867 г. духовно-учебное управленіе замѣнено было дух.-учебнымъ комитетомъ и утверждены новые семинарскій и училищный уставы, а въ 1869 г. академическій уставъ. Администрація дух.-учебной части получила новый видъ. Она была сосредоточена въ одномъ дух.-учебномъ комитетѣ. Академическіе округи были упразднены и академіи освобождены отъ несвойственныхъ имъ административныхъ заботъ. Во внутреннемъ управленіи дух. школъ проведено начало самоуправленія и начало выборное, касавшіяся всѣхъ должностныхъ лицъ, кромѣ ректоровъ академій. Такимъ образомъ во всѣхъ дѣлахъ заинтересованными оказались члены учебнаго и педагогическаго составовъ учебныхъ заведеній. Въ дѣлахъ семинарій и училищъ призвано было къ участію и мѣстное духовенство, выбиравшее своихъ представителей въ правленія учебныхъ заведеній. Учебная часть семинарій и училищъ была организована съ болѣе стройнымъ распредѣленіемъ предметовъ общеобразовательнаго и спеціальнаго курсовъ. Для сокращенія семинарскаго курса изъ него были выпущены даже библейская исторія, ученіе о богослужебныхъ книгахъ и патристика; обширнѣе было поставлено преподаваніе философіи. Нововведеніемъ и въ семинаріяхъ и въ академіяхъ было преподаваніе педагогики, при которомъ имѣлось въ виду ближайшее участіе духовенства въ дѣлѣ народнаго образованія. Самой благотворной стороной новой учебной реформы было возвышеніе духовно-училищныхъ окладовъ, прекратившее прежнее бѣдственное состояніе дух. школъ. Свѣчной сборъ въ 1870 г. былъ замѣненъ процентнымъ со всѣхъ церковнихъ доходовъ, по 10-21 процентовъ съ каждой церкви. Въ царствованіе имп. Александра III изданъ въ 1884 г. новый уставъ духовныхъ академій и семинарій. Профессорамъ и учителямъ возвышены /с. 798/ оклады содержанія и пенсій, примѣнительно къ положенію министерства народнаго просвѣщенія.

Стали создаваться школы для образованія дочерей духовенства. Начало этому положено было вѣдомствомъ Императрицы Маріи въ 1843 г., создавшимъ въ Царскомъ Селѣ такую школу. За нимъ стали открывать и другія школы въ рядѣ городовъ. Съ 1860 г., съ возбужденіемъ въ средѣ духовенства сословной самодѣятельности, по епархіямъ начали создавать епархіальныя женскія училища, содержавшіяся на средства епархіальнаго духовенства. Училища эти создались во всѣхъ епархіяхъ и имѣли очень большое значеніе.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 794-798.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.