Церковный календарь
Новости


2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Діодору, еп. Тарскому (1974)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 6-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 5-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 4-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 3-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 2-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 1-я (1961)
2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.).

Митр. Виталій (въ мірѣ Ростиславъ Петровичъ Устиновъ), четвертый Первоіерархъ РПЦЗ, безкомпромиссный хранитель истиннаго Православія. Родился въ С.-Петербургѣ 18 (31) марта 1910 г. въ семьѣ морского офицера. Въ 1920 г., во время Гражданской войны, переѣхалъ въ Крымъ и поступилъ въ Кадетскій корпусъ, основанный ген. Врангелемъ. Въ концѣ того же года корпусъ эвакуировали въ Константинополь, впослѣдствіи — въ Югославію. Съ 1923 г. жилъ во Франціи. Окончилъ колледжъ въ г. Леманъ. Въ 1938 г. поступилъ послушникомъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго в Ладомірово (Чехословакія). Въ 1939 г. постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Виталій, черезъ годъ — въ малую схиму. Въ 1941 г. въ Братиславѣ рукоположенъ въ санъ іеромонаха. Послѣ окончанія Второй міровой войны вмѣстѣ съ архим. Наѳанаиломъ (Львовымъ) занимался миссіонерской дѣятельностью въ средѣ русскихъ бѣженцевъ въ Берлинѣ и Гамбургѣ. Съ 1947 по 1951 гг. настоятель Лондонскаго прихода РПЦЗ. Епископъ Бразильскій (1951). Въ 1955 г. переведенъ въ Канаду епископомъ Монреальскимъ и Канадскимъ. Съ 9 (22) января 1986 г. Митрополитъ и Первоіерархъ РПЦЗ. При митр. Виталіи въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ и преп. Паисій Величковскій (1990), святители Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, Иннокентій Московскій и Николай Японскій (1994), свят. Іона Ханькоусскій (1996), свящмуч. Максимъ, іерей Горлицкій (1998), святители Филаретъ Московскій, Игнатій Кавказскій, Ѳеофанъ Затворникъ, блаж. Ѳеофилъ Кіевскій (2000). Въ 2001 г. не призналъ избранія архіеп. Лавра и своего отправленія на покой. Скончался 12 (25) сентября 2006 г. Погребенъ въ Спасо-Преображенскомъ скитѣ въ Мансонвиллѣ (Канада).

Сочиненія митрополита Виталія (Устинова)

МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛІЙ, ПЕРВОІЕРАРХЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. [New York, 2001].

«ВОНМЕМЪ».
Духовное состояніе русскаго народа въ Россіи.

Послѣ громогласнаго заявленія Горбачева, что мы не можемъ больше жить такъ, какъ жили, были объявлены два лозунга: «перестройка» и «гласность», долженствующіе измѣнить всю административную и политическую жизнь страны. Желѣзный завѣсъ между Россіей и остальнымъ міромъ палъ, и на весь свободный міръ хлынула масса «россіянъ». Еженедѣльно Аэрофлотъ высаживалъ на аэродромы, въ особенности США и Канады, сотни и сотни этихъ новыхъ «туристовъ». Мы съ радостью встрѣчали нашихъ соотечественниковъ, вырвавшихся изъ страшной и невѣроятно огромной тюрьмы народовъ, именующей себя этими зловѣщими буквами СССР, означающія всю территорію бывшей Россійской Имперіи.

Однако, очень скоро мы убѣдились съ грустью, что за эти 70 лѣтъ режима, постояннаго страха, террора, раболѣпства, произвола большихъ и малыхъ деспотовъ-партійцевъ, ликъ русскаго народа сильно измѣнился. Чтобы понять всю суть этого измѣненія, необходимо вернуться въ сѣдыя времена исторіи Европы.

Древній Римъ, по Божіему вдохновенію, далъ человѣчеству законъ, который, съ одной стороны, налагаетъ на человѣка обязательства, но, съ другой стороны, даетъ ему права. Это и дѣлаетъ человѣка «гражданской личностью». Такимъ двойнымъ дѣйствіемъ на грѣшнаго человѣка, по промыслу Божіему, законъ удерживаетъ въ рамкахъ живущаго въ человѣкѣ звѣря.

Въ промыслѣ Божіемъ, Римъ уже тогда былъ предназначенъ стать столицей имперіи, въ которой долженъ былъ родиться нашъ Спаситель. Господь помогъ Риму побѣдить кровавый, коварный и сатанинскій Карѳагенъ, даже несмотря на его /с. 110/ геніальнаго полководца Ганибала, по военному искусству равнаго Александру Македонскому. Господь велъ Римъ къ основанію той желѣзной имперіи, которая должна была сковать и удержать всѣ полудикіе, а то и просто дикіе народы, населяющіе всѣ берега Средиземнаго моря, отъ произвола и всегда близкаго къ нему сатанизма. Римское право, римскій короткій мечъ и дороги сообщенія, по которымъ пошли затѣмъ всѣ апостолы съ благой вѣстью Евангелія — вотъ тѣ три силы, на которыхъ стояла Римская имперія. Это и была ея роль въ міровой исторіи.

Теперь мы видимъ, что Неронъ, Діоклетіанъ и всѣ самые лютые гонители христіанъ блѣднѣютъ предъ злодѣяніемъ Ленина и Сталина. Тѣ проливали кровь мучениковъ, а Ленинъ и его сатрапы проливали кровь въ неслыханномъ количествѣ во всей исторіи человѣческаго рода и посягнули уничтожить, и уничтожили, всякую законность, право, порядокъ, на которыхъ зиждутся всѣ большія и малыя государства и безъ которыхъ жизнь немыслима.

Отъ такой колоссальной коммунистической имперіи СССР эта зараза произвола партіи идетъ грозной бациллой на весь міръ, который этой грозы еще мало или совсѣмъ не видитъ. Живя 70 лѣтъ въ странѣ произвола партіи, русскій народъ самъ заболѣлъ произволомъ. Въ его поведеніи нѣтъ послѣдовательности, ибо произволъ — врагъ послѣдовательности. Потому что только сегодня и существуетъ. Работать за «деревянные рубли» никто не хочетъ, а потому большинство или дѣлаютъ видъ, что работаютъ, или вовсе ничего не дѣлаютъ. Купить ничего существеннаго нельзя, да и не за что, ибо денегъ, даже «рублей деревянныхъ», не хватаетъ; значитъ, надо достать, а достать что-либо безъ компромисса со своей совѣстью невозможно. Отъ этого совѣсть каменѣетъ, человѣкъ грубѣетъ, нечестность становится нормой жизни.

«У русскаго человѣка нѣтъ другой надежды, чѣмъ Церковь» — пишетъ наша большая и искренняя единомышленница Л. Д. Перепелкина. Но всѣ древнія каѳедры Св. Руси и самый патріаршій престолъ заняты ставленниками партіи, т. е. /с. 111/ всѣ они сверху донизу пустая, выѣденная скорлупа, однимъ словомъ — обрядопоклонники. Или по словамъ протопресвитера Михаила Польскаго: «православіе, подчинившееся совѣтамъ и ставшее оружіемъ мірового антихристіанскаго соблазна, есть не православіе, а соблазнительная ересь антихристіанства, облекшаяся въ растерзанныя ризы историческаго православія».

Теперь на всю Россію устремились волны сектантовъ (или просто колдуновъ и вѣдьмъ) всѣхъ толковъ, духовно обанкротившихся многихъ христіанскихъ религій на Западѣ и стремящихся обновиться за счетъ русской свѣжести воспріятія вѣры, по прямому изволенію Ельцина и молчаливому согласію Московской патріархіи. Имъ всѣмъ одинаково отвратительна Истина Церкви Христовой.

Однако, объективности ради, надо сказать, что есть въ Россіи настоящіе подвижники, праведники, исповѣдники, «которыхъ весь міръ не достоинъ!» Они, конечно, почти всегда голодаютъ и ѣдятъ свою скудную, но честную краюху хлѣба. Ихъ мало, они никуда не стремятся ѣхать или летѣть, но и закваски вѣдь надо немного для всего теста. Дай Богъ имъ силы заквасить все русское тѣсто. Для примѣра, остановимся хотя бы на ликѣ іеромонаха Арсенія, прошедшаго лагеря, тюрьмы, изоляторы, камеры смертниковъ: его питала благодать Св. Духа, ибо онъ отдавалъ свою порцію баланды умирающимъ отъ голода. Самъ онъ кожа и кости, почти что призракъ, а не человѣкъ, но приводилъ къ раскаянію уркагановъ, циничныхъ воровъ и убійцъ, заливавшихся покаянными слезами сокрушенія. Еще будучи въ ссылкѣ онъ умеръ, но Матерь Божія его воскресила, сказавъ: «Тебѣ надо еще потрудиться». Его не знала Московская патріархія и никогда она даже не пыталась освободить этого мученика, прозорливца и чудотворца, ибо онъ вѣдь былъ «политическій», по 58-й статьѣ, «лагерная пыль» по словамъ секретаря Московской патріархіи.

А теперь что намъ сказать тѣмъ немногимъ клирикамъ и мірянамъ нашей Русской Зарубежной Церкви, которые со/с. 112/блазняются исторической внѣшностью Московской патріархіи? Да, на протяженіи всей исторіи Церкви Христовой Господь промыслительно попускалъ какой-нибудь явной ереси, неправдѣ, лжи выйти изъ нѣдръ самой Церкви и соблазнить народъ Божій, испытывая нашу вѣрность самой Истинѣ. Этимъ Господь все сокровенное, нечистое, содѣлалъ явнымъ, дабы мы увидѣли, черное по бѣлому, въ чемъ намъ надо каяться!

Зададимъ честно себѣ самимъ этотъ важнѣйшій вопросъ: кто въ данное время стоитъ передъ нашимъ духовнымъ взоромъ въ этой роли соблазнителя? Безспорно, безусловно, несомнѣнно Московская патріархія. Весь соблазнъ отъ нея происходитъ, отъ ея двуликаго лукаваго организма. Историческая пышная внѣшность патріаршаго престола и другихъ древнихъ каѳедръ Св. Руси прикрываетъ опасный, духовно смертоносный ядъ ереси и лжи. За всѣ эти годы Московская патріархія такъ сроднилась органически съ ложью, что превратилась въ соляной столпъ нераскаянія.

Нашъ священный долгъ архипастырей Русской Православной Зарубежной и Свободной Церкви — предупредить нашу паству: «блюдите убо, како опасно ходите». Отъ правильнаго или превратнаго нашего отношенія къ епископату Московской патріархіи зависитъ правильное или ложное отношеніе къ самой Истинѣ, ко Христу. Это искушеніе вѣка сего, которое ставитъ насъ на лезвіе меча. Не вкушайте отъ этого внѣшне приманчиваго плода, ибо смертію духовной умрете! Поэтому мы и назвали наше обращеніе къ Вамъ «Вонмемъ»! Будьте осмотрительны, внимательны, и просите у Господа дара различія духовъ, столь необходимаго намъ въ это лукавое время великаго испытанія.

Аминь.

† Митрополитъ Виталій.       

Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 109-112.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.