Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Состояніе религіознаго образованія народа.

Въ царствованіе имп. Александра I правительство усилило заботы о просвѣщеніи народа. Въ 1803 г. въ указѣ «о введеніи наукъ въ Россіи» выявилось это приглашеніемъ духовенства къ содѣйствію сему благому начинанію. То же проводилось и въ указѣ имп. Николая I въ 1836 г. объ открытіи народныхъ школъ при церквахъ и монастыряхъ. Духовенство съ сочувствіемъ откликнулось на призывъ государей и стало заводить приходскія школы на свой собственный счетъ. Это обстоятельство и большое количество открываемыхъ такимъ образомъ школъ спутало понятія гордившихся своимъ просвѣщеніемъ людей, которые привычно свысока толковали о невѣжествѣ, обскурантизмѣ и своекорыстіи «поповъ». Надо отмѣтить, что главное развитіе школы получили въ селеніяхъ удѣльныхъ (принадлежавшихъ Императорскому Дому) и казенныхъ крестьянъ. Въ селеніяхъ же помѣщичьихъ имъ часто чинились препятствія; учителями въ нихъ были только члены мѣстныхъ приходскихъ причтовъ (Знаменскій).

Послѣ освобожденія въ 1861 г. имп. Александромъ II крестьянъ отъ крѣпостной зависимости, вопросъ о народномъ образованіи пріобрѣлъ особенное значеніе. Среди духовенства поднялось необычайное просвѣтительное движеніе. Церковно-приходскія школы открывались по епархіямъ цѣлыми сотнями каждый годъ. Духовенство жертвовало на нихъ и временемъ и своими жилищами. Въ тѣсныхъ иногда помѣщеніяхъ оно собирало дѣтей за неимѣніемъ сначала особыхъ помѣщеній для школъ. Расходовало оно и средства на покупку учебныхъ принадлежностей и на др. школьные расходы. Съ 1859 до 1865 г. открыто было свыше 21.400 новыхъ приходскихъ школъ исключительно однимъ духовенствомъ. Интеллигентные круги въ 1860 г. тоже возревновали /с. 836/ о просвѣщеніи народа и стали открывать по городамъ воскресныя школы. Но вскорѣ обнаружилось, что въ нихъ велась вредная работа по распространенію разрушительныхъ идей. Въ 1865 г. правительство вынуждено было закрыть эти школы. Въ 1867 г. воскресныя школы стали открываться вновь, но не радикально настроенными свѣтскими кругами, а духовенствомъ при церквахъ и духовныхъ семинаріяхъ (Знаменскій).

«Самоотверженная просвѣтительная дѣятельность духовенства не нашла однако сочувствія въ странной русской «интеллигенціи» 1860-хъ годовъ. Печать заподозрила самое существованіе этихъ десятковъ тысячъ неожиданно возникшихъ школъ и горячо затолковала и о невѣжествѣ духовенства, и объ отсталости его методовъ обученія, и объ узкости самой программы этого обученія (т. е. православно-религіозной) и проч. Въ министерствѣ же народнаго просвѣщенія поднялся вопросъ о подчиненіи всѣхъ народныхъ школъ министерскому вѣдомству. Въ 1862 г. состоялось Высочайшее повелѣніе: приходскія школы оставить въ вѣдомствѣ духовенства, а министерству вѣдать школы, какія оно откроетъ само; но такое рѣшеніе вопроса министерство не удовдетворило. Открывая свои школы, оно старалось войти въ трудъ духовенства, присоединяя и его школы къ своимъ. Въ этомъ помогали ему и его денежныя средства, изъ которыхъ оно помогало только тѣмъ приходскимъ школамъ, которыя присоединялись къ министерскимъ, и его чиновники, начиная съ попечителей округовъ, и мировые посредники, — все люди новыхъ убѣжденій, которые нерѣдко прямо запрещали сельскимъ обществамъ составлять приговоры объ открытіи новыхъ приходскихъ школъ и собирать на нихъ деньги. Въ 1864 г. противъ школъ духовенства встали вновь открытыя земства, мечтавшія объ устройствѣ народныхъ школъ по европейскимъ образцамъ, съ новымъ не религіознымъ, а «культурнымъ» направленіемъ, съ новыми методами и новыми учителями, для приготовленія которыхъ предполагалось завести особыя учительскія семинаріи и институты. Высказывая всяческое недовольство школьною дѣятельностью духовенства, въ трудъ его стали входить и земства; приходскія школы одна за другой были присоединяемы къ числу земскихъ, часто по желанію даже самого духовенства, которое видѣло въ этомъ единственный способъ доставить имъ хоть какую нибудь матеріальную поддержку. Число подвѣдомственныхъ духовенству школъ начало поэтому весьма быстро сокращаться; въ началѣ 1880-хъ г. ихъ осталось до 4.000 съ небольшимъ. Въ 1864 г. для объединенія просвѣтительной дѣятельности всѣхъ народныхъ школъ учреждены губернскіе /с. 837/ и уѣздные училищные совѣты изъ представителей вѣдомствъ и земствъ подъ предсѣдательствомъ архіереевъ, но церковно-приходскія школы не получили поддержки и отъ этихъ совѣтовъ, такъ какъ число разныхъ руководителей народнаго образованія, не сочувствовавшихъ дѣятельности духовенства, оказалось въ нихъ преобладающимъ. Не нашли онѣ такой поддержки и среди большинства вновь назначенныхъ чиновниковъ министерства, инспекторовъ (съ 1869 г.) и директоровъ (съ 1874 г.) народныхъ школъ. Все это не могло не отозваться дурно на усердіи къ школьному дѣлу и самого духовенства. Въ министерскихъ и земскихъ школахъ оно очутилось въ зависимости отъ свѣтскихъ лицъ, предпочитавшихъ ему своихъ свѣтскихъ учителей, въ обидномъ пренебреженіи и безъ помощи. Многія земства не желали оплачивать даже законоучительскій трудъ священниковъ, ставя этотъ трудъ въ число обязанностей самого пастырскаго званія, другія назначали за него поурочную плату и притомъ подъ контролемъ свѣтскихъ учителей школъ, третьи опредѣляли вознагражденіе въ формѣ только наградъ лучшимъ законоучителямъ, — всѣ вообще съ своей культурной точки зрѣнія считали нужнымъ до минимума сокращать уроки по Закону Божію на томъ основаніи, что это предметъ спеціальный и что крестьянскія дѣти готовятся не во дьячки. Не мудрено, что духовенство не только перестало открывать новыя школы, но стало уклоняться даже отъ законоучительства въ свѣтскихъ школахъ. Съ 1871 г. Св. Сѵнодъ вынужденъ былъ дозволить замѣщеніе законоучительскихъ вакансій свѣтскими лицами. Наконецъ, въ 1874 г. и сами архіереи были отстранены отъ предсѣдательства въ училищныхъ совѣтахъ; на мѣсто ихъ предсѣдателями стали назначаться предводители дворянства; духовенству же въ губернскихъ и уѣздныхъ училищныхъ совѣтахъ предоставлено имѣть только по одному депутату».

«Духовное вѣдомство употребляло съ своей стороны разнообразныя мѣры къ удержанію за собой вліянія на народное образованіе, но при указанныхъ обстоятельствахъ всѣ эти мѣры оказывались безуспѣшными. Сюда относятся: многочисленныя распоряженія преосвященныхъ о томъ, чтобы духовенство не переставало заводить приходскихъ школъ и не бросало законоучительства въ свѣтскихъ школахъ, введеніе въ курсъ семинарій педагогики и учрежденіе при нихъ образцовыхъ школъ, учрежденіе при церквахъ псаломщиковъ изъ кончившихъ курсъ семинаристовъ, съ порученіемъ имъ преподаванія въ приходскихъ школахъ. Живая связь между церковью и народной школой видимо слабѣла» (Знаменскій).

/с. 838/ Нѣкоторое улучшеніе имѣло мѣсто, когда должности министра народнаго просвѣщенія и оберъ-прокурора Сѵнода были совмѣщены въ лицѣ праваго графа Д. А. Толстого, проводившаго единую политику въ отношеніи народныхъ школъ.

Крупная перемѣна къ лучшему наступила въ царствованіе имп. Александра III, подлинно церковнаго государя. Понято было имъ значеніе религіозныхъ основъ въ дѣлѣ народнаго образованія. Съ 1882 г. начинается возрожденіе церковно-приходскихъ школъ. Въ этомъ году послѣдовало Высочайшее повелѣніе о перечисленіи въ смѣту Сѵнода изъ смѣты министерства народнаго просвѣщенія 55.500 руб. на устройство и содержаніе духовенствомъ школъ для народнаго образованія. Въ 1884 г. были изданы правила о церковно-приходскихъ школахъ, которыя по новому наладили дѣло народнаго образованія въ религіозномъ духѣ. Приходскія школы и школы грамотности были отданы въ полное вѣдѣніе духовенства. Для управленія ими учреждены епархіальные и училищные совѣты, а при Сѵнодѣ — съ 1885 г. — училищный совѣтъ. Предсѣдатель послѣдняго назначался Сѵнодомъ. Въ составъ совѣта входили 9 постоянныхъ членовъ, наблюдатель школъ и его помощникъ. Епархіальные совѣты составлялись такимъ же порядкомъ, имѣя только въ составѣ членовъ также члена отъ министерства народнаго просвѣщенія. Въ уѣздныхъ отдѣленіяхъ училищныхъ совѣтовъ составъ членовъ пополнялся мѣстными благочинными, инспекторомъ народныхъ училищъ и земскими начальниками или чиновниками по крестьянскимъ дѣламъ. Епархіальнымъ архіереямъ предоставлялось право приглашать по одному члену отъ земскаго уѣзднаго собранія и городского общества. Школы вѣдомства Сѵнода раздѣлялись на два разряда: церковно-приходскія и грамоты. Первыя были съ двухлѣтнимъ, или четырехлѣтнимъ курсомъ. Обучали въ нихъ священники или утверждаемые епархіальнымъ архіереемъ учителя или учительницы, преимущественно изъ кончившихъ духовныя учебныя заведенія. Общее наблюденіе принадлежало священнику. Въ школахъ грамоты преподавался Законъ Божій, церковное пѣніе съ голоса, чтеніе церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисленіе. Въ приходскихъ школахъ программа была шире, преподавалась начальная ариѳметика, а въ четырехлѣтнихъ свѣдѣнія изъ церковной и отечественной исторіи. Число школъ быстро увеличивалось.

Объ одномъ изъ дѣятелей церковно-приходскихъ школъ К. П. Побѣдоносцевъ писалъ 10 марта 1880 г. Наслѣднику Цесаревичу Александру Александровичу: «Впечатлѣнія петербургскія крайне /с. 839/ тяжелы и безотрадны. Жить въ такую смутную пору и видѣть на каждомъ шагу людей безъ прямой дѣятельности, безъ ясной мысли, и твердаго рѣшенія, занятыхъ маленькими интересами своего я, погруженныхъ въ интриги своего честолюбія, алчущихъ денегъ и наслажденія и праздно-болтающихъ, — просто надрываетъ душу. Добрыя впечатлѣнія приходятъ лишь изнутри Россіи, откуда-нибудь изъ деревни, изъ глуши. Тамъ еще цѣлъ родникъ, отъ котораго дышитъ еще свѣжестью, а отсюда наше спасеніе. Тамъ есть люди съ русскою душой, дѣлающіе доброе дѣло съ вѣрою и надеждою. Не угодно ли, Ваше Величество, я покажу Вамъ одного такого человѣка. Все-таки отрадно хоть одного такого увидѣть. На досугѣ извольте прочесть прилагаемыя письма. Если Вы сочувственно примете ихъ, то не пожалѣете, что читали. Это письма пріятеля моего Сергѣя Рачинскаго, добраго и честнаго человѣка. Онъ былъ профессоромъ ботаники въ московскомъ университетѣ, но когда ему надоѣли тамъ распри и интриги между профессорами, онъ оставилъ службу и поселился въ своей деревнѣ, въ самой глуши Бѣльскаго у., Смоленской губ., вдали отъ всѣхъ желѣзныхъ дорогъ. Живетъ онъ тамъ безвыѣздно вотъ уже 10 лѣтъ и посвятилъ всего себя сельскимъ школамъ, которыми занимался съ утра до ночи — въ какомъ духѣ, изволите увидѣть изъ писемъ. Онъ подлинно сталъ благодѣтелемъ цѣлой мѣстности, и Богъ послалъ людей — изъ священниковъ и помѣщиковъ, которые съ нимъ работаютъ. Отрадно читать его письма, — отъ нихъ вѣетъ новымъ и здоровымъ, ободряющимъ духомъ. Тутъ не болтовня, а дѣло и истинное чувство. Въ письмахъ отмѣчены карандашемъ страницы, на которыя стоитъ обратить Ваше вниманіе» [1].

Согласно всеподданнѣйшему отчету оберъ-прокурора Свят. Сѵнода къ 1908 г. церковно-приходскихъ школъ имѣлось — 26.097 съ 1.401.886 учащимися, школъ грамоты — 13.650 съ 436.001 учащимися. На содержаніе церковныхъ школъ въ 1907 г. было израсходовано: казенныхъ поступленій по смѣтѣ Сѵнода — 10.065.509 руб. и мѣстныхъ поступленій 6.667.897 руб. При такихъ отпускахъ явилась наконецъ возможность придать церковно-приходскому образованію должную стройную организацію.

Примѣчаніе:
[1] «Рачинскій С. А. Замѣчательный педагогъ и выдающійся церковно-школьный дѣятель, работавшій въ Смоленской губ., но сдѣлавшійся извѣстнымъ по всей Россіи» («Полный прав. богослов. энцик. словарь»).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 835-839.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.