Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава V.
Ліонскій соборъ.

Съ великими почестями встрѣчены были западными отцами Ліонскаго собора посланные на соборъ императоромъ Палеологомъ представители: б. патріархъ Константинопольскій Германъ, великій логоѳетъ Георгій и проч. Съ первыхъ дней своего появленія на соборѣ они, по наказу Палеолога, стали выказывать вѣрноподданническія чувства папѣ. На торжественной литургіи въ день апостоловъ Петра и Павла, которую совершалъ папа и на которой былъ прочитанъ Сѵмволъ Вѣры съ римскимъ прибавленіемъ, они не устыдились воспѣвать съ латинянами похвальные стихи въ честь папы — такъ велико было ихъ желаніе поскорѣе угодить ему.

6 іюля 1274 г. состоялось торжественное засѣданіе собора, и на немъ папа объявилъ, что греки безпрекословно, безъ всякихъ оговорокъ подчинились Римскому престолу. «Мы писали къ императору, — говорилъ папа Григорій X, — захочетъ ли онъ добровольно придти въ послушаніе наше, принявъ исповѣданіе римское? И онъ прислалъ къ намъ о томъ договориться. Милостію же Божіей, государь сей, отложивъ всякое состязаніе, добровольно призналъ первенство и исповѣданіе наше, и посланники его предстали къ намъ для изъявленія согласія» (Флери. Кн. LXXXVI, гл. 43).

Папа говорилъ неправду, ибо, какъ видно изъ императорскихъ грамотъ, читанныхъ на соборѣ, императоръ, хотя и называлъ папу отцомъ всѣхъ христіанъ и Вселенскимъ первосвятителемъ и клятвенно подтвердилъ посланное когда-то папой Климентомъ IV исповѣданіе вѣры, однако требовалъ дозволенія Восточной Церкви сохранить Сѵмволъ безъ прибавленія, равно и всѣ обряды, бывшіе до соединенія, не противные соборнымъ постановленіямъ и древнимъ преданіямъ отцовъ. Затѣмъ прочитана была грамота къ папѣ отъ лица представителей Православной Церкви, кстати сказать, составленная въ сдержанномъ тонѣ. Въ ней епископы, называя Григорія только великимъ и изряднымъ святителемъ Апостольской каѳедры, свидѣтельствовали о стараніяхъ императора соединить Церкви невзирая на сопротивленіе нѣкоторыхъ изъ нихъ, и что патріархъ не согласился отступиться отъ своего мнѣнія, за что и удаленъ въ монастырь, покуда, по возвращеніи пословъ, не согласится воздать должное почтеніе Римской каѳедрѣ.

Для большаго скрѣпленія союза Церквей великій логоѳетъ Георгій, замѣститель на Соборѣ императора, выполнилъ вмѣсто него присягу въ томъ, что отрекается отъ разрыва и принимаетъ исповѣданіе Римской Церкви и ея первенство, съ обѣщаніемъ никогда не отступать отъ нея. По случаю такого торжества папа воспѣлъ «Тебе Бога хвалимъ...» и въ краткихъ словахъ выразилъ свою радость. Затѣмъ на средину церкви выступили бывшій патріархъ Германъ и митрополитъ Никейскій, и Германъ повторилъ по-гречески произнесенный папой по-латыни Сѵмволъ Вѣры съ прибавленіемъ «и отъ Сына» и, такимъ образомъ, нарушилъ волю самого императора и клятвенное обѣщаніе, данное имъ своимъ епископамъ. Чтобы усугубить торжество, папа приказалъ еще прочитать грамоты татарскаго хана въ присутствіи въ храмѣ его пословъ и тѣмъ закончилъ дѣянія Ліонскаго собора, не постѣснявшись подчеркнуть одинаковое для него значеніе какъ соединенія церковнаго съ восточными христіанами, такъ и единенія политическаго съ магометанами.

По возвращеніи пословъ съ собора, императоръ, чтобы закрѣпить унію въ Константинополѣ и найти себѣ въ этомъ дѣлѣ вѣрнаго помощника, заключилъ патріарха Іосифа въ монастырь, а на мѣсто его возвелъ Іоанна Векка, чѣмъ возбудилъ великую смуту въ Константинопольской Церкви. Напрасно Іоаннъ поражалъ непокорныхъ анаѳемой — это только еще болѣе усиливало противъ него вражду и ненависть къ навязываемой имъ уніи. Оправдывалось пророчество, высказанное Ксифилиномъ императору, что введеніе уніи вызоветъ въ его имперіи внутреннюю войну, ибо противъ уніи поднято было нѣкоторыми греческими властителями оружіе, и все царство его исполнилось смятенія духовнаго и гражданскаго. Между тѣмъ папа постепенно налагалъ свою державную руку на Константинопольскую Церковь. Онъ отправилъ въ Константинополь своихъ легатовъ съ инструкціей во что бы ни стало добиться, чтобы греки читали Сѵмволъ съ прибавленіемъ и чтобы императоръ и всѣ епископы со своимъ клиромъ дали каждый отъ себя клятвенное обѣщаніе, со своими подписями, въ томъ, что они приняли исповѣданіе вѣры по формулѣ папы Григорія X и будутъ тверды въ этомъ исповѣданіи. Вмѣстѣ съ симъ онъ совѣтовалъ легатамъ осторожно, но хитро рекомендованными имъ мѣрами внушить императору мысль и желаніе имѣть у себя постояннаго папскаго легата, полнаго распорядителя дѣлами Церкви.

Императоръ былъ очень недоволенъ прибытіемъ папскихъ легатовъ въ Константинополь. Онъ сознавалъ, что они слишкомъ рѣшительными требованіями возмутятъ страну, да и текущая церковная обстановка была весьма неблагопріятной, ибо патріархъ Іоаннъ Веккъ, хотя и ревностный насадитель уніи, отказался отъ патріаршаго престола по личнымъ съ нимъ расхожденіямъ. Чтобы выйти изъ такого затруднительнаго положенія и вмѣстѣ съ тѣмъ усыпить бдительность папскихъ легатовъ, императоръ упросилъ Іоанна Векка возвратиться на патріаршую каѳедру, а возмутившихся противъ него епископовъ увѣрялъ, что не допуститъ никакого измѣненія въ Сѵмволѣ и обрядахъ; для успокоенія же легатовъ въ томъ, что крѣпко держится единства съ Римомъ, послалъ ихъ съ епископомъ Ефесскимъ въ темницы показать содержавшихся тамъ четырехъ своихъ родственниковъ, заключенныхъ за противленіе уніи. Для большаго же удостовѣренія папы въ успѣшномъ введеніи имъ постановленій Ліонскаго Собора послалъ папѣ исполненную лести грамоту съ подложными подписями епископовъ даже несуществующихъ епархій.

Въ то время какъ патріархъ Іоаннъ своими писаніями и убѣжденіями несогласныхъ съ нимъ епископовъ старался насадить унію въ своей паствѣ, императоръ дѣйствовалъ въ народѣ терроромъ и не пощадилъ даже своихъ родственниковъ, долго томившихся въ темницѣ, ослѣпивъ ихъ. Всѣ эти жестокости и угожденія папѣ оказались безполезными, ибо новый папа Мартинъ IV, когда императоръ прислалъ къ нему пословъ, не только ихъ не принялъ, но и, потерявъ къ нему всякое довѣріе, торжественно отлучилъ его отъ Церкви какъ ересіарха и запретилъ всѣмъ государямъ имѣть съ нимъ какое-либо общеніе. Когда императоръ узналъ объ этомъ, то самъ остановилъ во время литургіи діакона, хотѣвшаго помянуть папу, и съ горечью воскликнулъ: «Вотъ, что я пріобрѣлъ за то, что искалъ мира латинскаго и воевалъ съ моими ближними». Тѣмъ и закончилось вѣроломное введеніе уніи императоромъ Михаиломъ Палеологомъ. Вскорѣ онъ скончался, и тѣло его было погребено ночью, безъ всякихъ царскихъ почестей. Сынъ его Андроникъ, преемникъ царскаго престола, немедленно отрекся отъ уніи и, удаливъ патріарха Векка, возвратилъ на свое мѣсто престарѣлаго патріарха Іосифа, который не иначе какъ съ церковной епитиміей принималъ въ лоно Православія совратившихся въ унію клириковъ и мірянъ (Флери. Кн. LXXXVII).

Однако такъ плачевно закончившаяся Ліонская унія не остановила дальнѣйшихъ попытокъ къ церковному единенію. Уже черезъ 60 лѣтъ послѣ Ліонскаго соглашенія, т. е. въ 1334 г., папа Іоаннъ XXII посылалъ своихъ нунціевъ къ императору Андронику Младшему для преній о вѣрѣ, въ надеждѣ, что тотъ, какъ женатый на сестрѣ герцога Савойскаго, отнесется къ его вожделѣніямъ благосклонно, но потерпѣлъ неудачу. Такая же неудача постигла спустя два года и покушенія преемника Іоаннова, Венедикта XII.

Неудачны были попытки и императора Андроника, который въ 1339 г. послалъ къ папѣ игумена Варлаама съ венеціанцемъ Стефаномъ Дандоло, главнымъ образомъ съ миссіей политической и вмѣстѣ съ тѣмъ чтобы имѣть сужденія съ папой о тѣхъ возможностяхъ, на которыхъ могъ бы обосноваться миръ церковный. Варлаамъ доказывалъ папѣ, что изъ двухъ способовъ устроить соединеніе — черезъ насиліе или черезъ убѣжденіе — первый рѣшительно невозможенъ, что уже доказалъ примѣръ Михаила Палеолога. «Если кто, — говорилъ Варлаамъ, — будетъ ссылаться на соборъ Ліонскій, то никто изъ грековъ не пріемлетъ сего собора, потому что присутствовавшіе на немъ были посланы не четырьмя патріархами, управляющими Восточной Церковью, и не отъ лица народа, но императоромъ, который хотѣлъ устроить соединеніе не добровольно, а насиліемъ. Итакъ, если желаете Вселенскаго Собора, то пришлите сперва въ Церковь Восточную легатовъ богобоязненныхъ, исполненныхъ духа смиренія и терпѣнія, съ пригласительными грамотами къ четыремъ патріархамъ и прочимъ епископамъ, дабы, собравшись съ вами гдѣ-либо, съ любовью разсудили дѣло, какъ Духъ Святый положитъ имъ на сердце. Вотъ единственное средство привести къ единству народъ и Церковь. Знайте еще и вѣруйте, что не столько разность догматовъ и обрядовъ дѣлаетъ васъ чуждыми грекамъ, сколько ненависть, которую они возымѣли къ вамъ по причинѣ жестокихъ золъ, нанесенныхъ имъ латинами и доселѣ ежедневно наносимыхъ, и соединеніе не можетъ совершиться, если не престанетъ сія ненависть черезъ какое-либо великое благодѣяніе, съ вашей стороны оказанное, безъ чего даже и не захотятъ васъ слушать. Знайте также, что не народъ греческій меня послалъ къ вамъ, но одинъ императоръ, и притомъ втайнѣ, такъ что если прежде не пошлютъ ему помощи (противъ турокъ), онъ не дерзаетъ даже объявить, что желаетъ мира съ вами» (Флери. Кн. XCV, гл. 1).

Ни папа, ни кардиналы не вняли этому здравому голосу, напротивъ, отвѣтили Варлааму, что созывать Соборъ нѣтъ смысла, ибо всѣ догматическіе споры уже разрѣшены на соборахъ въ ихъ пользу, и что имъ только остается прислать своихъ повѣренныхъ для наученія грековъ, а не для пренія съ ними. Такимъ образомъ, посольство Варлаама осталось безрезультатнымъ.

Спустя 10 лѣтъ послѣ сего, уже самъ папа Климентъ VI предлагаетъ императору Іоанну Кантакузину миръ церковный, если только тотъ приметъ участіе въ войнѣ съ невѣрными, и императоръ отвѣчаетъ ему въ духѣ Варлаама. Указавъ на то, что онъ не беретъ на себя смѣлость разрѣшать столь важный вопросъ какъ единеніе церковное единолично, безъ участія святителей, онъ продолжаетъ: «Противный образъ дѣйствій не удался императору Михаилу, первому изъ Палеологовъ, и только умножилъ раздѣленіе. Я самъ не думаю, чтобы кто когда убѣдилъ меня безъ опредѣленія Вселенскаго Собора привязаться къ нововведеніямъ и принуждать къ онымъ другихъ, ибо тѣ, которыхъ хотятъ принудить, прежде всего затыкаютъ себѣ уши, чтобы не слышать перваго слова. Не думаю, чтобы и вы довѣряли моей вѣрѣ, если перейду къ вамъ легко и безъ всякаго испытанія, ибо какую можете вы имѣть довѣренность въ дѣлахъ новѣйшихъ къ такому человѣку, который нетвердо привязанъ къ мнѣніямъ, полученнымъ имъ отъ предковъ и въ коихъ былъ воспитанъ. Итакъ, я полагаю, что должно составить Вселенскій Соборъ изъ епископовъ восточныхъ и западныхъ, и если это будетъ, то Богъ не позволитъ намъ отклониться отъ истины» (Флери. Кн. XCV, гл. 52). За смертью папы Климента VI, а также вслѣдствіе внутреннихъ раздоровъ западныхъ государей, дальнѣйшія сношенія о соединеніи прекратились.

Совершенно въ иномъ направленіи дѣйствовалъ преемникъ Кантакузина Іоаннъ Палеологъ, заточившій бывшаго императора въ монастырь и по внушенію турецкаго султана ослѣпившій своего родного сына. Подъ вліяніемъ угрозъ турокъ, онъ далъ клятвенное обѣщаніе папѣ Иннокентію VI покориться Римской каѳедрѣ и принудить къ этому своихъ подданныхъ, а въ доказательство правоты своего намѣренія предлагалъ отдать въ заложники своего сына, при условіи, если папа окажетъ ему противъ турокъ свою помощь. Черезъ три года послѣ этого онъ самъ явился въ Римъ, торжественно исповѣдалъ римскій догматъ объ исхожденіи Духа Святаго «и отъ Сына» и, забывая свое императорское достоинство, колѣнопреклоненно поцѣловалъ ногу папы Урбана V. Униженіе это, однако, не помогло ему склонить на свою сторону папу и не принесло никакой помощи его имперіи, а самое покушеніе его подчинить Риму Православную Церковь не имѣло никакихъ послѣдствій.

Наступаетъ далѣе весьма тяжелый періодъ времени для Римской Церкви, и домогательства римскихъ епископовъ покорить своей власти Востокъ на время прекращаются. Въ самой Римской Церкви произошелъ великій расколъ, расшатавшій ея устои, и папамъ некогда было помышлять объ умноженіи своей паствы за счетъ Православія, когда имъ самимъ приходилось защищать не только свою власть, но и свои престолы.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 29-34.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.