Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава VIII.
Приготовленія къ предполагавшемуся собору вселенскому.

Католическая церковь въ настоящее время сильно опирается на постановленія Флорентійскаго собора, утверждая, что уже на этомъ соборѣ, т. е. въ началѣ XV вѣка, Восточная Церковь непринужденно разрѣшила вопросъ уніи съ Римомъ въ угодномъ Риму смыслѣ, признавъ не только папу главой Вселенской Церкви, но и всѣ догматы Римской церкви. Но, какъ увидимъ далѣе, Восточная Церковь, хотя и принимала участіе въ дѣяніяхъ этого собора, однако не всѣ ея представители согласились подписать его постановленія, какъ не согласныя съ духомъ каноновъ Вселенскихъ Соборовъ, а затѣмъ не только православный народъ, но и большинство представителей, подписавшихъ соборныя постановленія, отвергли впослѣдствіи Флорентійскую унію, какъ насильно и обманно имъ навязанную. Но прежде чѣмъ излагать самый ходъ соборныхъ дѣяній, прослѣдимъ обстоятельства, сему собору предшествовавшія, ибо только при свѣтѣ сихъ обстоятельствъ можно будетъ уяснить, почему именно такой желанный для Рима характеръ приняли постановленія Флорентійскаго собора, касающіяся уніи.

Императоръ Іоаннъ Палеологъ и патріархъ Константинопольскій Іосифъ, побуждаемые отцами Базельскаго собора черезъ ихъ легатовъ принять участіе дѣяніяхъ собора по вопросу о соединеніи Церквей, отправили отъ себя посланниковъ къ тремъ восточнымъ патріархамъ и правителямъ иверскому, трапезундскому, сербскому и молдовлахійскому, прося ихъ послать на соборъ своихъ представителей, дабы вся Православная Церковь могла принять участіе въ столь великомъ дѣлѣ, какъ рѣшеніе вопроса о соединеніи съ Римомъ. Вопросъ же о посланникѣ со стороны Россійской Церкви разрѣшался самъ собой, такъ какъ митрополитомъ всея Руси былъ въ то время ставленникъ папы иллирійской монахъ Исидоръ, оказавшійся самымъ преданнымъ сторонникомъ папы и измѣнникомъ Православію. Въ Ватиканской библіотекѣ имѣется рукопись, которая проливаетъ нѣкоторый свѣтъ на происки папы въ дѣлѣ возведенія Исидора въ митрополиты всея Руси. Она гласитъ слѣдующее: «Въ 1435 г., по кончинѣ Кіевскаго митрополита Фотія, избранъ былъ епископами и всѣмъ причтомъ церковнымъ также западныхъ земель русскихъ и Литовскаго княжества на митрополію Кіевскую человѣкъ добрый, набожный, тихій, скромный и ученый, епископъ Рязанскій Іона. По избраніи онъ отправленъ былъ въ Константинополь къ императору Іоанну и патріарху Іосифу, чтобы принять посвященіе отъ послѣдняго. Но еще до Іоны прибылъ въ Константинополь изъ Рима съ грамотой отъ папы нѣкій Исидоръ словакъ, изъ краевъ западныхъ, человѣкъ уклончивый, хитрый, снаружи льстивый, внутри превратный. Ласковыми словами, покорными просьбами, грамотой папы онъ склонилъ императора и патріарха на то, чтобы вручить ему митрополію Русскую, грамота же папы была слѣдующаго содержанія: "Евгеній, слуга слугъ Божіихъ, епископъ Римскій, высокой столицы новаго Рима, честному патріарху Іосифу, брату нашему во Христѣ наимилѣйшему, покоя и утѣхи. За побожнымъ и чести годнымъ и просвѣщеннымъ мужемъ именемъ Исидоръ покорность наша желаетъ, дабы его незамедлительно на архіепископство русской столицы посвятили и съ полномочіемъ своимъ послали"» (Правда Всел. Церкви о Рим. и проч. патр. каѳедрахъ, стр. 231). За Исидора папа просилъ и императора Іоанна. Не зная тайныхъ замысловъ папы, патріархъ Іосифъ, по просьбѣ послѣдняго и по ходатайству императора, а болѣе для того чтобы Церковь Христова въ великомъ народѣ русскомъ не оставалась долго безъ пастыря и старшаго строителя, посвятилъ Исидора на митрополію и отпустилъ его съ грамотами на Русь. Вскорѣ по отбытіи его пріѣхалъ въ Константинополь Іона съ грамотами изъ Москвы. Патріархъ раскаялся въ томъ, что уступилъ просьбамъ Исидора, и, созвавши на совѣтъ духовенство, по совѣщаніи объявилъ Іонѣ: «Сынъ наимилѣйшій Іона! Благословеніе на митрополію Кіевскую хитростью и лестью у меня уже выманено: я посвятилъ и отпустилъ туда уже Исидора. Но когда Богу угодно будетъ или смертью, или какимъ-либо другимъ случаемъ удалить Исидора отъ митрополіи, тогда я тебѣ, избранному отъ всѣхъ святителю, даю благословеніе мое воспринять престолъ митрополіи русской». Слова патріарха Іосифа оказались пророческими: Исидоръ былъ отрѣшенъ отъ митрополичьей каѳедры, и ее занялъ впослѣдствіи Іона.

Пообѣщавъ Іонѣ Кіевскую митрополію послѣ Исидора, патріархъ отпустилъ его. Пріѣздъ Исидора на мѣсто назначенія поразилъ всѣхъ неожиданностью, однако онъ былъ принятъ съ почестями и сталъ править митрополіей. Пробывъ на митрополіи четыре мѣсяца, онъ объявилъ, что въ Италіи подготовляется Восьмой Вселенскій соборъ для соединенія Церквей, на которомъ необходимо быть и ему, и сталъ собираться въ путь. Великій князь Василій Васильевичъ и нѣкоторые изъ епископовъ старались отклонить его отъ этой поѣздки, но онъ упорно стоялъ на своемъ намѣреніи. Тогда великій князь сказалъ ему: «Если ты уже непремѣнно желаешь идти на Восьмой соборъ, то принеси намъ оттуда древнее Православіе, которое мы приняли отъ предка нашего Владиміра, а новаго и чужого не приноси намъ, мы его не примемъ». Исидоръ далъ клятву стоять за древнее Православіе, но на Флорентійскомъ соборѣ ее не сдержалъ. Взявъ съ собой немалое число духовныхъ лицъ, Исидоръ отправился въ Феррару и уже на пути сталъ обнаруживать свою измѣну Православію. Случилось ему прибыть въ одно мѣсто, населенное какъ православными, такъ и латинянами, и тѣ и другіе вышли навстрѣчу ему съ крестами. Онъ миновалъ православныхъ, даже не поклонившись кресту, и подошелъ къ послѣднимъ. Сопутствовавшій ему епископъ Суздальскій Авраамій, видя такой поступокъ, удивился и съ горечью сказалъ: «Видно не пастыря, а волка, овчей одеждой прикрытаго, имѣемъ мы». Латиняне приняли его съ великой радостью, угощали и проводили далѣе. Вотъ какъ, съ первыхъ же шаговъ, стала обнаруживаться личность митрополита Исидора, принявшаго на себя обязанность защищать Православіе.

Но продолжимъ далѣе исторію подготовки восточныхъ епископовъ къ собору. По свидѣтельству великаго екклесіарха Константинопольской Церкви Сильвестра Скиропула, принимавшаго участіе въ соборныхъ дѣяніяхъ, императоръ Іоаннъ Палеологъ, имѣя свои тайные замыслы, которые онъ обнаружилъ впослѣдствіи, велѣлъ посланному къ патріархамъ внушить имъ тайно, что если они не имѣютъ кого назначить своими мѣстоблюстителями, избрали бы указанныхъ имъ лицъ, и патріархи исполнили его волю безпрекословно, назначивъ лицъ, указанныхъ императоромъ. Грамотами своими, данными ихъ замѣстителямъ, они, однако, связали послѣднихъ обязательствомъ, чтобы тѣ не дерзали ничего утверждать на соборѣ или опредѣлять кромѣ того, что будетъ согласно съ правилами Вселенскихъ Соборовъ и св. отцовъ, и дабы отнюдь не было никакого измѣненія или прибавленія въ Сѵмволѣ Вѣры (Скироп. Кн. III, гл. 3). Когда патріархъ узналъ, что легаты на соборъ избраны по царскому приказу, безъ его одобренія, онъ огорчился за столь неумѣстную тайну. Еще болѣе смутился прибывшій въ Константинополь отъ лица Базельскаго собора легатъ, когда прочиталъ патріаршія грамоты, которыя связывали патріаршихъ мѣстоблюстителей. Онъ убѣдилъ императора послать патріархамъ для подписи другія довѣрительныя грамоты, въ которыхъ было исключено все, что могло препятствовать соединенію, подъ тѣмъ именно предлогомъ, что это необходимо для чести царя и собора. Посылая эти грамоты, императоръ писалъ патріархамъ: «Знайте, что мы ничего не хотимъ творить кромѣ того, о чемъ вы сами къ намъ писали, и не хотимъ измѣнить что-либо вопреки уставовъ вселенскихъ и отеческихъ, ничего не убавляя и ничего не прибавляя къ доселѣ вѣрованному нами и укрѣпленному соборно. Итакъ, отложите всякое подозрѣніе и, измѣнивъ грамоты ваши, пребывайте спокойны, что ни въ чемъ не отступимъ отъ заповѣдей вашихъ». Время показало, что императоръ не выполнилъ своего обѣщанія, и неудивительно, что восточные патріархи не признали впослѣдствіи постановленій флорентійскихъ.

По полученіи отъ патріарховъ вторичныхъ грамотъ императоръ извѣстилъ папу черезъ хранителя печати Мануила, что готовъ съ наступленіемъ осени прибыть на соборъ, а черезъ другого посланника, Іоанна, потребовалъ отъ отцовъ базельскихъ, чтобы тѣ прислали за нимъ въ условленное время галеры. Онъ же долженъ былъ условиться съ ними и объ издержкахъ въ пути, но на дѣлѣ оказалось другое. Посланникъ императора Іоаннъ, непонятно по какимъ причинамъ, вступилъ въ переговоры относительно денегъ и судовъ съ самимъ папой, что показалось весьма подозрительнымъ отцамъ базельскимъ (Скироп. Кн. III, гл. 5).

Осенью прибыли въ Константинополь папскіе галеры съ легатами и тремя западными епископами, и легаты, и епископы стали убѣждать императора и патріарха немедленно тронуться въ путь и прибыть въ Феррару, увѣряя, что папа примирился съ отцами Базельскаго собора. Но не прошло и двухъ недѣль, какъ въ Константинополь прибыли галеры, посланныя отцами собора. Легаты соборные обличили коварство папы и принесли условленныя деньги на путевыя издержки. Легаты папскіе, со своей стороны, не щадили денегъ и обѣщаній, чтобы склонить императора на сторону папы. Напрасно епископы базельскіе увѣряли, что папа враждуетъ противъ собора и предлагали ему пріостановить свою поѣздку, пока онъ не убѣдится въ этомъ, снесясь съ соборомъ. Императоръ отвергъ эту предосторожность. Не послушался онъ и германскаго императора Сигизмунда, въ предѣлахъ имперіи коего дѣйствовалъ Базельскій соборъ, совѣтовавшаго ему не ѣхать въ Италію, пока не утихнетъ внутренній раздоръ въ Западной церкви; не послушался онъ и здраваго голоса восточныхъ святителей, и совѣта турецкаго султана Амурата не надѣяться на дружбу съ латинянами. Какое-то странное ослѣпленіе овладѣло его умомъ, и онъ, отвергнувъ предложеніе отцовъ базельскихъ, вмѣстѣ съ 12 епископами и многочисленнымъ клиромъ отплылъ въ Италію, чтобы тамъ испить заслуженную имъ чашу горестей и позора.

Съ чрезвычайной честью встрѣченъ былъ императоръ въ Венеціи, куда прибылъ и кардиналъ Іуліанъ, предсѣдательствовавшій на соборѣ Базельскомъ и перешедшій на сторону папы. Прибывъ затѣмъ въ Феррару, онъ былъ принятъ съ великими почестями папой и послѣ переговоровъ съ нимъ послалъ гонца къ патріарху Іосифу, предупреждая, что папа требуетъ отъ него при встрѣчѣ земного поклона и цѣлованія туфли. Ужаснулся патріархъ и по прибытіи въ Феррару заявилъ встрѣтившимъ его епископамъ, что онъ согласенъ только на цѣлованіе братское и не сойдетъ съ галеры и не позволитъ выйти никому изъ своихъ епископовъ, пока папа не откажется отъ своего безумнаго требованія, противнаго церковнымъ уставамъ. Папа Евгеній вынужденъ былъ уступить, но принялъ патріарха не всенародно, а въ своихъ покояхъ, и хотя встрѣтилъ его стоя и поцѣловалъ по-братски, однако не упустилъ показать его подчиненность, посадивъ его съ кардиналами на низкое сѣдалище подлѣ своего возвышеннаго престола. Такъ произошла унизительная встрѣча двухъ представителей Церквей Востока и Запада послѣ долговременнаго между Церквами разрыва, показавшаго воочію, какого можно было ожидать отъ Рима братскаго единства. Это свое величіе папа подчеркивалъ и въ дальнѣйшихъ своихъ дѣйствіяхъ, послѣдовавшихъ при открытіи Феррарскаго собора.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 43-47.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.