Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава IV.
Іезуиты въ Литвѣ.

Орденъ іезуитовъ учрежденъ былъ папой Павломъ III въ 1540 г. съ цѣлью оказанія противодѣйствія распространенію въ Римской Церкви еретическихъ ученій и охраны правъ Римскаго престола. Въ своемъ стремленіи сдѣлать свой орденъ первенствующимъ въ дѣлахъ Церкви и поставить во главѣ ея «божественно-непогрѣшимаго» /с. 94/ папу, іезуиты постепенно достигали желанной цѣли. Положивъ въ основу своей дѣятельности правило «цѣль оправдываетъ средства», іезуиты тамъ, гдѣ невозможно было дѣйствовать открыто, дѣйствовали хитро продуманными подпольными путями, не гнушаясь самими противохристіанскими средствами, прибѣгая даже къ кинжалу и яду. Появившись въ Польшѣ, іезуиты скоро покончили съ протестантизмомъ, но и послѣ сего не почили на лаврахъ и не сложили своего оружія, а всѣ свои силы направили противъ православныхъ съ цѣлью привести ихъ къ подчиненію Риму, и своей хитрой политикой въ значительной степени подготовили унію съ Римомъ.

Въ 1569 г. іезуиты появляются въ Литвѣ по приглашенію Виленскаго бискупа Валеріана Протасевича и въ слѣдующемъ году открываютъ въ Вильнѣ іезуитскую школу. Въ 1571 г. они основываютъ въ г. Ярославлѣ, въ Галиціи, іезуитскую коллегію, которая становится центромъ католической пропаганды въ этой странѣ. Особую силу они пріобрѣтаютъ при королѣ Стефанѣ Баторіи. Какъ Баторій, такъ и его правительство въ особенности заботились о распространеніи іезуитовъ въ русскихъ областяхъ, находя въ нихъ наилучшихъ помощниковъ ополячиванія и окатоличиванія русскаго народа. Въ 1579 г., послѣ взятія Полоцка, Баторій основываетъ въ немъ іезуитскую коллегію и передаетъ въ распоряженіе іезуитовъ всѣ мѣстные православные монастыри и церкви съ ихъ имѣніями, и іезуиты немедленно открываютъ тамъ семинарію для воспитанія православнаго юношества. Одновременно съ полоцкой коллегіей была открыта коллегія въ г. Люблинѣ. Благодаря такому покровительству польскаго правительства, іезуиты успѣли утвердиться въ 20 важнѣйшихъ городахъ Литвы и Западной Россіи. Кромѣ Вильны, іезуиты обосновались, построили свои костелы и открыли школы въ слѣдующихъ городахъ: въ Оршѣ, Несвижѣ, Витебскѣ, Ковнѣ, Гроднѣ, Смоленскѣ, Слонимѣ, Двинскѣ, Минскѣ, Дрогичнѣ, Мѣречѣ, Слуцкѣ, Пинскѣ и др. Со времени Люблинской уніи до конца XVI вѣка, т. е. на протяженіи лишь 30 лѣтъ, іезуиты основали 8 іезуитскихъ монастырей. Распространившись въ Литвѣ и Западной Руси, іезуиты становятся во главѣ пропаганды католичества среди православныхъ, ведя ее при посредствѣ открываемыхъ ими школъ, церковной проповѣди, литературной полемики, и вмѣстѣ съ симъ оказываютъ сильное вліяніе на польскую внутригосударственную политику.

Считая однимъ изъ главныхъ средствъ для успѣха пропаганды воспитаніе юношества, іезуиты привлекаютъ въ свои школы дѣтей знатныхъ родителей и воспитываютъ ихъ въ чисто латинскомъ духѣ. Вотъ что пишетъ объ этихъ школахъ польскій историкъ Бобржинскій: /с. 95/ «Существовавшія въ Польшѣ іезуитскія школы должны были служить цѣлямъ Церкви, т. е. Риму, а потомъ уже цѣлямъ просвѣщенія. Каждая школа воспитывала ревностнѣйшихъ приверженцевъ католицизма, учила ненависти къ другимъ, приготовляла къ борьбѣ, посвящала время и силы, безъ всякой мѣры, обученію религіи и церковной практикѣ». Главнымъ правиломъ учебной практики становится въ этихъ школахъ — дѣйствовать на честолюбіе воспитанниковъ, а воспитательной — дѣйствовать мягко и снисходительно, до поблажки. Хотя результатомъ такого воспитанія и являлись поверхностныя познанія въ наукахъ и искусствахъ, но порядокъ, опрятность, изящество въ этихъ заведеніяхъ и тонкій тактъ въ обращеніи привлекаютъ туда высшія сословія, и вскорѣ іезуитскія школы становятся модными. Въ эти школы охотно отдаетъ своихъ дѣтей и русская знать. Вполнѣ естественно, что поступившіе въ такія школы православныя дѣти, выходя изъ нихъ, оказывались только въ благопріятныхъ случаяхъ индифферентными къ своему родному Православію, а въ большинствѣ — враждебно настроенными противъ него, и нерѣдко принимали католицизмъ.

Чтобы успѣшнѣе дѣйствовать на простой народъ, іезуиты совершаютъ торжественныя богослуженія, устраиваютъ пышныя процессіи, — однимъ словомъ, пышной внѣшностью стараются подѣйствовать на воображеніе православно-русскаго народа и воспитать въ немъ идею превосходства католицизма надъ Православіемъ.

Ведя главнымъ образомъ наступленіе на знатныхъ и богатыхъ литовско-русскихъ вельможъ, имѣвшихъ вліяніе на свой народъ, іезуиты принимаютъ всѣ усилія втереться къ нимъ въ довѣріе, посѣщаютъ ихъ дома, становятся ихъ совѣтниками и даже домашними учителями ихъ дѣтей. Постепенно внося разложеніе въ сознаніе православно-русской интеллигенціи, они отрываютъ ее отъ народа и даже враждебно настраиваютъ противъ него.

Для пропаганды своихъ католическихъ идей, въ особенности идеи папскаго главенства, іезуиты издаютъ апологетическія и полемическія сочиненія, въ которыхъ пропагандируютъ и защищаютъ свои идеи. Такъ, въ 1577 г. знаменитый іезуитскій проповѣдникъ Петръ Скарга издаетъ въ Вильнѣ книгу «О единствѣ Церкви Божіей подъ единымъ пастыремъ и о греческомъ отступленіи отъ сего единства, съ предостереженіемъ и увѣщаніемъ русскимъ народамъ, держащимся грековъ». Въ этой книгѣ, посвященной видному представителю и покровителю Православія князю Константину Острожскому, Скарга проводитъ ту мысль, что Западнорусская Православная Церковь можетъ выйти изъ тогдашняго своего печальнаго положенія единственно только въ томъ случаѣ, если соединится съ Католи/с. 96/ческой подъ главенствомъ папы, такъ какъ греческіе патріархи, находясь подъ турецкимъ игомъ, безсильны оказать ей какую-либо помощь. При этомъ она можетъ удержать всѣ свои восточные обряды.

Главными іезуитскими дѣятелями со времени поселенія іезуитовъ въ Польшѣ и Литвѣ, т. е. въ концѣ XVI вѣка, были Петръ Скарга и Антоній Поссевинъ. Скарга въ продолженіе 24 лѣтъ исполнялъ обязанности придворнаго проповѣдника при королѣ Сигизмундѣ III и имѣлъ на него и на сенатъ сильное вліяніе. По словамъ польскаго историка Станислава Реши, онъ служилъ «украшеніемъ польскаго двора, стражемъ родныхъ обычаевъ и государственныхъ порядковъ». Конечно, руководя этими порядками, онъ, какъ іезуитъ и блюститель интересовъ Римскаго престола, не могъ не оказывать вліянія на короля въ пользу этихъ интересовъ, въ особенности въ дѣлѣ его отношеній къ Западнорусской Церкви. А отношенія эти, какъ увидимъ далѣе, не были къ ней благожелательными. Скарга провелъ и осуществилъ едва ли не все дѣло подготовки Брестской уніи, причемъ онъ же руководилъ главными ея дѣятелями. Антоній Поссевинъ по порученію папы Григорія XIII посѣтилъ въ 1581 году Москву для переговоровъ съ царемъ Іоанномъ Грознымъ о соединеніи Церквей, но получилъ отъ Іоанна сильный отпоръ. На возвратномъ пути черезъ Польшу Поссевинъ, чтобы поправить свои неудачи, совѣтовалъ королю Стефану Баторію и своимъ собратьямъ-іезуитамъ всячески дѣйствовать въ пользу уніи, что явилось бы единственнымъ, постепеннымъ и скрытымъ способомъ приведенія православныхъ къ латинству, такъ какъ прямого подчиненія ихъ папѣ достигнуть невозможно. То же внушалъ онъ и папѣ, совѣтуя начать это дѣло съ Западнорусской Церкви, причемъ не препятствовать православнымъ до времени удерживать свои обряды и богослуженіе, а также оставить за уніатскими священниками право вступать въ бракъ согласно греческому обряду. Планъ этотъ былъ одобренъ папой. По настоянію Поссевина при Виленской іезуитской академіи была открыта вторая семинарія подъ названіемъ «папской», которой папа Григорій XIII назначилъ изъ своей казны 1000 дукатовъ въ годъ на содержаніе 12 клириковъ, а преемникъ Григорія папа Сикстъ V прибавилъ еще 1000, чтобы на нихъ воспитывались 24 клирика, собственныхъ его стипендіата. Виленская академія согласно волѣ короля надѣлена была въ 1578 г. правомъ, въ качествѣ высшаго заведенія, выпускать бакалавровъ, магистровъ, лиценціатовъ и докторовъ свободныхъ наукъ, философіи и богословія во всемъ Литовско-Русскомъ княжествѣ, что несказанно увеличило наплывъ іезуитовъ въ Вильну, а вмѣстѣ съ симъ и значеніе ихъ въ Вильнѣ и во всей Литвѣ. Первымъ ректоромъ этой академіи былъ Петръ Скарга. Въ 1579 г. /с. 97/ она была уравнена во всѣхъ правахъ со знаменитой Краковской академіей. Въ 1586 г. Виленская іезуитская академія имѣла свыше 700 воспитанниковъ, а въ 1632 г. — болѣе 1200 съ 75 преподавателями. На содержаніе ея жертвовали громадныя денежныя суммы и земельные фундуши, и принимались туда и бѣдные, и богатые, и знатные, и простолюдины. Такъ быстро формировалась цѣлая боевая армія іезуитовъ, готовая во всякое время нанести смертельный ударъ Православію въ Литвѣ и западнорусскихъ областяхъ. Нѣтъ ничего удивительнаго, что борьба съ этой арміей оказалась для православныхъ непосильной.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 93-97.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.