Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава V.
Патронаты и церковныя братства въ Литвѣ.

Патронаты церковные.

Благопріятныя условія для дѣятельности іезуитовъ лежали, между прочимъ, и въ тогдашнемъ зависимомъ положеніи Западнорусской Церкви отъ существовавшаго въ то время въ Литвѣ института церковнаго права, въ силу котораго извѣстному лицу или учрежденію предоставлялась извѣстная совокупность правъ и обязанностей по отношенію къ церковной должности и въ особенности къ ея замѣщенію, или такъ называемаго патроната. Патронатъ предоставлялъ польско-литовскимъ королямъ право утверждать лицъ, избранныхъ іерархіей или народомъ, на высшія духовныя должности, и, пользуясь правомъ патроната, польскіе короли немало причинили Западнорусской Церкви вреда, такъ какъ этимъ правомъ злоупотребляли. Злоупотребленій этихъ не чуждались даже тѣ короли, которые старались содѣйствовать благу Православной Церкви. Это подтверждаетъ слѣдующій примѣръ пожалованія архіерейской каѳедры Сигизмундомъ I. Былъ у Сигизмунда писарь Михайло Коптя. Командированный королемъ въ крымскую орду расположить татаръ на сторону Польши, Коптя издержалъ на это дѣло не только отпущенныя ему средства королемъ, но и свои личныя. Чѣмъ же вознаградилъ Коптю король? Не деньгами, а тѣмъ, что по просьбѣ Копти предоставилъ право отцу его Василію Евлашковичу занять епископскую каѳедру Луцкую /с. 98/ или Владимірскую — какая прежде окажется праздной, — а самому Коптѣ даровалъ то «челобитье» (вознагражденіе), которое имѣлъ бы взять отъ той епископіи самъ король при назначеніи ей новаго епископа. Такъ же поступилъ онъ и съ каѳедрой митрополичьей, предоставивъ таковую митрополиту Макарію по просьбѣ послѣдняго и по ходатайству корыстолюбивой королевы Боны и нѣкоторыхъ латинскихъ и православныхъ вельможъ. Не гнушался Сигизмундъ I раздавать свѣтскимъ лицамъ изъ-за матеріальныхъ выгодъ и священническія мѣста. Стефанъ же Баторій понималъ право патроната такъ широко, что самъ избиралъ и назначалъ высшихъ духовныхъ лицъ. На духовныя должности онъ смотрѣлъ какъ на награду за гражданскія заслуги, а потому нерѣдко назначалъ на нихъ мірянъ, и при томъ людей не вполнѣ достойныхъ духовнаго сана. Былъ случай, что онъ назначилъ на православную каѳедру католика. Мало того, случалось, что одна и та же архіерейская каѳедра или архимандрія давалась двумъ-тремъ лицамъ, между которыми начинались споры и даже борьба вооруженной силой. Такъ, въ 1565 г. король Сигизмундъ II Августъ еще при жизни Владиміръ-Волынскаго епископа Іосифа пожаловалъ каѳедру послѣдняго почти одновременно еще двумъ лицамъ: шляхтичу Борзобогатому и Холмскому епископу Ѳеодосію Лозовскому. Лишь только умеръ епископъ Іосифъ, Борзобогатый поспѣшилъ прибыть во Владиміръ и, введенный въ управленіе епархіей королевскимъ чиновникомъ, оставилъ здѣсь завѣдовать всѣмъ своего сына Василія, а самъ уѣхалъ къ королю. Черезъ нѣсколько времени туда же явился владыка Холмскій Ѳеодосій съ двумястами конныхъ и тремястами пѣшихъ вооруженныхъ людей и потребовалъ отъ Василія уступить ему Владимірскую каѳедру добровольно. Получивъ отъ Василія отказъ, Ѳеодосій на другой день увеличилъ свой отрядъ до двухъ съ половиной тысячъ вооруженныхъ людей и, разставивъ по разнымъ мѣстамъ девять пушекъ, приказалъ стрѣлять изъ нихъ по епископскому замку и соборной церкви; шесть разъ посылалъ онъ свое войско на штурмъ замка, во время котораго повреждены были зданія замка и соборная церковь и много людей было убито. Панъ Василій принужденъ былъ ночью бѣжать изъ замка, а владыка Ѳеодосіи торжественно вошелъ въ него и завладѣлъ Владимірской каѳедрой. По жалобѣ Борзобогатаго король потребовалъ Ѳеодосія къ себѣ на судъ, но тотъ, избивъ королевскаго посланника, отъ явки отказался. И послѣ этого Ѳеодосій все-таки остался на Владимірской каѳедрѣ и украшалъ ее еще много лѣтъ.

На раздачу православныхъ монастырей мірянамъ короли смотрѣли какъ на дѣло обычное, и никогда эта отдача не совершалась такъ часто, какъ при короляхъ Сигизмундѣ Августѣ и при Баторіи. /с. 99/ Такъ, только въ послѣдніе годы жизни Сигизмунда Августа роздано было имъ шесть монастырей, причемъ нѣкоторые изъ нихъ «на вѣчность», т. е. въ потомственное владѣніе. Не отставалъ въ этомъ дѣлѣ отъ Сигизмунда и Стефанъ Баторій, отдавая монастыри иновѣрцамъ. Не принимая духовнаго сана, міряне управляли монастырями, какъ хотѣли, не повиновались епископской власти, собирали только доходы съ монастырскихъ земель и монастыри разоряли. Доходило до того, что въ монастыряхъ не оставалось ни чернеца, ни священника, и богослуженія въ монастырскомъ храмѣ совершенно прекращались. При подобныхъ порядкахъ монастырская жизнь замирала, а вмѣстѣ съ симъ ослабѣвало и усердіе православныхъ къ святымъ обителямъ. Подобныя нестроенія, вкоренившіяся въ жизнь Западнорусской Церкви, подрывали авторитетъ ея даже среди православныхъ и наносили ей неисчислимый вредъ, чѣмъ и пользовались іезуиты въ своихъ замыслахъ къ полному подчиненію православныхъ Риму.

Правомъ церковнаго патроната обладали не только короли, но и другія свѣтскія лица. Въ силу этого права они завѣдовали основанными ими или ихъ предками церквами и монастырями, вѣдали доходами и судомъ въ имѣніяхъ означенныхъ церквей и монастырей и даже могли передавать свои права другимъ лицамъ. Все это вносило великую смуту и развалъ въ дѣло благоустроенія Западнорусской Церкви. Правда, право патроната давало отдѣльнымъ лицамъ, какъ напримѣръ князю Константину Острожскому, возможность оказывать существенную поддержку Православной Церкви въ борьбѣ ея съ католичествомъ, но въ то же время патронатъ, предоставляя право мірянамъ вмѣшиваться въ дѣла Церкви, открывалъ широкій просторъ произволу и насилію, что нерѣдко случалось въ періодъ насажденія уніи въ Литвѣ. Вдобавокъ со времени Люблинской политической уніи польская шляхта, какъ это было указано ранѣе, получала право владѣть землями въ литовско-русскихъ областяхъ, и паны-католики стали держать патронатъ надъ православными церквами, находившимися въ ихъ имѣніяхъ въ Литвѣ, и всякими мѣрами притѣснять православное духовенство. Эти притѣсненія распространялись и на епископовъ, и послѣдніе стали стремиться къ тому, чтобы сравняться въ своемъ положеніи съ католическими бискупами, надѣленными особыми правами. Такой порядокъ не предвѣщалъ ничего хорошаго для Западнорусской Церкви, тѣмъ болѣе что благодаря патронату въ средѣ духовенства высшаго и низшаго появились люди недостойные, которые не только не заботились о цѣлости Православія, но и готовы были продавать его изъ-за земныхъ выгодъ.

Патронатъ въ Западнорусской Церкви получилъ особенно широкое и свободное развитіе. Онъ принадлежалъ не только отдѣльнымъ /с. 100/ лицамъ, но и городскимъ общинамъ, которыя группировались въ церковныя братства.

Церковныя братства.

Появленіе въ Литвѣ братствъ относится къ началу XV вѣка. Цѣлью ихъ было скрѣпленіе союза православныхъ, но въ началѣ своего появленія они не носили чисто церковнаго характера. По своему составу братства вначалѣ были близки къ цехамъ. Такъ, братство, основанное въ Вильнѣ въ половинѣ XV вѣка и называемое кушнерскимъ, было открыто кушнерами (мѣховщиками, скорняками). Въ концѣ XV вѣка къ нему примкнули еще четыре братства: панское, или городское, купецкое, кожемяцкое и росское (Росса — предмѣстье г. Вильны), — и всѣ эти братства въ концѣ XVI столѣтія составили Виленское Свято-Троицкое братство, носившее уже чисто церковный характеръ. На этомъ примѣрѣ мы видимъ, какъ постепенно обѣ формы жизни — гражданская и религіозная — сливаются въ братствахъ въ одну форму, что, само собой разумѣется, должно было расширить кругъ ихъ дѣятельности и усилить ихъ значеніе. Въ концѣ XVI вѣка къ братствамъ примыкаютъ литовско-русскіе православные вельможи и дворяне, истинные вожди литовско-русскаго народа. Такимъ образомъ, братства служили къ сближенію всѣхъ сословій православнаго литовско-русскаго народа какъ среднее звено, близкое, съ одной стороны, къ аристократіи, а съ другой — къ мѣщанству и крестьянству. Такое сближеніе имѣло для православно-русскаго дѣла громадное значеніе, въ особенности въ тѣ времена, когда русская аристократія заражалась культурой, идеями и образомъ жизни польскихъ магнатовъ, отрывалась отъ русскаго народа и его гражданскихъ и религіозныхъ стремленій.

Братства налагали на себя точныя и опредѣленныя обязанности по отношенію къ своимъ церквамъ: устанавливали денежные взносы для общаго дѣла, обязывали своихъ членовъ посѣщать церковныя службы и братскія совѣщанія, заботились о духовенствѣ, о бѣдныхъ, устраивали богадѣльни, школы, издавали въ защиту Православія книги, подкрѣпляли духъ православныхъ своими посланіями и примѣромъ. Въ дальнѣйшемъ нѣкоторыя изъ братствъ пріобрѣли сильное вліяніе на церковныя дѣла: принимали участіе въ выборѣ епископовъ и митрополитовъ, слѣдили за употребленіемъ и цѣлостью церковныхъ имуществъ и церковнымъ управленіемъ, протестовали противъ злоупотребленій епископовъ и вообще лицъ духовныхъ, защищали интересы Церкви передъ правительствомъ, а глав/с. 101/ное, издаваемыми сочиненіями доказывали истину Православія и ложь уніи, указывали опасности, угрожающія Православію, и средства для спасенія. Таковыми были братства: Львовское въ Галиціи, Виленское въ Литвѣ и Богоявленское въ Кіевѣ. Съ теченіемъ времени православныя церковныя братства пріобрѣли такое значеніе въ Польско-Литовскомъ государствѣ, что короли считали ихъ какъ бы представителями всего русскаго народа въ Западной Руси и приглашали представителей братствъ на сеймы по дѣламъ русскаго населенія. Нѣкоторыя изъ братствъ, получивъ право патріаршихъ ставропигій, освобождены были отъ власти митрополита и епископовъ, зависѣли только отъ Константинопольскаго патріарха и имѣли право сноситься прямо съ патріархомъ. Такимъ образомъ, братства приносили неисчислимую пользу Западнорусской Церкви, но чрезмѣрное усиленіе власти братствъ и излишнее вмѣшательство ихъ въ церковныя дѣла, ущемляя епископскую власть, тяготило епископовъ и лицъ духовныхъ, и у нѣкоторыхъ епископовъ явилось стремленіе отдѣлаться отъ нежеланной опеки, что вызвало ихъ на борьбу съ братствами, а впослѣдствіи даже побудило къ переходу въ унію. Несмотря, однако, на эти печальныя явленія, исторія православныхъ братствъ въ Литвѣ составляетъ одну изъ свѣтлыхъ страницъ въ лѣтописяхъ той тяжелой, упорной борьбы, которую вели лучшіе православно-русскіе люди, объединившіеся въ церковныя братства, съ надвигающимся на нихъ латинствомъ и предшественницей его — уніей, служившей для православныхъ лишь переходной ступенью изъ Православія въ латинство.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 97-101.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.