Церковный календарь
Новости


2019-05-25 / russportal
Октоихъ. Служба въ субботу 2-го гласа (1898)
2019-05-25 / russportal
Октоихъ. Служба въ субботу 1-го гласа (1898)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 2-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 1-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 2-я (1903)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 1-я (1903)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 146-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 145-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 11-я (1986)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 10-я (1986)
2019-05-22 / russportal
Минея Дополнительная (СПб., 1909)
2019-05-22 / russportal
Служба преп. Ѳеодосію, Тотемскому чудотворцу (1909)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 26 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава II.
Взаимоотношенія между церквами Востока и Запада въ XI и XII вѣкахъ.

Происшедшій въ 1054 г. между христіанскими Церквами расколъ на первыхъ порахъ какъ бы не давалъ себя чувствовать. Востокъ и Западъ заняты были своими внутренними дѣлами, и отношенія между ними не были еще чужды какъ политическаго, такъ и церковнаго единенія. Западъ пока еще мало интересовался церковными дѣлами Востока. Могущественный папа Григорій VII занятъ былъ возмущеніями противъ него собственной столицы и продолжительной распрей съ императоромъ Генрихомъ IV и не имѣлъ возможности и времени заняться Восточной Церковью, съ коей не входилъ въ прямыя сношенія во все время своего правленія. Византія подвергалась нападенію турокъ, которые отняли у нея всю Малую Азію, т. е. главную часть имперіи, и угрожали Константинополю. Среди такихъ бѣдствій византійскій императоръ Алексѣй Комнинъ искалъ себѣ на Западѣ союзниковъ. Побуждаемый страхомъ за существованіе своей монархіи, онъ, прося одного западнаго сеньора о помощи, имѣлъ даже неосторожность включить въ письмо къ нему слѣдующія слова: «Я хочу быть подъ властью вашихъ латинянъ... лучше, чтобы Константинополь достался вамъ, чѣмъ невѣрнымъ, ибо въ немъ находятся драгоцѣнныя святыни Господни». Въ этихъ опрометчивыхъ словахъ впослѣдствіи онъ раскаялся.

Когда ополченія крестоносцевъ стали сходиться въ Константинополь, царь Алексѣй, положеніе котораго между тѣмъ поправилось, нашелъ, что эти союзники страшнѣе, чѣмъ сами турки.

Одновременно съ завоеваніями турокъ на востокѣ другіе мусульмане сдѣлали сильный натискъ на крайнемъ западѣ, въ Испаніи. Формировались противъ невѣрныхъ крестовые походы. Уже папа Григорій VII призывалъ христіанскій міръ къ походу противъ турокъ и собирался стать во главѣ воинства, но борьба его съ Генрихомъ IV разстроила это предпріятіе. Оно было возобновлено его преемникомъ Урбаномъ II въ 1095 г. Даже патріархъ Іерусалимскій Симеонъ сносился съ папой черезъ Петра Пустынника, прося у папы покровительства противъ невѣрныхъ. Крестоносцы, освобождая византійскія земли отъ мусульманъ, на первыхъ порахъ не творили насилій надъ Восточной Церковью и даже, казалось, покровительствовали ей, что, безспорно, вліяло на дружественныя отношенія между обѣими Церквами. Такъ, въ Антіохіи они освободили изъ темницы патріарха Іоанна, мучимаго сарацинами, и, возстановивъ его съ честью на каѳедрѣ, не рѣшились назначить другого патріарха, дабы не нарушить церковныхъ каноновъ, запрещающихъ пребываніе на одной каѳедрѣ двухъ епископовъ. Если же въ Іерусалимѣ и поставили своего патріарха на мѣсто Симеона, то только потому, что послѣдній добровольно пребывалъ въ Константинополѣ. Да и поставленіе это произошло благодаря распрямъ крестоносцевъ, и на Іерусалимскомъ престолѣ въ одно время оказалось два патріарха, пока легатъ папскій Даимбертъ не побѣдилъ въ этомъ спорѣ своего соперника. Съ тѣхъ поръ папы властно стали вмѣшиваться въ дѣла управленія патріарховъ Іерусалимскаго и Антіохійскаго, и это обстоятельство, а также вражда крестоносцевъ къ Византіи изгладили эти налаживавшіяся добрыя отношенія и послужили въ XII в. къ довершенію разрыва между Церквами.

Однако еще и въ теченіе XII в. происходили миролюбивыя сношенія между Константинополемъ и Римомъ. Этому способствовалъ императоръ Алексѣй Комнинъ, отправившій къ папѣ Пасхалію II посольство съ предложеніемъ защиты противъ чинимыхъ ему притѣсненій императоромъ Генрихомъ. Основываясь на современныхъ лѣтописяхъ и судя по грамотамъ Алексѣя Комнина къ папамъ Урбану и Пасхалію, можно предположить, что Комнинъ, несмотря на распри съ крестоносцами, былъ въ постоянномъ общеніи съ Римомъ. Послы отъ Царьграда присутствовали иногда и на Латеранскихъ Соборахъ, бывшихъ въ теченіе XII вѣка и почитавшихся Западомъ Вселенскими, но вопросъ о соединеніи Церквей на этихъ Соборахъ не поднимался и какъ будто не былъ актуальнымъ.

Въ 1149 г. папа Евгеній, получивъ изъ Константинополя посланіе, въ которомъ были изложены спорные пункты между Восточной и Западной Церковью, запросилъ Саксонскаго епископа Ансельма, принимавшаго ранѣе въ Константинополѣ участіе въ преніяхъ по спорнымъ пунктамъ съ Никомидійскимъ архіепископомъ Никитой, и получилъ отъ Ансельма отвѣтъ, что въ спорѣ объ исхожденіи Св. Духа Никита будто бы съ нимъ соглашался, но говорилъ, что такой важный вопросъ нельзя рѣшать безъ Вселенскаго Собора. О первенствѣ же Римской каѳедры Никита выразился такъ: «Мы не отказываемъ ей въ первенствѣ между сестрами, т. е. патріаршими Церквами, и мы дозволяемъ ей предсѣдать на Соборахъ Вселенскихъ, но она отдѣлилась отъ насъ своей надменностью, когда, выступивъ изъ своихъ предѣловъ, раздѣлила имперію и вмѣстѣ Церкви Востока и Запада. Когда созываютъ безъ насъ Соборы изъ епископовъ Запада, они должны съ уваженіемъ принимать и соблюдать правила, устанавливаемыя съ ихъ согласія и совѣта, но для насъ, хотя мы и не имѣемъ раздѣленія въ вѣрѣ съ Римской Церковью, какъ могутъ быть пріемлемы каноны, изданные безъ вѣдома нашего? Ибо если папа намѣренъ посылать намъ указы, гремя съ высоты своего престола, судить и рядить наши Церкви безъ нашего совѣта, только по свой прихоти, то гдѣ же тутъ братство? Мы были бы рабами, а не чадами Церкви! И если бы надлежало нести столь тяжелое иго, то одна бы Римская Церковь пользовалась желанной ей свободой и давала бы законы всѣмъ прочимъ, не подчиняясь сама никакому закону, къ чему послужило бы намъ тогда знаніе Св. Писанія? Къ чему разумъ? Одна власть папская, которая, по словамъ вашимъ, выше всѣхъ человѣковъ, дѣлаетъ все сіе тщетнымъ; папа будетъ единымъ епископомъ, единымъ учителемъ, единымъ пастыремъ, который дастъ отвѣтъ за стадо, ему единому ввѣренное. Если же хочетъ имѣть работниковъ, которые бы вмѣстѣ съ нимъ трудились въ вертоградѣ Христовомъ, пусть сохраняетъ свое первенство, не презирая братіи, возрожденныхъ Іисусомъ Христомъ въ лонѣ Церкви не для рабства, а для свободы, ибо всѣ мы, по словамъ апостола, должны предстать на судилище Христово; всѣ, говоритъ онъ, не исключая и папы, и его самаго, хотя былъ апостоломъ. Посему мы не находимъ ни въ какомъ Сѵмволѣ, что должно исповѣдовать Церковь Римскую, но Церковь Святую, Соборную и Апостольскую. Вотъ что я говорю о Римской Церкви, которую вмѣстѣ съ вами уважаю; но не полагаю, какъ вы, должнымъ ей во всемъ послѣдовать, ни оставлять наши обряды для ея обрядовъ, не провѣривъ оные прежде разумомъ и властью Писанія Священнаго, ни идти за ней слѣпо, закрывъ глаза, повсюду, куда только заблагоразсудитъ вести по собственному ея разумѣнію. Мудрымъ между греками и латинами подобаетъ разсудить, полезно ли и честно ли было намъ такъ дѣйствовать» (Флери. Кн. LXIX, гл. 42).

Вотъ благоразумный голосъ Восточной Церкви о значеніи Римской каѳедры, повторенный устами латинскаго епископа. Этотъ голосъ свидѣтельствовалъ, насколько тверда была Восточная Церковь въ соблюденіи каноновъ Вселенскихъ Соборовъ и чего она требовала отъ Рима въ дѣлѣ церковнаго съ нимъ единенія послѣ тѣхъ противоканоническихъ новшествъ, которыя вводились въ Римской Церкви и углубляли рознь между Западной и Восточной Церквами въ X, XI и XII вѣкахъ.

Въ 1155 г. опять происходятъ мирныя сношенія между Востокомъ и Западомъ по случаю предложенія помощи императоромъ Мануиломъ императору Фридриху и папѣ Адріану IV противъ Роберта Сицилійскаго. Папа, отправляя легатовъ въ Константинополь, пишетъ къ архіепископу Василію Ѳессалоникійскому, чтобы онъ старался о соединеніи Церквей. Въ весьма сдержанномъ тонѣ Василій отвѣчаетъ папѣ, что «нѣтъ раздѣленія между ними (восточными) и латинами; если же и существуютъ нѣкоторыя причины соблазна, которыя отдалили ихъ другъ отъ друга, то святыня Ваша можетъ легко ихъ упразднить по обширности своей власти и съ помощью благонамѣреннаго императора. Зачѣмъ же уподоблять насъ заблудшей овцѣ или утраченной драхмѣ? Отрицаемъ, будто мы отпали отъ лона твоего отеческаго, и не чуждаемся ни сыновняго имени, ни твоихъ заботъ; ибо, по милости Божіей, вѣрно и твердо стоимъ въ исповѣданіи блаженнаго Петра, исповѣдуя и проповѣдуя Того, Кого онъ исповѣдовалъ и проповѣдовалъ, ничего не измѣняя въ постановленіяхъ св. отцевъ и ни единой іоты не прибавляя къ словамъ евангельскимъ и апостольскимъ» (Флери. Кн. LXX, гл. 11).

И это письмо подтверждаетъ, что Восточная Церковь никогда не была чужда идеи единенія съ Западной Церковью, любовно снисходя къ заблужденіямъ своей сестры, не ища, какъ это утверждаютъ латиняне, причинъ къ разрыву съ ней, но только защищая завѣты Церкви Православно-Каѳолической.

Въ половинѣ XII вѣка появляется собраніе церковныхъ законовъ нѣкоего монаха Граціана, составленное якобы изъ отрывковъ твореній св. отцовъ, соборныхъ постановленій и папскихъ декреталій, которыя, хотя и послужили основой для папскихъ честолюбивыхъ притязаній на главенство, самими латинянами признаются подложными. Папа Иннокентій III утверждаетъ это собраніе, въ силу чего оно становится каноническимъ правомъ, и Римская Церковь въ теченіе болѣе трехъ вѣковъ руководится имъ. По декреталіямъ Граціана, папа является единственнымъ верховнымъ судьей и законодателемъ. Нѣтъ закона выше его воли, и посему онъ является владыкой закона. Узаконивши эти правила, Иннокентій, такимъ образомъ, воздвигъ еще бóльшую преграду въ дѣлѣ общенія съ Восточной Церковью, которая, держась древняго Православія, не могла принять эти правила и измѣнить свой каноническій церковный строй.

Но, несмотря на это, дружественныя отношенія между Константинополемъ и Римомъ еще продолжались. Византійскій императоръ Мануилъ оказывалъ даже помощь папѣ Александру III въ борьбѣ его съ императоромъ Фридрихомъ, такъ что и греки не безъ основанія утверждали, будто государь ихъ возстановилъ его на каѳедрѣ. Не прерывала съ Римомъ Византія и церковнаго общенія, доказательствомъ чего служитъ посылка Мануиломъ на Латеранскій Соборъ легатовъ: митрополита Григорія и игумена Нектарія. Все это, однако, имѣло мало значенія для укрѣпленія узъ Византіи съ Римомъ: развивающаяся политическая обстановка все болѣе и болѣе усугубляла процессъ враждебныхъ настроеній между Востокомъ и Западомъ и совершеннаго ихъ отчужденія. Этому способствовали крестоносцы, уклонившіеся отъ первоначальныхъ цѣлей своихъ завоеваній и обратившіе свои завоевательныя стремленія на Византію.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 18-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.