Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.).

Митр. Виталій (въ мірѣ Ростиславъ Петровичъ Устиновъ), четвертый Первоіерархъ РПЦЗ, безкомпромиссный хранитель истиннаго Православія. Родился въ С.-Петербургѣ 18 (31) марта 1910 г. въ семьѣ морского офицера. Въ 1920 г., во время Гражданской войны, переѣхалъ въ Крымъ и поступилъ въ Кадетскій корпусъ, основанный ген. Врангелемъ. Въ концѣ того же года корпусъ эвакуировали въ Константинополь, впослѣдствіи — въ Югославію. Съ 1923 г. жилъ во Франціи. Окончилъ колледжъ въ г. Леманъ. Въ 1938 г. поступилъ послушникомъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго в Ладомірово (Чехословакія). Въ 1939 г. постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Виталій, черезъ годъ — въ малую схиму. Въ 1941 г. въ Братиславѣ рукоположенъ въ санъ іеромонаха. Послѣ окончанія Второй міровой войны вмѣстѣ съ архим. Наѳанаиломъ (Львовымъ) занимался миссіонерской дѣятельностью въ средѣ русскихъ бѣженцевъ въ Берлинѣ и Гамбургѣ. Съ 1947 по 1951 гг. настоятель Лондонскаго прихода РПЦЗ. Епископъ Бразильскій (1951). Въ 1955 г. переведенъ въ Канаду епископомъ Монреальскимъ и Канадскимъ. Съ 9 (22) января 1986 г. Митрополитъ и Первоіерархъ РПЦЗ. При митр. Виталіи въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ и преп. Паисій Величковскій (1990), святители Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, Иннокентій Московскій и Николай Японскій (1994), свят. Іона Ханькоусскій (1996), свящмуч. Максимъ, іерей Горлицкій (1998), святители Филаретъ Московскій, Игнатій Кавказскій, Ѳеофанъ Затворникъ, блаж. Ѳеофилъ Кіевскій (2000). Въ 2001 г. не призналъ избранія архіеп. Лавра и своего отправленія на покой. Скончался 12 (25) сентября 2006 г. Погребенъ въ Спасо-Преображенскомъ скитѣ въ Мансонвиллѣ (Канада).

Сочиненія митрополита Виталія (Устинова)

МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛІЙ, ПЕРВОІЕРАРХЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. [New York, 2001].

СТРАНИЧКА ИЗЪ ЖИЗНИ ОБИТЕЛИ ПРЕП. ІОВА.

Въ предѣлахъ маленькаго юнаго государства Словакіи, среди поросшихъ лѣсомъ Карпатскихъ горъ, въ одной изъ долинъ, зимой занесенныхъ снѣгомъ, а лѣтомъ благоухающихъ и пестрыхъ отъ цвѣтовъ, притаилась обитель преп. Іова Почаевскаго, на краю села именуемаго по-русски Владимірово, по-словацки — Ладомірово.

Благодаря обители и ея издательской дѣятельности имя это широко извѣстно теперь всему русскому церковному зарубежью.

Но мало кому извѣстна внутренняя жизнь, какъ обители, такъ и окружающей ее мѣстности. Потому мнѣ, новому здѣсь человѣку, хочется подѣлиться своими свѣжими еще, по необходимости нѣсколько отрывочными впечатлѣніями объ этомъ краѣ и обители съ разсѣянными по міру русскими людьми.

Владимірово находится на Пряшевской Руси. Пряшевская Русь — это самый западный уголокъ земли, искони населенной русскими. До войны и революціи мы мало знали о тѣхъ нашихъ русскихъ братьяхъ, которые силой исторической судьбы, или, вѣрнѣе, силой историческихъ ошибокъ, остались за предѣлами русскаго государства. Мы знали, да и то только по имени, Галицію, и все русское, что было за предѣлами Россіи, было для насъ «Галиціей». Рѣдко встрѣчавшимся верхомъ знанія было, если мы знали еще имена Угорской Руси и Буковины. Пряшевскую же Русь, лежащую еще далѣе на западъ отъ Руси Угорской (она же и Карпатская Русь) и Буковины, не зналъ никто. Даже, напримѣръ, такой знатокъ славянства, какъ Сиротининъ, отмѣтившій въ своей книгѣ «Россія и славяне» и кашубовъ, и лужичанъ, насчитывавшихъ по /с. 39/ полтораста тысячъ человѣкъ въ своемъ составѣ, не отмѣчаетъ совсѣмъ четверть милліона русскаго населенія Пряшевщины, и говоритъ объ этой мѣстности какъ о словацко-мадьярской странѣ.

Между тѣмъ, здѣсь русскіе люди жили искони. Они остались здѣсь еще съ тѣхъ временъ, когда именно отсюда, какъ свидѣтельствуетъ преп. Несторъ-лѣтописецъ, съ этихъ Карпатскихъ горъ и изъ этихъ долинъ вышли наши русскіе прадѣды, чтобы населить всѣ необозримые просторы отъ этихъ горъ до Тихаго океана. Больше того, отсюда же вышли и всѣ славянскія племена.

Итакъ, эта земля дважды, трижды священная для насъ; это — колыбель нашихъ предковъ. И то, что здѣсь остался жить народъ, именующій себя русскимъ и за свою русскость стойко вынесшій тысячелѣтнія страданія, это для насъ является лучшимъ свидѣтельствомъ того, что не только по внѣшнимъ признакамъ, численности и политическому значенію, но и по праву первородства русскій народъ есть старшій братъ въ семьѣ славянъ.

Многіе пытались оторвать этотъ край, также какъ и сосѣднюю Карпатскую Русь отъ ихъ русскости, но это никому не удалось и, живъ Богъ нашъ, не удастся. Интересна церковная исторія этой земли. Въ концѣ XIX и въ началѣ XX вѣковъ мы не застаемъ ни на Пряшевской Руси, ни на Карпатской — православія, весь край былъ поголовно уніатскимъ. Между тѣмъ, никогда народъ офиціально въ унію не переходилъ. Въ XVIII вѣкѣ, 60 православныхъ священниковъ, прельщенныхъ земными благами, подписали декларацію о готовности подчиниться римскому папѣ, но основная масса священниковъ, человѣкъ до 300, этой деклараціи не подписывали, только не нашли въ себѣ мужества порвать общеніе съ подписавшими и начать борьбу съ дѣломъ, которому покровительствовали всесильные тогда венгерскіе паны.

И вотъ, постепенно, медленно, изъ десятилѣтія въ десятилѣтіе, изъ вѣка въ вѣкъ, благодаря этой измѣнѣ православію однихъ и излишней «вѣротерпимости» другихъ священни/с. 40/ковъ, стало проникать латинское вліяніе на Пряшевскую Русь. Впрочемъ, до конца XIX вѣка, вліяніе это было очень слабымъ. Богослуженіе совершалось по книгамъ Московскаго изданія. Катехизисы, которые здѣсь все населеніе заучиваетъ наизусть, были совершенно православными. Имя римскаго папы ни въ катехизисахъ, ни за богослуженіемъ не поминалось. Духовенство имѣло вполнѣ православный внѣшній видъ.

Народъ, по существу, и донынѣ остался вполнѣ православнымъ. Латинское вліяніе на немъ отразилось мало. Не то случилось съ уніатскимъ духовенствомъ. Между нимъ и народомъ образовалась глубокая пропасть. Священники стали все болѣе стремиться быть «превелебными панами», подобно сосѣднимъ мадьярскимъ и польскимъ католическимъ ксендзамъ. Епископы поддерживали ихъ въ этомъ, и даже больше того, несмотря на нежеланіе большинства священниковъ, лѣтъ 50 тому назадъ, какъ внѣшній признакъ олатыниванія духовенства, приказали всему клиру сбрить бороды и срѣзать длинные волосы.

Какъ разъ когда этотъ процессъ вполнѣ дошелъ до конца и уніатскіе священники совершенно превратились въ латинскихъ «превелебныхъ пановъ», тогда и послалъ Господь на эту жаждущую дѣлателей ниву добраго трудника, архимандрита, нынѣ архіепископа Виталія (Максименко), хорошо знакомаго всей церковной Россіи еще по Почаевской лаврѣ, гдѣ онъ много трудился, издавая миссіонерскіе листки и книги.

Владыка Виталій по происхожденію волынецъ, т. е. принадлежитъ къ той же вѣтви русскаго народа, что и здѣшніе жители, даже къ тому же подраздѣленію этой вѣтви, ибо Пряшевская Русь, вмѣстѣ съ Русью Карпатской, Галиціей, Волынью и Подоліей представляетъ одно подраздѣленіе Малороссіи или Украины, въ противоположность Кіевщинѣ, Полтавщинѣ и Черниговщинѣ, составляющихъ другое подраздѣленіе.

Стихійный переходъ въ православіе, какъ Пряшевской, такъ и Карпатской Руси, начался еще до войны, но онъ былъ остановленъ и частично задушенъ драконовскими мѣрами ав/с. 41/стро-венгерскаго правительства. Это движеніе тогда дало цѣлый рядъ мучениковъ и исповѣдниковъ православія. Съ новой силой движеніе началось послѣ войны, здѣсь, на Пряшеской Руси, всецѣло подъ воздѣйствіемъ и возглавленіемъ архимандрита Виталія.

Услышавъ изъ Югославіи о томъ, что одно русское село на Пряшевской Руси хочетъ перейти въ православіе, но нѣтъ священника, который взялся бы это село обслуживать, о. Виталій бросилъ налаженную, спокойную жизнь въ Сербіи, гдѣ онъ, всей Россіи, да и всей Православной Церкви извѣстный пастырь, пользовался почетомъ и значеніемъ, и направился одинъ въ село Ладомірово. Поселился онъ, впрочемъ, не въ этомъ селѣ, а въ сосѣднемъ, болѣе крупномъ селеніи Свидникѣ, гдѣ снялъ помѣщеніе во второмъ этажѣ надъ корчмой и, поставивъ тамъ съ трудомъ пріобрѣтенную старую печатную машину, сталъ печатать воззванія, листки, потомъ молитвенники и служебники. Самъ набиралъ, самъ печаталъ.

Медленно, очень медленно стали собираться около него сначала трудники, студенты и священники, потомъ и иноки. Изъ иноковъ однимъ изъ первыхъ былъ нашъ теперешній настоятель, архим. Серафимъ, тогда іеромонахъ, потомъ игуменъ Савва (Струве), сынъ извѣстнаго общественнаго и политическаго дѣятеля, правнукъ знаменитаго русскаго астронома, и игуменъ Филимонъ съ Валаама.

Еще до ихъ прихода, напряженными трудами о. Виталія была закончена постройка церкви въ селѣ Владимірово, гдѣ три четверти жителей перешло въ православіе. О. Виталій, со своей крохотной типографіей и вмѣстѣ съ собравшейся около него братіей, перешелъ во Владимірово.

Средствъ у нихъ не было совершенно. Но въ то же время архим. Виталій категорически запретилъ производить какіе бы то ни было сборы пожертвованій среди новообращенныхъ крестьянъ, чтобы какъ-нибудь не повредить дѣлу перехода уніатовъ въ православіе.

Въ обители часто было нечего ѣсть, и братская кухня стояла по нѣсколько дней нетопленной. Часто отпечатанныя бого/с. 42/служебныя книги, на которыя былъ сдѣланъ заказъ, не на что было отправить, и онѣ лежали запакованныя безъ марокъ, въ ожиданіи какого-нибудь денежнаго поступленія. И это поступленіе, иногда совершенно неожиданно, откуда-нибудь неизмѣнно приходило. Господь не оставлялъ добрыхъ тружениковъ, возлагавшихъ на Него свое упованіе.

Росло иноческое братство. Изъ разныхъ концовъ нашего разсѣянія, изъ самыхъ разнообразныхъ слоевъ русской эмиграціи приходили люди, потрясенные тяжкими испытаніями нашего безвременія, чтобы поработать на преп. Іова, для Церкви и родного народа во имя Божіе. Вмѣстѣ съ ними для той же святой цѣли приходили и мѣстные русскіе крестьяне. Далеко не всѣ оставались. Условія жизни были суровыя. Тяжелый напряженный трудъ, неприхотливая, иногда очень скудная пища, обязанность строгаго послушанія, искушенія отъ темной силы, зовы оставленнаго міра, кажущагося постылымъ, когда въ немъ живешь, но лукаво прельщающаго и влекущаго того, кто отошелъ отъ него — все это уводило многихъ. Но оставшіеся, прошедшіе всѣ искушенія и испытанія, только тѣснѣе окружали своего богомудраго духовнаго руководителя, архим. Виталія, и помыслу, влекущему уйти, не было мѣста: «лучше умереть на этомъ мѣстѣ, чѣмъ уйти отсюда!» — какъ воскликнулъ одинъ изъ мѣстныхъ иноковъ, когда темныя силы неудержимо тянули его въ покинутый міръ. Въ нашей обители есть уроженцы Карпатской Руси, есть іеромонахъ родомъ изъ Пряшевской Руси, но изъ той ея части, которая нынѣ отошла къ Венгріи.

Въ 1934 г. архим. Виталій былъ посвященъ въ санъ епископа и назначенъ въ Америку. Много разъ передъ этимъ отклонялъ онъ настойчивыя желанія церковной власти посвятить его въ архипастырскій санъ, но тутъ, послѣ категорическаго приказанія своего аввы, Митрополита Антонія (Храповицкаго), съ болью въ сердцѣ, долженъ былъ повиноваться: оставить созданную имъ обитель и ѣхать въ далекій, чужой край, гдѣ Господь также помогаетъ ему вести большую и очень важную работу.

/с. 43/ Обитель возглавилъ архимандритъ Серафимъ, постриженникъ горы Аѳонской, окончившій бѣлградскій Богословскій факультетъ. Онъ же ведетъ и разнообразную издательскую дѣятельность обители: печатаніе газеты, дѣтскаго журнала, богослужебныхъ книгъ, святоотеческихъ твореній.

Творческой работой насыщена вся жизнь обители преп. Іова. Меня привелъ Господь пріѣхать и окончательно здѣсь поселиться послѣ долговременнаго блужданія по свѣту, въ ноябрѣ 1939 г.

Изъ первыхъ впечатлѣній здѣсь болѣе всего поразило меня, что когда я спросилъ русскаго мальчика, послушника этой обители, откуда онъ родомъ, тотъ показалъ мнѣ въ окно на близъ лежащую хижину и сказалъ, что это его родной домъ. Мое сознаніе такъ привыкло, что для русскаго человѣка его родной домъ всегда находится гдѣ-то далеко, что я былъ пораженъ при мысли, что вотъ передо мной русскій мальчонка, который изъ окна можетъ показать мѣсто, гдѣ онъ родился и гдѣ жили его отцы и прадѣды съ незапамятныхъ временъ [это былъ будущій архіеп. Лавръ — отъ Ред.]. Изъ прочихъ впечатлѣній остановлюсь на минувшей недавно I-ой недѣли Великаго поста.

Всѣ работы на эту недѣлю были прерваны. Вся жизнь обители сосредоточилась въ церкви.

Съ 4-хъ часовъ утра почти до 2-хъ часовъ дня длились одна за другой церковныя службы: утреннія молитвы, полунощница, утреня, часы, изобразительныя, вечерня съ чтеніемъ паремій, святоотеческихъ твореній, аскетическихъ поученій. Въ сердца, размягченныя и согрѣтыя долгой молитвой, вливались чистѣйшія слова поученій препп. Іоанна Лѣствичника, Ефрема Сирина, Ѳеодора Студита, свят. Палладія изъ Лавсаика. Съ 5 часовъ вечера вся братія снова собиралась на молитву въ церкви — на Великій канонъ, великое повечеріе и вечернія молитвы. Такъ изо дня въ день — около 12 часовъ на молитвѣ.

Несмотря на усталость, несмотря на то, что ноги иногда казались свинцовыми отъ долгаго стоянія, свѣтлѣйшая, чистая радость волною охватывала сердце.

/с. 44/ При долгомъ пребываніи въ церкви совершенно терялось представленіе о времени. Когда душа на мгновеніе отрывалась отъ сладостнаго мира молитвы или высокихъ образовъ, живописуемыхъ святоотеческими твореніями, вдругъ неожиданно видѣлъ себя не въ темной, озаренной лишь свѣтомъ свѣчей церкви, въ какую пришелъ, а въ церкви уже освѣщенной сѣрымъ разсвѣтомъ или даже сіяніемъ полдня, и съ недоумѣніемъ спрашивалъ себя: утро сейчасъ, день или вечеръ?

Въ 2 часа дня была единственная въ теченіе сутокъ трапеза: нѣсколько вареныхъ въ мундирѣ картошекъ, кружка чая и ломоть хлѣба. Эта ограниченность въ пищѣ чрезвычайно помогала созданію легкаго и радостнаго настроенія всей седмицы.

Вся братія говѣла. А въ четвергъ вечеромъ, послѣ великаго повечерія, совершенно было особенно значительное на этомъ строго иноческомъ фонѣ, монашеское торжество — постриженіе въ монашество двухъ молодыхъ рясофорныхъ иноковъ — о. Виталія и о. Сергія — 29 и 20 лѣтъ.

По уставу обители преп. Іова, имена монахи мѣняютъ уже при благословеніи въ рясофоръ, т. е. до принятія иноческихъ обѣтовъ.

О. Виталій, въ міру Ростиславъ Устиновъ (нынѣ Первоіерархъ РПЦЗ) изъ семьи морскихъ офицеровъ, окончилъ французскій колледжъ въ г. Леманѣ и прекрасно владѣетъ французскимъ и англійскимъ языкомъ. Несмотря на противодѣйствіе семьи, онъ почувствовалъ стремленіе къ иночеству, порвалъ связи съ міромъ и прибылъ въ обитель преп. Іова, гдѣ несетъ послушаніе старшаго наборщика и метранпажа типографіи.

О. Сергій [Ромберъ, будущій архимандритъ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ, исполнялъ обязанности благочиннаго, уставщика и эконома монастыря; почилъ въ 1992 году — отъ Ред.] съ самыхъ раннихъ лѣтъ стремился къ иночеству. Это свое желаніе онъ высказалъ еще 10-лѣтнимъ ребенкомъ. Учась въ гимназіи, а потомъ въ ремесленной школѣ, онъ не проявлялъ никакого интереса къ этимъ занятіямъ, но всегда стремился въ церковь. Когда 16-лѣтнимъ подрост/с. 45/комъ онъ наконецъ попалъ въ монастырь, уже никакія уговоры родныхъ не могли заставить его покинуть обитель. Какъ-то совсѣмъ незамѣтно, безъ постороннихъ указаній, онъ научился довольно сложной работѣ на печатной машинѣ, и теперь является главнымъ машинистомъ въ монастырской типографіи.

Въ субботу утромъ, передъ литургіей, за которой причащались св. Таинъ вся братія монастыря, былъ поставленъ въ рясофоръ еще одинъ послушникъ. Этимъ радостнымъ и свѣтлымъ торжествомъ закончилась незабвенная духоносная первая седмица святого и Великаго Поста въ обители преп. Іова.

Расти и красуйся обитель,
Какъ пристань средь жизненныхъ бурь.
Въ твоей красотѣ безмятежной
Небесъ отразилась лазурь.

Архимандритъ Наѳанаилъ.       

1940 г.

Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 38-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.