Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава III.
Завоеваніе Константинополя крестоносцами.

Въ двухъ большихъ походахъ XII вѣка крестоносцы уклонились отъ цѣли освобожденія Іерусалима изъ-подъ власти мусульманъ. Въ 1204 г. французскіе и итальянскіе рыцари вмѣстѣ съ венеціанцами захватили Константинополь, разграбили его богатства и свергли туземную монархію. На мѣстѣ Византіи основана была Латинская имперія, въ Константинополѣ былъ поставленъ латинскій патріархъ, между Константинополемъ и Римомъ произошелъ окончательный разрывъ. Патріархи Антіохіи и Іерусалима, изгнанные изъ своихъ епархій, поселились въ Константинополѣ, и такимъ образомъ, обладаніе Сиріи крестоносцами оказалось для нихъ тягостнѣе, чѣмъ турецкое иго.

Каково же было отношеніе Рима къ Восточнымъ Церквамъ въ періодъ существованія Латинской имперіи, и какими мѣрами проводили папы свои планы къ подчиненію Восточныхъ Церквей своей власти?

Еще незадолго до паденія Константинополя папа Иннокентій III писалъ къ императору Алексѣю Ангелу и патріарху Іоанну о помощи для крестовыхъ походовъ и о соединеніи Церквей подъ его главенствомъ. Императоръ отвѣчалъ ему, что соединеніе это легко можетъ состояться, если онъ, отложивъ всякую житейскую мудрость, созоветъ Соборъ, на который обязательно прибудутъ и восточные епископы, а патріархъ, отвѣчая на его предложеніе, между прочимъ писалъ: «Какимъ образомъ Церковь Римская можетъ быть одна всеобщею, когда есть другія частныя Церкви, и какъ она можетъ быть матерью всѣхъ Церквей, когда всѣ произошли изъ Іерусалима? Что же касается упрека, будто греки раздѣлили Церковь своимъ мнѣніемъ объ исхожденіи Св. Духа только отъ Отца, то они держатся собственныхъ словъ Іисуса Христа, Сѵмвола Никейскаго и постановленій другихъ Соборовъ, принятыхъ папами» (Флери. Кн. LXXV, гл. 14).

Однако, несмотря на эти дружелюбныя сношенія, Иннокентій, лишь только палъ Константинополь, измѣнилъ свою миролюбивую политику по отношенію къ Восточной Церкви и сталъ дѣйствовать насиліемъ. Несмотря на осужденіе крестоносцевъ за вѣроломное нападеніе на Константинополь, онъ не замедлилъ поставить на Констанопольскую каѳедру своего латинскаго патріарха при существованіи законнаго патріарха Іоанна Камитера. Между тѣмъ, къ крестоносцамъ онъ писалъ: «Вы предупредили всѣ упреки, какіе только можно сдѣлать крестоносцамъ, потому что, не имѣя никакого права, ни власти надъ греками, безъ всякой причины отклонились отъ чистоты своего обѣта, завладѣвъ Константинополемъ, вмѣсто того чтобы освободить опять Іерусалимъ. Но всего преступнѣе было то, что нѣкоторые изъ васъ, не щадя ни вѣры, ни возраста, ни пола, совершали всенародно всякія нечистоты, предавая насилію рабовъ, не только женъ и вдовицъ, но и дѣвъ и инокинь; не довольствуясь расхищеніемъ сокровищъ царскихъ и боярскихъ, вы коснулись святотатными руками церковнаго достоянія и расхитили алтари, утварь, престолы, иконы и мощи. Такимъ образомъ, греки не могутъ болѣе рѣшиться подчинить себя Римской Церкви, потому что они видятъ въ латинахъ только преступленія и дѣла тьмы, за которыя ихъ ненавидятъ, какъ псовъ».

Вотъ къ чему въ концѣ концовъ клонится осужденіе папой крестоносцевъ. Не за вѣроломство и за мерзости грѣховныя онъ исключительно укоряетъ ихъ, а главнымъ образомъ за то, что разрушили его надежду на подчиненіе его власти православнаго міра.

Въ концѣ своего письма Иннокентій даже оправдываетъ разгромъ Константинополя крестоносцами при условіи, если только они выполнятъ и миссію обращенія православныхъ въ свою вѣру. Такъ, онъ далѣе продолжаетъ: «Поелику же судьбы Божіи неисповѣдимы, мы не хотимъ легко судить сего дѣла, прежде нежели не извѣстимся подробнѣе; ибо, можетъ быть, греки праведно были наказаны за свои грѣхи неправеднымъ вашимъ противъ нихъ поступкомъ, а Богъ не оставитъ васъ наградить праведно (sic!) за то, что вы были орудіемъ Его мщенія. Итакъ, отложивъ всѣ сомнительные сіи вопросы, долгомъ считаю отвѣчать вамъ рѣшительно, чтобы вы удержали за собой и защищали землю, данную вамъ судомъ Божіимъ, надѣясь со страхомъ, что Онъ проститъ вамъ прошедшее, если съ правдой станете управлять своими подданными, сохраняя ихъ въ мирѣ и согласуя съ нашею вѣрою». Въ окружномъ же посланіи своемъ къ Западной Церкви Иннокентій еще опредѣленнѣе заявляетъ, что «Господь, желая утѣшить Церковь Свою присоединеніемъ отдѣлившихся, отнялъ владычество отъ грековъ надменныхъ, суевѣрныхъ и непокорныхъ и предалъ оное латинянамъ, смиреннымъ, благочестивымъ, православнымъ и покорнымъ» (Флери. Кн. LXXVI, гл. 13).

Въ такомъ же духѣ отвѣчаетъ онъ и греческому императору Ласкарису, жаловавшемуся на неистовства латинянъ въ Константинополѣ и на ихъ вѣроломный поступокъ. Осуждая лицемѣрно передъ нимъ латинянъ, онъ, однако, приводитъ нѣкоторыя оправданія въ ихъ защиту и въ заключеніе убѣждаетъ Ласкариса покориться новому императору латинскому, потому что все сіе случилось по суду Божію за непокорность грековъ Римскому престолу (Ibid., гл. 26). Эти письма какъ нельзя лучше указываютъ на замыселъ Иннокентія наложить свою самодержавную руку на Восточную Церковь, который онъ надѣялся привести въ исполненіе, пользуясь трагическимъ ея положеніемъ.

Во время существованія на Востокѣ Латинской имперіи еще дважды предпринимались попытки къ соединенію Церквей. Попытки эти, однако, не были результатомъ пожеланій придти къ соглашенію путемъ обоюдныхъ уступокъ, — иниціатива ихъ исходила отъ папъ, а объ уступкахъ Рима не могло быть и рѣчи.

Въ 1232 г. папа Григорій XI, посылая въ Анатолію францисканскихъ монаховъ для проповѣди слова Божія между иновѣрными, поручилъ имъ войти въ сношенія съ императоромъ Іоанномъ Ватакисомъ и патріархомъ Германомъ, жившимъ въ Никеи, по вопросу о соединеніи Церквей. По сему поводу, съ согласія императора и патріарха, происходили между православными и посланниками папы продолжительныя пренія объ исхожденіи Св. Духа и опрѣснокахъ, которыя не окончились ничѣмъ положительнымъ, такъ какъ обѣ стороны остались при своемъ мнѣніи. По поводу этихъ преній патріархъ писалъ папѣ: «Изслѣдуемъ подробно, кто виною разрыва: если это мы, то укажите намъ зло и приложите врачевство; если латиняне, то не думаю, чтобы вы захотѣли, по невѣдѣнію или преступному притворству, оставаться внѣ наслѣдія Божія. Ибо всякій согласится, что существо раздора состоитъ въ разнорѣчіи догматовъ, нарушеніи каноновъ и измѣненіи обрядовъ, принятыхъ нами отъ отцовъ нашихъ, и всѣ могутъ служить свидѣтелями, что мы простираемъ руки къ миру, когда изслѣдуется истина, дабы обоюдно не называть другъ друга схизматиками. Много сильныхъ повиновалось бы вамъ, если бы не страшились они тѣхъ неправедныхъ насилій, какими обременяете своихъ подчиненныхъ; отъ сего проистекаютъ кровавыя войны и опустошенія городовъ, и заключенія храмовъ, въ коихъ прекращается Божественная Жертва. Недостаетъ одного мученичества, но и оно недалеко, что могутъ засвидѣтельствовать ужасы латинянъ въ Кипрѣ» (Флери. Кн. LXXVI, гл. 26). И кардиналамъ писалъ онъ, «что все зло происходитъ отъ тиранства Римской Церкви, которая изъ матери сдѣлалась мачехой и тѣмъ болѣе порабощаетъ Церкви, чѣмъ болѣе ей покоряются» (Ibid. Кн. LXXVI, гл. 20). Вотъ неложный голосъ православнаго святителя, такъ мѣтко опредѣлившій причины раскола между Церквами и намѣтившій папамъ пути церковнаго единенія, и папа не оставляетъ посланія патріарха безъ отвѣта. Однако вмѣсто того чтобы отвѣтить ему по существу, онъ только укоряетъ Греческую Церковь въ томъ, что она, отдѣлившись отъ Римской, сдѣлалась рабой свѣтской власти, черезъ что якобы мало-помалу отстала отъ истинной вѣры и порядка церковнаго.

Такую же попытку встрѣчаемъ мы и въ 1254 году. По ходатайству дочери греческаго императора, королевы венгерской Маріи, и францисканцевъ, бывшихъ послами на Востокѣ и дѣйствовавшихъ по наказу папы, были отправлены императоромъ Іоанномъ въ Римѣ къ папѣ Иннокентію IV архіепископы Сардійскій Андроникъ и Кизическій Георгій для договоровъ о соединеніи Церквей. Они уступали папѣ все, что только могло согласоваться со Св. Писаніемъ и соборными постановленіями относительно его первенства, себѣ же требовали возвращенія Константинополя какъ патріаршаго престола, на которомъ опять могъ бы водвориться восточный патріархъ съ присвоенными ему преимуществами, и удаленія патріарха латинскаго. За эту же уступку они потребовали также отъ папы, чтобы тотъ не оказывалъ помощи латинскому императору Балдуину въ борьбѣ съ императоромъ греческимъ. На эти предложенія папа отвѣтилъ, что на Вселенскомъ Соборѣ будетъ разсмотрѣно дѣло обоихъ государей Іоанна и Балдуина, и тогда рѣшится вопросъ, кому изъ нихъ долженъ принадлежать Константинополь; если же этотъ престольный городъ достанется грекамъ, то ничто не помѣшаетъ пребыванію въ немъ двухъ патріарховъ, ибо у каждаго изъ нихъ есть тамъ свое стадо. Чтобы задобрить греческихъ посланцевъ, папа одарилъ ихъ богатыми дарами и пообѣщалъ Константинопольской патріархіи даровать множество привилегій. Такимъ образомъ, папа какъ будто и уступалъ Константинопольскому патріарху часть власти, законно ему принадлежащей, но у него же похищенной. Страннымъ также является признаніе папой права на совмѣстительство двухъ патріарховъ вопреки всякимъ каноническимъ нормамъ. Смерть папы и императора, послѣдовавшая въ томъ же 1254 году, прервала дальнѣйшія сношенія по унійному вопросу.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 22-25.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.