Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Предисловіе.

Въ 1054 году въ Церкви Христовой произошло великое смятеніе. Западная Церковь отдѣлилась отъ Восточной, и хотя этотъ расколъ пока еще не имѣлъ формальныхъ послѣдствій, однако произвелъ между Церквами нарушеніе взаимнаго согласія, и Западная Церковь въ послѣдующія времена стала все болѣе и болѣе удаляться отъ Вселенской Правды и отдѣляться отъ Церкви Православно-Каѳолической, носительницы этой Правды. Главнымъ источникомъ этого разрыва служили тѣ измѣненія, которыя допустила Римская Церковь внутри себя какъ въ догматическомъ отношеніи, такъ и въ іерархическомъ строѣ, противномъ канонамъ Вселенской Церкви и ея древнимъ обычаямъ. Дальнѣйшій ходъ исторіи папства доказываетъ, что требованія римскихъ первосвященниковъ, противорѣчащія канонамъ Вселенской Церкви, сдѣлались столь неумѣренными, дѣйствительное же могущество ихъ стало столь необъятнымъ, что единеніе ее съ Восточной Церковью въ духѣ братской любви становилось невозможнымъ, и если оно по временамъ и проявлялось, то только внѣшне, принужденно, такъ какъ въ основѣ не имѣло тѣхъ связующихъ началъ, которыя могли бы послужить къ ихъ внутреннему, духовному единству. Немаловажнымъ факторомъ, сыгравшимъ великую роль въ дѣлѣ непримиримой розни двухъ «Римовъ», являлись также крестовые походы, вначалѣ предпринятые противъ невѣрныхъ мусульманъ, а затѣмъ закончившіеся нападеніемъ на Константинополь и разграбленіемъ его православныхъ святынь. Константинопольскій патріархъ долженъ былъ временно подчиниться папѣ, и греческій восточный обрядъ сталъ подвергаться гоненіямъ. Въ самой Римской Церкви образовался великій расколъ (схизма), длившійся почти 60 лѣтъ, и на папскомъ престолѣ возсѣдало сперва двое, а потомъ и трое папъ, доведшихъ Западную Церковь до болѣзненныхъ униженій и потребовавшихъ отъ самой Западной Церкви ограниченія папской власти и коренныхъ церковныхъ реформъ. Все это не могло служить связующимъ звеномъ въ дѣлѣ единенія Церквей, а напротивъ, вызывало еще большій разладъ между ними.

Православный Востокъ не былъ, однако, чуждъ идеи уніи, въ смыслѣ, конечно, братскаго единенія Восточной Церкви съ Западной, и въ этомъ направленіи дѣлались имъ нѣкоторыя попытки, усилившіяся впослѣдствіи подъ вліяніемъ опасности турецкаго завоеванія Византіи и закончившіяся на Флорентійскомъ Соборѣ принятіемъ въ 1439 г. уніи. Католическая Церковь придаетъ этой уніи великое значеніе какъ прототипу дальнѣйшихъ уній, положившему начало осознанію Восточной Церковью тѣхъ ошибокъ, которыя она якобы проявила по отношенію къ Римской Церкви въ дѣлѣ разрыва съ ней. Но, какъ мы увидимъ въ дальнѣйшемъ, унія эта не была дѣломъ церковнымъ. Вынуждена она была болѣе политическими соображеніями, не была чужда насилія и, какъ дѣло рукъ человѣческихъ, а не дѣло Божеское, вскорѣ распалась. Однако унійное движеніе, въ смыслѣ подчиненія Риму Православнаго Востока, окончательно не заглохло, и Римъ напрягаетъ всевозможныя усилія, дабы распространить свое самодержавное вліяніе на Востокъ. Унійная акція главнымъ образомъ переносится въ Литовско-Польское государство, силой историческихъ судебъ оказавшееся податливымъ къ ея воспріятію. Литовскій князь Ягайло принимаетъ католичество и, вступивъ въ бракъ съ польской королевой Ядвигой, объединяетъ въ своемъ лицѣ Литовско-Польскую корону. Сдѣлавшись ярымъ католикомъ, Ягайло, а за нимъ и его преемники, насаждая въ литовско-русскихъ областяхъ католичество, предпринимаютъ также различныя, и при томъ насильственныя, мѣры къ подчиненію Западнорусской Церкви Риму, и Православіе въ Литвѣ подвергается гоненію. Уже при Ягайлѣ въ Литовско-Польскомъ государствѣ стали обнаруживаться признаки вѣроисповѣдной нетерпимости, а съ ними и притѣсненія православныхъ, а въ XVI вѣкѣ открылось и явное ихъ преслѣдованіе. Это преслѣдованіе въ особенности стало усиливаться послѣ вступленія на Польскій престолъ короля Сигизмунда III (1587). При немъ ренегаты Православія, епископы Кириллъ Терлецкій и Ипатій Поцей, руководясь личными выгодами и побывавъ въ 1595 г. въ Римѣ, заключаютъ отъ лица всей паствы Западнорусской Церкви унію съ Римомъ. По сему поводу въ 1596 г. созывается по требованію православныхъ въ г. Брестѣ Соборъ, но результаты его оказываются для православныхъ весьма плачевными. Соборъ раздѣляется на два враждебныхъ лагеря, и въ то время какъ православные отвергли принятую епископами-ренегатами унію, послѣдніе вкупѣ съ іезуитами и латино-польской партіей, принимавшей участіе въ Соборѣ, объявляютъ ее актуальной. Совершается насиліе надъ православнымъ сознаніемъ западнорусскаго народа, и, несмотря на его упорное сопротивленіе, унія насильственно и исподволь вводится въ западнорусскихъ областяхъ Польскаго государства. Творимыя надъ совѣстью православнаго народа насилія въ числѣ другихъ причинъ вызываютъ въ его средѣ народныя возстанія, во время которыхъ Украина, въ поискахъ покровительства Москвы, отторгается отъ Польши и въ 1654 г. присоединяется къ Россіи. Въ то время какъ на Украинѣ гоненія на Православную Церковь прекратились, положеніе православныхъ въ западнорусскихъ областяхъ, подвластныхъ Польшѣ, стало невыносимымъ. Преслѣдованія православныхъ и насильственное обращеніе ихъ въ унію и католичество къ концу XVII в. еще болѣе усилились, и такъ продолжалось до тѣхъ поръ, пока не наступилъ раздѣлъ Польши и всѣ древнія русскія области, бывшія во власти ея, не вошли въ составъ Русскаго государства. Насильно обращенный въ унію православно-русскій народъ, освободившись отъ власти польской, съ радостью покидаетъ унію и возвращается къ вѣрѣ своихъ предковъ. Уже въ царствованіе императрицы Екатерины около двухъ милліоновъ уніатовъ и католиковъ присоединяется къ Православію, а въ 1839 и 1875 гг. возсоединились съ Православіемъ и прочіе уніаты западнорусскихъ областей. Одна только древнеправославная Галичина не пока не прервала связи съ Римомъ.

Изъ этого краткаго обзора ясно, что и Брестская унія, подобно Флорентійской, не имѣла корней въ православномъ народномъ сознаніи, была дѣломъ государственной политики Польши, а не церковнаго тяготѣнія къ Риму, и если распространялась, то только исключительно въ силу насильственнаго ея насажденія. Вотъ почему она и должна была при благопріятныхъ для Православія обстоятельствахъ сойти съ исторической арены.

Чтобы подтвердить высказанное нами положеніе, а также уяснить историческій характеръ какъ Флорентійской, такъ и Брестской уніи и ихъ безплодность, бросимъ ретроспективный взглядъ на тѣ историческія условія, въ коихъ они зарождались, и на ту обстановку, въ коей они происходили.

Примѣчаніе: При составленіи настоящаго очерка авторъ пользовался слѣдующими печатными трудами: 1) Правда Вселенской Церкви о Римской и прочихъ патріаршихъ каѳедрахъ. С.-Петербургъ, 1849; 2) Никаноръ, архим. Бесѣда о томъ, есть ли что еретическое въ Римской Церкви. // Церковныя вѣдомости. 1888; 3) Макарій, митрополитъ Московскій. Исторія Русской Церкви. С.-Петербургъ, 1882; 4) Кояловичъ М. О. Литовская церковная унія. С.-Петербургъ, 1861; 5) Брянцевъ. Исторія Литовскаго государства, 1889; 6) Соловьевъ С. М. Исторія Россіи, 1853; 7) Записки митрополита Іосифа Сѣмашко. С.-Петербургъ: Изд. Импер. Акад. Наукъ, 1883; 8) Жуковичъ П. Кардиналъ Гозій и Польская Церковь его времени, 1882; 9) Акты Юго-Западной и Западной Россіи; 10) Кипріановичъ Г. Іосифъ Сѣмашко, митрополитъ Литовскій и Виленскій, 1894; 11) Корженевскій И., прот. Исторія Холмско-Варшавской епархіи, 1881 и др.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 5-8.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.