Церковный календарь
Новости


2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово къ прихож. Миннеаполисской церкви (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Изъ бесѣды въ недѣлю Православія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи на архіерейскую каѳедру (1986)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Секты.

Въ царствованіе имп. Александра I, во время мистическихъ увлеченій, секта хлыстовъ дѣйствовала свободно. Къ ней примкнуло довольно много лицъ даже изъ образованныхъ круговъ, составившихъ цѣлый «корабль» около Екатерины Татариновой, ур. Буксгевденъ. Послѣ смерти мужа, она, поселясь въ Петербургѣ, завязала связи съ хлыстами и скопцами, бывала на ихъ радѣніяхъ. Ея сектантская дѣятельность началась съ 1817 г. Она увѣряла, что почувствовала даръ пророчества, перейдя въ православіе изъ лютеранства. Главную роль въ ея сектѣ игралъ музыкантъ кадетскаго корпуса Никита Ѳеодоровъ — «Никитушка». Какъ упоминалось, на ея радѣніяхъ бывали главные дѣятели Библейскаго общества, включая кн. А. Н. Голицына. Собранія происходили въ ея квартирѣ въ Михайловскомъ дворцѣ. Потомъ она образовала вродѣ хлыстовской колоніи около Московской заставы, гдѣ радѣнія ея продолжались 12 лѣтъ. Въ царствованіе имп. Николая I положенъ былъ конецъ ея дѣятельности. Въ 1837 г. колонія была закрыта. Секретный раскольничій комитетъ, разсматривавшій это дѣло, высказалъ мнѣніе о необходимости прекратить существованіе этого вреднаго общества. Комитетъ полагалъ главныхъ сектантовъ разослать по монастырямъ, а остальныхъ отдать подъ надзоръ полиціи. Имп. Николай I утвердилъ это рѣшеніе. Татаринова была послана подъ строгій надзоръ въ Кашинскій Срѣтенскій женскій мон., гдѣ пробыла 10 лѣтъ. Въ 1847 г., когда она письменно обязалась оказывать повиновеніе православной Церкви и не участвовать въ неблагословенныхъ Церковью обществахъ, она была освобождена. Умерла она въ 1856 г. въ Москвѣ.

Основатель секты скопцовъ, Кондратій Селивановъ, въ царствованіе имп. Александра I, былъ выпущенъ изъ сумасшедшаго дома и совершенно спокойно жилъ въ Петербургѣ. Время съ 1801 года скопцы называли «счастливымъ временемъ», «золотымъ вѣкомъ». Къ скопчеству примкнуло нѣсколько лицъ изъ образованнаго общества. Въ 1819 г. было дознано, что оно стало проникать въ армію. Тогда противъ него приняты были строгія мѣры. Селивановъ подвергся увѣщанію и въ 1820 г. сосланъ въ суздальскій Спасо-Евѳиміевъ мон. Но скопчество не прекращалось. Къ 1832 г. едва ли можно было найти губернію, гдѣ не существовали бы скопцы. До самой смерти (въ 1832) Селиванова въ монастырь стекались скопцы, увозившіе, какъ святыни, волосы учителя свое/с. 841/го, остатки хлѣба, отъ него полученнаго и пр. Въ 1832 г. имп. Николай I приказалъ принять строгія мѣры противъ этой изувѣрной секты. Она была признана самой опасной; грозило преслѣдованіе за самую принадлежность къ ней. Скопцы переселялись въ Турцію и Румынію.

Въ 1801 г., съ воцареніемъ имп. Александра I, возвращено было на родину множество духоборовъ, сосланныхъ въ Сибирь. Вожакомъ ихъ продолжалъ быть, упоминавшійся ранѣе (стр. 700) отставной капралъ гвардіи Савелій Капустинъ. «Капустинъ былъ высокаго роста, мужественнаго сложенія; его осанка была величественна, походка и взглядъ невольно внушали уваженіе; онъ владѣлъ краснорѣчіемъ, умомъ и особенно замѣчательною памятью, такъ что зналъ наизусть всю Библію и помнилъ все, что когда-либо читалъ. По своей натурѣ и по своему положенію въ средѣ духоборцевъ Капустинъ имѣлъ сходство съ извѣстнымъ Іоанномъ Лейденскимъ, анабаптистскимъ королемъ въ Мюнстерѣ. При выходѣ Капустина народъ падалъ на колѣни, кланялся ему и воздавалъ божескія почести» («Прав. Бог. Энц.»). Онъ организовалъ бытъ духоборческой общины. Умеръ въ 1820 г. При немъ состоялось переселеніе духоборцевъ на т. н. «Молочныя воды» — незаселенная мѣстность мелитопольскаго у. таврической губ. Туда духоборы были выселяемы съ 1820 г., чтобы пресѣчь пропаганду и освободить отъ совмѣстнаго жительства съ православными, враждебно къ нимъ относившимся. При этомъ имъ давалась на подъемъ ссуда изъ казны, льгота отъ податей на 5 лѣтъ и земельный надѣлъ по 15 десятинъ на душу. Вслѣдствіе такого благожелательнаго къ нимъ отношенія секта духоборцевъ распространилась еще шире, чѣмъ въ XVIII в. Въ царствованіе имп. Николая I секта объявлена была вредной; усилена строгость взысканій за ея распространеніе. Переселеніе на Молочныя воды, гдѣ насчитывалось уже въ 1808 г. девять деревень, было прекращено. Взамѣнъ этого духоборовъ стали выселять на пограничную линію за Кавказъ; въ 1839 г. туда же перевели ихъ и изъ Молочныхъ водъ. Въ Закавказьи ими управлялъ Петръ Калмыковъ, потомъ его жена Лукерья. Позднѣе изъ духоборчества выдѣлилась партія т. н. «постниковъ», во главѣ съ Петромъ Веригинымъ, усвоившихъ нѣкоторыя воззрѣнія гр. Льва Толстого. Въ 1898 г. послѣдніе переселились въ Канаду. Сибирскихъ духоборцевъ тоже переселяли подальше отъ православныхъ. Позднѣе духоборцы выселились въ Соед. Штаты Сѣверной Америки.

Въ 1835 г. у молоканъ (см. стр. 701-2) появилось ученіе о близкомъ наступленіи царства Христова въ Новомъ Іерусалимѣ /с. 842/ гдѣ-то близъ Арарата, заимствованное изъ проникшей къ молоканамъ книги Юнга Штиллинга «Побѣдная пѣснь». Такъ какъ по ученію Штиллинга до этого должны прійти Илія и Энохъ, то въ 1833 г. мелитопольскій молоканинъ Терентій Бѣловзоровъ провозгласилъ себя Иліею и объявилъ, что въ извѣстный день вознесется на небо. Когда этого, естественно, не случилось сами молокане отдали его въ руки полиціи. Другой «пророкъ» убѣждалъ ихъ переселяться на Кавказъ, гдѣ начнется тысячелѣтнее царство. Появлялись и другія подобныя лица.

Всѣ перечисленныя секты не мало пользовались для своихъ ученій разными мистико-протестантскими ученіями, издавна бродившими на югѣ Россіи, гдѣ было много иновѣрныхъ колонистовъ съ запада. Во второй половинѣ XIX столѣтія по всей Малороссіи быстро стала распространяться новая секта штундистовъ (штунде — часъ). Среди православныхъ новое вредное теченіе возникло впервые въ деревнѣ Основа, одесскаго у. и первымъ пропагандистомъ былъ тамъ крестьянинъ Онищенко. Гораздо большее значеніе имѣла дѣятельность его ученика, крестьянина Михаила Ратушнаго. По признанію послѣдняго, онъ усвоилъ свои воззрѣнія отъ нѣмцевъ, вѣроятно, сектантовъ назарянъ колоніи Рорбахъ, находящейся въ 12 вер. отъ его села. Секта, разрастаясь, офиціально была обнаружена къ концу 1870 г. въ рядѣ мѣстечекъ Херсонской губ. Въ это же время она уже существовала два года въ Таращанскомъ у. Кіевской губ. Въ семидесятыхъ и восьмидесятыхъ годахъ штундизмъ распространился по всему югу Россіи, заходя на сѣверѣ въ Орловскую губ. Позднѣе онъ появился въ губерніяхъ Калужской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской, Смоленской и въ самой Москвѣ. Штундисты отрицаютъ таинства, обряды, посты, православную іерархію, имѣя, вмѣстѣ съ тѣмъ, своихъ пресвитеровъ, учителей и служителей. Источникомъ богопознанія они единственно считаютъ Св. Писаніе Ветхаго и Новаго завѣта, предоставляя каждому толковать его по своему усмотрѣнію. Пропаганда штундистовъ, все усиливавшаяся, заставила правительство въ 1894 г. объявить секту болѣе вредной, съ запрещеніемъ участникамъ ея общественныхъ молитвенныхъ собраній. Противъ нихъ велась большая миссіонерская работа, устраивались особыя собранія, въ которыхъ изобличались ихъ лжеученія.

Въ Россію проникли также баптисты — протестантская секта, образовавшаяся въ Англіи въ 1633 г., въ Сѣв. Америкѣ въ 1639 г. До середины XVIII в. — созданія «Проповѣдническаго союза» — баптизмъ развивался слабо. Союзъ этотъ поставилъ /с. 843/ себѣ задачей распространеніе христіанства вообще безъ догматовъ и обрядовъ. Новый баптизмъ привлекъ къ себѣ крупныя средства, распространился и въ Азіи — Китаѣ, Японіи, Индіи. Въ 1814 г. въ Соед. Штатахъ образованъ былъ «Баптистскій Союзъ». Въ концѣ XIX в. послѣдній содержалъ 35.000 миссіонеровъ. Въ Германіи средоточіемъ его былъ г. Гамбургъ, откуда онъ проникъ въ Россію. Баптисты подготовили въ Россіи почву іудействующей сектѣ адвентистовъ седьмого дня. Проникла она изъ Соед. Штатовъ въ 80-хъ годахъ XIX в. и укрѣпилась въ нѣмецкихъ колоніяхъ таврической губ. Въ 1901 г. въ Россіи было 137 общинъ съ 13 проповѣдниками. (Священникъ Александръ Колесниковъ. «Курсъ сравнительнаго богословія». 1957. Джорданвилль.)

Были также въ Россіи ирвингіане (секта создалась въ тридцатыхъ годахъ XIX в. въ Лондонѣ по имени пресвитеріанскаго проповѣдника Эдуарда Ирвинга), меннониты (протестантская секта, основанная католическимъ священникомъ Симономъ Меннономъ, преобразовавшимъ секту анабаптистовъ) и др. небольшія секты мѣстнаго происхожденія. Въ 1874-75 гг. явилась еще секта пашковцевъ, во главѣ которой сталъ полковникъ В. А. Пашковъ, представитель богатой дворянской семьи. Онъ проповѣдывалъ протестантско-мистическое ученіе нѣкоего англійскаго лорда Редстока, проповѣдника, бывшаго въ Петербургѣ въ 1874 г. Къ ней примкнули нѣкоторые представители высшаго общества. Секта эта успѣха не имѣла, какъ и противоцерковныя идеи гр. Л. Н. Толстого.

Въ іюлѣ 1908 г. на Всероссійскомъ Миссіонерскомъ Съѣздѣ въ Кіевѣ было установлено, что изъ всѣхъ многочисленныхъ сектъ, обуревающихъ русскую Церковь, самой воинственною, сильною своей организаціей и духомъ прозелитизма можно считать секту штундистовъ, которая со времени объявленія 17 апр. 1905 г. вѣроисповѣдной свободы съ поразительной быстротой, подъ видомъ баптизма и евангельскаго христіанства стала распространяться по всему государству. Все такъ называемое «евангельское движеніе» въ Россіи объединилось въ 1907 г. на конференціи въ С.-Петербургѣ въ одинъ «Всероссійскій Евангельскій Союзъ», а во главѣ другого движенія штундизма, слившагося съ пашковцами, стоялъ «Евангельскій союзъ». Наряду съ этимъ усилилась и дѣятельность секты адвентистовъ. Обсуждалъ съѣздъ и вопросъ о борьбѣ съ атеизмомъ и съ соціализмомъ, какъ съ міровоззрѣніемъ глубоко атеистическимъ и матеріалистическимъ. Съ докладами по этимъ вопросамъ выступалъ прот. І. Восторговъ и епархіальный миссіонеръ И. Г. Айвазовъ. Постановленія, доклады и резо/с. 844/люціи съѣзда были напечатаны въ сѵнодальномъ журналѣ «Церковныя Вѣдомости». Съ Великаго поста 1909 г. при Сѵнодѣ возобновились занятія учрежденнаго въ февралѣ 1908 г. особаго совѣщанія по вопросамъ внутренней и внѣшней миссіи. На обсужденіе этого совѣщанія переданы были и постановленія Кіевскаго Миссіонерскаго съѣзда. Опредѣленіемъ Сѵнода отъ 4-6 іюня 1909 г. рѣшено было, по представленію архіеп. Антонія (Храповицкаго), ввести съ начала 1909-10 учебнаго года въ курсъ преподаваемаго въ семинаріяхъ нравственнаго богословія особый отдѣлъ разбора и опроверженія соціализма, предложивъ въ руководство временно, до составленія по сему предмету программы, выработанныя владыкой Антоніемъ и миссіонеромъ Айвазовымъ программу и объяснительную къ ней записку, напечатавъ въ сѵнодальной типографіи въ потребномъ количествѣ. Вопросъ о борьбѣ съ сектантствомъ обсуждался въ іюлѣ 1910 г. на Сибирскомъ Обще-Миссіонерскомъ съѣздѣ въ Иркутскѣ. (Епископъ Никонъ (Рклицкій). «Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго.» Томъ III. Нью-Іоркъ. 1957).

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 840-844.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.