Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.).

Митр. Виталій (въ мірѣ Ростиславъ Петровичъ Устиновъ), четвертый Первоіерархъ РПЦЗ, безкомпромиссный хранитель истиннаго Православія. Родился въ С.-Петербургѣ 18 (31) марта 1910 г. въ семьѣ морского офицера. Въ 1920 г., во время Гражданской войны, переѣхалъ въ Крымъ и поступилъ въ Кадетскій корпусъ, основанный ген. Врангелемъ. Въ концѣ того же года корпусъ эвакуировали въ Константинополь, впослѣдствіи — въ Югославію. Съ 1923 г. жилъ во Франціи. Окончилъ колледжъ въ г. Леманъ. Въ 1938 г. поступилъ послушникомъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго в Ладомірово (Чехословакія). Въ 1939 г. постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Виталій, черезъ годъ — въ малую схиму. Въ 1941 г. въ Братиславѣ рукоположенъ въ санъ іеромонаха. Послѣ окончанія Второй міровой войны вмѣстѣ съ архим. Наѳанаиломъ (Львовымъ) занимался миссіонерской дѣятельностью въ средѣ русскихъ бѣженцевъ въ Берлинѣ и Гамбургѣ. Съ 1947 по 1951 гг. настоятель Лондонскаго прихода РПЦЗ. Епископъ Бразильскій (1951). Въ 1955 г. переведенъ въ Канаду епископомъ Монреальскимъ и Канадскимъ. Съ 9 (22) января 1986 г. Митрополитъ и Первоіерархъ РПЦЗ. При митр. Виталіи въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ и преп. Паисій Величковскій (1990), святители Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, Иннокентій Московскій и Николай Японскій (1994), свят. Іона Ханькоусскій (1996), свящмуч. Максимъ, іерей Горлицкій (1998), святители Филаретъ Московскій, Игнатій Кавказскій, Ѳеофанъ Затворникъ, блаж. Ѳеофилъ Кіевскій (2000). Въ 2001 г. не призналъ избранія архіеп. Лавра и своего отправленія на покой. Скончался 12 (25) сентября 2006 г. Погребенъ въ Спасо-Преображенскомъ скитѣ въ Мансонвиллѣ (Канада).

Сочиненія митрополита Виталія (Устинова)

МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛІЙ, ПЕРВОІЕРАРХЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. [New York, 2001].

ЮБИЛЕЙНОЕ ПОСЛАНІЕ МИТРОПОЛИТА ВИТАЛІЯ.

Возлюбленные во Христѣ братья и сестры, вѣрныя чада Русской Православной Зарубежной Церкви!

Всѣ святые Земли Русской создавали и создали тотъ крѣпкій фундаментъ, на которомъ росла и выросла наша великая родина Россія. Скоро, очень скоро по крещеніи, ея лучшіе сыны, ея праведники, ища въ молитвенномъ уединеніи Бога, уходили въ дебри лѣсныя. За ними тянулся всякаго рода людъ, въ жаждѣ услышать отъ нихъ доброе слово утѣшенія, совѣта, а то и исцѣленія. Такъ по стопамъ угодниковъ Божіихъ выростали деревни, и села, и города, окаймленные стѣнами и башнями, за которыми укрывались церкви, хоромы и торги. Стѣсненные суетой и житейской молвой, доносившихся до ихъ скитовъ, отшельники снова бѣжали въ новыя пустыни, гдѣ въ тишинѣ созерцали незримое, непостижимое, непереводимое на обыкновенный бѣглый человѣческій языкъ. Такъ наши святые прошли всю землю русскую вдоль и поперекъ, съ юга на сѣверъ, съ запада на востокъ, вспахивая дикую почву многоплеменнаго русскаго сердца ораломъ подвига и молитвы, орошая ее, какъ дождемъ, слезами покаянія, дабы сѣмя Слова Божіяго прозябло и дало плодъ свой въ десять, въ пятьдесятъ, а то и въ стократъ. Удивительный, въ своемъ родѣ единственный, примѣръ христіанизаціи въ исторіи Церкви Христовой. Не даромъ до насъ дошло древнее слово — «не стоитъ село безъ праведника, а городъ безъ святого».

Этотъ періодъ духовной исторіи Россіи Господу Богу было угодно продлить почти на девять вѣковъ. Внѣшнія нападенія на нашу родину не были помѣхой для ея внутренняго подвига, а наоборотъ, укрѣпляли ея духовныя силы и созидали /с. 136/ ту вторую купель Крещенія Руси, наполняя ее слезами святыхъ. Этотъ духовный періодъ можно назвать эпохой преподобнической, когда животворящая струя силы Божіей медленно и вѣрно проникала во всѣ изгибы русскаго бытія, по мысли нашего праведнаго поэта А. С. Хомякова, готовя Русскую Землю къ ея третьей купели, мученической кровью исполненной. Наши праведники и святые научили русское сердце молиться и изъ этого молящагося сердца вышла вся наша русская православная культура, ибо сердце диктуетъ все поведеніе человѣка, всѣ его выраженія, всѣ поступки. Русскій языкъ одухотворился настолько, что изучающаго нашъ языкъ иностранца, мы считаемъ почти что какъ оглашеннаго, стоящаго въ притворѣ православнаго храма. Все наше зодчество, храмоздательство, иконопись, пѣніе церковное, да и мірское вдохновляетъ, возвышаетъ и очищаетъ душу человѣческую.

Православная вѣра обогатила русскую душу тончайшей интуиціей, граничащей съ прозрѣніемъ Достоевскаго, Гоголя, Хомякова и многихъ другихъ писателей, и заставила весь мыслящій міръ признать интуицію, какъ главную силу познанія и истиннаго пониманія сущности вещей. Наконецъ, Господь одарилъ русскую душу горячей любовью къ своей родинѣ и изъ этой горячей любви къ своему, мы научились любить и другихъ, не своихъ, что часто выражается въ русской психологіи чувствомъ вселенскости, а не интернаціонала. Русскій человѣкъ теперь думаетъ вселенски, болѣетъ за всѣхъ, огорчается и радуется за всѣхъ.

Тутъ мы подошли къ опасной трещинѣ всего нашего русскаго православнаго бытія. Вся эта всепроникающая русская православная живая культура зиждется на подвигѣ живого русскаго человѣка. Она требуетъ всегда участія его сердца, съ извѣстнымъ духовнымъ напряженіемъ всѣхъ его силъ. Это настоящій подвигъ, отъ котораго русскій народъ усталъ, облѣнился; однако, продолжалъ все-таки его нести, но уже какъ обязанность, какъ доглъ, безъ участія сердца, или потому что такъ полагается. Господь намъ говоритъ: «Сыне, даждь Мнѣ твое сердце», а этого сокровеннаго подвига уже и не было, и /с. 137/ все превратилось въ тяжелое бремя, которое никто нести долго не можетъ. Бремя стали сбрасывать, а храмы — пустѣть. Это первая духовная причина бунта противъ Бога, причина революціи. Русскій народъ, можетъ быть, и тутъ сумѣлъ бы опомниться, но глубина паденія, видимо, была глубокая.

Послѣдовало небывалое во всемъ мірѣ гоненіе на Церковь Христову. Тюрьмы, ссылки, лагеря и море крови стали третьей купелью русскаго народа. Но тамъ гдѣ Голгоѳа, тамъ рядомъ и Гробъ Господенъ и Его Славное Воскресеніе. Вся Земля Русская окроплена слезами святыхъ и кровью мучениковъ. Русская Земля — Святая Земля, и если бы мы имѣли духовныя очи и смотрѣли бы на нашу Землю съ небеснаго Свода, то она представилась бы намъ излучающей Столпы Огненнаго Свѣта отъ всего пространства ея лѣсовъ, полей, тундры, вѣчной мерзлоты, изъ сыпучихъ песковъ ея пустынь, изъ озеръ, рѣкъ и морей, отъ святыхъ мощей знаемыхъ и безымянныхъ русскихъ страстотерпцевъ. Эта величайшая слава Русской Церкви, которой дано будетъ, отъ лица всей вселенской Церкви Христовой, сказать на весь міръ послѣднее Слово истины, Слово любви, прежде чѣмъ грянетъ великій конецъ всему. Такъ вѣрили наши святые и праведники, такъ вѣримъ и мы всѣ. Ей, гряди, Господи Іисусе. Аминь.

† Митрополитъ Виталій.       

Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 135-137.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.