Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.).

Митр. Виталій (въ мірѣ Ростиславъ Петровичъ Устиновъ), четвертый Первоіерархъ РПЦЗ, безкомпромиссный хранитель истиннаго Православія. Родился въ С.-Петербургѣ 18 (31) марта 1910 г. въ семьѣ морского офицера. Въ 1920 г., во время Гражданской войны, переѣхалъ въ Крымъ и поступилъ въ Кадетскій корпусъ, основанный ген. Врангелемъ. Въ концѣ того же года корпусъ эвакуировали въ Константинополь, впослѣдствіи — въ Югославію. Съ 1923 г. жилъ во Франціи. Окончилъ колледжъ въ г. Леманъ. Въ 1938 г. поступилъ послушникомъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго в Ладомірово (Чехословакія). Въ 1939 г. постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Виталій, черезъ годъ — въ малую схиму. Въ 1941 г. въ Братиславѣ рукоположенъ въ санъ іеромонаха. Послѣ окончанія Второй міровой войны вмѣстѣ съ архим. Наѳанаиломъ (Львовымъ) занимался миссіонерской дѣятельностью въ средѣ русскихъ бѣженцевъ въ Берлинѣ и Гамбургѣ. Съ 1947 по 1951 гг. настоятель Лондонскаго прихода РПЦЗ. Епископъ Бразильскій (1951). Въ 1955 г. переведенъ въ Канаду епископомъ Монреальскимъ и Канадскимъ. Съ 9 (22) января 1986 г. Митрополитъ и Первоіерархъ РПЦЗ. При митр. Виталіи въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ и преп. Паисій Величковскій (1990), святители Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, Иннокентій Московскій и Николай Японскій (1994), свят. Іона Ханькоусскій (1996), свящмуч. Максимъ, іерей Горлицкій (1998), святители Филаретъ Московскій, Игнатій Кавказскій, Ѳеофанъ Затворникъ, блаж. Ѳеофилъ Кіевскій (2000). Въ 2001 г. не призналъ избранія архіеп. Лавра и своего отправленія на покой. Скончался 12 (25) сентября 2006 г. Погребенъ въ Спасо-Преображенскомъ скитѣ въ Мансонвиллѣ (Канада).

Сочиненія митрополита Виталія (Устинова)

МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛІЙ, ПЕРВОІЕРАРХЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. [New York, 2001].

ГЛУБИНЫ САТАНИНСКІЯ.

«Вамъ же и прочимъ, находящимся въ Ѳіатирѣ, которые не держатъ сего ученія и которые не знаютъ такъ называемыхъ глубинъ сатанинскихъ, сказываю, что не наложу на васъ инаго бремени; только то, что имѣете, держите, пока приду» (Откр. 2, 24-25).

Ко времени Рождества по плоти Спасителя нашего Господа Іисуса Христа, Римъ достигъ вершины своей славы и сталъ воистину сердцемъ величайшей имперіи, пульсированіемъ котораго жили самыя отдаленныя завоеванныя имъ страны. По имперскимъ дорогамъ, этимъ ея кровеноснымъ сосудамъ, не только гонцы съ ея повелѣніями устремлялись во всѣ концы просторовъ, легіоны шли на непокорныхъ, но вмѣстѣ съ хлѣбомъ и золотомъ проникали въ міровую столицу прямыми и окольными путями философскія системы и религіи всѣхъ народовъ.

Подобное явленіе мы теперь тоже наблюдаемъ въ Лондонѣ, этомъ самомъ большомъ городѣ въ мірѣ. Рядомъ съ христіанскими религіями прочно себѣ свили гнѣзда безчисленныя секты спиритовъ всѣхъ оттѣнковъ: послѣдователи буддизма, теософіи, антропософіи, или просто какихъ-то новыхъ безъ племени и роду основателей новыхъ изувѣрствъ. И какъ безконечно тоскливо на душѣ, когда видишь, что въ тѣни величественнаго Вестминстерскаго аббатства и Парламента, дышащихъ строгой трезвостью, нашли себѣ убѣжище столь фантастическія мышленія больныхъ издерганныхъ душъ. Невольно вспоминаются слова пророка Исаіи: «И звѣри пустыни будутъ встрѣчаться съ дикими кошками, и лѣшіе будутъ перекликаться одинъ съ другимъ; тамъ будетъ отдыхать ночное привидѣніе и находить себѣ покой. Тамъ угнѣздится летучій /с. 105/ змѣй, будетъ класть яйца и выводить дѣтей и собирать ихъ подъ тѣнь свою; тамъ и коршуны будутъ собираться одинъ къ другому» (Ис. 34, 14-15).

Нѣтъ предѣла удивленію, когда подумаешь, что въ нашъ вѣкъ такого расцвѣта науки, съ помощью которой мы всѣ имѣемъ возможность пользоваться опытомъ человѣчества за нѣсколько сотъ вѣковъ, можно встрѣтить, напримѣръ, вполнѣ образованныхъ культурныхъ женщинъ, которыя, облачаясь въ бѣлыя длинныя рубахи, подъ звуки музыки исполняютъ какія-то ритмическія движенія и поя «аллилуіа» думаютъ, что онѣ служатъ Богу. А вотъ еще цѣлое собраніе представителей интеллигенціи въ бѣлыхъ теннисныхъ костюмахъ сходитъ въ бассейнъ для какого-то крещенія; одни просиживаютъ цѣлыми ночами за крутящимися столами, перевернутыми тарелками, до полнаго изнеможенія душевныхъ и физическихъ силъ; другіе развиваютъ въ себѣ гипнотическія и магнетическія «способности», погружаясь въ мракъ оккультизма. Мы не хотимъ здѣсь разбираться подробно во всѣхъ этихъ явленіяхъ и наше горячее желаніе единственно отвратить отъ этого страшнаго яда православныя души. «Тогда, если кто скажетъ вамъ: «вотъ, здѣсь Христосъ», или «тамъ», — не вѣрьте; ибо возстанутъ лжехристы и лжепророки и дадутъ великія знаменія и чудеса... Итакъ, если скажутъ вамъ: «вотъ, Онъ въ пустынѣ» — не выходите; «вотъ, Онъ въ потаенныхъ комнатахъ» — не вѣрьте» (Матѳ. 24, 23-24. 26). Вотъ намъ прямое ясное указаніе, которое Самъ Господь намъ даетъ, какъ намъ вести себя во всѣхъ случаяхъ нашего общенія съ этого рода сектантами. Воистину блаженъ тотъ, кто въ простотѣ своего сердца исполняетъ эту простую Божію заповѣдь. Къ сожалѣнію, жизнь наша такъ разнообразна, подчасъ такъ сложна, что иногда почти невольно мы втягиваемся въ эту липкую и раздражающую наше любопытство оккультную стихію. Діаволъ тонко и хитро разставилъ свои безчисленныя сѣти. Если въ разговорѣ съ оккультистами мы будемъ просто отрицать всѣ факты и не вѣрить ничему тому, что они будутъ намъ разсказывать, то въ ихъ глазахъ мы покажемся жалкими темными людьми и не /с. 106/ сможемъ больше оказать имъ пользы и вырвать ихъ изъ цѣпкихъ когтей оккультизма, потому что весь оккультизмъ безусловно основанъ на опытѣ душевнаго характера. Если намъ, вѣрующимъ и исповѣдующимъ Бога Живаго, безбожники будутъ говорить, что Бога нѣтъ, они вѣдь тоже намъ покажутся достойными только нашего сожалѣнія, потому что мы имѣемъ не только вѣру въ Бога, но истинное знаніе, добытое опытомъ въ своемъ сердцѣ своей совѣстью. Вотъ почему даже Мережковскій выразился про теософію такъ: «Эта полубогиня, полумошенница теософія...», и мы намѣренно здѣсь не отдѣляемъ теософію отъ оккультизма, ибо и они себя другъ отъ друга не отдѣляютъ. Значитъ въ нашихъ преніяхъ съ оккультистами намъ подобаетъ соглашаться, что все, что они намъ говорятъ — дѣйствительно, достойно вѣры, но тутъ, исполнившись ревности о спасеніи ихъ душъ, мы должны указать имъ, что сила съ которой они общаются, есть діавольская сила. По ученію Православной Церкви архангелъ Сатанаилъ, возгордившійся и пожелавшій стать превыше Бога, былъ низверженъ на землю. «Какъ упалъ ты съ неба, денница, сынъ зари! разбился о землю попиравшій народы. А говорилъ въ сердцѣ своемъ: «взойду на небо, выше здѣздъ Божіихъ вознесу престолъ мой и сяду на горѣ въ сонмѣ боговъ, на краю сѣвера; взойду на высоты облачныя, буду подобенъ Всевышнему». Но ты низверженъ въ адъ, въ глубины преисподней» (Ис. 14, 12-15). Областью сатаны теперь сдѣлалась земля, почему и Господь въ Евангеліи неоднократно называетъ діавола княземъ міра сего, почему и «земля и вся дѣла, яже на ней, сгорятъ», какъ оскверненныя и непригодныя для Царствія Небеснаго. Нѣкіимъ образомъ сатана и вся его темная сила находятся на земной плоскости. Преп. Антоній Великій передаетъ намъ видѣніе, которое онъ имѣлъ: какъ нѣкій страшный великанъ, голова котораго терялась въ облакахъ, стоялъ ногами на землѣ и всѣ безчисленныя души умершихъ людей, которыя какъ птицы возносились отъ земли и стремились ввысь къ небу, этотъ великанъ ударами ладони повергалъ на землю, и рѣдко какая душа проходила сквозь эту страшную заставу. Это ви/с. 107/ дѣніе и множество другихъ свидѣтельствъ великихъ пустынниковъ подтверждаетъ православное ученіе о томъ, что вся темная сила находится въ этой земной плоскости. То, о чемъ говорятъ оккультисты, извѣстно каждому подвижнику; ко святымъ бѣсы являются со всѣми своими кознями и коварствомъ для того, чтобы разстроить ихъ души, запугать, ввергнуть въ отчаяніе и уныніе, заставить святого прекратить молитву, т. е. непрестанную бесѣду съ Богомъ, тогда какъ оккультисты добровольно входятъ въ дружескія сношенія съ этой страшной бѣсовской силой, заражаютъ свою душу, растлѣваютъ свое сердце и дѣлаются неспособными ни на какое добро. Діаволъ очень коварно держитъ ихъ въ состояніи неослабѣвающаго любопытства, которое требуетъ большого напряженія всѣхъ душевныхъ и физическихъ силъ и въ концѣ концовъ ни къ чему не приводитъ, ибо себя какъ сатану и діавола открыть онъ не можетъ; къ Богу привести не можетъ и не хочетъ, но въ чемъ онъ успѣваетъ — это въ полномъ овладѣніи душой оккультиста, для котораго сравнительно можно считать не плохимъ исходомъ, если онъ просто сходитъ съ ума. Замѣтьте, какъ всѣ оккультисты блѣдны, чахлы, нежизненны, какъ будто бы какой-то сказочный вампиръ или какая-то фантасмагорическая ларва всю ночь пила его кровь. Но соглашаясь, что то, что говорятъ оккультисты — фактъ, мы не должны склоняться на посѣщеніе ихъ собраній потому, что всѣ мы въ этой суетной толчеѣ жизни такъ мало ограждены подвигомъ молитвы и поста, и легко можемъ на этихъ собраніяхъ поддаться какой-нибудь душевной болѣзни, отъ которой намъ придется потомъ избавляться большими трудами, изливая потоки слезъ. Всѣ эти, такъ называемыя, оккультныя науки имѣютъ въ себѣ липкій, навязчивый, назойливый сатанинскій духъ. Однажды спросили покойнаго Митрополита Антонія:

Почему, Владыко святый, для болѣе успѣшной борьбы съ этими науками, священниковъ не обучаютъ имъ въ семинаріи?

Владыка Митрополитъ очень мудро отвѣтилъ:

/с. 108/ — Нельзя, ибо прельстятся.

Да, воистину есть вещи, которыхъ невозможно касаться не запачкавшись, ихъ нельзя слушать не осквернивъ своего слуха, нельзя видѣть не помрачивъ своего взора.

Мы же, православные христіане, во святомъ крещеніи «отреклись отъ сатаны, отъ всѣхъ дѣлъ его и всѣхъ аггеловъ его, и всего служенія его и всея гордыни его», выбрали Царство Небесное, т. е. хотимъ безпрепятственно миновать страшнаго великана, и потому намъ ли копаться въ этихъ духовно-земныхъ, мрачныхъ сатанинскихъ лабиринтахъ оккультизма и подобныхъ ему наукъ. Церковь Православная именуетъ насъ «сынами Божіими», народомъ избраннымъ, святымъ Израилемъ, и потому, исполнившись чувства величія нашей задачи, не будемъ себя унижать, погружаясь мыслію и чувствомъ въ міазмы ада, въ область изгнанія всѣхъ силъ гордаго павшаго архангела Сатанаила, который ничего такъ не желаетъ, какъ отнять у насъ сыновство Божіе, котораго онъ лишился за гордость.

† Архимандритъ Виталій.       

1948 г.

Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 104-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.