Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава I.
Владиславъ Ягайло и его отношеніе къ Православной Церкви въ Литвѣ.

Съ тѣхъ поръ какъ литовскій князь Ягайло женился на польской королевѣ Ядвигѣ и въ своемъ лицѣ объединилъ Литовско-Польскую корону, въ Литвѣ стали вводить католичество, и послѣднее было объявлено господствующей религіей. Литовцевъ-язычниковъ и прочихъ природныхъ литовцевъ, къ какому бы вѣроисповѣданію они не принадлежали, обращали въ католичество насильно. Для нихъ Ягайло сталъ строить костелы и учредилъ два латинскихъ епископства, одно — въ Вильнѣ, другое — въ Кіевѣ. Въ грамотѣ своей, данной въ 1387 г. первому Виленскому епископу, Ягайло объявилъ, «что онъ рѣшился, далъ обѣтъ и клятву — призвать, привлечь, даже принудить къ повиновенію Римской Церкви всѣхъ литовцевъ обоего пола и званія и состоянія, къ какой бы вѣрѣ или сектѣ они ни принадлежали». Ограждая литовцевъ-католиковъ отъ уклоненія въ Православіе, Ягайло строго запретилъ имъ вступать въ браки съ русскими, развѣ только подъ тѣмъ условіемъ, чтобы сами русскіе предварительно обращались въ католичество. Если же, несмотря на это запрещеніе, кто-либо изъ русскихъ, не отказываясь отъ своей вѣры, вступитъ въ брачный союзъ съ литвинкой или литвиномъ-католикомъ, то, не расторгая брака, принуждать таковыхъ къ переходу въ католичество, хотя бы и тѣлесными наказаніями. Что же касается природныхъ русскихъ, которыхъ въ то время въ Литвѣ числилось не менѣе 9/10 всего литовскаго населенія, то ихъ пока оставить при старой вѣрѣ — Православной. Хотя Ягайло и подтверждалъ въ своемъ государствѣ древнія права Православной Церкви, но въ то же время издавалъ и такіе законы, которые ставили православныхъ въ весьма стѣснительное положеніе. Такъ, въ 1400 году православные были лишены права гербовъ, шляхетства и чиновной службы, а въ 1413 г. на Городельскомъ сеймѣ было постановлено: утвердить права и преимущества церквей и духовенства, исповѣдующихъ только римскій обрядъ; предоставлять достоинства воеводъ и каштеляновъ только католикамъ; простирать достоинства и преимущества на народномъ сеймѣ на однихъ только христіанъ римскаго закона. А чтобы побудить православныхъ къ измѣнѣ вѣрѣ ихъ отцовъ, Ягайло издалъ еще и такой законъ: «Если кто изъ дворянъ или изъ знатныхъ русскихъ лицъ приметъ католичество, то можетъ пользоваться тѣми же правами, какими пользовались польскіе знатные роды». Все это /с. 74/ вело къ тому, что нѣкоторые русскіе вельможи принимали католичество и благодаря этому пользовались королевскими милостями, а преданные Православію, наоборотъ, лишались должностей, права засѣдать въ сенатѣ и другихъ привилегій. Вѣрный интересамъ Рима, Ягайло писалъ въ 1416 году на Констанцскій Соборъ, что «если бы онъ не былъ занятъ многими войнами, то давно бы обратилъ въ католичество русиновъ и всѣхъ, державшихся греческаго обряда». «За ревность по вѣрѣ, труды и въ примѣръ другимъ государямъ» Ягайло произведенъ былъ папой въ главнаго его викарія, или намѣстника, въ своихъ владѣніяхъ.

Вотъ въ какомъ положеніи очутилась Западнорусская Православная Церковь тотчасъ же по соединеніи Литвы съ Польшей. Сохраняя для видимости за Православной Церковью принадлежащія ей ранѣе права, Ягайло, однако, настроенъ былъ противъ нея враждебно, и если и избѣгалъ насильственнаго обращенія православныхъ въ католичество, все-таки требовалъ отъ нихъ признанія власти папы, не указывая напередъ, въ чемъ будетъ заключаться ихъ подчиненіе Римскому престолу. Такимъ образомъ, еще до Флорентійской уніи въ Литовско-Польскомъ государствѣ выдвигалась идея единенія Западнорусской Церкви съ Римомъ. Однако идея эта пока не могла быть осуществимой по той причинѣ, что Западнорусская Церковь была подчинена Московскимъ митрополитамъ, а послѣдніе всегда были ревностными противниками не только соединенія, но даже сближенія съ Католической Церковью и папскимъ престоломъ. Приходилось искать выходъ изъ этого положенія, и въ Польшѣ зародилась мысль освободить Западнорусскую Церковь отъ вліянія Москвы и создать для нея особую митрополію. Эту идею хотѣлъ уже осуществить въ 1398 г. самъ Ягайло и обѣщалъ санъ Западнорусскаго митрополита честолюбивому Луцкому епископу Іоанну, но дѣло не пошло дальше обѣщаній. Идея эта осуществилась лишь при литовскомъ князѣ Витовтѣ.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 73-74.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.