Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава VI.
Король Стефанъ Баторій (1572-1586). Положеніе при немъ Православной Церкви. Введеніе въ Польско-Литовскомъ государствѣ Григоріанскаго календаря.

Правленіе короля Стефана Баторія ознаменовалось для православныхъ западнорусовъ сильнымъ покровительствомъ короля іезуитамъ и введеніемъ въ Польско-Литовскомъ государствѣ григоріан/с. 102/скаго календаря, что, конечно, не могло не отразиться на положеніи Западнорусской Церкви въ Литвѣ во вредъ послѣдней. Появившись въ Литвѣ одновременно съ провозглашеніемъ на Люблинскомъ сеймѣ въ 1569 г. соединенія Литвы съ Польшей въ одно государство, іезуиты стали внушать королямъ и польскому правительству ту мысль, что полное политическое сліяніе католической Польши съ Литвой, населенной исключительно православно-русскимъ народомъ, можетъ наступить только при сліяніи Западнорусской Церкви съ Латинской, т. е. черезъ унію ея съ Римомъ. Такъ какъ этого сліянія литовско-польскіе короли очень желали, внушенная іезуитами идея была охотно ими принята, и Стефанъ Баторій сразу началъ покровительствовать іезуитамъ, ревностно принявшимся за насажденіе въ Литвѣ латинства. Окруживъ себя іезуитами, Баторій сталъ послушнымъ ихъ орудіемъ и послѣ взятія Полоцка основалъ въ немъ іезуитскую коллегію, передалъ имъ во владѣніе 8 церквей и 7 монастырей г. Полоцка со всѣми принадлежащими монастырямъ имѣніями, оставивъ для православныхъ только одну церковь. Конечно, такое дѣйствіе Баторія было вопіющей несправедливостью, такъ какъ почти всѣ жители Полоцка были православные. Совершая передачу іезуитамъ православныхъ святынь, Баторій заявилъ въ данной имъ грамотѣ, что поступаетъ онъ такъ съ той цѣлью, чтобы іезуиты основали въ Полоцкѣ семинарію для воспитанія юношества, распространяли въ схизматическихъ странахъ католичество, устрояли латинскіе приходы и такимъ образомъ искореняли Православіе. Можно себѣ представить, въ какомъ положеніи очутилась бы Западнорусская Церковь при такомъ враждебномъ отношеніи короля къ православнымъ, если бы власть его не была ограничена сеймомъ, а православные не имѣли могучихъ покровителей и защитниковъ въ лицѣ русскихъ магнатовъ и церковныхъ братствъ.

Особенную ревность въ дѣлѣ защиты Православія въ Литвѣ проявили при Баторіи бѣжавшій изъ Москвы отъ гнѣва царя Іоанна Грознаго князь Андрей Курбскій и князь Константинъ Константиновичъ Острожскій. Князь Курбскій поддерживалъ Православіе не только своимъ вліяніемъ у короля и матеріальными средствами, но и своими богословскими трудами. Онъ пріобрѣлъ себѣ всѣ творенія Златоустаго, Григорія Богослова, Василія Великаго, Кирилла Александрійскаго, Іоанна Дамаскина и церковную исторію Никифора Каллиста въ латинскомъ переводѣ и переводилъ съ латинскаго нѣкоторыя бесѣды и отрывки изъ этихъ твореній, которыя считалъ наиболѣе нужными для обличенія іезуитовъ, особенно гдѣ говорилось объ исхожденіи Св. Духа, чистилищѣ и тому подобныхъ латинскихъ заблужденіяхъ. Эти переводы онъ разсы/с. 103/лалъ для чтенія и поученія своимъ знакомымъ. Онъ же цѣликомъ перевелъ двѣ книги Іоанна Дамаскина: «Богословіе» и «Діалектику», — книги, необходимыя для православныхъ въ ихъ борьбѣ съ латинствомъ. Мало того, Курбскій самъ лично писалъ сочиненія въ защиту Православія, велъ дѣятельную переписку съ православными панами и вліятельными горожанами, членами братствъ, предостерегая ихъ отъ увлеченія протестантствомъ и латинствомъ и убѣждая тщательно изучить Св. Писаніе и творенія св. отцовъ Церкви, дабы быть во всеоружіи въ борьбѣ съ иновѣріемъ.

Но особенно благодарную память за свою приверженность и защиту Православія заслужилъ у народа князь К. К. Острожскій. Сознавая, что съ просвѣщенными іезуитами, захватившими въ свои руки образованіе и воспитаніе юношества въ Литвѣ, можно успѣшно бороться единственно только распространеніемъ среди русскаго народа просвѣщенія, князь Острожскій открылъ у себя въ Острогѣ около 1580 года высшую школу. Это была самая древняя высшая школа въ Западной Руси, ставшая съ открытыми впослѣдствіи школами во Львовѣ и Вильнѣ разсадникомъ духовнаго просвѣщенія, такъ необходимаго въ тѣ времена, когда Западнорусской Церкви предстояла тяжелая борьба съ надвигающимся на нее латинствомъ. До сихъ поръ у православныхъ въ Западнорусскихъ областяхъ, кромѣ ограниченнаго числа начальныхъ школъ при церквахъ, высшихъ школъ не было. Чтобы получить высшее или среднее образованіе, русскимъ людямъ надобно было или поступать въ іезуитскія школы, или ѣхать за границу. Сколько вреда приносило это Православію, — понятно. Въ школѣ Острожскаго, кромѣ языка славянскаго, обучали языкамъ греческому и латинскому. Въ ней же преподавались: богословіе, философія, риторика, поэзія, исторія, медицина и естественныя науки. По количеству предметовъ и обширности ихъ преподаванія, а также по составу профессоровъ, Острожская школа превосходила Виленскую іезуитскую академію и носила характеръ высшей школы. Первымъ ректоромъ Острожской школы поставленъ былъ ученый мужъ, уважаемый русскими, Герасимъ Смотрицкій, для обезпеченія коего Острожскій назначилъ достаточное жалованіе и подарилъ два села. Въ помощь Смотрицкому приглашенъ былъ княземъ изъ Греціи извѣстный Кириллъ Лукарисъ, сдѣлавшійся потомъ Константинопольскимъ патріархомъ. Такимъ образомъ, для западнорусовъ въ первый разъ открылась возможность получать научное образованіе въ своихъ школахъ, и притомъ въ православно-русскомъ духѣ, безъ опасенія увлечься въ какое-либо иновѣріе. При школѣ Острожскій основалъ типографію, снабжавшую церкви богослужебными и учительными книгами. /с. 104/ Но самымъ важнымъ памятникомъ ревности князя Острожскаго къ вѣрѣ осталась такъ называемая Острожская Библія, изданная въ 1580-1581 г.г. Это была первая печатная Библія, изданная на Руси и послужившая основой для дальнѣйшихъ ея изданій. Печатаніемъ ея занялся первый московскій печатникъ Иванъ Ѳедоровъ, перешедшій къ Острожскому изъ Заблудовской типографіи послѣ смерти графа Ходкѣвича. Изданіе этой Библіи стоило Острожскому много матеріальныхъ затратъ и заботъ, такъ какъ для изданія ея необходимо было разыскивать правильные списки Библіи, которыхъ на Руси не было. Вотъ что говорится въ предисловіи къ этой Библіи отъ лица князя: «Я принужденъ былъ напечатать сію Библію вслѣдствіе печальнаго положенія Православной Церкви. Церковь эту враги терзаютъ и попираютъ ногами, и никто не въ силахъ противостоять имъ по недостатку духовнаго оружія — Слова Божія». Вслѣдъ за Библіей изданъ былъ цѣлый рядъ ученыхъ сочиненій, какъ переводныхъ, такъ и оригинальныхъ, которыми была такъ бѣдна Западнорусская Церковь и русскій народъ. Изъ типографіи этой вышли слѣдующія сочиненія: 1) «О единой истинной и Православной вѣрѣ» — книга, направленная противъ сочиненія іезуита Скарги подъ тѣмъ же названіемъ; 2) «Исповѣданіе объ исхожденіи Св. Духа»; 3) «О постничествѣ»; 4) «Маргаритъ св. Іоанна Златоустаго» и много другихъ.

Острожскій, подобно Курбскому, велъ дѣятельную переписку» съ панами, матеріально поддерживалъ братства и, имѣя у короля большой вѣсъ, выступалъ передъ нимъ въ защиту попираемыхъ латинянами правъ Православной Церкви.

Въ 1582 г., 13 февраля, папа Григорій XIII обнародовалъ буллу о введеніи новаго календаря, извѣстнаго теперь подъ именемъ григоріанскаго, и Стефанъ Баторій вскорѣ послѣ этого издалъ указъ, которымъ повелѣвалъ, чтобы новый календарь былъ принятъ въ его королевствѣ не только католиками, но и православными. Іезуиты и ревнители латинства поняли, что если православные примутъ новый календарь и станутъ праздновать свою Пасху и другіе праздники съ католиками, то это послужитъ къ религіозному сближенію тѣхъ и другихъ, а впослѣдствіи и къ согласію православныхъ на нѣкоторыя другія отступленія отъ указаній Православной Церкви, и стали вести свою работу къ принудительному принятію новаго календаря православными. Но православные, понимая, что вопросъ о введеніи григоріанскаго календаря касается ихъ церковнаго обряда и вѣры и не можетъ быть разрѣшенъ королемъ безъ согласія Вселенскаго патріарха, не соглашались подчиниться указу короля, и между ними начались волненія. Князь К. К. Острож/с. 105/скій поспѣшилъ написать объ этомъ Константинопольскому патріарху Іереміи и просилъ его наставленій. Іеремія вмѣстѣ съ Александрійскимъ патріархомъ Сильвестромъ отвѣтили ему, что новый календарь нарушаетъ постановленіе I Вселенскаго Собора о празднованіи Пасхи, что этотъ календарь представляетъ новое отступленіе папы отъ постановленій Вселенской Церкви, основанъ онъ на далеко неточныхъ астрономическихъ вычисленіяхъ, и посему убѣждалъ князя и всѣхъ православныхъ не принимать новаго календаря. О томъ же патріархъ писалъ и Кіевскому митрополиту и всѣмъ подчиненнымъ ему епископамъ.

Несмотря, однако, на эти грамоты патріарха, православныхъ хотѣли силой принудить къ принятію новаго календаря. Іезуиты и католическое духовенство врывались въ православные храмы и палками выгоняли оттуда священниковъ и народъ, когда тѣ собирались на богослуженіе въ праздничные дни по старому календарю, какъ это случилось, напримѣръ, въ городѣ Львовѣ въ праздникъ Рождества Христова. Православные негодовали и обращались съ жалобой къ королю. Стефанъ Баторій, опасаясь серьезныхъ возмущеній православнаго народа, вынужденъ былъ нѣсколькими грамотами отмѣнить свой указъ о новомъ календарѣ. Въ одной изъ этихъ грамотъ онъ писалъ, что принялъ въ своихъ владѣніяхъ новый календарь только для лучшаго порядка дѣлъ, а вовсе не для того чтобы дѣлать людямъ греческой вѣры какое-либо насиліе въ богослуженіи и обрядахъ, въ правахъ и вольностяхъ, но чтобы на будущее время тверже и надежнѣе могъ быть сохраняемъ миръ между разновѣрцами. «Мы, — писалъ далѣе король, — вознамѣрились дать, позволить и утвердить людямъ греческой вѣры, обитающимъ въ великомъ княжествѣ Литовскомъ, полную власть и свободу спокойно содержать всѣ уставы и обряды греческаго богослуженія, по порядку и расписанію стараго календаря..., и пока между папой и греческими патріархами окончательно не будетъ рѣшенъ споръ объ употребленіи календаря, ни мы, ни наши урядники не будемъ принуждать сохраняющихъ греческіе обряды къ принятію новаго календаря». Несмотря на эти грамоты, выраженная въ нихъ воля короля не исполнялась до самой его смерти, и латиняне по-прежнему принуждали православныхъ праздновать по новому календарю. Въ особенности въ этомъ дѣлѣ усердствовали польскіе паны, принуждая своихъ православныхъ крестьянъ работать въ праздничные дни по календарю Православной Церкви.

Вообще время правленія короля Стефана Баторія, явно покровительствовавшаго іезуитамъ и латинянамъ во вредъ православнымъ, слѣдуетъ опредѣлить какъ время постоянной борьбы право/с. 106/славныхъ съ латинянами, — борьбы, достигшей небывалаго до сихъ поръ активнаго напряженія. Несмотря на всѣ стѣсненія, чинимыя православнымъ іезуитами, православные не пали духомъ и стали противодѣйствовать латинянамъ не однимъ только пассивнымъ сопротивленіемъ, не одними протестами передъ властями и жалобами королю, но и тѣми же орудіями, какія употреблялись самими же латинянами: ихъ школамъ противопоставляли свои школы, ихъ братствамъ — свои братства, ихъ сочиненіямъ — свои сочиненія; даже въ спорахъ о календарѣ православные на чинимыя имъ притѣсненія отвѣчали, гдѣ могли, тѣми же притѣсненіями. Прискорбно только то, что въ этой борьбѣ, касавшейся непосредственно вѣры и Церкви, не принимали почти никакого участія западнорусскіе архипастыри. Но этому удивляться не слѣдуетъ. Стефанъ Баторій съ умысломъ раздавалъ епископскія каѳедры самымъ неподходящимъ лицамъ, жаждавшимъ только наживы отъ Церкви и готовымъ во всякое время измѣнить ей. И если эти пастыри нерѣдко вели своего рода борьбу за принадлежащія имъ права, то только изъ-за своихъ личныхъ интересовъ, а не интересовъ Церкви, изъ-за своихъ правъ имущественныхъ и судебныхъ. Такое индифферентное отношеніе владыкъ къ защитѣ интересовъ Церкви ничего добраго не предвѣщало, что сказалось впослѣдствіи при преемникѣ Баторія, королѣ Сигизмундѣ III.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 101-106.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.