Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава VII.
Базельскій соборъ (1431-1449).

Въ XV вѣкѣ мы опять видимъ сношенія папъ съ Востокомъ по унійному вопросу. Такъ, папа Мартинъ V, желая заключить съ Востокомъ союзъ церковный, отправилъ въ 1422 году нунція къ императору Мануилу съ цѣлью условиться о мѣстѣ созыва собора для унійныхъ переговоровъ. По случаю смерти Мануила на предложеніе папы отвѣтилъ сынъ его Іоаннъ. Онъ послалъ къ папѣ своихъ пословъ со слѣдующимъ отвѣтомъ: «Мы поручили нашимъ посланникамъ отвѣчать только то, что содержится въ нашихъ письмахъ, т. е. соединеніе собора, по обычаю семи Вселенскихъ Соборовъ. Мѣстомъ будетъ избранъ Константинополь, потому что не можемъ отлучиться и по причинѣ издержекъ. Прежде падали онѣ на императора, но теперь мы не въ силахъ никоимъ образомъ принять ихъ на себя: посему просимъ взять ихъ на свой счетъ. Что же касается до времени, мы бы желали немедленнаго соединенія, но вашъ нунцій видѣлъ, въ какомъ положеніи дѣла наши. Мы почти совершенно уничтожены; столица наша и государство подъ мечемъ невѣрныхъ, и намъ невозможно созвать епископовъ Азіи и Европы по причинѣ войны. Но какъ только Господь даруетъ миръ и нѣкоторое облегченіе дѣламъ нашимъ, мы немедленно къ вамъ отпишемъ и, получивъ утвердительный отвѣтъ объ издержкахъ, положимъ составиться Собору въ теченіе года. Мы просимъ еще, чтобы вы произнесли страшную анаѳему на всѣхъ тѣхъ изъ вашихъ, которые, будучи въ мирѣ съ нами, оставятъ насъ однихъ сражаться съ невѣрными. Христіане должны помогать намъ и не позволять невѣрнымъ имѣть на своихъ корабляхъ христіанъ» (Флери. Кн. CII, гл. 6-8).

Нельзя не остановиться вниманіемъ на письмѣ императора. Оно показываетъ, насколько въ тѣ времена было бѣдственно положеніе Греческой имперіи, не только не поддерживаемой христіанской Европой, но даже оказывающей свою помощь противъ нея невѣрнымъ. Имперія благодаря завоевательнымъ угрозамъ турокъ была близка къ паденію и дошла до такой нищеты, что императоръ не былъ даже въ силахъ принять на себя издержки по созыву собора, а обратился за симъ къ папѣ. Это обстоятельство, какъ мы увидимъ далѣе, поставило на соборѣ императора и епископовъ Восточной Церкви въ зависимость отъ папъ, и тѣ, воспользовавшись ихъ убожествомъ и тяжелымъ положеніемъ имперіи, навязали Восточной Церкви унію, не только подчинившую Церковь единодержавной папской власти, но и принудившую нѣкоторыхъ епископовъ принять противорѣчащія ея ученію латинскія нововведенія.

Пока велись эти переговоры, папа Мартинъ умеръ, и Римскую каѳедру занялъ папа Евгеній IV. Между тѣмъ сталъ собираться Базельскій соборъ и 27 августа 1431 г. приступилъ къ своимъ дѣяніямъ. Какъ мы видѣли, соборъ Констанцскій своими постановленіями до нѣкоторой степени воскресилъ въ Римской церкви древній церковный строй и правильное воззрѣніе на Вселенскіе Соборы, посему и Базельскій соборъ, какъ продолжатель сего дѣла, тотчасъ же по открытіи соборныхъ дѣяній приступилъ къ реформамъ церковнымъ. Но реформаторскія стремленія были не по душѣ папѣ Евгенію, и послѣдній издалъ буллу о роспускѣ Базельскаго собора и о созывѣ другого въ Болоньѣ. Соборъ отвергъ эту буллу и, воспользовавшись постановленіемъ Констанцскаго собора, объявилъ себя продолженіемъ этого собора, имѣющимъ въ качествѣ вселенскаго непосредственную власть отъ Бога, и посему стоящимъ выше папы. Основываясь на этомъ, соборъ нѣсколько разъ приглашалъ папу Евгенія явиться лично на соборъ, а когда тотъ вмѣсто себя прислалъ своихъ повѣренныхъ съ неудовлетворительными объясненіями, соборъ даже хотѣлъ приступить къ отрѣшенію его отъ престола, но пока назначилъ для явки его двухмѣсячный срокъ и во избѣжаніе какихъ-либо соблазновъ опредѣлилъ: «Такъ какъ въ Сѵмволѣ Вѣры исповѣдуется только одна Соборная Церковь, то и одинъ только Вселенскій соборъ можетъ представлять ее; итакъ, не можетъ быть иного гдѣ-либо Вселенскаго собора, кромѣ сего Базельскаго, во все продолженіе онаго, какъ правильно созваннаго властью двухъ соборовъ Ліонскаго и Констанцскаго и двумя папами Мартиномъ V и Евгеніемъ IV. Посему всякое иное собраніе, хотя украшенное именемъ Вселенскаго собора, будетъ не что иное, какъ сборище раскольниковъ, а не Каѳолической церкви, и соборъ подъ страхомъ отлученія церковнаго и отреченія запрещаетъ всякому лицу, какого бы онъ ни былъ достоинства, императору, королямъ или папѣ дѣлать самовольно собранія подъ именемъ Вселенскаго собора» (Флери. Кн. CII, гл. 42).

Своими постановленіями Базельскій соборъ отвергъ и принципъ непогрѣшимости папы. «Если бы Церковь могла погрѣшать (когда достовѣрно извѣстно, что папа можетъ впасть въ заблужденіе), — говоритъ одно изъ этихъ постановленій, — тогда и папа, и цѣлое тѣло (Церкви) состояло бы въ заблужденіи, вся Церковь погрѣшала бы, чего быть не можетъ. Ибо опытъ доказываетъ, и мы часто испытываемъ и читаемъ, что папа, хотя и глава и главнѣйшая часть (тѣла Церкви), заблуждался, но чтобы остальные члены тѣла, при заблужденіи папы, тоже заблуждались, никогда не читали. Посему остальное цѣлое тѣло осуждало и подвергало запрещенію или низлагало папу какъ по отношенію къ вѣрѣ, такъ и правамъ».

Побуждаемый императоромъ Сигизмундомъ, а главнымъ образомъ возмущеніемъ народа въ его владѣніяхъ и пошатнувшимся вслѣдствіе пререканій съ соборомъ авторитетомъ, Евгеній вынужденъ былъ признать какъ Базельскій соборъ, такъ и всѣ принятыя на немъ до того времени рѣшенія законными, что и подтвердилъ своей буллой, которая начиналась словами: «Опредѣляемъ и объявляемъ реченный соборъ, со времени вышесказаннаго начала своего, законно продолжавшимся и продолжающимся».

Во время этихъ пререканій папы съ соборомъ императоръ Іоаннъ Палеологъ и патріархъ Константинопольскій прислали къ тому и другому пословъ съ предложеніемъ начать переговоры объ уніи. Понятно, что и папа, и соборъ всевозможными способами старались привлечь грековъ на свою сторону. Между тѣмъ посольство, ввиду рѣшительнаго отказа императора послать представителей на соборъ въ отдаленный отъ Константинополя Базель, требовало соединенія собора въ какомъ-либо изъ городовъ Италіи, такъ чтобы на немъ могъ присутствовать и самъ папа. Вопросъ этотъ вызвалъ среди отцовъ собора настоящій расколъ: одни назначали Авиньонъ, другіе — Флоренцію, и въ силу этихъ несогласій приверженцы папы Евгенія покинули Базель. А между тѣмъ враждебныя отношенія между папой и соборомъ разрастались. Евгеній, видя, что соборъ Базельскій совершенно уничтожаетъ власть его, дабы парализовать его дѣйствія, издалъ буллу, которой повелѣвалъ перенести соборъ въ Феррару и на немъ соединиться вмѣстѣ съ восточными епископами всѣмъ участникамъ Базельскаго собора. Послѣдніе, раздраженные такими рѣшительными дѣйствіями Евгенія, объявили буллу его не имѣющей никакого значенія и угрожали низложить его, если только онъ окажетъ неповиновеніе собору. Но Евгеній отказался отъ повиновенія, и тогда соборъ потребовалъ отъ него явиться въ двухмѣсячный срокъ въ Базель, чтобы оправдаться передъ соборомъ по поводу ослушанія его постановленій. Не дѣйствовали на Евгенія и эти призывы, ввиду чего онъ временно, до окончательнаго приговора, былъ лишенъ соборомъ епископской власти.

Несмотря на всѣ эти угрозы, Евгеній открылъ свой соборъ въ Феррарѣ при 23 епископахъ, своихъ единомышленникахъ, и повелѣлъ имъ продолжать дѣла, начатыя въ Базелѣ, объявивъ при этомъ продолжающійся въ Базелѣ соборъ беззаконнымъ и таковыми же всѣ его послѣдующія рѣшенія. На второмъ засѣданіи этого собора собралось уже болѣе 70 епископовъ, и всѣ базельскіе отцы объявлены были соборомъ отлученными отъ церкви съ угрозой такого же наказанія базельскимъ гражданамъ, если они не разгонятъ соборъ. Такимъ образомъ, стали одновременно дѣйствовать два собора, и оба стали считать себя и Вселенскими, и полномочными. Но въ то время какъ Базельскій соборъ стремился ограничить папскую власть и ввести ее въ рамки постановленія Вселенскихъ Соборовъ, папа Евгеній, наоборотъ, добивался укрѣпить свое самовластіе не только въ Западной церкви, но и подчинить себѣ Церковь Восточную. Въ этомъ духѣ, не брезгая никакими средствами, онъ дѣйствовалъ на Феррарскомъ и Флорентійскомъ соборахъ.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 40-43.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.