Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.).

Митр. Виталій (въ мірѣ Ростиславъ Петровичъ Устиновъ), четвертый Первоіерархъ РПЦЗ, безкомпромиссный хранитель истиннаго Православія. Родился въ С.-Петербургѣ 18 (31) марта 1910 г. въ семьѣ морского офицера. Въ 1920 г., во время Гражданской войны, переѣхалъ въ Крымъ и поступилъ въ Кадетскій корпусъ, основанный ген. Врангелемъ. Въ концѣ того же года корпусъ эвакуировали въ Константинополь, впослѣдствіи — въ Югославію. Съ 1923 г. жилъ во Франціи. Окончилъ колледжъ въ г. Леманъ. Въ 1938 г. поступилъ послушникомъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго в Ладомірово (Чехословакія). Въ 1939 г. постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Виталій, черезъ годъ — въ малую схиму. Въ 1941 г. въ Братиславѣ рукоположенъ въ санъ іеромонаха. Послѣ окончанія Второй міровой войны вмѣстѣ съ архим. Наѳанаиломъ (Львовымъ) занимался миссіонерской дѣятельностью въ средѣ русскихъ бѣженцевъ въ Берлинѣ и Гамбургѣ. Съ 1947 по 1951 гг. настоятель Лондонскаго прихода РПЦЗ. Епископъ Бразильскій (1951). Въ 1955 г. переведенъ въ Канаду епископомъ Монреальскимъ и Канадскимъ. Съ 9 (22) января 1986 г. Митрополитъ и Первоіерархъ РПЦЗ. При митр. Виталіи въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ и преп. Паисій Величковскій (1990), святители Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, Иннокентій Московскій и Николай Японскій (1994), свят. Іона Ханькоусскій (1996), свящмуч. Максимъ, іерей Горлицкій (1998), святители Филаретъ Московскій, Игнатій Кавказскій, Ѳеофанъ Затворникъ, блаж. Ѳеофилъ Кіевскій (2000). Въ 2001 г. не призналъ избранія архіеп. Лавра и своего отправленія на покой. Скончался 12 (25) сентября 2006 г. Погребенъ въ Спасо-Преображенскомъ скитѣ въ Мансонвиллѣ (Канада).

Сочиненія митрополита Виталія (Устинова)

МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛІЙ, ПЕРВОІЕРАРХЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. [New York, 2001].

ОТРЫВКИ ИЗЪ ПИСЕМЪ МИТРОПОЛИТА ВИТАЛІЯ.

Вы спрашиваете меня: «Русь наша Святая, гдѣ ты?» Не ищите ея нигдѣ, она въ Васъ. Все письмо Ваше о ней говоритъ. Я даже сказалъ бы, что Вашими устами говоритъ Святая Русь, и это потому, что Вы каятесь въ своихъ грѣхахъ, а выше покаянія здѣсь на землѣ ничего нѣтъ и быть не можетъ. Слезы покаянія — это второе крещеніе, и эти слезы сладчайшія. Только расширяйте эту Св. Русь въ себѣ, ибо въ духовной жизни не можетъ быть остановки. Всякій застой — смерти подобный. Духа въ себѣ не угашайте. Если вдругъ почувствуете гнетущую тоску или печаль или уныніе, а еще хуже — безразличіе и апатію, спохватитесь немедленно, бейте поклоны, бейте себя по лицу, вообщемъ, не жалѣйте себя, кричите къ Богу, какъ утопающая кричитъ о помощи. Тогда Господь не оставитъ Васъ и непремѣнно отвѣтитъ. Вы почувствуете себя окрыленной и хорошо поплачите и снова будете живой душой съ Господомъ жизни не угасающей. Читайте житія святыхъ, преп. Серафима Саровскаго, преп. матери нашей Маріи Египетской. Чаще причащайтесь и много молитесь, посты соблюдайте строго, и Самъ Господь будетъ Васъ умудрять.

*     *     *

Я радъ всѣмъ Вашимъ письмамъ и только потому, что въ Васъ я вижу русскую интеллигентную (въ хорошемъ смыслѣ, ибо это слово сильно испорчено было за послѣдніе полтора /с. 143/ вѣка) женщину, которая въ сердцѣ своемъ нашла Христа. Вся Ваша жизнь до этого обращенія была не просто ошибкой; немного заблужденіемъ ап. Павла, который гналъ христіанъ, искренно вѣря, что они враги Божіи. Вы по всей вѣроятности не были гонительницей, но были на сторонѣ гонителей, мечтательницей, которой грезилось въ большевизмѣ что-то свѣжее, новое, привлекательное. Ваше счастье въ томъ, что по причинѣ Вашей молодости Вы не успѣли попасть въ то поколѣніе идейныхъ идеалистовъ, атеистовъ и коммунистовъ, которыхъ безпощадно уничтожалъ товарищъ Сталинъ, видя въ нихъ своихъ потенціальныхъ враговъ. Ваше счастье еще и въ томъ, что Вы явились живой свидѣтельницей того, къ чему привели коммунисты нашу родину послѣ 70-ти лѣтъ ихъ господства. Теперь Вамъ предстоитъ духовно и идейно укрѣпиться въ вѣрѣ православной. Духовно Вамъ надо научиться молиться, а идейно Вамъ надо расширить знаніе глубинъ неисчерпаемыхъ святого православія. Сколько это будетъ возможно для меня, я помогу Вамъ.

Что касается молитвы, то начну съ того, что напомню Вамъ слова св. ап. Павла въ его посланіи къ Ѳессалоникійцамъ: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (5, 16-18). Свв. Отцы Церкви Христовой отъ сѣдыхъ временъ упорно стучали въ дверь этой тайны — непрестанно молиться, потому что въ Священномъ Писаніи такія выраженія такой важности являются не какими-то символами или отвлеченностями, но всегда были воспринимаемы, какъ заповѣди, т. е. въ буквальномъ смыслѣ. Непрестанно — значитъ не больше не меньше непрестанно. Но какъ же можно это совершать, когда мы и трудимся въ этой суетной жизни: должны постоянно обдумывать, планировать, загадывать на будущее, анализировать свое прошлое, да въ концѣ концовъ просто спать, ѣсть, наблюдать невольно за всемъ, что насъ окружаетъ, дѣлается. А тѣмъ временемъ мы чувствуемъ надъ собой эти слова, да не просто слова, а силы Божіи, заповѣдь «непрестанно молитесь», отъ которой намъ не уйти, не спрятаться, ибо это повелительно, звучитъ неуклонно, сильно, но все-/с. 144/таки не принудительно. А когда мы посмотримъ на свой этотъ котелъ — нашу голову, гдѣ непрестанно кипятъ мысли, которыя мы даже не способны остановить, отъ чего Декартъ даже сдѣлалъ такой невѣроятный выводъ: «я думаю, значитъ я есть», т. е. отъ факта, что человѣкъ непрестанно думаетъ (Декартъ заключилъ, что это и есть самое вѣское доказательство, что мы существуемъ) — то гдѣ тутъ вставить молитвенность, не говоря ужъ о непрестанной молитвѣ?! Такъ вотъ свв. Отцы сдѣлали поразительное открытіе, что наша душевная сила чувства или, мы говоримъ, сердечная сила или, еще проще, наше сердце обладаетъ въ насъ самихъ нѣкоей независимостью. Отъ такого открытія только одинъ шагъ къ тому, чтобы все вниманіе духовнаго взора сосредоточить на этой сердечной силѣ и всѣми своими усиліями привлечь сердце къ молитвѣ. Степени молитвы разныя: хорошо уже одно то, что притащишь свое тѣло въ храмъ, а въ немъ и свою душу. Выйдешь ли изъ храма такимъ же какимъ вошелъ — не знаешь. Въ храмѣ все необыкновенно, иконы смотрятъ на васъ, а вы на иконы, съ которыхъ смотрятъ на васъ и люди, но не похожи на тѣхъ, что повседневно видишь; и пѣніе ни на что не похоже, и ладанъ такой запахъ имѣетъ, котораго нигдѣ не обоняешь. Все вообщемъ необычное, но все куда-то приглашаетъ, къ чему-то лучшему, мирному, спокойному, и душа непостижимо на это откликается. Вотъ Вамъ одинъ видъ молитвенности. Вѣдь черезъ глаза, уши, носъ только душа, и ничто другое, смотритъ, слышитъ, обоняетъ. Вотъ почему надо ходить въ храмъ, и въ особенности водить дѣтей, у которыхъ душа чище и глубже все впитываетъ. Затѣмъ начинаешь размышлять, слушать уже не молитвы, а смыслъ молитвъ, и невольно присоединяешься къ смыслу, а смыслъ то почти всегда покаянная молитва. Поверхностно проходишь этапы своей жизни и ровно ничего грѣховнаго не видишь и такимъ возвращаешься домой. Однако, душа человѣческая таинственно печатлѣетъ въ себѣ образы и мысли, которые глубже поверхностнаго впечатлѣнія, а потому медленно вліяетъ и на умъ, и на сердце. Вотъ Вамъ и другой видъ молитвы.

/с. 145/ Однако, всѣ эти указанные виды молитвъ являются только преддверіемъ, предисловіемъ къ молитвѣ. Это предисловіе необходимо. Вѣдь никто безъ азбуки не начнетъ писать сочиненіе. Такъ и въ духовной жизни все послѣдовательно и разумно. Господь говоритъ намъ: «сыне, даждь Ми твое сердце» (Притчей 23, 26), не умъ, а именно сердце, потому что въ сердцѣ заключается вся полнота личности человѣческой. Вотъ и стала предъ нами задача какъ молиться сердцемъ. И тутъ мы сталкиваемся съ огромнымъ первымъ препятствіемъ, дѣлаемъ какія-то потуги и ничего не добиваемся. Мы скоро себѣ отдаемъ отчетъ въ томъ, что подумать мы можемъ о чемъ хотимъ, мыслью мы способны въ одно мгновенье переселиться куда хотимъ, туда, гдѣ мы когда-то были хоть одну минуту во всей нашей жизни, что мысль наша подчиняется нашей волѣ. Но почувствовать что хотимъ не въ нашей волѣ. Кромѣ того, Священное Писаніе намъ красочно говоритъ о томъ, что «изъ сердца исходятъ злые помыслы, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, кражи, лжесвидѣтельства, хуленія» (Мѳ. 15, 19). Эти страсти и мѣшаютъ сердцу молиться; оно какъ бы уже занято чужой силой, а выражаясь современнымъ языкомъ, оно оккупировано и не въ нашей силѣ выгнать врага, т. е. діавола. Надо, значитъ, прибѣгнуть къ Богу съ молитвой: «сердце чисто созижди во мнѣ, Боже» (Псал. 50, 12), и только тогда Господь можетъ очистить наше сердце. Поэтому св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій говоритъ въ своемъ трудѣ «Моя жизнь во Христѣ»: «Когда мы молимся сердцемъ, съ нами происходитъ чудо изгнаніе бѣсовъ».

Свв. Отцы Церкви учатъ насъ очень краткой молитвѣ, которую называютъ Іисусовой молитвой: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго». Тутъ всего нѣсколько словъ и нѣтъ мѣста для ума о многомъ задумываться. Эту коротенькую молитву надо повторять какъ можно чаще, стараясь сердцемъ, очищеннымъ Богомъ, войти въ слова этой молитвы. Такъ постепенно мы научаемъ наше сердце молитвѣ, а оно такъ привыкаетъ къ этой молитвѣ, что творитъ ее само безъ нашего волевого напряженія. Спимъ ли мы, дѣлаемъ ли /с. 146/ что, а сердце дѣлаетъ свое въ любое время дня и ночи. Научившись такъ непрестанно молиться сердцемъ, мы становимся способными и любую молитву сердечно повторять. А когда кто молится сердцемъ, то весь человѣкъ безъ остатка молится Богу, и Господь такого человѣка слышитъ и внемлетъ ему. Конечно, за всю свою жизнь почти что каждый изъ насъ испыталъ такіе моменты, когда почти что кричишь къ небу о помощи и получаешь ее, потому что весь превращаешься въ крикъ души, но святые не хотятъ ожидать всякихъ внезапныхъ превратностей, но чтобы молитва ихъ была бы всегда сердечной, какъ учитъ насъ св. ап. Павелъ. Вотъ Вамъ краткій урокъ о молитвѣ. Много было писано о ней, но я бы Вамъ не совѣтывалъ придерживаться какой-нибудь системы, потому что системы молитвенной не существуетъ, а если кто что и надумалъ, то это не отъ Бога, а что не отъ Бога, всегда кончается прелестью, опасной духовной болѣзнью. Когда одного святого спросили какъ научиться молиться, то послѣдній отвѣтилъ — молись, и сама молитва научитъ тебя всему.

*     *     *

Получилъ Ваше письмо и радъ былъ тому, что въ Вашемъ лицѣ я увидѣлъ Россію, просыпающуюся отъ глубокаго сна грѣховнаго. Вообщемъ Ваше письмо грустное, и мнѣ такъ хочется Вамъ духовно помочь. Конечно, я Вамъ одновременно высылаю пакетъ съ книгами духовнаго содержанія, но Вы мнѣ пишите какъ живая душа, ибо не все Вы сможете найти въ книгахъ. Мнѣ необходимо Вамъ отвѣтить именно лично. Я предполагаю, что Вы, если не дѣвочка, то во всякомъ случаѣ молодая женщина по слову и мыслямъ. Вы о себѣ ничего не пишите, кромѣ чувствъ, мыслей и переживаній, и потому мнѣ не легко Вамъ отвѣчать. Я даже не знаю крещенная ли Вы. Во всякомъ случаѣ постараюсь Вамъ все-таки отвѣтить. Вы, конечно, немного запутались и только потому, что Вы ищите /с. 147/ не тамъ, гдѣ надо искать, смотрите не на то, на что надо Вамъ смотрѣть; Вы ожидаете чего-то, чего не надо ожидать, ибо оно уже есть — это Вы сами. Вы вся какъ натянутая струна и не способны поэтому спокойно видѣть духовно. Вы просто забыли сами себя, а именно въ Васъ, и нигдѣ въ другомъ мѣстѣ, лежатъ отвѣты на всѣ Ваши вопросы. Постарайтесь отвратить Вашъ духовный взоръ отъ всего внѣшняго, окружающаго Васъ. Хорошо видѣть Господа въ Его премудромъ промыслѣ, въ твореніяхъ Его, въ каждой былинкѣ, но не съ этого надо начинать, а потому мы съ Вами и не будемъ пока что начинать съ того, съ чего надо и можно кончать во всякомъ духовномъ міровоззрѣніи. Итакъ, помните, что для Господа нѣтъ ничего драгоцѣннѣе души человѣческой. Мы строимъ храмы, и это нужно и хорошо, но главный храмъ и престолъ, на которомъ Господь хочетъ возсидать, это душа человѣческая, его сердце. Вотъ почему Господь вложилъ въ каждаго изъ насъ Свой голосъ, который мы называемъ совѣстью. Господь тамъ въ нашей совѣсти. Мы говоримъ о Господѣ, что Онъ Всемогущій, Всевѣдующій и Вездѣсущій, но не будемъ пока что Его искать въ поляхъ, лѣсахъ, воздухѣ, а обратимся на себя, къ Господу, Который всегда въ насъ. Обратимся къ Нему, какъ нашему личному Спасителю, Богу любящему насъ больше, чѣмъ наша родная матерь. Вотъ послушайте меня и исполните то, что я Вамъ сейчасъ скажу. Вѣдь есть же у Васъ такое время, въ особенности вечернее, когда Вы сами съ собой и никого вокругъ. Такъ станьте смиренно на колѣни: если есть икона, то передъ иконой, а если таковой нѣтъ тамъ пока, то мысленно соберитесь со всякимъ вниманіемъ и отъ всего сердца скажите Господу эти простые слова: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшную». Просите смиренно только Его милости, но скажите это отъ всего сердца, и если это Вамъ удастся, Вы разрушите стѣну, которая между нами и Богомъ. Господь Вамъ отвѣтитъ такъ, что Вы почувствуете себя хорошо, вы умилитесь и даже заплачите, но слезами такими сладкими, что Вы захотѣли бы всю жизнь такъ плакать. Если этого съ Вами не произойдетъ, то повторяйте эти слова /с. 148/ еще и еще разъ, сколько есть силъ, такъ, чтобы все Ваше существо безъ остатка вошло бы въ эти слова. Вѣдь насъ отдѣляетъ отъ Бога наша грубость духовная, наша непомѣрная гордость, наша грѣховность. Когда Вы просите Господа только о помилованіи, то этимъ Вы смиряетесь, а мы говоримъ словами Свящ. Писанія: «Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать» (Притчей 3, 34).

Помолитесь такъ, и не пожалѣете. Это будетъ всего только одна минута какая-нибудь во всей Вашей жизни, но вы эту минуту никогда больше не забудете. Вы станите вѣрующей, живой душой передъ живымъ Богомъ.

Вотъ Вамъ мой совѣтъ.

Храни Васъ Христосъ и Его Пречистая Матерь.

*     *     *

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, во время Своей земной жизни, создалъ Свою Церковь и только Ей одной и никакому другому народу или племени не обѣщалъ непобѣдимость, несокрушимость до самого конца существующей этой земли. Все о чемъ Вы пишите, что совершается въ Россіи, да и во всемъ мірѣ — это сплошная суета, отъ чего голова можетъ «пойти кругомъ». Слова Спасителя точны и ясны: «врата адова никогда не одолѣютъ» созданной Имъ Церкви. Этими словами Господь намъ даетъ указаніе на то, что цѣль всей нашей земной жизни должна быть въ этой Церкви. Поэтому Церковь часто уподобляется кораблю, плывущему по бурному морю житейскому. Волны бѣшено устремляются на корабль, ударяютъ во всѣ его борты, отъ чего корабль иногда весь содрагается; подводные скалы готовы разбить корабль и утопить Его. Но Кормчій корабля — Самъ Христосъ Богъ нашъ, въ чемъ и заключается непобѣдимость Церкви. А если все время взирать на то, что происходитъ въ морѣ житейскомъ, то можно придти въ ужасъ, потерять вѣру и совсѣмъ растеряться, не пони/с. 149/мая что къ чему, кто куда, зачѣмъ и почему. Тамъ бури, безконечныя войны, смятенія, волненія, безсонныя ночи, безпричинныя тревоги, безпочвенныя подозрѣнія всѣхъ и во всемъ. А отъ такого духовнаго состоянія и тѣло наше начинаетъ воспринимать что у кого, кто на что гораздъ: у однихъ повышенная кислотность со всѣми послѣдствіями, вплоть до рака желудка, у другихъ діабетъ, или модный артритъ. Да чего только съ нами не случается тогда, ибо въ человѣческомъ естествѣ существуетъ поразительное единство. Если очень долго душа волнуется, то вотъ Вамъ скоро налицо и какая-то болѣзнь. Это совсѣмъ не значитъ, что люди церковные, вѣрующіе, тѣ, что на кораблѣ Христовомъ, никогда ни чѣмъ не болѣютъ. Болѣютъ и они, но болѣютъ не разстраиваясь душой, безъ ропота, съ терпѣніемъ, отъ чего еще болѣе просвѣтляются, умудряются; они принимаютъ болѣзнь, соглашаются съ постигшемъ несчастьемъ, помня всегда, что Христосъ ихъ Спаситель невинно пострадалъ какъ никто, и потому идутъ Его путемъ.

Итакъ, вся цѣль земной жизни — быть въ Церкви, но Церковь это не организація, не общество, хотя Она и имѣетъ свою нѣкую видимость на землѣ въ видѣ прихода, храма, внѣшняго обряда. Церковь это новое бытіе, новая жизнь во Христѣ, что дѣлаетъ человѣка, ставшаго членомъ этой Церкви, какъ бы другимъ, новымъ, не похожимъ на другихъ, немного юродивымъ для большинства. Думаетъ онъ, чувствуетъ онъ не такъ, какъ большинство. Онъ никого не осуждаетъ изъ окружающихъ его и не живущихъ какъ онъ. Онъ какъ бы нѣкій хранитель тайны Божіей, благодати Святаго Духа, которую онъ страшно боится потерять, и знаетъ, что потерять ее онъ можеть только черезъ содѣянный имъ грѣхъ. Грѣхъ — это всякое беззаконіе, все что дѣлается противъ воли Божіей, которую Господь открылъ намъ во всемъ Священномъ писаніи, черезъ свв. Отцовъ Церкви и черезъ Своихъ святыхъ.

Чтобы войти въ этотъ божественный организмъ — Церковь, надо, во-первыхъ, быть крещеннымъ и пріобщиться Ея сакраментальной, таинственной молитвенной жизни. Только /с. 150/ не подумайте, что настоящій христіанинъ это инертный человѣкъ, человѣкъ нирваны, мечтатель. При томъ всемъ, что христіанинъ живетъ своей духовной жизнью, онъ раздѣляетъ со всемъ языческимъ, невѣрующимъ или даже безбожнымъ, на Бога воюющимъ міромъ, всѣ заботы ежедневной жизни, трудится честно, по совѣсти своей, ибо трудится не ради начальника или директора, но какъ бы ради Самого Господа.

Вотъ я Вамъ начерталъ ту жизнь, отъ которой отошла Россія и къ которой должна вернуться черезъ покаяніе. Никакія партіи, парламенты и всякія другія потуги ей не помогутъ. Черезъ которыя двери вышла, черезъ тѣ же и должна вернуться.

*     *     *

Христосъ Воскресе!

Получилъ Ваше письмо съ вопросами. Что мнѣ Вамъ сказать? Мы живемъ въ Церкви Христовой, но не только живемъ въ ней, но и поставлены Господомъ быть въ ней пастырями и архипастырями. Мы себя чувствуемъ частью ея, органически неотдѣлимыми отъ нея.

Я бы дерзнулъ сказать даже, что всѣ каноны въ нашей совѣсти, потому что всѣ каноны не просто писанные законы, которые лежатъ на какой-то полкѣ или въ архивѣ. Каноны это суть силы Божіей благодати, тѣ же заповѣди Божіи, которыхъ нельзя попрать. Попирающіе эти каноны, эти заповѣди Божіи, наказуемы бываютъ по началу въ совѣсти своей, которая ихъ обличаетъ и лишаетъ ихъ мира съ Господомъ. Это какъ первое наказаніе. А затѣмъ идетъ второе и третье, или видимый, осязаемый, наглядный результатъ, я бы сказалъ, какого-то нравственнаго уродства. Нравственность неотдѣлима отъ вѣры, догматовъ, каноновъ, ученія свв. Отцовъ Церкви. Правая вѣра неотдѣлима отъ правильной жизни. Наша Церковь не попираетъ никакихъ каноновъ и у насъ не суще/с. 151/ствуетъ пристарѣлаго канона. А наши пасомые часто ихъ попираютъ, но мы съ этимъ никогда не соглашаемся и всегда напоминаемъ имъ.

Если Вы въ Россіи были гонимы, то мы здѣсь тратимъ невѣроятныя силы, чтобы сохраниться въ правой вѣрѣ. Насъ окружаетъ совершенно чужая и чуждая атмосфера, которая стремится насъ растворить въ себѣ, молекулярно разложить. Намъ нисколько не легче, чѣмъ Вамъ. По всей вѣроятности Россію покинуло до 7 мил. душъ. А гдѣ эти 7 мил.?!! Осталось до полтора мил., но зато вѣрныхъ чадъ.

Наши архіереи умираютъ на своихъ каѳедрахъ, тоже и священники, но не со всѣми это случается. Бываетъ такъ, что семейнаго іерея приходъ не способенъ содержать. Какъ правило мы не назначаемъ іеромонаховъ на приходы, но это случается и мы такихъ перемѣщаемъ, когда видимъ ихъ въ опасности духовной. Въ царской Россіи, къ сожалѣнію, тоже гоняли архіереевъ по всей Россіи подъ бдительнымъ окомъ оберъ-прокурора Свящ. Синода, но мы и отъ этого избавились. Всѣ наши приходы теперь въ Россіи живутъ и будутъ жить нашей нормальной жизнью, такъ какъ и мы живемъ здѣсь.

Почему-то русскіе люди въ особенности настаиваютъ на томъ, чтобы женщины были бы въ храмѣ съ покрытыми головами, а по настоящему смыслу апостолъ употребляетъ слово покрыть съ головы до ногъ, чтобы не было видно голого тѣла. Другими словами — скромность въ одѣяніи, а не только одна голова. Все это мы постоянно объясняемъ и постоянно боремся съ нарушителями правилъ.

Епитимья налагается всегда въ зависимости отъ степени покаянія и отъ серьезности грѣха. Я помню такой случай, когда я наложилъ епитимью на одну дѣвушку, а она пошла къ другому священнику, который допустилъ ее къ чашѣ. Очень скоро она себѣ сломала ногу, слегла и очень призадумалась, ибо грѣхъ былъ ея, а не священника, которому она ничего не сказала про епитимью. Другой случай: одинъ священникъ былъ запрещенъ въ священнослуженіи, но, вопреки этому, /с. 152/ служилъ и въ томъ же году въ Страстной Пятокъ умеръ отъ сердца.

По милости Своей Господь бдитъ надъ нами грѣшными.

*     *     *

Получилъ Ваше скорбное письмо. Какъ Россія выйдетъ изъ тупика, въ который загнали ее всѣ темныя силы міра, я не могу себѣ представить. Я знаю только одно, что Россіи, какъ Третьему Риму, Богъ поручилъ Свою Церковь, но теперь Россія не Третій Римъ. Если не произойдетъ чуда, то весь міръ покатится въ бездну и все закончится Страшнымъ Судомъ. Россія дала міру великій сонмъ поразительныхъ святыхъ, начиная отъ преп. Сергія Радонежскаго, преп. Серафима Саровскаго, Валаамскихъ, Соловецкихъ и безчисленныхъ праведниковъ, а за одинъ XX вѣкъ милліоны мучениковъ. Вотъ что она, наша святая Русь, дала намъ и Небу и всему человѣчеству — однимъ словомъ, вотъ что далъ Третій Римъ.

Больше во всемъ мірѣ нѣтъ ни одного народа, который способенъ былъ бы поднять Крестъ Христовъ, а безъ Истины нѣтъ никакого больше смысла ей, землѣ, вообще существовать со всемъ ея огромнымъ населеніемъ, превращеннымъ въ бездушную массу, ищущую только бы наполнить свое чрево.

Самое печальное явленіе то, что Московская патріархія нарядилась во всѣ священническіе доспѣхи, коварно буитъ Церковь и является, по настоящему, самымъ главнымъ врагомъ Русскаго народа. Чтобы въ этомъ убѣдиться, надо снова прочитать исторію возникновенія этой совѣтской патріархіи, виновной въ убійствѣ безчисленныхъ русскихъ святителей и священниковъ, не согласившихся подписать въ 1928 году договоръ съ чекистами.

Молитесь утромъ и вечеромъ, ѣште скромно не до сытости, меньше спите, вставайте когда еще не совсѣмъ разсвѣтъ. Въ свободныя минуты повторяйте Іисусову молутву: «Господи /с. 153/ Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго». Какъ можно чаще это про себя повторяйте, стараясь эти слова говорить сердцемъ. Все это я Вамъ говорю только потому, что помню слова преп. Серафима Саровскаго: «Спаси себя, и тысячи людей спасутся вокругъ тебя». Мы все думаемъ, что кто-то къ намъ придетъ, какъ на парашютѣ спустится, а того не знаемъ, что теряемъ драгоцѣнное время, всуе кого-то ожидаемъ.

Храни Васъ Христосъ и Его Пречистая Матерь.

*     *     *

Все твое послѣднее письмо имѣетъ много свѣжихъ новыхъ мыслей, а дышитъ оно глубокимъ чувствомъ огорченія и, сказалъ бы, обиды. Понятны мнѣ и твоя скорбь, и тоска, когда наблюдаешь качественное и количественное уменьшеніе нашей эмиграціи, языкъ которой, даже у ея самыхъ лучшихъ представителей, оставаясь грамматически правильнымъ, сдѣлался безвкуснымъ, безцвѣтнымъ, безо всякаго аромата русской земли. Все это правда, и несмотря на это, я все-таки хочу встать на защиту русской эмиграціи, въ которой я прожилъ почти съ самаго ея появленія во всемъ свободномъ мірѣ.

Ты будь прокуроромъ, а я — защитой. Итакъ, не забудь, что у насъ ушло цѣлое поколѣніе по настоящему образованныхъ по-русски людей и по-русски культурныхъ. И тутъ совсѣмъ не обязательно, чтобы эти люди всѣ писали. Въ своемъ большинствѣ они совсѣмъ ничего не писали и даже не выступали. Мнѣ даже мыслится, что писали вообще въ эмиграціи, за рѣдкимъ исключеніемъ, люди очень посредственные и часто просто пошлые. Остальные скромно жили въ русской эмигрантской средѣ и само собой органически вліяли на свое окруженіе. Ихъ теперь нѣтъ. Я иногда вспоминаю тѣ вечера, когда мы собирались, чтобы или въ карты поиграть, или просто посидѣть вмѣстѣ за чашкой чая и вдругъ, какъ это всегда /с. 154/ бываетъ у насъ русскихъ, отъ случайнаго вопроса кто-то начнетъ что-то вспоминать. Иногда это былъ старый жандармскій полковникъ или морякъ, капитанъ перваго ранга, или русскій купецъ ужъ не знаю какой гильдіи, или юристъ, или русскій калмыхъ, у котораго были стада барановъ, числа которыхъ онъ никогда не зналъ, и кто только у насъ не перебывалъ. Вся Россія была налицо; было много молодежи, благо, что мы всѣ были бѣдны и никакая машина насъ никуда не могла увезти. Мы засиживались до двухъ утра и никому не хотѣлось расходиться. Это были незабываемые вечера. Никакія лекціи самыхъ талантливыхъ профессоровъ намъ не дали бы той духовной, эстетической, нравственной и даже исторической культуры и знанія, которыя мы впитывали въ свои души на этихъ вечерахъ. Вся настоящая, красочная, скромная, молчаливая, неоцѣненная въ свое время, Россія проходила предъ нашимъ взоромъ. Итакъ, повторю еще — всѣхъ этихъ людей больше нѣтъ. Но ничего не происходитъ подъ солнцемъ безъ воли Божіей, а намъ съ помощью Божіей, Свящ. Писанія и Свв. Отцовъ надлежитъ стараться понять, осмыслить мудрость дѣйствующей воли Божіей, Промысла Божія. Теперь постараемся увидѣть, гдѣ мы стоимъ на величественномъ пути нашего православнаго самосознанія, куда идемъ и куда насъ зоветъ Господь.

Какъ бы не прекрасны были эти тихіе, скромные, ушедшіе культурные люди, но они намъ преподавали только отблески православія, черезъ нашу, пусть пропитанную православіемъ, культуру, но все-таки это были отблески, преломленные лучи православія. Спаси ихъ всѣхъ Господь за то окормленіе, которое мы отъ нихъ получали, какъ и я самъ на себѣ это испыталъ. Вѣчная имъ память. Безъ нихъ мы и ощущаемъ теперь эту нѣкую духовную пустоту и самъ ты отъ этого тоскуешь. Но надо смотрѣть дальше, глубже. Напитавъ насъ молочкомъ лучезарной русской культуры, Господь насъ подводитъ вплотную къ самой Своей Церкви. И тутъ ряды православныхъ начинаютъ рѣдѣть. Появляются просто дезертиры, малодушные, пугливые ради «страха идѣже не бѣ /с. 155/ страхъ» и даже малые и большіе Іуды. Почему, спрашивается? Да потому, что тутъ надо нести крестъ терпѣнія обидъ, поношеній, клеветы; тутъ не обойдешься тѣмъ, что будешь бить пальчиками по клавишамъ, исполняя культурнѣйшую музыку Глинки, Чайковскаго, Мусоргскаго; тутъ нельзя ограничиться слушаніемъ чудесныхъ примѣровъ хорошаго и плохого прошлаго; тутъ не сможешь задержаться на чудесномъ «по небу полунощи ангелъ летѣлъ и тихую пѣснь онъ пѣлъ»... тутъ не будешь услаждать свой слухъ пушкинскимъ геніальнымъ слогомъ... и многое, многое то, что насъ готовило къ настоящей твердой пищѣ, къ жизни въ Церкви, не около, не вокругъ, а именно въ Самой Церкви, гдѣ надо расплачиваться кровью, сирѣчь, постомъ и молитвой, своей шкурой, своей кожей, плотью, которая, увидѣвъ куда ее завели, застонала, воемъ волчьимъ завыла и шарахнулась въ сторону. Вотъ она эта пустота, но не спѣши произносить своего приговора, прокуроръ. Среди по началу отшатнувшихся есть еще много призадумывающихся, ибо есть о чемъ задуматься, потому что, во всемъ этомъ нашемъ эмигрантскомъ духовномъ шествіи стоитъ нашъ Кормчій, Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который начинаетъ очищать Свое гумно и очищать пшеницу отъ плевелъ. «Лопата Его въ рукѣ Его» и Онъ бросаетъ на вѣтеръ урожай и все легкое отлѣтаетъ въ сторону. Это признакъ эпохи начала Конца. Мнѣ тутъ вспоминается одинъ случай: культурнѣйшій лекторъ говорилъ намъ объ иконѣ. Но какъ онъ говорилъ?! Можно было заслушаться, впасть въ восторгъ. Какая эрудиція, какое глубокое пониманіе иконы, какъ богословія въ краскахъ, какое тонкое проникновеніе въ тона красокъ, въ завороженно остановившееся движеніе рукъ, въ величественности всей фигуры святого, дышащей безстрастіемъ и всемъ своимъ ликомъ призывающей насъ идти ихъ путемъ въ Царствіе Божіе!.. И что жъ? Я какъ-то съ нимъ заговорилъ объ обязательности соблюденія поста въ среду и пятницу, и вдругъ я почувствовалъ, что я его не то что огорчилъ, а почти что оскорбилъ, но чтобы не потерять своего лица, онъ посмотрѣлъ на меня съ жалостью. Мнѣ вспоминает/с. 156/ся еще одинъ давнишній случай изъ нашей литературы. Когда братья Хомяковы наконецъ выбрались изъ захолустья провинціи и попали въ роскошный, блистательный Санктъ-Петербургъ, то, увидѣвъ тамъ то, что увидѣли, стали всерьезъ опасаться, какъ бы ихъ не побили камнями.

Итакъ, подведемъ итоги. Насъ, по всей вѣроятности, останется мало и дай намъ всѣмъ Господь быть въ этомъ маломъ стадѣ, въ которомъ сохранится и языкъ нашъ и культура наша, какъ сохранилась же арифметика, приведшая многихъ къ высшей математикѣ. Что касается тебя лично, то помни, что всякая мысль имѣетъ свою нравственную силу, а потому брось печалиться и грустить. Или пусть эта печаль будетъ святой печалью о славѣ Божіей, и тогда эта святая печаль не повредитъ твоимъ свѣжимъ, новымъ мыслямъ.

Призываю на тебя Божіе благословеніе.

Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 138-156.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.