Церковный календарь
Новости


2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово къ прихож. Миннеаполисской церкви (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Изъ бесѣды въ недѣлю Православія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи на архіерейскую каѳедру (1986)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Старообрядчество и единовѣріе.

Въ царствованіе имп. Александра I старообрядцы стали выступать смѣлѣе. Московскія ихъ общины — Рогожское и Преображенское кладбища — достигли въ это время цвѣтущаго состоянія. Около нихъ возникли цѣлыя улицы, кварталы, фабрики и др. промышленныя предпріятія, всѣ наполненныя раскольниками и бѣглыми. Рогожское кладбище поставляло отъ себя бѣглое священство на всю Россію. Въ дѣйствіяхъ правительства къ раскольникамъ замѣчались все время колебанія. Въ 1803 г. въ оффиціальныхъ бумагахъ снова появилось слово раскольникъ, которое старообрядцы считали для себя обиднымъ. Въ 1812 г. имъ запрещалось строить часовни на кладбищахъ. Въ 1820 г. надзору полиціи поручены были лишь безпоповцы (ѳедосѣевцы), между которыми обнаружены были случаи разврата и дѣтоубійства; ихъ снова не велѣно было выбирать на общественныя должности. Наряду же съ этимъ, въ 1822 г. государь дозволилъ поповцамъ открыто держатъ бѣглыхъ поповъ и содержать часовни и церкви, не строя /с. 845/ только новыхъ. Въ 1825 г. по дѣламъ раскольничьимъ былъ учрежденъ секретный комитетъ изъ митрополитовъ Серафима и Евгенія, Аракчеева, управлявшаго тогда мин. внутр. дѣлъ, и министра народн. просвѣщенія Шишкова.

При имп. Николаѣ I Комитетъ министровъ предписалъ 9 янв. 1826 г. губернаторамъ не преслѣдовать раскольниковъ за совершеніе требъ по ихъ обрядамъ, а смотрѣть только за тѣмъ, чтобы они не совращали въ расколъ. Это распоряженіе секретно подтверждалось нѣсколько разъ, съ оговоркой, чтобы раскольники о немъ не знали. Когда въ 1844 г. псковскій губернаторъ сталъ запрещать требы и раскольники обратились съ просьбой о разрѣшеніи, то 5 янв. 1845 г. состоялось Высочайшее повелѣніе поставить губернатору это на видъ, раскольникамъ же объявить, что законъ дозволяетъ открыто совершать требы только лицамъ духовнаго званія, — по церковнымъ правиламъ на то уполномоченнымъ.

Въ 1835 г. раскольники были раздѣлены на секты менѣе и особенно вредныя. Въ 1842 г. министерство внутреннихъ дѣлъ запросило Сѵнодъ какія секты признаются духовнымъ начальствомъ особенно противными ученію Церкви. Оберъ-прокуроръ гр. Протасовъ увѣдомилъ, что вреднѣйшими сектами являются: 1) іудействующіе, совершенно отпадающіе отъ христіанства; 2) молокане, секта разрушительная, какъ и 3) духоборцы; 4) хлыстовщина и 5) скопцы, обѣ богохульныя; 6) тѣ безпоповщинскія секты, которыя отвергаютъ бракъ и молитву за царя: онѣ пишутъ и произносятъ жестокія хулы на церковь и таинства и всякую власть нынѣшняго времени почитаютъ антихристовою. Секты вредныя — тѣ изъ безпоповщины, которые принимаютъ бракъ и не отказываются молиться за царя. По симъ чертамъ могли бы считаться менѣе вредными. Но онѣ рѣшительно вредны, потому что отвергаютъ священство и таинство евхаристіи и, кромѣ сказаннаго, все заимствуютъ отъ худшихъ отраслей безпоповщины. Секта менѣе вредная — поповщина. Это не ересь, а расколъ. Болѣе церковнаго сохраняетъ и болѣе надежды представляетъ къ обращенію.

Дѣлами о раскольникахъ вѣдали особые секретные комитеты какъ въ центрѣ, такъ и въ губерніяхъ. Рядомъ мѣръ старообрядцы вновь лишены были правъ на общественныя должности; право на запись въ купеческія гильдіи было стѣснено. Общества ихъ были признаны незаконными. Крещеніе и браки признавались лишь по совершеніи ихъ въ православныхъ церквахъ. Запрещено было строить и чинить ихъ молитвенныя зданія. Публичное оказательство раскола и его пропаганда были воспрещены без/с. 846/условно. Большинство этихъ распоряженій послѣдовало еще до отзыва Сѵнода въ 1842 г., но при наличіи секретныхъ комитетовъ, начавшихъ дѣйствовать: центральный въ Москвѣ съ 1831 г., мѣстные — съ 1838 г. Еще болѣе строгія мѣры послѣдовали съ начала 1850-хъ годовъ. Въ 1853 г. былъ учрежденъ особый секретный комитетъ для завѣдыванія дѣлами о раскольникахъ. Еще до этого былъ отмѣненъ законъ имп. Александра I о бѣглыхъ попахъ. Побѣгъ православнаго священника признанъ былъ преступленіемъ. Раскольничьи монахи считались простыми простолюдинами.

Имп. Александръ II, по вступленіи въ 1855 г. на престолъ, отмѣнилъ секретный комитетъ, но общія распоряженія о раскольникахъ остались въ силѣ. Но, при тогдашнемъ либеральномъ направленіи правительства, самое примѣненіе этихъ распоряженій проводилось мягче. Въ это царствованіе былъ изданъ законъ о бракахъ раскольниковъ (19 апр. 1874). Браки ихъ записывались въ особыя метрическія книги, которыя велись полиціей и волостными правленіями.

На третій годъ царствованія имп. Александра III — 3 мая 1883 г. — изданъ былъ законъ, главнѣйшія постановленія котораго заключались въ слѣдующемъ. Паспорты всѣмъ раскольникамъ, за исключеніемъ скопцовъ, выдавались на общемъ основаніи. Имъ дозволялось вести торговлю и заниматься промыслами. Съ разрѣшенія министра внутр. дѣлъ имъ разрѣшалось занимать общественныя должности, съ небольшими ограниченіями. Позволялось творить общественную молитву, исполнять требы, совершать богослуженія. Распечатываніе молитвенныхъ домовъ допускалось съ разрѣшенія министра внутрен. дѣлъ и оберъ-прокурора, но безъ торжественности. Духовнымъ лицамъ разрѣшалось совершать требы, но они не признавались въ этомъ званіи. Они преслѣдовались за распространеніе раскола. Запрещалось публичное выявленіе раскола.

Полная свобода вѣроисповѣданій, въ томъ числѣ и старообрядчества, дана была въ царствованіе имп. Николая II, указомъ 17 апр. 1905 г., пріуроченнымъ къ празднику Св. Пасхи.

Православное духовенство вело полемику съ раскольниками. Въ царствованіе имп. Николая I на этомъ поприщѣ извѣстны олонецкій архіеп. Аркадій (Ѳеодоровъ), правившій съ 1851 по 1869 гг., митр. московскій Филаретъ (Дроздовъ), авторъ «Бесѣдъ къ глаголемому старообрядцу». Объ обрядовыхъ вопросахъ писали: архіеп. воронежскій Игнатій (Семеновъ), правившій съ 1847 по 1850 г. и митр. петербургскій Григорій (Постниковъ). Въ царствованіе имп. Николая I особенное значеніе придавалось миссіонер/с. 847/ской работѣ, но она имѣла мало успѣха. Въ царствованіе имп. Александра II стали заводить школы для приготовленія миссіонеровъ изъ крестьянской среды. Съ миссіонерской же цѣлью стали учреждаться братства. Наиболѣе успѣшно работало братство св. Петра въ Москвѣ. Къ этому времени относятся полемическіе труды профессоровъ духовныхъ академій: петербургской — Нильскаго, казанской — Ивановскаго, московской — Голубинскаго, а также преосвященныхъ Никанора (Бровковича), архіеп. херсонскаго и митр. Макарія (Булгакова). Миссіонерская работа усилилась. Съ 1884 г. ученіе о расколѣ введено въ число обязательныхъ предметовъ въ дух. семинаріяхъ. Для объединенія миссіонерской дѣятельности стали съ 1885 г. собираться миссіонерскіе съѣзды.

Изъ событій во внутренней жизни раскола замѣчательно возникновеніе у поповцевъ, такъ называемой, Австрійской іерархіи. Послѣ отмѣны прежняго дозволенія старообрядцамъ держать бѣглыхъ поповъ, съѣздъ ихъ въ Москвѣ въ 1832 г. порѣшилъ непремѣнно добыть себѣ особаго архіерея и собралъ на сей предметъ богатыя средства. Послѣ многихъ странствованій ходоки поповцевъ нашли въ 1846 г. нужнаго имъ архіерея. Это былъ лишенный каѳедры боснійскій митрополитъ Амвросій, жившій въ большой нуждѣ въ Константинополѣ. Онъ согласился перейти къ раскольникамъ за 500 червонцевъ годового оклада. Каѳедрой для него былъ назначенъ раскольническій монастырь въ Бѣлой Криницѣ (въ австрійской Буковинѣ). Его заставили торжественно отречься отъ «никоновскихъ ересей», послѣ чего поставили епископомъ. Онъ митрополитствовалъ недолго. Въ 1848 г. австрійское правительство, по представленію русскаго правительства, выслало его изъ Бѣлой Криницы и заточило въ г. Цилль, гдѣ онъ умеръ въ 1863 г., присоединясь передъ смертью къ православной Церкви. Но раскольничья іерархія была упрочена. Онъ успѣлъ рукоположить двухъ архіереевъ — Кирилла и Аркадія Лысаго. Кириллъ рукоположилъ потомъ Онуфрія и Софронія и самъ былъ поставленъ ими въ митрополита на мѣсто Амвросія. Аркадій съ Онуфріемъ рукоположили Алипія и Аркадія Шапошникова. Всѣ эти архіереи получили себѣ въ турецкихъ и русскихъ владѣніяхъ епархіи и ставили священниковъ и діаконовъ. Въ Россіи сначала были двѣ епархіи — Симбирская и Владимірская или Московская. На первую въ 1849 г. былъ поставленъ Софроній Жировъ, на вторую въ 1853 г. — Антоній Шутовъ. Потомъ, въ теченіе приблизительно 12 лѣтъ, открытъ былъ десятокъ русскихъ епархій съ многочисленными паствами. Учрежденіе австрійской іерархіи, /с. 848/ какъ и слѣдовало ожидать, повело къ новому расколу среди самого старообрядчества. Поповщина раздѣлилась на пріемлющихъ и непріемлющихъ эту іерархію (Знаменскій).

Въ поповщинѣ постепенно стало одерживать верхъ примирительное теченіе. Образовалась партія, преимущественно изъ московской старообрядческой интеллигенціи, которая, исходя изъ пріема старообрядцами бѣглыхъ поповъ, доказывала, что и въ господствующей Церкви существуютъ остатки истиннаго Православія. Выразителемъ этого взгляда явился старообрядецъ Иларіонъ Егоровъ Ксеновъ. Онъ составилъ надѣлавшее въ 1862 г. много шуму «Окружное посланіе», въ которомъ доказывалась близость поповщины къ господствующей Церкви. По этому поводу возникла горячая полемика. Большинство старообрядцевъ оказалось на сторонѣ окружного посланія. По нѣкоторымъ подсчетамъ въ концѣ XIX в. изъ 19, существовавшихъ въ Россіи старообрядческихъ каѳедръ, только три были заняты его противниками.

Безпоповщина, по прежнему, занимала непримиримую позицію. Основное ея положеніе — полный разрывъ съ православными и пріемъ присоединяющихся къ нимъ не иначе, какъ перекрещивая таковыхъ.



Главной формой примиренія православной Церкви съ старообрядцами оставалось единовѣріе, о коемъ упоминалось выше (стр. 714-715). Шириться оно начало въ царствованіе имп. Николая I. Введено оно было въ 1828 и 1836 гг. на Иргизѣ, въ 1849 г. на Керженцѣ, въ 1847-48 въ Стародубьѣ. Въ 1851 г. единовѣріе имѣло 179 церквей. Къ сожалѣнію, какъ отмѣчаетъ П. Смирновъ въ «Прав. Бог. Энцикл.», бывали неискреннія присоединенія. Такъ въ послѣдніе дни 1854 г., когда въ Москвѣ, при дѣйствіи закона о торговлѣ раскольниковъ только на временномъ правѣ, наступилъ послѣдній срокъ внесенія капиталовъ на новый годъ, раскольники изъ купцовъ толпами приходили записываться въ единовѣріе. Когда же обстоятельства измѣнились, то большая половина ушла опять въ расколъ. На Иргизѣ выяснилось, что только малая часть иргизскихъ иноковъ приняла единовѣріе.

Единовѣрческими стали нѣсколько монастырей. Вновь учреждены были монастыри мужской Воскресенскій въ оренбургской епархіи (1849), женскій на Всесвятскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (1862). Покровскій черниговскій мон., «въ виду важности его значенія среди раскольниковъ», былъ возведенъ (1848) въ число штатныхъ обителей перваго класса, съ содержаніемъ отъ /с. 849/ казны. Особенно важно было для единовѣрія учрежденіе московскаго Никольскаго мужского мон.

Выдѣлился единовѣрческій священникъ Тимоѳей Верховскій, сынъ священника костромской епархіи. Отца его поповцы одно время сманили въ Стародубье. Въ 1822 г. Тимоѳей сталъ единовѣрческимъ священникомъ и въ 1828 г. получилъ приходъ въ Петербургѣ, сдѣлавшись извѣстнымъ гр. Протасову и, черезъ него, государю, по желанію котораго былъ назначенъ въ Стародубье. Тамъ, въ посадѣ Добрянкѣ, по повелѣнію государя, строилась единовѣрческая церковь. Потомъ онъ былъ протоіереемъ Николаевской церкви въ Петербургѣ. Сынъ его, Іоаннъ, учился въ пермской семинаріи и на него обратилъ вниманіе владыка Аркадій, будущій архіеп. олонецкій, знатокъ раскола. Былъ Іоаннъ потомъ священникомъ въ одной изъ единовѣрческихъ церквей въ столицѣ. Черезъ нѣкоторое время началъ онъ критиковать «платоновское единовѣріе», выдвигая на его мѣсто «соединенство святое и безъ упрека древне-православное», которое имѣло бы іерархію, поставленную православными архіереями, но свою собственную церковную іерархію, возглавленную митрополитомъ или патріархомъ. Митр. Филаретъ въ 1864 г. разъяснилъ московскимъ единовѣрцамъ пагубность этого проекта. Свящ. Верховскій послѣ этого началъ печатать свои статьи о нуждахъ единовѣрія въ «Гражданинѣ» и др. журналахъ. Въ 1885 г. онъ тайно оставилъ свой приходъ и ушелъ къ раскольникамъ, но чинопріятію ихъ себя не подвергнулъ. Онъ былъ исключенъ Св. Сѵнодомъ изъ священнаго сана. Передъ смертью онъ изъявилъ раскаяніе, вернулся въ Россію и былъ погребенъ по чиноположенію единовѣрческой церкви. («Прав. Бог. Энцикл.»).

Единовѣрцы нѣсколько разъ обращались въ Св. Сѵнодъ, прося о пересмотрѣ, исправленіи и дополненіи правилъ 1800 г., считая, что таковыми единовѣріе поставлено въ слишкомъ «тѣсныя рамки». — «Св. Сѵнодъ, насколько это было согласно съ достоинстовмъ церкви», пишетъ П. Смирновъ въ «Прав. Бог. Энц.», «отвѣчало правильнымъ понятіемъ о православіи и единовѣріи и могло способствовать успѣхамъ послѣдняго, всегда охотно внималъ «нуждамъ» единовѣрцевъ». Смирновъ признаетъ особенно важными въ этомъ отношеніи Высочайше утвержденное опредѣленіе Св. Сѵнода 1881 г., «изъясненіе» его 4 марта 1886 г. и указаніе 1888 г.

Освященіе Николаевской единовѣрческой церкви на Преображенскомъ кладбищѣ состоялось 3 апр. 1854 г. Богослуженіе совершалъ митр. Филаретъ. Употребленъ былъ антиминсъ, освя/с. 850/щенный при патр. Филаретѣ, древніе напрестольные сосуды. Святитель былъ облаченъ въ древній саккосъ митр. Макарія, осѣнялъ народъ древнимъ крестомъ съ мощами — вкладъ царя Михаила Ѳеодоровича. Сослужили митрополиту священники единовѣрческихъ церквей. На донесеніи митрополита имп. Николай I написалъ: «Слава Богу!» На Преображенскомъ кладбищѣ открыты были и другія церкви, а въ 1866 г. все мужское отдѣленіе кладбища было обращено въ единовѣрческій монастырь. Въ 1854 г. единовѣріе проникло и на Рогожское кладбище, гдѣ во главѣ движенія стоялъ значительный прихожанинъ В. Сапѣлкинъ.

23 іюня 1865 г., по благословенію митр. Филарета, преосвященнымъ Леонидомъ (Краснопѣвковымъ), еп. дмитровскимъ, викаріемъ московскимъ, совершено было въ Москвѣ въ Троицкой единовѣрческой церкви присоединеніе къ единовѣрію членовъ раскольничьей бѣлокриницкой іерархіи — Онуфрія, еп. браиловскаго, намѣстника бѣлокриницкой митрополіи, Пафнутія, еп. коломенскаго, Іоасафа, іеромонаха Бѣлокриницкаго мон. и другихъ. Событіе это произвело сильное впечатлѣніе на поповцевъ. Вскорѣ присоединились еще два епископа и нѣсколько другихъ духовныхъ лицъ.

Наиболѣе же крупнымъ событіемъ былъ переходъ въ единовѣріе виднаго безпоповца инока Павла, именуемаго Прусскимъ по мѣсту его дѣятельности. Родился онъ въ 1821 г. въ Сызрани; былъ послѣдователемъ ѳедосѣевства. Внимательное изученіе раскола мало-по-малу убѣдило его въ неистинности такового. Особенно останавливалъ его вниманіе вопросъ о Церкви. Онъ понялъ ея значеніе и то, что истинной является только грекороссійская Церковь. Такія мысли онъ сталъ распространять между старообрядцами еще ранѣе своего открытаго присоединенія къ Церкви. Въ разныхъ мѣстахъ, куда наѣзжалъ, онъ вступалъ въ собесѣдованія съ извѣстными начетчиками, которые не могли опровергнуть его доказательствъ. Болѣе дальновидные старообрядцы предсказывали, что сей инокъ уйдетъ въ «великороссійскую церковь». Но все же впечатлѣніе отъ перехода его въ 1868 г. въ единовѣріе было въ кругахъ безпоповцевъ огромно. «Если бы», признавались они, «это во снѣ приснилось, и тогда напугало бы. Пускай бы кто любилъ роскошно жить, и сладкую пищу ѣсть, и хорошо наряжаться, и случилось бы съ ними такое событіе, — это было бы не диво. Но развѣ отецъ Павелъ такой человѣкъ? Какъ же и отчего случилось съ нимъ такое событіе?» Для безпоповцевъ отрывъ о. Павла былъ большимъ ударомъ, для истинной же Церкви его присоединеніе къ единовѣрію явилось большимъ пріобрѣтені/с. 851/емъ. «Павелъ былъ самоучка, зналъ великолѣпно древне-русскую и свято-отеческую литературу, писалъ легко, просто и доказательно опровергалъ всѣ пункты ученія раскола. Онъ написалъ много сочиненій, большая часть которыхъ вышла нѣсколькими изданіями, сдѣланными Св. Сѵнодомъ». («Полный Прав. Бог. Энц. Сл.»).

27 октября 1900 г. единовѣріе праздновало столѣтіе своего существованія. Въ торжествѣ принимали участіе высшіе іерархи православной Церкви. Въ Петербургѣ богослуженіе совершено было митр. Антоніемъ въ Николаевскомъ единовѣрческомъ храмѣ, въ Москвѣ — митр. Владиміромъ въ Троицкомъ единовѣрческомъ храмѣ. Отъ лица Сѵнода въ этотъ день было издано особое посланіе «чадамъ православной грекороссійской каѳолической и апостольской церкви, содержащимъ глаголемые старые обряды».

21 іюля 1649 г. состоялось обрѣтеніе мощей княгини Анны Кашинской, супруги св. вел. кн. Михаила Тверского, замученнаго въ Ордѣ въ 1319 г. 12 іюня 1650 г. мощи святой были перенесены, въ присутствіи царя Алексѣя Михайловича, въ кашинскій Вознесенскій соборъ. По почину патріарха Іоакима Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднества ей не творити». Главнымъ основаніемъ такого рѣшенія было то, что правая рука ея «въ завитіи погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющіе». Въ 1908 г. на Миссіонерскомъ съѣздѣ въ Кіевѣ, о которомъ упоминалось выше, обсуждался поднятый отсутствовавшимъ архіеп. тверскимъ Алексіемъ (Опоцкимъ) вопросъ о возстановленіи церковнаго прославленія вел. кн. Анны. Предложеніе это горячо поддержалъ архіеп. волынскій Антоній. Съѣздъ, придавая сему прославленію большое миссіонерское значеніе, ибо оно отвратитъ отъ православныхъ укоризны со стороны старообрядцевъ въ томъ, что въ Православной Церкви не прославляются святые, имѣющіе двуперстное сложеніе для крестнаго знаменія, присоединился къ означенному ходатайству, раздѣляемому собравшимися въ Кіевѣ архипастырями. Въ 1909 г. празднованіе св. Анны Кашинской было возстановлено. Торжество происходило лѣтомъ въ г. Кашинѣ въ православномъ Успенскомъ соборѣ по единовѣрческому чину. Литургія служилась по архіерейскому чиновнику XV и XVI вѣковъ. Велико было торжество 5 сент. въ С.-Петербургѣ при встрѣчѣ въ единовѣрческомъ Никольскомъ храмѣ на Николаевской ул. иконы св. Анны съ частицей ея мощей. Богослуженіе совершалъ викарный епископъ гдовскій Кириллъ (Смирновъ), завѣдовавшій единовѣрческими храмами петербургской епархіи, позднѣе архіеп. тамбовскій. Вскорѣ послѣ этого единовѣрцы возбудили ходатайство о созывѣ въ Москвѣ ихъ всероссійскаго съѣзда. Св. Сѵнодъ /с. 852/ разрѣшилъ созывъ въ Москвѣ только мѣстнаго съѣзда. Митр. Владиміръ по просьбѣ участниковъ съѣзда, назначилъ предсѣдателемъ его епископа серпуховскаго Анастасія (Грибановскаго), особенно почитавшагося единовѣрцами. Въ 1912 г. Св. Сѵнодъ, по докладу своего члена, архіеп. волынскаго Антонія, разрѣшилъ созывъ перваго Всероссійскаго единовѣрческаго съѣзда въ С.-Петербургѣ. Съѣздъ продолжался съ 22 по 29 января, подъ предсѣдательствомъ архіеп. Антонія. 31 янв. депутація съѣзда, во главѣ съ архіеп. Антоніемъ, представлялась Императору Николаю Александровичу. Владыка поднесъ Государю икону благовѣрной кн. Анны и произнесъ слово. Единовѣрческій священникъ Сѵмеонъ Шлеевъ поднесъ Царю и Наслѣднику Цесаревичу Алексѣю Николаевичу подручники — коврики, которые единовѣрцы употребляютъ на молитвѣ при земныхъ поклонахъ [1].

Примѣчаніе:
[1] Использованы данныя, помѣщенныя епископомъ Никономъ (Рклицкимъ) вь его книгѣ «Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго» т. III. 1957.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 844-852.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.