Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Представители духовной науки и проповѣдничества.

Въ 1805 г. издана «Краткая Церковная Россійская исторія» митрополита московскаго Платона. До этого труда составители русской церковной исторіи, по отзыву проф. Н. Н. Глубоковскаго [1], ограничивались лѣтописно-повѣствовательными сообщеніями, митрополитъ же Платонъ, по его словамъ «держится собственно лѣтописнаго распорядка,» но группируетъ свой матеріалъ болѣе систематично и, главное, вездѣ рисуется «любезнымъ и привлекательнымъ исторіи свойствомъ — истины и безпристрастія», почему старательно примѣняетъ трезвый критицизмъ въ обсужденіи литературныхъ свѣдѣній и жизненныхъ явленій». Въ 1807-16 г.г. напечатана была «Исторія Россійской іерархіи», въ 6 частяхъ, составленная совмѣстно ректоромъ новгородской семинаріи Амвросіемъ (Орнатскимъ), будущимъ епископомъ пензенскимъ, и епископомъ вологодскимъ Евгеніемъ (Болховитиновымъ), будущимъ митрополитомъ кіевскимъ. Трудъ этотъ, изобилующій данными, далъ прочное основаніе послѣдующимъ трудамъ по русской церковной исторіи. Знаменскій пишетъ: «Евгеній до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, /с. 799/ посвящая свои труды преимущественно собиранію матеріаловъ, разработкѣ первоисточниковъ и всякаго рода каталогизаціи. Во всѣхъ епархіяхъ, гдѣ онъ служилъ — въ Новгородѣ, Вологдѣ, Псковѣ, Кіевѣ — владыка Евгеній вездѣ изучалъ мѣстные архивы, собиралъ свѣдѣнія объ іерархахъ, монастыряхъ, святыняхъ и составлялъ обо всемъ замѣтки, каталоги и цѣльныя изслѣдованія. Такъ явились его «Разговоры о древностяхъ Новгорода», матеріалы для исторіи вологодской іерархіи, святыхъ и монастырей, статьи о пермскихъ древностяхъ, «Исторія княжества Псковскаго», «Лѣтопись Изборска», Описаніе Кіево-Софіевскаго собора и Кіево-Печерской Лавры и др. Много лѣтъ онъ работалъ надъ составленіемъ своихъ знаменитыхъ «Словарей русскихъ писателей» свѣтскихъ и духовныхъ. Онъ велъ обширную переписку и сношенія со всѣми почти русскими учеными и библіографами и съ извѣстнымъ тогдашнимъ меценатомъ русскихъ ученыхъ гр. Н. П. Румянцевымъ. Его замѣтками о Кормчей пользовался въ своемъ «Обозрѣніи Кормчей» баронъ Розенкампфъ. Въ числѣ обработанныхъ имъ древнихъ памятниковъ были граматы св. кн. Мстислава Юрьеву монастырю, Исторія кн. Курбскаго, Хожденіе Даніила и др. Ученыя общества, университеты, академія наукъ приглашали его въ число своихъ членовъ». Проф. М. П. Погодинъ писалъ о немъ: «Вотъ былъ человѣкъ, который не могъ пробыть нигдѣ одного дня безъ того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу исторіи... Замѣчу еще особенность въ его умѣ и характерѣ: необыкновенная положительность безъ примѣси малѣйшей идеальности. Это былъ какой то статистикъ исторіи. Онъ, кажется, не жалѣлъ, если гдѣ чего ему не доставало въ исторіи; для него это было какъ будто все равно. Что есть, — хорошо, а чего нѣтъ, — нечего о томъ и думать. Никакихъ заключеній, разсужденій». «Но за-то», пишетъ о немъ проф. Н. Н. Глубоковскій, «фактическая сторона у него всегда документальна и провѣрена тщательно, а всѣ ея части размѣщаются по объективнымъ рубрикамъ взаимной исторической связи, хотя бы внѣшней и нуждающейся во внутреннемъ освѣщеніи. Собранъ былъ богатый, обоснованный и упорядоченный матеріалъ, который вмѣстѣ съ другими церковно-историческими запасами самъ собою просился въ рамки научной систематизаціи».

Епископъ Амвросій (Орнатскій), уйдя въ 1825 г. на покой, выѣхалъ изъ Пензы въ нагольномъ тулупѣ и въ Кириллово-Бѣлоозерскомъ монастырѣ заключился въ тѣсной кельѣ. Здѣсь онъ питался только просфорой, которую приносили къ окну его. Въ глубокую полночь, при свѣтѣ луны, видѣли его издали стоящимъ на паперти на колѣняхъ съ воздѣтыми къ небу руками. Иначе /с. 800/ онъ не видался ни съ кѣмъ. 27 дек. 1827 г. просфора, оказавшаяся на окнѣ кельи, дала знать, что святитель окончилъ свой земной путь.

Обработкой матеріала, оставленнаго митр. Евгеніемъ, занялся самоотверженный даровитый владыка Филаретъ (Гумилевскій) архіеп. черниговскій (1859-66), ранѣе харьковскій (1848-59). Онъ выпустилъ въ 1847-48 гг. «Исторію русской Церкви», въ пяти періодахъ, обнимающихъ годы съ 988 по 1826 г. Трудъ этотъ совмѣщаетъ массу свѣдѣній, не рѣдко добытыхъ собственными розысканіями и справками, отличается, по отзыву проф. Глубоковскаго, «безспорнымъ искусствомъ комбинированія по существеннымъ началамъ жизненныхъ явленій, почему послѣднія сразу становились ясными въ этой перспективѣ по своей подлинной исторической природѣ и не нуждались въ детальномъ разсмотрѣніи». Архіеп. Филаретомъ составленъ былъ «Обзоръ русской духовной литературы» (862-1863), содержащій цѣнныя данныя.

Еще болѣе значительнымъ историческимъ трудомъ была «Исторія Русской Церкви» митр. московскаго Макарія (Булгакова), занимавшаго до этого каѳедры тамбовскую, харьковскую и литовскую. Трудъ этотъ заключаетъ XIII томовъ (послѣдній изданъ послѣ его смерти). Авторъ обогатилъ науку множествомъ всякихъ научныхъ сокровищъ высокаго значенія.

Извѣстны и другіе труды упомянутыхъ авторовъ. Архіеп. Филаретъ написалъ: Историческое ученіе объ отцахъ Церкви. Историческій обзоръ пѣснопѣвцевъ греческой Церкви. Русскіе святые въ 12 книжкахъ съ ученой обработкой ихъ житій. Святыя подвижницы восточной Церкви. Историко-статистическое описаніе харьковской и черниговской епархій. Объясненіе на посланіе къ Галатамъ. Ученіе евангелиста Іоанна о Словѣ. Система догматики.

Митр. Макаріемъ написано: Исторія кіевской академіи. Исторія русскаго раскола старообрядчества. Введеніе въ православное богословіе и полная система догматическаго богословія. О послѣднемъ трудѣ упомянуто будетъ ниже.

Большой и тщательно разработанный трудъ проф. Е. Е. Голубинскаго «Исторія Русской Церкви», обнимающая событія до митр. Макарія (1542-63) включительно. Всѣ историческія событія имъ до крайней тщательности провѣрены. Но критицизмъ захватываетъ его полностью и это отражается на всемъ его трудѣ. Глубоковскій, признавая значеніе его крупнаго труда и новаго освѣщенія имъ ряда вопросовъ, пишетъ: «Его критическій молотъ былъ не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бившій на своемъ пути направо и налѣво все попадавшееся прямо на /с. 801/ смерть за простую слабость, лишая ее самаго права на существованіе, всегда условное въ земной ограниченности. Вообще у него критическая сторона гораздо выше, чѣмъ конструктивная, къ которой онъ имѣлъ меньше и склонности и способности». Умеръ онъ въ 1904 г.

Русскую богословско-историческую науку обогатилъ владыка Арсеній (Иващенко), еп. кирилловскій, викарій новгородской епархіи, до этого настоятель московскаго ставропигіальнаго Заиконоспасскаго м. Важнѣйшій его трудъ «Лѣтопись церковныхъ событій и гражданскихъ отъ Рождества Христова до 1898 года». Димитрій (Самбикинъ), архіеп. Тверской (1839-1908), извѣстенъ выдающимися учеными трудами по русской церковной исторіи и археологіи; замѣчателенъ его «Мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ, всею русскою церковію или мѣстно чтимыхъ», — трудъ, не встрѣчаемый у предшественниковъ. Проф. П. Н. Жуковичъ, за свою работу объ его научно-литературной дѣятельности удостоенный степени доктора церк. исторіи, отмѣчалъ, что «Мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» есть своеобразный Мѣсяцесловъ, отразившій въ себѣ и религіозно-церковное міровоззрѣніе русскаго народа и другія стороны его жизни». Извѣстенъ историческими трудами прот. Василій Жмакинъ, съ 1900 г. членъ учебнаго комитета при Св. Сѵнодѣ. Лучшій его трудъ магистерская диссертація: «Митрополитъ Даніилъ и его сочиненія». Авторъ многихъ трудовъ В. З. Завитневичъ, профессоръ кіевской академіи. Его докторская диссертація «Алексѣй Степановичъ Хомяковъ» (1902), по отзыву рецензента проф. Жуковича, «оставляетъ послѣ себя впечатлѣніе цѣлаго, обширнаго по размѣрамъ и объединеннаго одной мыслью, богословско-историческаго трактата». Профессоръ И. А. Чистовичъ (1828-93) написалъ рядъ трудовъ, изъ которыхъ очень цѣненъ «Очеркъ исторіи западно-русской церкви». Много трудовъ напечатано М. І. Кояловичемъ (1828-91), сыномъ священника Гродненской г., профессоромъ петербургской дух. академіи, въ особенности объ уніи и о всемъ касавшемся его родного края. Его «Лекціи по исторіи Западной Россіи», напечатанныя въ 1864 г., имѣли еще три изданія. Въ 1871 г. вышло хорошее «Руководство къ русской церковной исторіи» проф. казанскаго университета П. В. Знаменскаго. Въ изданіяхъ начиная съ 1896 г. оно именуется «учебнымъ». Карташевъ, отдавая должное Знаменскому, съ большой похвалой отзывается и о трудѣ проф. новороссійскаго унив. А. П. Доброклонскаго († 1937 г. въ Бѣлградѣ): «Руководство по исторіи русской церкви» (писалось 1884-93 г.г.).

/с. 802/ Глубоковскій пишетъ: «Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата цѣнными работами монографическаго характера по всѣмъ отраслямъ и болѣе или менѣе важнымъ вопросамъ. Лишь приходское бѣлое духовенство, наряду съ государственнымъ вліяніемъ высшей іерархіи наиболѣе содѣйствовавшее проведенію христіанства въ глубину народной жизни на всемъ пространствѣ Россіи, изслѣдовано неполно и недостаточно, какъ это вѣрно касательно состоянія народа въ исторіи по его религіозно-церковной сторонѣ: — въ этомъ отношеніи открываются широкія перспективы и точнѣе обрисовываются благодарныя задачи, обѣщающія объективное научное разрѣшеніе. А о русскомъ православномъ приходѣ уже довольно и обработанныхъ трудовъ и систематизированныхъ матеріаловъ».

Самостоятельную отрасль изученія русской Церкви составляетъ исторія раскола. Вопросъ о научной спеціализаціи этого вопроса выдвинутъ былъ въ началѣ 50-хъ годовъ XIX в., къ которому относится и открытіе соотвѣтствующихъ каѳедръ при Духовныхъ Академіяхъ. Задачи были полемическія, судя и по названію этой науки «исторія и обличеніе русскаго раскола». По словамъ Глубоковскаго, «наиболѣе убѣдительно выразили этотъ принципіальный взглядъ митрополиты — Московскій Филаретъ (Дроздовъ) и С.-Петербургскій Григорій (Постниковъ), а Макарій (Булгаковъ) научно развилъ и обосновалъ его въ отдѣльномъ историческомъ трудѣ»... Исходя изъ того положенія, что расколъ является уклоненіемъ отъ каѳолической истины, заслуживающимъ разоблаченія и исправленія, писалъ свои ученые труды московскій проф. Н. И. Субботинъ. Онъ издавалъ журналъ «Братское Слово», гдѣ (1875-76, 1883-99 годы) было помѣщено также много важныхъ для исторіи раскола памятниковъ и всякихъ сообщеній. Ближайшимъ сотрудникомъ Субботина былъ умный, настойчивый и хорошо освѣдомленный по своему прежнему нахожденію въ расколѣ единовѣрческій архимандритъ Павелъ, по прозванію Прусскій. Къ теченію Субботина примыкалъ, вдохновляясь его принципами, казанскій профессоръ Н. И. Ивановскій. Въ другомъ видѣ изображался расколъ тѣми, которые видѣли въ немъ особую «народную вѣру» и усматривали въ немъ протестъ противъ современныхъ ему Церкви, государства и общества. Представителями такого теченія были казанскій проф. А. П. Щаповъ (начиная съ магистерской диссертаціи въ 1857 г.) и ученый историкъ проф. Н. И. Костомаровъ. Писали о расколѣ проф. московскаго университета Н. Ѳ. Каптеревъ въ историческомъ освѣщеніи, а такъ же напечатана была въ 1905 г. книга проф. Е. Е. Го/с. 803/лубинскаго «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами». Объ единовѣріи писали проф. Н. И. Петровъ, о. В. И. Жмакинъ, М. В. Семеновскій, проф. П. С. Смирновъ, о. М. П. Чельцовъ, о. С. И. Шлеевъ, потомъ единовѣрческій епископъ Охтенскій Симонъ и др. Труды послѣдняго Глубоковскій считаетъ написанными въ узко-тенденціозномъ духѣ.

Печатались труды о православномъ востокѣ. Главнымъ трудомъ въ этой области является работа академика проф. Е. Е. Голубинскаго о церквахъ Болгарской, Сербской и Румынской. Другіе труды: Проф. А. И. Александрова (еп. Анастасія) «Политическая и церковная жизнь славянства въ XIX в.» (Казань 1911); Архіеп. Филарета (Гумилевскаго) о «святыхъ южныхъ славянъ»; Проф. о. Т. И. Буткевича «Высшее управленіе въ православныхъ автокефальныхъ Церквахъ». Отдѣльныя работы: о Болгаріи — проф. академика И. С. Пальмова, проф. Н. Л. Туницкаго и др., о Сербіи — прот. М. П. Чельцова и проф. И. С. Пальмова (его же о Черногоріи), о православныхъ въ Австро-Венгріи — В. П. Мордвинова, проф. Г. А. Воскресенскаго, о. Д. Н. Якшича, о Чехіи — обширныя сочиненія проф. Пальмова, о Румыніи — митр. новгородскаго Арсенія (Стадницкаго), проф. Ѳ. А. Курганова, В. В. Колокольцева, Н. В. Лашкова, о Молдавіи — митр. Арсенія.

По всеобщей церковной исторіи въ нач. XIX вѣка извѣстны труды архимандрита Меѳодія (Смирнова), возглавлявшаго потомъ рядъ каѳедръ (ум. 1815). Имъ написана была «Исторія первыхъ вѣковъ христіанства» и «О Флорентійскомъ соборѣ». Ректоромъ петербургской семинаріи, архимандритомъ Иннокентіемъ (Смирновымъ), скончавшимся въ 1819 г. еп. пензенскимъ, выпущено было въ 1817 г. двухтомное «Начертаніе церковной исторіи съ библейскихъ временъ до XVIII столѣтія», сдѣлавшееся на долгое время классической книгой для духовныхъ школъ. Прот. Іоаннъ Григоровичъ (ум. 1853), воспитывавшійся на счетъ гр. Румянцева въ петербургской академіи, авторъ трудовъ по русской исторіи, издалъ переписку папъ съ россійскими государями и др.

Церковную исторію выдвинулъ на самостоятельный высокій ученый пьедесталъ проф. и ректоръ московской Академіи, прот. А. В. Горскій. Онъ не любилъ, по скромности, самъ печататься, но воспиталъ цѣлую историческую школу, «распространившуюся» по словамъ проф. Глубоковскаго «по всему простору русскаго богословскаго поля». Смѣнившій прот. Горскаго на академической каѳедрѣ, архим. Іоаннъ (Митропольскій) обработалъ исторію Вселенскихъ соборовъ. Другой близкій къ прот. Горскому, проф. А. П. Лебедевъ, скончавшійся въ 1908 г., прямой наслѣдникъ /с. 804/ его традицій, отличавшійся рѣдкой трудоспособностью, къ концу жизни объединилъ важнѣйшую часть своихъ трудовъ въ «Собраніи церковно-историческихъ сочиненій». Описывая исторію Вселенскихъ соборовъ, онъ съ «замѣчательною стройностью», пишетъ Глубоковскій, «показалъ заправляющее воздѣйствіе на нихъ Александрійской и Антіохійской школъ, изъ которыхъ каждая выдвигала тогда партію защитниковъ своихъ частныхъ рѣшеній того или другого спорнаго вопроса». Ученикомъ его, развивавшимъ его взгляды, былъ проф. А. А. Спасскій. Извѣстенъ историкъ проф. Ф. А. Терновскій. Крупнымъ авторитетомъ въ исторической наукѣ былъ проф. петроградской Духовной Академіи В. В. Болотовъ. Онъ, по словамъ Глубоковскаго, «поднялъ церковно-историческій научный идеалъ до чрезвычайности, непосильной для большинства, чтобы вездѣ говорить непремѣнно свое и въ готовомъ брать только достигнутое самимъ». Скончался онъ 46 лѣтъ. Его «Лекціи по исторіи древней Церкви» были изданы посмертно подъ редакціей проф. А. И. Брилліантова.

Русское богословіе всегда удѣляло большое вниманіе Византіи. Извѣстны труды проф. Н. Ѳ. Каптерева, проф. И. И. Малышевскаго. Ученымъ изслѣдователемъ Востока вообще былъ еп. Порфирій (Успенскій) чигиринскій (ум. 1885), бывшій также археологомъ. Подъ вліяніемъ проф. В. Г. Васильевскаго ученые интересовавшіеся Византіей принимали участіе въ «Византійскомъ Временникѣ», издававшемся съ 1894 г. Академіей Наукъ. Университетскимъ профессорамъ Ю. А. Кулаковскому, академику Ѳ. П. Успенскому, С. П. Шестакову, А. А. Васильеву, доценту К. Н. Успенскому принадлежатъ цѣльные курсы по византологіи. Византологами были профессора: И. Е. Троицкій, В. В. Болотовъ, Н. А. Скабалоновичъ, И. И. Соколовъ, А. П. Лебедевъ, И. С. Пальмовъ.

Какъ на историковъ укажемъ еще на историка-генеалога Ювеналія (Воейкова), игумена новоспасскаго (ум. 1807). Историкъ-археологъ Веніаминъ (Румовскій), еп. олонецкій, потомъ архіеп. архангельскій и нижегородскій (ум. 1811). Трудъ его «Новая скрижаль» архіеп. Филаретъ именуетъ знаменитымъ. Выдающимся церковнымъ археологомъ былъ владыка Савва (Тихомировъ), архіеп. тверской († 1896). Извѣстны работы проф. московскаго университета Н. И. Надеждина, скончавшагося въ 1856 г. Проф. кіевскихъ академіи и университета, прот. Софіевскаго собора, о. Іоанномъ Мих. Скворцовымъ написанъ рядъ историческихъ трудовъ (ум. 1863).

/с. 805/ По догматическому богословію, раскрывающему принципіальныя основы и теоретическія формы православной вѣры, замѣчательны три крупныхъ систематическихъ труда. Первымъ по времени было обширное «Православно-догматическое богословіе» преосвященнаго Макарія (Булгакова), впослѣдствіи митрополита московскаго. «Это», по отзыву Глубоковскаго, «— грандіозная попытка научной классификаціи накопившагося догматическаго матеріала, который она подвергаетъ строжайшему взаимному объединенію, принимая все пригодное и устраняя обветшавшее. Такъ подводился итогъ всему предшествующему развитію и создавалась фактическая возможность для дальнѣйшаго движенія по новымъ путямъ. Съ этой стороны историческая заслуга «Догматики» митр. Макарія несомнѣнна и громадна, не говоря уже о богатствѣ и разнообразіи цѣнныхъ данныхъ — особенно по библіологіи и церковно-отеческой литературѣ». Но тотъ же Глубоковскій находитъ въ этомъ трудѣ много научной схоластичности.

Вторымъ трудомъ было «Православное догматическое богословіе» архіеп. черниговскаго Филарета (Гумилевскаго). Его трудъ, по опредѣленію Глубоковскаго, «представляетъ историческое разъясненіе и оправданіе догматовъ во всей ихъ системѣ, не чуждой у него призвуковъ схоластическаго схематизма, но болѣе жизненной даже во внѣшней конструкціи». Третьимъ трудомъ — огромнымъ по размѣрамъ — является «Опытъ православнаго догматическаго богословія (съ историческимъ изложеніемъ догматовъ)» ректора Кіевской Духовной Академіи, епископа каневскаго Сильвестра (Малеванскаго). Трудъ этотъ болѣе всего вызываетъ одобреніе Глубоковскаго, признающаго его плодотворность несомнѣнно научной и жизненной. «Посему современная русская догматика», пишетъ Глубоковскій, «слѣдуетъ, — въ общемъ — завѣтамъ преосв. Сильвестра и не выдвигаетъ новой догматической системы, хотя имѣетъ для нея (положительныя и отрицательныя) опоры и въ твореніяхъ своихъ великихъ духовныхъ вождей, напр., у архіеп. Ѳеофана (Прокоповича), или у знаменитаго митрополита Московскаго Филарета (Дроздова)». Руководство по догматикѣ писалъ архим. Антоній (Амфитеатровъ), впослѣдствіи архіеп. казанскій. Архіеп. Филаретъ отмѣчаетъ, что владыка Ириней (Фальковскій), не разъ упоминаемый, составилъ замѣчательную по ясности и отчетливости догматику. Указываетъ Глубоковскій на отдѣльныя догматическія сочиненія: архим. Сергія (Страгородскаго), впослѣдствіи митр. нижегородскаго, замѣстителя патріаршаго престола; митрополита кіевскаго Антонія (Храповицкаго); протопресвитера І. Л. Янышева и др.

/с. 806/ Образцомъ обличительнаго богословія служитъ четырехтомное «Богословіе обличительное» ректора Казанской Духовной Академіи архим. Иннокентія (Новгородова). Проф. о. А. М. Иванцовымъ-Платоновымъ изданъ былъ трудъ «О западныхъ вѣроисповѣданіяхъ» и др. Высокія достоинства его научныхъ работъ признавались и за границей, напр. берлинскимъ профессоромъ А. Гарнакъ. Объ уніи писалъ проф. А. Л. Катанскій. Извѣстны труды проф. В. В. Болотова, о которомъ уже упоминалось выше. Архіеп. нижегородскій, ранѣе еп. астраханскій Хрисанфъ (Ретивцевъ), авторъ ряда богословскихъ трудовъ, писалъ о протестантствѣ. Въ «Трудахъ Кіевской Духовной Академіи» (1867-70 г.г.) печатались статьи проф. А. Ѳ. Гуляницкаго, въ иночествѣ Августина, впослѣдствіи еп. екатеринославскаго († 1892).

По академическому уставу 1912 г. выдѣлено было въ самостоятельный предметъ сектовѣдѣніе. Извѣстны труды профессоровъ прот. Т. И. Буткевича и С. Т. Голубева о русскихъ сектахъ. Проф. юрьевскаго университета К. К. Грассъ написалъ на нѣмецкомъ языкѣ обширное изслѣдованіе о хлыстахъ и скопцахъ. Въ Петербургѣ, подъ редакціей В. М. Скворцова, выходилъ съ 1896 г. журналъ «Миссіонерское Обозрѣніе».

Догматика тѣсно связана съ нравственнимъ богословіемъ. Богатый матеріалъ собранъ былъ въ «Запискахъ» прот. П. Ѳ. Солярскаго, но система его, по отзыву Глубоковскаго, носитъ совершенно отвлеченный характеръ. Извѣстны труды о. І. Л. Янышева и проф. М. А. Олесницкаго. Огромнымъ трудомъ является сочиненіе проф. о. Н. С. Стеллецкаго, въ которомъ христіанское нравоученіе развивается и освѣщается съ точки зрѣнія закона Божія и нравственныхъ обязанностей. «Жить — любви учить» — озаглавливается «Очеркъ православнаго нравоученія» прот. о. Ст. И. Остроумова. Вдохновенны были писанія приснопамятнаго о. Іоанна Сергіева Кронштадтскаго. Всестороннее разсмотрѣніе аскетизма заключается въ капитальныхъ трудахъ профессоровъ П. П. Пономарева и С. М. Зарина. Развитію православной аскетики оказали величайшія услуги епископъ тамбовскій Ѳеофанъ (Говоровъ), затворникъ Вышенскій (ум. 1894) и епископъ ставропольскій (съ 1857 по 1861) Игнатій (Брянчаниновъ), ум. въ 1867 г.

Пастырское богословіе, еще не какъ отдѣльная наука, выявляется въ курсахъ архіепископа казанскаго Антонія (Амфитеатрова) и у епископа мелитопольскаго Кирилла (Наумова) проф. петербургской Дух. Академіи (ум. 1866). Извѣстенъ трудъ проф. о. С. А. Соллертинскаго о пастырствѣ Христа Спасителя, /с. 807/ какъ основателя христіанскаго пастырства. Цѣлостныя построенія предлагаютъ сочиненія архим., впослѣдствіи епископа, Бориса (Плотникова) и митр. Антонія (Храповицкаго), который хорошо опредѣляетъ два пути пастырства: православный и латинскій. Трудъ его проникнутъ и аскетизмомъ. «Впрочемъ», поясняетъ Глубоковскій, «связь «пастырскаго богословія» съ «аскетикой» была и офиціально узаконена реформированнымъ 29 іюля 1911 г. академическимъ уставомъ». Богатѣйшій матеріалъ и одушевленно-выспренное освѣщеніе христіанскаго пастырства на основаніи исключительнаго по степени и разнообразію пастырскаго опыта содержатъ всѣ писанія о. Іоанна Кронштадтскаго, особенно «Моя жизнь во Христѣ». (Глубоковскій). П. И. Нечаевъ, магистръ богословія (ум. 1906), составилъ «Практическое руководство для священнослужителей», вышедшее въ 1912 г. одиннадцатымъ изданіемъ.

«Пастырь», пишетъ Глубоковскій, «всегда мыслится православнымъ сознаніемъ въ качествѣ религіознаго учителя по образу Христову и — спеціально — посредствомъ проповѣдническаго церковнаго слова». Такъ опредѣляется въ русскомъ богословіи гомилетика. Классическимъ трудомъ въ этой области служатъ «Чтенія о церковной словесности» проф. Я. К. Амфитеатрова, преподававшаго въ Кіевской Академіи (ум. 1848). Новая струя внесена была въ гомилетику, извѣстнымъ въ этой области авторитетомъ, проф. кіевской Академіи В. Ѳ. Пѣвницкимъ (ум. 1911), которому, по отзыву Глубоковскаго «гомилетическая наука обязана многочисленными и солидными вкладами теоретическаго и практическаго характера». Извѣстны также труды: митр. Антонія (Вадковскаго), профессоровъ В. П. Виноградова, Н. К. Никольскаго, Н. И. Барсова. «Горячій глашатай идеи «живого слова» въ проповѣди «въ новѣйшее время» архіепископъ харьковскій Амвросій (Ключаревъ) (ум. 1901) былъ, по словамъ Глубоковскаго, «тонкимъ церковнымъ витіей со всѣми достоинствами ученаго и оратора».

Въ области апологетики извѣстны труды проф. Н. П. Рождественскаго (ум. 1882) «Христіанская Апологетика», проф. кіевскаго университета, прот. П. Я. Свѣтлова «Курсъ апологетическаго богословія» (1900 г.), профессоровъ о. Е. П. Аквилонова «Научно-богословское самооправданіе христіанства. Введеніе въ православно-христіанскую апологетику». («Странникъ» 1893-94 г.г.) и о. М. К. Источникова.

Защита христіанства непосредственно соприкасается съ задачами философіи. «Послѣдняя», пишетъ Глубоковскій, «въ рус/с. 808/скихъ Духовныхъ Академіяхъ всегда была направлена къ раскрытію религіозно-богословскихъ областей знанія... И всѣ видные представители этой дисциплины (проф. В. Н. Карповъ въ Петроградѣ) неизмѣнно и успѣшно служили данной цѣли, отъ которой не уклонялись академическіе питомцы и на поприщѣ университетскаго преподаванія (напр., проф. П. Д. Юркевичъ въ Москвѣ). Достаточно указать хотя бы на знаменитаго Московскаго академическаго профессора протоіерея Ѳ. А. Голубинскаго, бывшаго не просто христіанскимъ философомъ, но именно и спеціально философомъ христіанства, въ теоретически-мистическомъ озареніи, когда раціональныя паренія проникали религіозныя влеченія вѣрующаго сердца и сами оживотворялись внутренними христіанскими созерцаніями... Славный преемникъ о. Ѳ. А. Голубинскаго — проф. В. Д. Кудрявцевъ-Платоновъ всю жизнь свою посвятилъ христіанской философіи «и въ своихъ многочисленныхъ трудахъ со всесторонней основательностью и законченностью развивалъ цѣлостную синкретическую систему христіански-теистическихъ воззрѣній». Голубинскій умеръ въ 1854 г., Кудрявцевъ-Платоновъ въ 1891 г. Владыка Антоній (Храповицкій) очень цѣнилъ проф. С.-Петербургской Академіи А. Е. Свѣтилина (1842-1887), преподававшаго во время его ученія логику, психологію и философію.

По толкованію Св. Писанія извѣстны труды еп. Меѳодія (Смирнова), о которомъ не разъ уже упоминалось, Иринея (Клементьевскаго), архіеп. псковскаго, одного изъ просвѣщеннѣйшихъ пастырей своего вѣка (ум. на покоѣ въ 1818 г.), Иннокентія (Смирнова) еп. пензенскаго, тоже упоминавшагося, Иринея (Фальковскаго), еп. чигиринскаго (ум. 1823), обладавшаго необыкновенными дарованіями и разнообразными свѣдѣніями, митр. московскаго Филарета (Дроздова), Сергія (Тихомирова) архіеп. японскаго, проф. Н. Н. Глубоковскаго, скончавшагося въ 1937 г. въ Софіи, гдѣ онъ преподавалъ въ университетѣ (былъ проф. петроградскихъ Дух. Академіи и университета) и Михаила Лузина, еп. курскаго (ум. 1887).

По патрологіи извѣстны труды архіеп. Филарета (Гумилевскаго) «Историческое ученіе объ отцахъ Церкви», проф. К. И. Скворцова, проф. Д. В. Гусева.

По церковному и каноническому праву писалъ Августинъ (Сахаровъ) еп. оренбургскій съ 1806 по 1819 г., скончавшійся въ 1841 г. на покоѣ. Іоанномъ (Соколовымъ) еп. смоленскимъ напечатанъ былъ въ 1851 г. «Опытъ курса церковнаго законовѣдѣнія». Проф. московскаго университета А. С. Павловымъ написанъ /с. 809/ «Курсъ церковнаго права», изданный посмертно въ 1902 г. Извѣстны также труды профессоровъ о. М. И. Горчакова, о. В. Г. Пѣвцова, Н. А. Заозерскаго, Н. С. Суворова, М. Е. Красножена.

По литургикѣ основоположникомъ ея научнаго бытія Глубоковскій считаетъ проф. И. Д. Мансветова (ум. 1885). Извѣстны также труды проф. Н. Ѳ. Красносельцева, оставившаго по себѣ обильный и цѣнный научный вкладъ. Ученикъ послѣдняго, проф. А. А. Дмитріевскій, преподававшій въ кіевской Академіи, является, по отзыву Глубоковскаго, лучшимъ и наиболѣе компетентнымъ въ Россіи литургистомъ. Крупной величиной въ этой области, по его же мнѣнію, являлся проф. московской Академіи А. П. Голубцовъ, скончавшійся въ 1911 г.

По церковной археологіи извѣстны работы профессоровъ А. П. Голубцова и Н. Ѳ. Красносельцева. Крупнѣйшимъ авторитетомъ въ этой области былъ проф. Петроградской Дух. Академіи Н. В. Покровскій, являвшійся первымъ по времени работникомъ на этомъ научномъ поприщѣ (ум. 1917). «Н. В. Покровскій», пишетъ Глубоковскій, «создалъ и утвердилъ церковно-археологическую науку на богословской почвѣ и несомнѣнно двинулъ ее впередъ касательно памятниковъ византійскихъ и особенно русскихъ». Крупнѣйшее значеніе имѣютъ труды академика-профессора Н. П. Кондакова, скончавшагося въ эмиграціи. «Труды его», пишетъ Глубоковскій, «посвященные особенно христіанской иконографіи и христіанскому искусству византійскому и древне-русскому, почти неисчислимы по количеству и многоцѣнны по непосредственной важности и по самому разнообразному научному воздѣйствію... Церковно-археологическій анализъ у Н. П. Кондакова таковъ, что нити его простираются на Востокъ и Западъ, переплетаются въ Византіи съ древне-греческими и своеобразно перевиваются въ русскихъ развѣтвленіяхъ. Позднѣйшія работы фиксируются на иконографіи, которой этотъ ученый корифей существенно послужилъ и практически по заведенію раціонально поставленныхъ иконописныхъ школъ и организаціею (въ 1901 году) «Высочайше учрежденнаго Комитета попечительства о русской иконописи», способствуя сему методическими разъясненіями и капитальными изданіями». Въ этой работѣ участвовали проф. Ю. А. Кулаковскій, академикъ В. В. Латышевъ, проф. М. И. Ростовцевъ и др. Все это продолжатели великой культурно-научной работы Кондакова въ широкомъ его планѣ. Къ виднымъ археологамъ надлежитъ отнести еп. чигиринскаго Порфирія (Успенскаго). Наряду съ митр. Евгеніемъ (Болховитиновымъ), много поработалъ надъ родной стариной митр. Арсеній (Стадницкій), съ 1910 г. /с. 810/ возглавившій новгородскую епархію. Выше упоминались владыки Веніаминъ (Румовскій) и Савва (Тихомировъ).

Кромѣ перечисленныхъ выше лицъ духовныхъ и свѣтскихъ, надлежитъ упомянуть также о слѣдующихъ просвѣщенныхъ дѣятеляхъ. Анатолій (Мартыновскій) архіеп. могилевскій (ум. 1872), извѣстный своими проповѣдями и борьбой противъ католичества. Его книга «Объ отношеніяхъ Римской церкви къ другимъ церквамъ и ко всему роду человѣческому». Проф. кіевскихъ Академіи и университета о. Іоаннъ Скворцовъ (ум. 1863) имѣлъ труды историческіе, философскіе; составилъ «Записки по церковному законовѣдѣнію». Н. Н. Бантышъ-Каменскій, начальникъ московскаго государственнаго архива (ум. 1814), написавшій исторію уніи и опубликовавшій много матеріаловъ важныхъ для исторіи русской Церкви. Исключительно даровитымъ былъ проф. Н. И. Надеждинъ (ум. 1856), о коемъ кратко упоминалось. Съ 1836 г. занятія его были обращены къ исторіи и этнографіи. Ѳеоктистъ (Мочульскій) архіеп. бѣлгородскій (ум. 1818) писалъ по апологетикѣ и педагогіи.

«Филаретъ Московскій», пишетъ Знаменскій, «болѣе полувѣка удерживалъ за собой первенство богословскаго и проповѣдническаго авторитета. Послѣ учебныхъ преобразованій, въ должности ректора академіи и члена комиссіи дух. училищъ, онъ былъ однимъ изъ главныхъ руководителей духовнаго образованія. Въ 1814 г. имъ была составлена подробная систематика или «Обозрѣніе богословскихъ наукъ». Изъ академическихъ трудовъ его получили классическое значеніе его толкованіе на 67 псаломъ и «Записки на книгу Бытія» и «Начертаніе библейской исторіи». Изъ послѣдующихъ его трудовъ извѣстны «Изложеніе разностей между восточной и западной церквами», «Разговоры между испытующимъ и увѣреннымъ о православіи Греко-Россійской церкви», «Бесѣды къ глаголемому старообрядцу» и особенно его Катихизисы, на которыхъ воспитывались въ религіи всѣ молодыя поколѣнія русскихъ людей съ 20-хъ годовъ до послѣдняго времени. Его слова и рѣчи, по глубинѣ и силѣ своего богословскаго содержанія, по высокому истинно-церковному краснорѣчію, крѣпкой діалектикѣ, сжатому, но художественному языку, представляютъ, можно сказать, высшую степень развитія проповѣднаго слова, назначеннаго для образованнаго и нѣсколько мыслящаго общества, а его письма, мнѣнія и резолюціи, изданныя послѣ его смерти, — неистощимый запасъ мудрости и совѣтовъ не только для духовныхъ, но и для свѣтскихъ администраторовъ и разныхъ практическихъ дѣятелей.» «Пространный катихизисъ» былъ напеча/с. 811/танъ впервые славянскимъ шрифтомъ въ 1823 г., вскорѣ вышелъ «Краткій катихизисъ». Въ 1824 г., по настоянію министра просвѣщенія Шишкова, печатаніе катихизисовъ было пріостановлено изъ за русскаго перевода текстовъ. По разсмотрѣніи ихъ Св. Сѵнодомъ, они были напечатаны церковнымъ шрифтомъ въ 1827 г., гражданскимъ въ 1828 г. Окончательно пересмотрѣнный катихизисъ былъ напечатанъ въ 1839 г. и съ тѣхъ поръ сохранялъ свой неизмѣнный видъ.

Виднымъ его современникомъ былъ знаменитый Иннокентій (Борисовъ), окончившій кіевскую академію магистромъ, скончавшійся въ 1857 г. архіеп. херсонскимъ. Кромѣ множества проповѣдей, послѣ него остались часть его лекцій по богословію въ кіевской академіи и нѣсколько историческихъ сочиненій. Огромное значеніе имѣли труды митр. Макарія (Булгакова) и архіеп. Филарета (Гумилевскаго), а также еп. Сильвестра (Малеванскаго). Въ позднѣйшее время крупными учеными были митр. Антоній (Храповицкій), митр. Сергій (Страгородскій). Стали выдвигаться на ученомъ поприщѣ б. ректоръ петроградской академіи, Ѳеофанъ (Быстровъ), архіепископъ полтавскій, скончавшійся въ 1940 году во Франціи и ректоръ московской академіи епископъ волоколамскій Ѳеодоръ (Поздѣевскій). О послѣднемъ владыка Антоній (Храповицкій) писалъ 13 ноября 1905 г. митр. кіевскому Флавіану: «Это звѣзда восходящая. Онъ можетъ повернуть жизнь академіи...»

Знаменскій отмѣчаетъ еще труды прот. Іоакима Кочетова, написавшаго «Черты дѣятельнаго ученія вѣры» (1824); проф. И. Я. Вѣтринскаго, издавшаго (1829-44) шесть томовъ «Памятниковъ древней христіанской церкви»; прот. Іоанна Скворцова († 1863), автора «Записки по церковному законовѣдѣнію»; монголовѣда Нила (Исаковича), архіепископа иркутскаго, потомъ ярославскаго, автора труда «О будущемъ» († 1874); Алексія (Лаврова-Платонова), архіепископа литовскаго, извѣстнаго канониста († 1890), еще во время своего профессорства въ московской академіи оказавшаго «важныя услуги церкви разработкой вопроса о церковномъ судѣ въ противодѣйствіе въ 1870-хъ годахъ либеральной реформѣ этого суда»; протопресвитера московскаго Архангельскаго собора, Михаила Богословскаго, ранѣе законоучителя въ Императорскомъ Училищѣ Правовѣдѣнія, получившаго степень доктора богословія за составленную имъ «Священную Исторію» Ветхаго и Новаго Завѣта, одного изъ первоклассныхъ богослововъ канонистовъ, написавшаго «Курсъ общаго церковнаго права» († 1884).

/с. 812/ Велико просвѣтительное значеніе твореній о. Іоанна Кронштадтскаго, епископовъ Игнатія (Брянчанинова) и Ѳеофана (Говорова), затворника Вышенскаго, давшихъ такъ много въ области аскетизма.

Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій), въ своемъ «Обзорѣ русской духовной литературы» въ числѣ мірянъ упоминаетъ извѣстнаго славянофила Ивана Вас. Кирѣевскаго (ум. 1855), философа, такъ понимавшаго свою ученую дѣятельность: «мы возвратимъ права истинной религіи, изящное согласимъ съ нравственностью, возбудивъ любовь къ правдѣ, глупый либерализмъ замѣнимъ уваженіемъ законовъ и чистоту жизни возвысимъ надъ чистотой слога». Онъ часто пользовался бесѣдами старца Филарета, схимника новоспасскаго, и оптинскаго старца о. Макарія. Кирѣевскій принималъ участіе въ приготовленіи къ печати отеческихъ сочиненій, издававшихся Оптиной пустынью. Ему же принадлежитъ обработка житія архим. Паисія (Величковскаго), гдѣ столько воспоминаній о великихъ подвижникахъ. Архіеп. Филаретъ пишетъ, что поэтъ и философъ А. С. Хомяковъ «былъ твердымъ бойцомъ съ заблужденіями запада. Извѣстны два письма его, гдѣ онъ обличаетъ какъ папизмъ, такъ и реформацію, въ раціонализмѣ. Нельзя сказать, что эти письма безъ ошибокъ: но сочинитель вѣрно понялъ болѣзни запада».

Въ числѣ мірянъ надо указать на Юрія Ѳеод. Самарина, упоминавшагося на стр. 789. Ранѣе его полемическаго труда «Іезуиты и ихъ отношеніе къ Россіи» (1865 г.) была извѣстна его замѣчательная диссертація о Стефанѣ Яворскомъ и Ѳеофанѣ Прокоповичѣ, которую онъ защищалъ въ 1844 г. въ московскомъ университетѣ. Въ ней ярко выявились его богословскія воззрѣнія. Часть ея была напечатана въ 1844 г.; полностью она вошла въ его «Сочиненія», изданныя посмертно его братомъ.

Необходимо также отмѣтить просвѣтительную дѣятельность А. Н. Муравьева (1806-74), писателя, много способствовавшаго ознакомленію русскаго общества со святынями православной Церкви и русской въ частности. Извѣстно его «Путешествіе по Св. мѣстамъ» (1850) и описаніе историческихъ обителей и храмовъ Россіи. Сочиненія его были первыми на русскомъ языкѣ книгами духовнаго содержанія, получившими довольно широкое распространеніе въ средѣ высшаго русскаго общества. И. П. Барсуковъ издалъ въ 1883 г. книгу: «Иннокентій, митрополитъ московскій и коломенскій, по сочиненіямъ, письмамъ и разсказамъ современниковъ». Это лучшая и полная біографія достойнѣйшаго іерарха и самоотверженнаго отечественнаго миссіонера.

/с. 813/ Для знанія благочестивыхъ русскихъ людей, преисполненныхъ неослабѣвающимъ всю жизнь порывомъ ко Христу, замѣчательны два труда. Архим. Никодимъ (Кононовъ), съ 1910 г. епископъ Рыльскій, составилъ: «Жизнеописанія отечественныхъ подвижниковъ благочестія 18 и 19 вѣковъ» (изд. 1905-1912). Е. И. Погожевъ (Поселянинъ) написалъ «Русская Церковь и Русскіе подвижники 18-го вѣка» (1905) и «Русскіе подвижники 19-го вѣка» (изданіе 3-е 1910).

Приводимъ отзывъ Николая Никаноровича Глубоковскаго о различныхъ духовныхъ изданіяхъ: «Для полноты обзора русскаго богословія по его литературнымъ обнаруженіямъ», пишетъ онъ, «мы должны отмѣтить, что имѣются уже солидные опыты объединенія достигнутыхъ имъ результатовъ, чему въ особенности служитъ издававшаяся (въ 1900-1911 г.г.) въ С-Петербургѣ (Петроградѣ) «Православная Богословская Энциклопедія»; пока она вышла въ двѣнадцати томахъ: первые пять (на слова «Алфа-Иѳика») подъ редакціею проф. А. П. Лопухина болѣе популярно и слѣдующіе семь (на слова «Іаванъ-Константинополь») подъ редакціей проф. Н. Н. Глубоковскаго въ самомъ широкомъ и высокомъ ученомъ масштабѣ. Необходимо въ заключеніе упомянуть еще о повременныхъ «духовныхъ» изданіяхъ, какихъ было въ Россіи весьма достаточно, не считая мѣстныхъ церковныхъ органовъ (выходившихъ обыкновенно въ каждой епархіи подъ названіемъ «Епархіальныхъ Вѣдомостей»). Наиболѣе солидными и вліятельными были четыре академическіе журналы: при Петроградской Духовной Академіи «Христіанское чтеніе» (съ 1821 года, а въ 1875-1913 годахъ вмѣстѣ съ еженедѣльнымъ журналомъ «Церковный Вѣстникъ»); при Московской — «Прибавленіе къ Твореніямъ св. Отцевъ» (1843-1864, 1871, 1872, 1880-1891 гг.), преобразованныя (съ 1892 года) въ «Богословскій Вѣстникъ»; при Кіевской (вмѣсто первоначально издававшагося при ней съ Пасхи 1837 года еженедѣльника «Воскресное Чтеніе») — «Труды Кіевской Духовной Академіи» (съ 1860 года); при Казанской — «Православный Собесѣдникъ» (съ мая 1855 года); сюда же можно отнести издававшійся въ Харьковѣ при Духовной Семинаріи журналъ «Вѣра и Разумъ» (съ 1884 года). Мы почти не касались этой необъятной литературы, но содержаніе ея разнообразно и богато, какъ можно судить и потому, что, за отсутствіемъ въ Россіи организованнаго богословскаго издательства, столь благотворно избавляющаго на Западѣ всѣхъ авторовъ отъ всякихъ хлопотъ по выпуску и распространенію книгъ, много капитальныхъ работъ (напр., даже богословскихъ диссертацій на ученыя степени /с. 814/ магистра и доктора) первоначально печатались именно на страницахъ духовныхъ журналовъ и потомъ выходили отдѣльными оттисками».

Надлежитъ упомянуть еще «Православное Обозрѣніе», издававшееся въ Москвѣ въ 1860-1891 годы, подъ редакціей свящ. Н. Сергіевскаго; характеръ его преимущественно публицистическій; онъ обсуждалъ проекты церковныхъ реформъ, нужды Церкви, явленія общественной жизни. Въ немъ печатались сочиненія А. М. Иванцова-Платонова. Хорошо было поставлено освѣдомленіе о церковной жизни на Западѣ и объ иностранной богословской литературѣ. Въ Москвѣ съ 1893 г. издавался миссіонерскимъ обществомъ «Православный Благовѣстникъ», въ С-Петербургѣ съ 1881 г. — «Православный Палестинскій Сборникъ». Изданіе предпринято было В. Н. Хитрово, съ 3-го выпуска оно перешло въ вѣдѣніе Палестинскаго общества. Въ С-Петербургѣ въ 1912-13 г.г. изданъ былъ издательствомъ П. П. Сойкина «Полный православный богословскій энциклопедическій словарь» (въ двухъ томахъ).

Важно отмѣтить весьма полезный, богатый многими данными, трудъ С. В. Булгакова «Настольная книга для священно-церковно-служителей (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства)». Послѣднее — третье — изданіе, исправленное и дополненное, вышло въ 1913 г., имѣя 1773 стр. В. Косолаповымъ составленъ обстоятельный: «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Церкви».

Глубоковскимъ не отмѣчена огромная просвѣтительная дѣятельность Лавръ: Троицко-Сергіевой, въ особенности при участіи архим. Никона (Рождественскаго), впослѣдствіи архіеп. вологодскаго и Почаевской, при участіи архим. Виталія (Максименко), впослѣдствіи архіепископа сѣверо-американскаго, издававшихъ листки для народа. Проповѣди послѣдняго очень любимы были народомъ. Первымъ создателемъ новаго, народнаго рода проповѣди, былъ прот. Иродіонъ Путятинъ, совершавшій свое служеніе въ Рыбинскѣ Ярославской губ. Много печаталъ Пантелеймоновскій монастырь на Аѳонѣ.

Изъ изложеннаго видно, какого огромнаго развитія достигло духовное просвѣщеніе въ XIX и началѣ XX столѣтій. Нѣкоторыя издательства, напр., Тузова, въ большомъ количествѣ издавали духовную литературу. Многое печаталось въ сѵнодальныхъ типографіяхъ въ Петербургѣ и въ Москвѣ.

А. В. Карташевъ въ трудѣ своемъ: «Очерки по исторіи Русской Церкви» (т. II, стр. 318-9) пишетъ о духовномъ просвѣщеніи: /с. 815/ «Въ свою раннюю пору Русская Церковь уже явила въ себѣ наличіе могучихъ силъ христіанскаго подвига и святости, но была еще во многомъ богословски младенствующей. Овладѣвъ за сѵнодальное время техникой и методикой научно-богословскаго знанія, она быстро стала самой высокой, самой сильной частью, можно сказать, даже гегемономъ всего Восточнаго Православія. И это потому, что она стала въ достаточной мѣрѣ научно оборудованной для состязанія и сотрудничества съ западными христіанскими церквами, до сихъ поръ смотрѣвшими на христіанскій Востокъ сверху внизъ, опираясь именно на свое научно культурное превосходство... Наши православные собратья — греки, славяне, арабы (сирійскіе), ослѣпляемые блескомъ западной цивилизаціи, продолжаютъ еще учиться богословію у западныхъ иновѣрцевъ, преимущественно у протестантовъ. Но разцвѣтъ русскихъ богословскихъ школъ открылъ имъ глаза и на этотъ новый, здоровый, православный источникъ богословской науки. Все возраставшее количество восточныхъ проходило (на русскія стипендіи) черезъ русскія духовныя академіи. Это способствовало и новому живому сближенію православныхъ церквей, такъ несчастно раздѣленныхъ и своими политическими и національными судьбами».

Извѣстными проповѣдниками были митрополитъ московскій Филаретъ (Дроздовъ); митрополиты петербургскіе Амвросій (Подобѣдовъ), Михаилъ (Десницкій) и Григорій (Постниковъ); экзархъ Грузіи Ѳеофилактъ (Русановъ); еп. пензенскій Иннокентій (Смирновъ); епископъ архангельскій Неофитъ (Докучаевъ-Платоновъ), въ Архангельскѣ именовавшійся «сѣвернымъ Златоустомъ» († 1825); Іаковъ (Вечерковъ), архіеп. нижегородскій († 1850). Слова и рѣчи его, по отзыву архіеп. Филарета, истинно-пастырскія поученія, простыя и дѣльныя. Архіеп. могилевскій Анатолій (Мартыновскій), извѣстный своими проповѣдями и борьбой съ католичествомъ; Архіепископы херсонскіе Иннокентій (Борисовъ), ум. въ 1857 г., Димитрій (Муретовъ), ум. въ 1876 г. и Никаноръ (Бровковичъ), ум. въ 1890 г., извѣстный и своими сильными обличеніями вредныхъ сочиненій гр. Л. Н. Толстого; Епископъ смоленскій Іоаннъ (Соколовъ), ум. въ 1869 г. Въ позднѣйшее время извѣстны были проповѣдники: митрополитъ кіевскій Антоній (Храповицкій), архіепископъ кишиневскій Анастасій (Грибановскій), прот. Іоаннъ (Восторговъ), выдающійся миссіонеръ, умерщвленный большевиками въ 1918 г.

Знаменскій пишетъ, что владыка Іоаннъ (Соколовъ) «первый осмѣлился касаться вопросовъ общественной жизни съ церковной каѳедры и сдѣлался, можно сказать, основателемъ этого новаго /с. 816/ рода церковной проповѣди за послѣднее время». Примѣру его слѣдовали упомянутые послѣ него проповѣдники. Такія проповѣди произносилъ часто и приснопамятный прот. Іоаннъ Кронштадтскій.

Примѣчаніе:
[1] Заслуженный профессоръ д-ръ богосл. Н. Н. Глубоковскій: «Русская богословская наука въ ея историческомъ развитіи и новѣйшемъ состояніи». Варшава. 1928 г.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 798-816.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.