Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Прот. Василій Зѣньковскій († 1962 г.)

Протопресвитеръ Василій Зѣньковскій (1881-1962), русскій философъ, богословъ и религіозный дѣятель, педагогъ и литературовѣдъ (церковная группа митр. Евлогія въ Парижѣ — евлогіанскій расколъ). Родился 4 (17) іюля 1881 года въ г. Проскуровѣ Подольской губ. Окончилъ Кіевскій университетъ, гдѣ изучалъ естественныя науки, психологію, философію. Осенью 1905 г. вмѣстѣ съ профессорами Кіевской духовной академіи сталъ организаторомъ Кіевскаго религіозно-философскаго общества, въ которомъ былъ замѣстителемъ предсѣдателя, а съ 1911 г. предсѣдателемъ. Магистръ философіи Московскаго университета (1915). Профессоръ психологіи Кіевскаго университета (1915-1919). Въ 1918 г. — министръ культуры (и вѣроисповѣданій) въ правительствѣ гетмана Скоропадскаго. Въ 1919 г. эмигрировалъ за границу. Профессоръ философіи Бѣлградскаго университета (1920-1923). Въ 1923 г. принималъ участіе въ работѣ перваго организаціоннаго съѣзда Русскаго студенческаго христіанскаго движенія (РСХД) въ мѣст. Пшеровъ (Чехословакія). Предсѣдатель Бюро РСХД (1923-1962). Директоръ Русскаго педагогическаго института въ Прагѣ (1923-1926). Профессоръ Свято-Сергіевскаго православнаго богословскаго института въ Парижѣ (1926-1962). Преподавалъ исторію философіи, психологію, апологетику и исторію религій. Редакторъ альманаха «Вопросы религіознаго воспитанія и образованія» (Ч. I-III) (Парижъ, 1927-1928) и «Бюллетеня религіозно-педагогическаго кабинета». Рукоположенъ въ 1942 г. Деканъ Богословскаго института (1944-1947, 1949-1962). Протопресвитеръ. Докторъ церковныхъ наукъ (1948). Скончался 23 іюля (5 августа) 1962 г. въ Парижѣ. Похороненъ на кладбищѣ Сенъ-Женевьевъ-де-Буа.

Сочиненія прот. Василія Зѣньковскаго

Протопресвитеръ Василій Зѣньковскій († 1962 г.)
Апологетика.

Часть I. Христіанская вѣра и современное знаніе.
Глава I. Общія основы христіанскаго пониманія міра.

1. Священное Писаніе, какъ источникъ христіанской истины.

Христіанское ученіе о мірѣ всецѣло основывается на библейскомъ повѣствованіи (кн. Бытія, гл. I и II), но въ то же время является продолженіемъ и развитіемъ его. Мы и должны прежде всего ознакомиться съ самыми основными чертами христіанскаго ученія о мірѣ, которое не всегда съ достаточной ясностью осознается вѣрующими христіанами. Поэтому, прежде чѣмъ говорить о взаимоотношеніи христіанской вѣры и современнаго знанія, остановимся на выясненіи точнаго смысла христіанскаго пониманія міра.

Какъ мы сказали, христіанство основывается въ своемъ ученіи о мірѣ на библейскомъ повѣствованіи, такъ какъ признаётъ Библію Священнымъ Писаніемъ. Противники христіанства нападаютъ прежде всего именно на такое отношеніе къ Библіи, отвергая то, что повѣствованіе Библіи представляетъ «Откровеніе свыше». Часто указываютъ на то, что разсказы Библіи не могутъ претендовать на боговдохновенный характеръ, такъ какъ и въ другихъ (т. наз. «естественныхъ») религіяхъ мы встрѣчаемъ сходныя ученія. Особенную остроту вопросъ этотъ получилъ съ того времени, когда (въ 1873-1875 г.) при раскопкахъ въ мѣстѣ, гдѣ находилась древняя Ниневія, были открыты таблицы, написанныя т. наз. клинописью, въ которыхъ находились сказанія, очень близкія къ тому, что мы находимъ въ Библіи [1]. Открытіе этихъ памятниковъ древняго Вавилона произвело настоящую сенсацію, и цѣлый рядъ ученыхъ, изучавшихъ эти памятники, стали склоняться къ выводу, что библейскій текстъ (въ первыхъ главахъ книги Бытія) представляетъ переработку вавилонскихъ сказаній. Возникло даже цѣлое теченіе т. наз. «панвавилонизма», которое утверждало, что вавилонскія сказанія проникли всюду и легли въ основу религіозныхъ сказаній въ разныхъ странахъ.

Не входя въ подробности, мы можемъ сказать, что при всемъ несомнѣнномъ сходствѣ библейскаго сказанія съ вавилонскими повѣствованіями сразу же бросается въ глаза и коренное отличіе библейскаго текста, его безспорная несравнимость ни съ какими другими сказаніями. Библейскій текстъ отличается такой внутренней цѣльностью, основныя понятія въ немъ такъ точны и ясны, такъ свободны отъ разныхъ искажающихъ или ослабляющихъ подробностей, что это сразу бросается въ глаза. Моисей могъ знать вавилонскія сказанія, возникшія задолго до Моисея, но въ книгѣ Бытія мы находимъ, конечно, не «обработку» вавилонскаго текста: библейскій текстъ отличается исключительной чистотой, точностью и ясностью основныхъ понятій, которая не могла получиться ни при какомъ «редактированіи» вавилонскаго матеріала. Идея единобожія въ Библіи раскрыта съ такой необыкновенной силой и законченностью, что въ сравненіи съ многобожіемъ въ вавилонскихъ сказаніяхъ эта идея стоитъ на недосягаемой высотѣ.

Не будемъ дальше входить въ этотъ вопросъ, который давно потерялъ всякую остроту; богословская чистота и глубина библейскаго повѣствованія дѣйствительно не можетъ быть относима къ «геніальности» Моисея и можетъ быть объяснена только какъ боговдохновенное созданіе, имѣющее силу Откровенія. По истинѣ Библія есть священная книга.

2. Основныя идеи Библіи о мірѣ сводятся къ слѣдующему: [2]

a) Міръ есть твореніе Божіе («Въ началѣ Богъ сотворилъ небо и землю»), иначе говоря, согласно Библіи, міръ не существуетъ самъ изъ себя, не имѣетъ своего бытія въ самомъ себѣ и потому не является безначальнымъ. Идея тварности (сотворенности) міра является основной идеей и христіанскаго ученія, — только христіанство, отвергая появившіяся позже неправильныя ученія о твореніи, очень рано внесло въ библейское ученіе добавленіе: Богъ сотворилъ міръ изъ ничего. Еще въ началѣ нашей эры іудейскій философъ Филонъ, стремившійся сочетать Библію съ идеями греческой философіи, училъ о томъ, что сама матерія была вѣчна, и «твореніе» міра, по Филону, надо понимать, какъ твореніе разныхъ формъ бытія изъ этой предвѣчной матеріи. Но легко видѣть, въ чемъ была его ошибка: если матерія вѣчна сама по себѣ, то она обладаетъ свойствами Божества, и мы тогда неизбѣжно впадаемъ въ неразрѣшимыя трудности [3]. Изъ этихъ затрудненій и выводитъ христіанское ученіе о томъ, что міръ сотворенъ изъ ничего, т. е. до творенія міра не было ничего кромѣ Бога, который и вызвалъ къ бытію матерію.

b) Принимая ученіе о твореніи міра изъ ничего, мы отвергаемъ безначальность міра, — только съ актомъ творенія начинается время. Иначе говоря, время (насколько мы его знаемъ) неотдѣлимо отъ тварнаго бытія; внѣ тварнаго бытія нѣтъ нашего времени. Въ Богѣ была вѣчная жизнь, непостижимая для насъ, и это утвержденіе о жизни въ Богѣ устраняетъ такъ наз. «статическое» пониманіе Божества, при которомъ въ силу абсолютной неизмѣнности въ Богѣ не могло бы быть акта творенія. — Но актъ творенія міра не вытекаетъ изъ сущности Божества съ какой-то необходимостью, онъ связанъ съ волей Божіей, съ т. наз. «предвѣчнымъ Совѣтомъ» (см. дальше въ главѣ о твореніи человѣка). Если же учить о «неподвижности» въ Богѣ, то актъ творенія и самый міръ оказались какъ бы «совѣчнымъ» Богу, и мы снова приблизились бы къ ошибочному пониманію отношенія Бога и міра. Всѣ трудности въ этомъ пунктѣ (которыхъ мы еще разъ коснемся дальше) устраняются понятіемъ творенія, какъ акта воли Божества. Съ твореніемъ міра, съ возникновеніемъ тварнаго бытія началось время, какъ мы его знаемъ.

c) Міръ сотворенъ Богомъ, согласно библейскому повѣствованію, въ «шесть дней». Но какъ понимать здѣсь понятіе «дня»? Согласно библейскому же повѣствованію, день, понимаемый какъ сутки въ 24 часа, начался лишь съ четвертаго дня творенія. Это заставляетъ насъ расширенно истолковать понятіе «дня», какъ обозначеніе нѣкоего періода времени [4]. Какъ хорошо сказано въ Псалмѣ 89: «передъ очами Твоими тысяча лѣтъ, какъ день вчерашній»; понятіе «дня» въ библейскомъ повѣствованіи мы безъ затрудненій можемъ толковать въ смыслѣ «періода» времени.

d) Согласно библейскому повѣствованію, міръ сотворенъ не въ одно мгновеніе, а постепенно. Эта «постепенность» въ твореніи міра вполнѣ соотвѣтствуетъ въ своемъ общемъ смыслѣ основной идеѣ современной теоріи эволюціи (которая учитъ, что въ мірѣ всѣ виды бытія образуютъ какъ бы «лѣстницу» бытія), — съ тѣмъ, однако, существеннымъ отличіемъ, что современное ученіе объ эволюціи не допускаетъ участія Бога въ появленіи новыхъ ступеней въ бытіи: современное ученіе объ эволюціи покоится на признаніи, что бытіе «само изъ себя» (т. е. безъ всякаго участія силъ, стоящихъ внѣ міра и надъ нимъ) переходитъ отъ простѣйшихъ своихъ формъ къ новымъ и болѣе сложнымъ формамъ. Библейское же повѣствованіе всюду отдѣляетъ одинъ «періодъ» отъ другого какъ разъ участіемъ Бога («и сказалъ Господь: да будетъ свѣтъ» и т. д. — въ началѣ каждаго дня, каждаго періода въ твореніи). Въ этомъ главная особенность библейскаго и христіанскаго ученія о томъ, какъ возникъ міръ во всей его безмѣрности и сложности.

Замѣтимъ тутъ же, не входя въ подробности, для изученія которыхъ у насъ нѣтъ мѣста, что то «слово Господне», которымъ начинается каждый періодъ, выражено неодинаково въ разные «дни» — и это имѣетъ немаловажное значеніе, если вдумываться въ библейское повѣствованіе.

e) Начальныя слова Библіи («Въ началѣ сотворилъ Богъ небо и землю») мы можемъ толковать тоже расширенно — прежде всего потому, что о землѣ въ точномъ смыслѣ слова, какъ мы ее знаемъ, Библія говоритъ лишь въ разсказѣ о второмъ днѣ творенія. Значитъ понятіе «земли» въ отношеніи перваго дня творенія шире того точнаго смысла его, какой устанавливается уже во второй день. Это дало основаніе нѣкоторымъ богословамъ разумѣть подъ твореніемъ «земли» твореніе матеріальнаго бытія вообще. Это, конечно, есть расширенное толкованіе текста Библіи, но оно не только вноситъ полную ясность въ текстъ, но и опирается на только что приведенныя основанія.

Но если въ словахъ «въ началѣ Богъ сотворилъ небо и землю» мы видимъ въ сотвореніи «земли» твореніе матеріальнаго міра, то въ твореніи «неба» можно видѣть твореніе духовнаго бытія (т. е. ангеловъ). Можно, конечно, толковать твореніе неба и земли въ буквальномъ смыслѣ, какъ твореніе нашей земли и всего внѣ ея — текстъ позволяетъ это [5]. Но приведенное толкованіе этихъ словъ, какъ твореніе духовнаго и матеріальнаго бытія, тоже пріемлемо. Оно цѣнно потому, что въ системѣ христіанскаго ученія о мірѣ нельзя не упомянуть о двухъ видахъ бытія (духовнаго и матеріальнаго), въ частности нельзя миновать вопроса объ ангельскомъ мірѣ, — поэтому естественно связать это со словами Библіи.

f) Не разбирая всего текста Библіи о твореніи міра (кн. Бытія гл. I, ст. 1-27), остановимся лишь на нѣсколькихъ наиболѣе важныхъ частяхъ библейскаго повѣствованія и прежде всего остановимся на знаменательномъ указаніи о третьемъ днѣ творенія. Когда закончилось формированіе земли (см. ст. 6-10), земля была призвана Богомъ къ созданію растительнаго міра («сказалъ Богъ: "да произраститъ земля зелень"... и произвела земля...» ст. 11-12). Это есть чрезвычайно важное указаніе на самодѣятельность земли, которая была призвана Богомъ къ творческой активности [6]. Къ той же творческой активности призывается земля и къ созданію міра животнаго (ст. 20-25). Но послѣ того, какъ Библія упомянула о появленіи на землѣ растительнаго и животнаго царства, она особо выдѣляетъ появленіе человѣка на землѣ, предваряя его словами: «сотворимъ человѣка по образу Нашему, по подобію». Эти слова могутъ быть названы загадочными, потому что въ Библіи нѣтъ указанія на то, къ кому обращены слова Божіи. Обычно эти слова толкуются, какъ первое, хотя и совершенно прикровенное упоминаніе о Св. Троицѣ. Весь Ветхій Завѣтъ училъ о единомъ Богѣ и хотя въ позднемъ іудейскомъ богословіи (послѣднихъ три вѣка до Рождества Христова) появляются ученія о «славѣ» Божіей, о «премудрости» Божіей, но все это еще не имѣетъ характера личности. Только въ Новомъ Завѣтѣ утверждается ученіе о Св. Троицѣ, точнѣе говоря — о тріединствѣ Божіемъ («Богъ единъ по существу, троиченъ по Ѵпостаси» гласитъ формула 1-го Вселенскаго Собора въ г. Никеѣ въ 325 г.). Въ свѣтѣ этого христіанскаго ученія библейскія слова, приведенныя, выше, получаютъ указанный смыслъ перваго (хотя и неопредѣленнаго) упоминанія о Св. Троицѣ, а самыя слова библ. текста обычно именуются «предвѣчнымъ Совѣтомъ». Для христіанскаго ученія о мірѣ, какъ оно раскрыто св. Отцами, твореніе міра есть дѣло всей Св. Троицы — и въ свѣтѣ этого упоминаніе о Духѣ Божіемъ, который носился надъ водой (Бытіе гл. I, ст. 2), и частое упоминаніе «сказалъ Господь», свидѣтельствующее о Словѣ Божіемъ (второе лицо Св. Троицы Сынъ Божій именуется въ Евангеліи отъ Іоанна «Словомъ»), также могутъ быть связываемы съ ученіемъ, что твореніе міра есть дѣло всей Св. Троицы.

g) Существенно въ библейскомъ повѣствованіи указаніе на то, что человѣкъ былъ созданъ особо отъ всего остального міра.

h) Еще болѣе важно указаніе на то, что человѣкъ былъ созданъ «по образу и по подобію Божію». Обычное толкованіе этихъ словъ таково, что «образъ» Божій признается вошедшимъ въ самое существо человѣка, отличая его этимъ отъ дочеловѣческаго живого міра. «Подобіе» же обычно толкуется, какъ задача, которая поставлена человѣку (достигнуть богоподобія). Въ истолкованіе того, что надо разумѣть подъ «образомъ Божіимъ», мы здѣсь не будемъ входить — это есть задача догматики. Упомянемъ только, что православное ученіе объ образѣ Божіемъ не вполнѣ совпадаетъ съ католическимъ ученіемъ и совершенно расходится съ ученіемъ протестантизма о томъ, что при грѣхопаденіи человѣкъ утерялъ образъ Божій (см. дальше главу о происхожденіи человѣка).

3. Различіе 1-й и 2-й главы въ книгѣ Бытія.

Таковы основныя начала христіанскаго ученія о мірѣ. Но тутъ же мы должны указать на нѣкоторое различіе въ разсказѣ о твореніи міра въ 1-ой и во 2-ой главѣ книги Бытія. Въ 1-ой главѣ (ст. 27) сказано: «сотворилъ Богъ человѣка по образу Своему, по образу Божію сотворилъ его; мужчину и женщину сотворилъ ихъ». Во 2-ой же главѣ сказано нѣсколько иначе: здѣсь повѣствуется (ст. 7) о сотвореніи сначала Адама, а потомъ (ст. 22) о сотвореніи (изъ ребра Адама) его жены Евы. Изъ расхожденія двухъ повѣствованій критики текста Библіи часто дѣлаютъ выводы, что вторая глава написана не тѣмъ лицомъ, какимъ была написана первая глава, тѣмъ болѣе, что оба текста заключаютъ въ себѣ и другія различія. Не отрицая этихъ различій, мы не можемъ придавать имъ большого значенія, во всякомъ случаѣ безусловной принудительностью указанныя критическія замѣчанія не обладаютъ.

4. Грѣхопаденіе прародителей.

Въ дальнѣйшемъ библейскомъ повѣствованіи мы находимъ еще добавочныя, очень важныя указанія о мірѣ и человѣкѣ: прежде всего разсказъ о грѣхопаденіи прародителей и изгнаніи ихъ изъ рая, — а затѣмъ разсказъ о потопѣ.

Что касается перваго, то вотъ, чтó мы находимъ въ 3-ьей главѣ Библіи. Тутъ разсказывается, что змѣй, искушая Еву, спросилъ ее, могутъ ли она и Адамъ есть всѣ плоды въ раю, — на что Ева отвѣтила, что они могутъ вкушать плоды со всѣхъ деревьевъ, кромѣ дерева познанія добра и зла, такъ какъ, если они его вкусятъ, то умрутъ. На это змѣй сказалъ — нѣтъ, вы не умрете, если вкусите этого плода, но станете сами какъ Богъ. Ева, прельщенная красотой плодовъ дерева познанія добра и зла и соблазненная словами змѣя, взяла плодъ, съѣла его, дала съѣсть и Адаму. Тогда, какъ повѣствуетъ Библія, у нихъ обоихъ открылись глаза, они устыдились своей наготы, а когда услышали голосъ Бога, то скрылись отъ Него. На вопросъ Бога, отчего они скрылись и не ѣли ли они плодовъ отъ дерева добра и зла, Адамъ разсказалъ все... Нарушеніе заповѣди Божіей, данной людямъ для воспитанія въ нихъ послушанія, столь необходимаго, чтобы даръ свободы восполнялся всегда благодатью свыше, — привело къ изгнанію Адама и Евы изъ рая. Грѣхъ прародителей измѣнилъ то высокое положеніе, какое Господь далъ людямъ въ мірѣ, — и вмѣсто царственнаго владычества надъ землей человѣкъ сталъ рабомъ природы, долженъ былъ подчиняться ея законамъ. Смерть вошла въ міръ...

Этотъ библейскій разсказъ даетъ ключъ къ пониманію зла. Христіанство, развивая ученіе Библіи, выработало понятіе «первороднаго грѣха»; это понятіе выражаетъ то измѣненіе въ самой природѣ человѣка, въ силу котораго дѣйствіе образа Божія въ человѣкѣ постоянно ослабляется проявленіями грѣховности, гнѣздящейся уже въ природѣ человѣка (въ силу первороднаго грѣха). Это ученіе христіанства даетъ разрѣшеніе труднѣйшаго вопроса, который всегда волнуетъ людей, — о смыслѣ и происхожденіи зла. Сущность зла, по христіанскому ученію, заключается лишь въ отходѣ отъ Бога, въ разрывѣ съ Нимъ. Конечно, и невѣжество, и тяжелыя соціальныя условія толкаютъ людей на злыя дѣла, причиняющія страданія, но источникъ зла въ самомъ человѣкѣ, въ его волѣ, въ свободномъ избраніи имъ пути жизни, т. е. въ выборѣ того, быть ли ему съ Богомъ или безъ Него или даже противъ Него. Эта «склонность къ грѣху» присуща даже малымъ дѣтямъ, у которыхъ еще не развито сознаніе, не раскрылась личность и ея волевая сила, — и это значитъ, что корень зла не въ самой личности, а въ нашей природѣ, въ вошедшей въ нашу природу грѣховности, — т. е. въ слѣдованіи не тому, что отъ Бога, а тому, что рождается изъ противленія Его волѣ.

Зло началось въ ангельскомъ мірѣ. Библейскіе тексты мало говорятъ о паденіи Денницы, но ко времени пришествія Господа на землю, въ ветхозавѣтномъ сознаніи уже со всей ясностью опредѣлилось ученіе о Сатанѣ и ангелахъ, послѣдовавшихъ за нимъ. Отсюда очень ранняя склонность у христіанскихъ писателей толковать искушеніе, которое испытала Ева отъ змѣя, какъ искушеніе отъ Сатаны, черезъ змѣя соблазнившаго Еву. Въ драматическомъ прологѣ къ книгѣ Іова уже съ полной силой выступаетъ сознаніе, что Сатанѣ дана Богомъ пока нѣкая власть, которой онъ пользуется для искушенія людей. А въ Евангельскомъ разсказѣ объ искушеніяхъ Господа, когда Онъ послѣ крещенія пребывалъ въ пустынѣ 40 дней (см. Матѳ. гл. 4, ст. 1-11; ср. Марк. гл. 1, ст. 13, Лук. гл. 4, ст. 1-13), еще сильнѣе выступаетъ то, что Богъ допускаетъ до времени дѣйствія діавола среди людей.

Паденіе Сатаны и другихъ ангеловъ создало не зло, а носителей зла. Мы хотимъ этимъ сказать: зло не существуетъ, съ христіанской точки зрѣнія, какъ нѣчто само по себѣ сущее, но есть злыя существа (діаволъ и его «воинство»), сами отошедшія отъ Бога и стремящіяся отвратить отъ Бога и родъ человѣческій. Грѣховность, вошедшая въ природу человѣка черезъ первородный грѣхъ, создаетъ возможность искушенія, — такъ что то, что у Адама и Евы было чистымъ проявленіемъ ихъ свободы, въ человѣчествѣ осложняется этой живущей въ человѣкѣ склонностью къ грѣху. Человѣческая природа стала, по церковному выраженію, «удобопревратна»; человѣческая воля нынѣ слаба, свобода часто дѣйствуетъ не при полномъ свѣтѣ сознанія. Нужна постоянная борьба съ склонностью къ грѣху, чтобы человѣкъ овладѣлъ своей свободой и смогъ бы противиться соблазнамъ. Часто только лишь послѣ большихъ паденій и тяжкихъ грѣховъ люди «приходятъ въ себя» и начинаютъ борьбу съ собой. Въ человѣкѣ дѣйствительно всегда идетъ борьба добрыхъ и злыхъ движеній, и на эту «невидимую брань» указываетъ Самъ Господь, говоря, что только «употребляющіе усилія» могутъ «восхитить Царство Божіе» (Матѳ. гл. III, ст. 12).

Евангеліе заключаетъ въ себѣ очень много указаній Господа на эту борьбу добра и зла. Особенно важно для пониманія зла въ человѣкѣ притча о томъ, какъ на полѣ, на которомъ была посѣяна пшеница, «врагомъ», т. е. діаволомъ ночью (въ темнотѣ, при отсутствіи свѣта, сознанія у людей) были посѣяны плевелы (Матѳ. 13, 24-30). Не входя въ анализъ этой замѣчательной притчи, обращаемъ лишь вниманіе на нее — она объясняетъ, отчего Господь допускаетъ злу до времени распространяться въ мірѣ.

5. Поврежденность природы вслѣдствіе грѣхопаденія прародителей.

Но христіанское ученіе о злѣ, съ совершенно исключительной глубиной освѣщающее эту страшную и мучительную тему, включаетъ въ себя еще одно дополнительное ученіе, выраженное впервые Ап. Павломъ (Рим. гл. 8, ст. 20-23). Вотъ что мы читаемъ въ указанномъ мѣстѣ: «тварь покорилась суетѣ — не добровольно, но по волѣ покорившаго ее, въ надеждѣ, что и сама тварь освобождена будетъ отъ рабства тлѣнію въ свободу славы дѣтей Божіихъ. Ибо знаемъ, что вся тварь совокупно стенаетъ и мучится донынѣ — и не только она, но и мы сами, имѣя начатокъ Духа, и мы въ себѣ стенаемъ, ожидая усыновленія, искупленія тѣла нашего». Въ этихъ краткихъ словахъ начертана Ап. Павломъ необычайно глубокая идея о злѣ въ природѣ, — и тутъ прежде всего надо отмѣтить указаніе на то, что «вся тварь совокупно», т. е. міръ въ цѣломъ, міръ, какъ цѣлое, «стенаетъ и мучится». Это есть фактъ мірового страданія, болѣзни міра. Міръ «покорился суетѣ», т. е. всякой неправдѣ, міръ заболѣлъ «не добровольно», т. е. не по своей волѣ. Страданія міра, болѣзни его — отъ грѣхопаденія прародителей. Грѣхъ ихъ, приведшій къ тому, что они утеряли свое царственное положеніе въ мірѣ и покорились суетѣ, замутилъ и всю природу («всю тварь»): природа съ грѣхопаденіемъ прародителей утеряла своего земного царя и управителя. Человѣкъ, который до грѣхопаденія владѣлъ природой (что такъ глубоко выражено въ Библіи въ указаніи, что Богъ «привелъ къ человѣку» всѣ живыя существа, и человѣкъ «нарекъ имена» всему живому — (Быт. гл. II, ст. 19-20), пересталъ быть ея «хозяиномъ», и природа, утерявъ его, «покорилась суетѣ», т. е. смерти и тлѣнію, «по волѣ покорившаго ее». Но (Рим. гл. 8, ст. 19) «тварь съ надеждой ожидаетъ откровенія сыновъ Божіихъ». Спасеніе людей будетъ спасеніемъ всей твари, всей природы, которая ожидаетъ, что она «будетъ освобождена отъ рабства тлѣнію» (суеты) «въ свободу славы дѣтей Божіихъ».

Итакъ, зло, вошедшее въ міръ черезъ паденіе ангеловъ, черезъ замутненіе духа у прародителей благодаря искушенію, тѣмъ самымъ подчинило и всю природу «рабству тлѣнія». Какъ глубока эта идея, освѣщающая намъ фактъ «поврежденности» природы вслѣдствіе грѣха прародителей!

6. Разсказъ о потопѣ.

Библія повѣствуетъ еще объ одномъ событіи, которое относится (какъ и повѣствованіе о грѣхопаденіи) къ исторіи человѣчества на землѣ. Я имѣю въ виду разсказъ о потопѣ.

Послѣ изгнанія Адама и Евы изъ рая началось размноженіе людей; очень скоро пришло и первое пролитіе людьми крови — убіеніе Авеля Каиномъ. Господь, видя все умножающіяся на землѣ беззаконія, какъ сказано въ Библіи (Быт. гл. 6, ст. 6), «раскаялся». Тотъ даръ свободы, который присущъ человѣку, созданному по образу и подобію Божію и который долженъ имѣть опору въ Богѣ, съ отходомъ людей отъ Бога привелъ къ торжеству неслыханныхъ мерзостей на землѣ. «Раскаялся Господь, что создалъ человѣка и воскорбѣлъ въ сердцѣ Своемъ». «И сказалъ Господь: истреблю съ лица земли человѣковъ, ибо я раскаялся, что создалъ ихъ», — но Господь спасъ Ноя и его семью, ибо «Ной обрѣлъ благодать передъ очами Божіими». По повелѣнію Бога Ной построилъ корабль (ковчегъ), въ которомъ помѣстился онъ со своей семьей и въ который онъ «взялъ изъ всѣхъ животныхъ и отъ всякой плоти по парѣ». И тогда «разверзлись источники великой бездны и окна небесъ отворились» — и лился на землю дождь сорокъ дней и сорокъ ночей; вода покрыла всю землю, подняла ковчегъ, — и «все, что имѣло дыханіе жизни, умерло, истребилось всякое существо, какое было на поверхности земли». Когда дождь остановился, вода стала убывать и земля стала высыхать. Ковчегъ Ноя остановился на горахъ Араратскихъ, и когда Ной смогъ выйти на землю, онъ построилъ жертвенникъ, принесъ Богу жертву. И тогда Господь «поставилъ новый завѣтъ съ Ноемъ... что не будетъ уже потопа», и въ знаменіе этого появилась въ облакѣ радуга. Жизнь возобновилась на землѣ.

Весь этотъ разсказъ внутренне связанъ съ тѣмъ пониманіемъ человѣка, которое развиваетъ Библія: особое созданіе человѣка по образу и подобію Божію, дарованіе свободы ему, искушеніе и паденіе, изгнаніе изъ рая и неизбѣжное дальнѣйшее паденіе человѣчества. Какъ наказаніе людямъ былъ посланъ потопъ, истребившій все на землѣ, кромѣ Ноя, его семьи и взятыхъ имъ живыхъ существъ; потопъ рисуется именно, какъ наказаніе, какое Богъ послалъ на землю, а не какъ нѣкое «естественное событіе».

Мы закончили въ общихъ чертахъ изложеніе христіанскаго ученія о мірѣ и человѣкѣ. Естественнымъ дополненіемъ къ этому ученію является ученіе о томъ, что бѣдствія людей на землѣ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и «стенанія и мученія всей твари» кончатся тогда, когда Господь пошлетъ Мессію. Это откровеніе было дано Израилю позже — при пророкахъ. Этимъ былъ установленъ смыслъ исторіи человѣчества.

7. Глубина христіанскаго ученія.

Даже въ такомъ краткомъ изложеніи христіанскаго ученія о мірѣ и человѣкѣ ясна вся глубина и значительность его. Мы сейчасъ перейдемъ къ изученію тѣхъ размышленій и ученій, которыя въ разныя времена, вплоть до нашихъ дней, выдвигались какъ отверженіе библейскаго и христіанскаго ученія. Мы тогда убѣдимся еще разъ въ томъ, что это ученіе обладаетъ несравненной глубиной и не можетъ быть понято иначе, какъ откровеніе Божіе.

Примѣчанія:
[1] Ниневія была столицей Ассиріи, которая въ XIII в. до Р. Хр. завоевала Вавилонъ (находившійся южнѣе Ассиріи) и владѣла имъ до VII в. до Р. Хр. Религія и культура Ассиріи зависѣли отъ Вавилона.
[2] Приведемъ для тѣхъ, у кого нѣтъ подъ руками Библіи, библейскій текстъ (кн. Бытія, гл. I, ст. 1-27): «Въ началѣ сотворилъ Богъ небо и землю; земля же была безвидна и пуста, и тьма надъ бездной, и Духъ Божій носился надъ водою. И сказалъ Богъ: да будетъ свѣтъ, и сталъ свѣтъ. И увидѣлъ Богъ свѣтъ, что онъ хорошъ и отдѣлилъ Богъ свѣтъ отъ тьмы. И назвалъ Богъ свѣтъ днемъ, а тьму ночью. И былъ вечеръ и было утро — день одинъ. И сказалъ Богъ: да будетъ твердь среди воды и да отдѣляетъ она воду отъ воды; и создалъ Богъ твердь и отдѣлилъ воду, которая подъ твердью, отъ воды, которая надъ твердью. И стало такъ. И назвалъ Богъ твердь небомъ. И былъ вечеръ и было утро: день второй. И сказалъ Богъ: да соберется вода, которая подъ небомъ, въ одно мѣсто, и да явится суша. И стало такъ, и назвалъ Богъ сушу землею, а собраніе водъ назвалъ морями. И увидѣлъ Богъ, что это хорошо. И сказалъ Богъ: да произраститъ земля зелень, траву, сѣющую сѣмя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плодъ, въ которомъ сѣмя его на землѣ. И стало такъ — и произвела земля зелень, траву сѣющую сѣмя, дерево приносящее плодъ, въ которомъ сѣмя его по роду его. И увидѣлъ Богъ, что это хорошо. И былъ вечеръ и было утро: день третій. И сказалъ Богъ: да будутъ свѣтила на тверди небесной для отдѣленія дня отъ ночи и для знаменій и временъ и дней и годовъ и да будутъ они свѣтильниками на тверди небесной, чтобы свѣтить на землю, и стало такъ. И создалъ Богъ два свѣтила великія: свѣтило большее для управленія днемъ, и свѣтило меньшее для управленія ночью и звѣзды и поставилъ ихъ Богъ на тверди небесной, чтобы свѣтить на землю и управлять днемъ и ночью и отдѣлять свѣтъ отъ тьмы. И увидѣлъ Богъ, это это хорошо. И былъ вечеръ и было утро: день четвертый. И сказалъ Богъ: да произведетъ вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетятъ надъ землею по тверди небесной. И сотворилъ Богъ рыбъ большихъ и всякую душу животныхъ пресмыкающихся, которыхъ произвела вода по роду ихъ и всякую птицу пернатую по роду ея. И увидѣлъ Богъ, что это хорошо. И благословилъ ихъ Господь, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды въ моряхъ и птицы да размножатся на землѣ. И былъ вечеръ и было утро: день пятый. И сказалъ Богъ: да произведетъ земля душу живую по роду ея, скотовъ и гадовъ и звѣрей земныхъ по роду ихъ и скотъ по роду его и всѣхъ гадовъ земныхъ по роду ихъ. И увидѣлъ Богъ, что это хорошо. И сказалъ Богъ: сотворимъ человѣка на образу Нашему и подобію Нашему и да владычествуютъ они надъ рыбами морскими и надъ птицами небесными и надъ скотомъ и надъ всею землею и надъ всѣми гадами, пресмыкающимися на землѣ. И сотворилъ Богъ человѣка по образу Своему, по образу Божію сотворилъ его; мужчину и женщину сотворилъ ихъ».
[3] См. о нихъ въ главѣ III, § 3.
[4] Трудности этого библейскаго текста разобраны, напримѣръ, въ книгѣ Ceuppens-Genèse I-III. См. также: Толковая Библія подъ редакціей Лопухина, 1904.
[5] Изъ новыхъ комментаторовъ, это мнѣніе развиваетъ въ упомянутой книгѣ Ceuppens-Genèse I-III.
[6] Ср. слова Господа въ Еван. Марка (гл. 4, ст. 28).

Источникъ: Проф. Прот. В. Зѣньковскій. Апологетика. — Парижъ: YMCA PRESS, 1957. — С. 15-25.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.