Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XIV.
Положеніе православныхъ при королѣ Владиславѣ IV (1632-1648).

Въ 1623 г., 30 апрѣля, скончался король Сигизмундъ III, главный насадникъ уніи, 45 лѣтъ непрерывно угнетавшій Православіе во имя уніи. Сорокъ пять лѣтъ доказывалось, что единство вѣры — конечно, въ латинскомъ пониманіи — составляетъ первѣйшую цѣль Рѣчи Посполитой, однако цѣль эта не была достигнута. Наоборотъ, благодаря фанатизму Сигизмунда, въ нѣкоторыхъ облас/с. 157/тяхъ Польскаго государства (въ Бѣлоруссіи и Малороссіи) пробивалась мысль объ отторженіи этихъ областей отъ Польши и присоединеніи ихъ къ одному изъ сосѣднихъ государствъ, въ силу чего Швеція, Россія и Турція всегда имѣли предлогъ къ успѣшной войнѣ съ Польшей. Такія разрушительныя для государства дѣйствія Сигизмунда не разъ внушали истиннымъ польскимъ патріотамъ мысль изгнать Сигизмунда съ іезуитами изъ Польши (въ 1593 и 1607 г.г.). При такой политической обстановкѣ вступалъ на Польскій престолъ королевичъ Владиславъ. Еще при жизни отца онъ убѣдился, насколько была гибельна для Польши унія, и искренно желалъ умиротворенія гонимой Православной Церкви. «Я хорошо знаю исторію уніи, — говорилъ однажды Владиславъ папскому нунцію. — Она введена насильно, безъ согласія лучшей части русскаго населенія; ее приняли и ввели нѣкоторыя духовныя лица, и притомъ изъ своекорыстныхъ цѣлей».

Лишь только скончался Сигизмундъ III, православные рѣшили воспользоваться смертью своего гонителя и при избраніи новаго короля возвратить себѣ всѣ права, отнятыя у нихъ насиліемъ. Немедленно начались приготовленія къ конвокаціонному (избирательному) сейму. Дворяне спѣшили на сеймики для избранія пословъ, и вездѣ въ областяхъ русскихъ вопросъ о возстановленіи правъ Православія поставленъ былъ въ посольской инструкціи наряду съ важнѣйшими вопросами государства. Казаки также наказывали своимъ посламъ добиваться полнаго успокоенія «старожитной греческой вѣры» и расширенія вольностей казацкихъ. Виленское братство къ избирательному сейму составило и издало сочиненіе («Синопсисъ») въ защиту правъ Православной Церкви и для руководства православнымъ посламъ на избирательномъ сеймѣ, а въ Кіевѣ былъ избранъ и посланъ на сеймъ знаменитый представитель Православія — Кіево-Печерскій архимандритъ Петръ Могила. Предъявивъ свои требованія на сеймѣ, православные единодушно заявили, что они не приступятъ къ избранію короля, если не будутъ исполнены ихъ требованія. На сеймѣ подняли свой голосъ въ защиту Православія и нѣкоторые изъ польскихъ пословъ, враждебно настроенныхъ противъ іезуитовъ и уніи. Уніатскій митрополитъ Рутскій, лично присутствовавшій на сеймѣ, и его клевреты были поражены и изумлены стойкостью православныхъ. Они также заговорили о своихъ правахъ и силились доказывать несправедливость требованій православныхъ. Рутскій рѣшилъ составить подъ предсѣдательствомъ избираемаго короля особую комиссію изъ православныхъ и уніатовъ, которая привела бы къ полному примиренію враждующія стороны. Комиссіей составленъ былъ проектъ примиренія, въ кото/с. 158/рый внесены были слѣдующіе основные пункты: 1) объявлена полная свобода вѣры русской, т. е. православной и уніатской; 2) предоставлены права какъ православнымъ, такъ и уніатамъ имѣть свою іерархію, причемъ православнымъ предоставлялось право избирать митрополита и 4-хъ епископовъ на каѳедру Львовскую, Луцкую, Перемышльскую и Мстиславскую; 3) утверждались права братствъ, школъ и типографій; 4) возвращались въ разныхъ городахъ и селеніяхъ церкви и монастыри, захваченные уніатами, и дозволялось починять и строить новыя церкви; 5) предоставлялась свобода уніатамъ возвращаться въ Православіе, а православнымъ переходить въ унію; 6) предоставлялось православнымъ право занимать общественныя должности и мн. др. Однако постановленія этой комиссіи встрѣтили сильную оппозицію со стороны уніатовъ и латинской партіи, но Владиславъ, на свой страхъ, включилъ ихъ въ «pacta conventa», а согласившись только на требуемую латинской партіей прибавку, что права Православной Церкви даются съ сохраненіемъ правъ Церкви Латинской (Romanae Ecclesiae), и поклялся православнымъ исполнить занесенныя въ пактѣ условія примиренія. Этой прибавкой латиняне надѣялись воспользоваться какъ оговоркой, подтверждающей преимущественныя права Латинской Церкви. Такимъ образомъ, Владиславъ поставилъ королевскую власть выше народнаго представительства, а это являлось нарушеніемъ польской конституціи. Іезуитская партія, несмотря на проявляемое Владиславомъ сердечное отношеніе къ православнымъ, пока не рѣшилась явно возстать противъ Владислава, и послѣдній былъ избранъ королемъ. Когда же на сеймѣ зашла рѣчь о правахъ православныхъ, со стороны враждебной Православію партіи поднялась такая сильная оппозиція, что сеймъ тотчасъ готовъ былъ превратиться въ два военныхъ стана и открыть настоящую войну. Король, чтобы избѣжать этого, уговорилъ православныхъ пока не настаивать на внесеніи постановленій варшавской комиссіи въ сеймовыя конституціи и взамѣнъ этого далъ имъ отъ своего имени особую грамоту, или «дипломъ», въ которомъ подтверждалъ всѣ эти постановленія. Вопросъ былъ отложенъ до слѣдующаго сейма. Кромѣ «диплома», король пожаловалъ православнымъ и другія грамоты, болѣе частнаго характера, которыми возвращалъ имъ церкви, захваченныя уніатами, возстановлялъ старые и утверждалъ новые братства, школы и т. п. Затѣмъ назначилъ особыхъ комиссаровъ, которые должны были совершить передачу православнымъ церквей, которыми неправильно завладѣли уніаты, и вообще распредѣлить церкви между православными и уніатами, соотвѣтственно количеству того и другого населенія.

/с. 159/ Хотя сеймомъ 1633 г. и дозволено было православнымъ имѣть своего митрополита и епископовъ, однако сеймъ не призналъ законными тѣхъ іерарховъ, которые были посвящены патріархомъ Ѳеофаномъ, — православные должны были избрать себѣ новаго митрополита и епископовъ, кромѣ епископа Львовскаго Іереміи Тиссаровскаго, который получилъ жалованную грамоту еще отъ короля Сигизмунда III. Владиславъ утвердилъ представленнаго православными кандидата на Кіевскую митрополію, Кіево-Печерскаго архимандрита Петра Могилу, и кандидатовъ на епископскія каѳедры — Луцкую и Мстиславскую.

Такъ началось правленіе короля Владислава IV, благожелательно относившагося къ правамъ и интересамъ православныхъ. Но латинская партія не дремала и употребила всѣ усилія, чтобы возстановить общественное мнѣніе противъ дарованія правъ православнымъ. Вмѣстѣ съ симъ, настаивая на томъ, что вопросъ о правахъ православныхъ не можетъ быть разрѣшенъ безъ участія папы, партія эта отправила въ Римъ посольство, въ которомъ принялъ участіе и уніатскій епископъ Корсакъ. Онъ такъ взволновалъ римскую курію, что папа объявилъ всѣ распоряженія короля, касающіяся правъ, дарованныхъ православнымъ, незаконными. Папскій нунцій въ Польшѣ получилъ приказаніе отклонить короля отъ расположенія къ православнымъ, и латинская партія, поддержанная папой, гордо подняла свою голову.

Приближалось время созыва слѣдующаго сейма, на которомъ, согласно обѣщанію короля, долженъ былъ разрѣшиться вопросъ о правахъ православныхъ конституціоннымъ порядкомъ. Тогда Владиславъ всталъ на другую точку зрѣнія. Онъ объявилъ, что дѣло о правахъ — дѣло не церковное, а гражданское, необходимое для успокоенія государства.

Въ 1635 г. состоялся слѣдующій сеймъ, и благодаря благоразумію большинства постановленія варшавской комиссіи были внесены въ конституцію, но вмѣстѣ съ тѣмъ король, чтобы не раздражать латинской партіи, далъ и уніатамъ дипломъ, которымъ утверждалъ за ними все, чѣмъ они владѣли до настоящаго времени. Уступая же ея настойчивымъ требованіямъ, Владиславъ даже постановилъ, чтобы въ нѣкоторыхъ городахъ, напримѣръ въ Минскѣ, православные не имѣли ни одной церкви, что нарушало его первыя распоряженія о возвращеніи православнымъ отнятыхъ у нихъ церквей. На сеймѣ Владиславъ убѣдился, что примирительныя статьи, внесенныя въ конституцію, не приведутъ къ дѣйствительному примиренію уніатовъ съ православными, а напротивъ, могутъ повести ихъ къ новымъ столкновеніямъ и раздорамъ, и что изъ этого положенія нужно ис/с. 160/кать иного выхода, болѣе надежнаго. Онъ прекрасно понималъ, что ограниченный въ своей власти сеймомъ, на который имѣютъ огромное вліяніе латино-уніатская и іезуитская партіи, противодѣйствующія его благимъ намѣреніямъ, онъ не сможетъ противостоять проискамъ этихъ партій, и посему, спустя годъ послѣ сейма, 5 сентября 1636 г. разослалъ листы къ главнымъ духовнымъ лицамъ, какъ православнымъ, такъ и уніатамъ, а равно и къ нѣкоторымъ свѣтскимъ, въ которыхъ убѣждалъ ихъ отказаться отъ подчиненія Константинопольскому патріарху и по примѣру Москвы и другихъ государствъ учредить въ Западнорусской Церкви самостоятельное патріаршество. Этой мѣрой онъ надѣялся сплотить враждующія стороны подъ управленіемъ одной главы и такимъ образомъ примирить ихъ. Православные прекрасно понимали, что проектъ этотъ неосуществимъ, такъ какъ уніаты, руководимые іезуитами, никогда не согласятся выйти изъ подчиненія папѣ, и посему его отвергли. Такія колебанія короля опять открывали поле для вѣроисповѣдной борьбы, и борьба эта разразилась новыми неслыханными насиліями.

Согласно постановленію Варшавскаго сейма 1655 г., уніаты обязаны были возвратить православнымъ нѣкоторые изъ отнятыхъ у нихъ монастырей и церквей, но это постановленіе вызвало сильную оппозицію со стороны латино-уніатовъ, и осуществить его въ жизни было чрезвычайно трудно. Уніаты не только не хотѣли добровольно возвращать православнымъ церкви и монастыри, но даже стали оказывать сопротивленіе королевскимъ комиссарамъ при передачѣ имущества православному населенію. Даже и въ тѣхъ случаяхъ, когда церковь передавалась комиссарами въ руки православныхъ, уніаты опять силой отнимали ее у нихъ. Если же православные, выведенные изъ терпѣнія, возставали, чтобы возвратить себѣ отнятое, уніатскій епископъ начиналъ преслѣдовать ихъ судомъ какъ возмутителей, а суды подвергали ихъ самымъ тяжелымъ приговорамъ: однихъ приговаривали къ обезглавленію, другихъ — къ сѣченію розгами у позорнаго столба, третьихъ — къ отсѣченію рукъ, къ лишенію имущества и т. п. Несчастные православные, ввиду такихъ приговоровъ, невольно смирялись, просили прощенія у епископа, а онъ требовалъ отъ нихъ отреченія отъ Православія и клятвеннаго обѣщанія быть уніатами и прощалъ. Ободренные такой постановкой дѣла уніаты и латиняне производили набѣги на православные монастыри, возбуждали школяровъ и чернь противъ православныхъ и всегда оставались безнаказанными, такъ какъ мѣстные суды по большей части держали сторону уніатовъ. Вражда между православными и уніатами разгоралась и причиняла великій вредъ государству. Чтобы внести въ среду враждующихъ нѣкоторое успоко/с. 161/еніе, Владиславъ провелъ въ 1641 году на сеймѣ одну мѣру величайшей важности: онъ изъялъ уголовныя дѣла между уніатами и православными изъ вѣдѣнія смѣшаннаго трибунальнаго суда, тогда уже совершенно подпавшаго подъ вліяніе іезуитовъ, и перенесъ ихъ въ непосредственное вѣдѣніе сейма, а дѣла гражданскія, рѣшавшіяся доселѣ мѣстными судами, перенесъ въ свой, такъ называемый реляціонный судъ. Злоба уніатскихъ епископовъ противъ православныхъ усиливалась еще и отъ того, что многіе уніаты, пользуясь постановленіемъ сейма 1635 г., стали возвращаться въ Православіе, какъ это было, напримѣръ, въ епархіяхъ Полоцкой и Мстиславской. Съ этимъ ревнители уніи никакъ не могли примириться и усиливали притѣсненія православныхъ всякими мѣрами.

Особенно часты въ это время стали злоупотребленія правомъ патроната, доходившія до того, что какому-нибудь могущественному магнату ничего не стоило отнять у православныхъ монастырь или церковь и передать ихъ уніатамъ, хотя бы послѣднихъ было только нѣсколько человѣкъ, а православныхъ — тысячи. Православные заносили жалобы королю и сеймамъ, но правительство было безсильно оказать дѣйствительную помощь православнымъ, и расправа за чинимыя насилія сама собой должна была перейти въ руки угнетаемаго народа. Насилія эти возмущали не только православныхъ, но и лучшихъ и благоразумныхъ поляковъ. Даже самъ король Владиславъ, въ отвѣтъ на жалобу казаковъ, сказалъ однажды послѣднимъ: «У васъ есть сабли, кто вамъ мѣшаетъ постоять за себя?». Православный народъ задыхался подъ гнетомъ этихъ насилій, и Рѣчь Посполитая опять вздрогнула отъ казацкихъ возстаній. Вспыхнули одно за другимъ возстанія Павлюка и Остраницы. Недовольный народъ стекался подъ ихъ знамена и жестоко расправлялся со своими притѣснителями. Кровь лилась по всей Украинѣ, но казаки большей частью оказывались безсильными одержать побѣду, и тогда со стороны латинянъ начиналась ужасная расправа съ побѣжденными. Изувѣрству латинскихъ ксендзовъ и послушной имъ польской шляхты не было предѣловъ. Издѣвательства надъ православными и ихъ вѣрой доходили до того, что православныя церкви стали отдаваться жидамъ въ аренду. Послѣдніе, чтобы получить больше дохода, облагали платой всѣ церковные обряды и предметы. Православный не могъ свободно зайти въ храмъ помолиться, ибо ключи отъ церкви находились у жида, и за пользованіе храмомъ онъ долженъ былъ внести жиду плату. Не могъ онъ безъ предварительной платы и разрѣшенія жида ни повѣнчаться, ни окрестить своего ребенка, ни похоронить своего близкаго. Словомъ, всякая церковная служба, всякая треба должны были сопровождаться торгомъ и платой /с. 162/ жиду-арендатору. Мало того, жидъ еще безнаказанно издѣвался надъ православной вѣрой, за которую некому было заступиться. Такое глумленіе надъ православными все болѣе и болѣе сгущало политическую атмосферу въ Рѣчи Посполитой, и надъ ней собирались грозныя тучи, которыя разразились тяжелымъ для нея ударомъ. Готовилось новое сильное казацкое возстаніе подъ начальствомъ Богдана Хмѣльницкаго, закончившееся присоединеніемъ Малороссіи къ Россіи.

Такимъ образомъ, благія намѣренія короля Владислава IV — умиротворить русскій народъ и Православную Церковь въ Рѣчи Посполитой — разбились о несокрушимый фанатизмъ латино-уніатскаго духовенства и польской шляхты. Какъ ни тягостно было положеніе православныхъ при Владиславѣ, все же православные получили при немъ право свободнаго исповѣданія своей вѣры и другія права, а также возможность защищаться наравнѣ съ латинянами и уніатами. Хотя эти права и были часто попираемы врагами Православія, они уже не отмѣнялись ни королемъ, ни сеймами, и Западнорусская Церковь имѣла возможность заняться своимъ внутреннимъ и внѣшнимъ благоустроеніемъ. Въ этомъ дѣлѣ ей значительно помогъ Кіевскій митрополитъ Петръ Могила.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 156-162.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.