Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XV.
Митрополитъ Кіевскій Петръ Могила (1633-1646) и его значеніе въ исторіи уніи.

Петръ Могила былъ сыномъ молдавскаго господаря (правителя) Симеона Могилы, бѣжавшаго послѣ отнятія у него господарства Кантемиромъ въ Польшу, гдѣ у него были знатные и богатые родственники. Получивъ начальное образованіе во Львовскомъ Братскомъ училищѣ въ строго православномъ духѣ, Петръ Могила закончилъ его путешествіемъ за границу, гдѣ слушалъ лекціи въ разныхъ университетахъ и вполнѣ овладѣлъ языками латинскимъ и греческимъ. Сначала онъ служилъ въ польскомъ войскѣ, участвовалъ въ Хотинской битвѣ и былъ лично извѣстенъ королю Владиславу. Подъ вліяніемъ Кіевскаго митрополита Іова Борецкаго Могила принялъ монашество и посвятилъ себя на служеніе Св. Церкви. Въ 1627 г. онъ былъ избранъ архимандритомъ Кіево-Печерскаго монастыря, номи/с. 163/нально подчинявшагося Константинопольскому патріарху, но не Кіевскому митрополиту, настоятели коего носили званіе «великаго архимандрита». Во время архимандритства П. Могилы и подъ его руководствомъ стоялось (1628) осужденіе «Апологіи» Мелетія Смотрицкаго — сочиненія, въ которомъ высказывались латинскія вѣроисповѣдныя мнѣнія. Чтобы поднять уровень духовнаго образованія въ Западнорусской Церкви, такъ необходимаго въ борьбѣ съ латинствомъ, Могила въ 1631 г. учредилъ отдѣльно отъ существовавшей уже въ Кіевѣ Братской школы высшее училище «для преподаванія свободныхъ наукъ на греческомъ, славянскомъ и латинскомъ языкахъ», но когда братчики признали его блюстителемъ и опекуномъ своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольскаго патріарха, онъ соединилъ свою лаврскую школу съ Братской. Для процвѣтанія этой школы онъ приложилъ много заботъ: переименовалъ ее въ коллегію, расширилъ въ ней преподаваніе прибавленіемъ наукъ философскихъ и богословскихъ и обезпечилъ ее матеріально пожертвованіемъ ей многихъ вотчинъ. Эта коллегія, называвшаяся Кіево-Могилянской, сдѣлалась образцомъ для всѣхъ духовно-учебныхъ заведеній въ Россіи и приготовила многихъ просвѣщенныхъ пастырей и ревностныхъ защитниковъ Православія. Чтобы дать этой коллегіи преподавательскій персоналъ, стоящій на высотѣ своего призванія, профессоровъ этой школы, прежде чѣмъ допустить къ преподаванію, Петръ Могила посылалъ для образованія за границу. Подобную школу онъ устроилъ и въ г. Винницѣ въ Вознесенскомъ монастырѣ, который подчиненъ былъ Кіево-Братскому и тоже назывался Братскимъ. Заботясь не только объ умственномъ, но и о нравственномъ воспитаніи питомцевъ своей коллегіи, Могила самъ составилъ и напечаталъ для руководства и наставленія ихъ книгу «Анѳологіонъ, сирѣчь молитвы и поученія душеполезныя...» Въ ней изложены благочестивыя размышленія и наставленія о нихъ и помѣщены умилительныя вечернія и утреннія молитвы. Насколько Кіево-Могилянская школа была полезна православнымъ для борьбы съ латинствомъ, можно уже судить по тому, что на нее тотчасъ же обрушились враги Православія. Особенно много огорченій доставилъ Могилѣ кіевскій воевода, ярый католикъ Янъ Тышкевичъ, всѣми мѣрами преслѣдовавшій студентовъ школы. Вотъ что писалъ объ этомъ Могила въ 1640 г. Минскому братству: «Я терплю великое преслѣдованіе отъ пана воеводы кіевскаго; тутъ, въ Кіевѣ, вновь начали чинить надъ нами тиранство и проливать кровь. Досадуя, что въ моемъ коллегіумѣ громада (множество) молодежи русской, и опасаясь, что юноши эти, изучивъ науки, могутъ показать правду всему свѣту и могущественно обо/с. 164/ронять Св. Церковь, воевода приказалъ своему замковому намѣстнику возвести клевету на какого-либо студента въ важномъ преступленіи, чтобы студенты, устрашившись, всѣ разбѣжались по другимъ училищамъ, въ которыхъ прежде учились. И вотъ, въ первый понедѣльникъ Великаго поста, когда студентъ Ѳедоръ Гоголевскій шелъ черезъ площадь, его схватили и повлекли въ замокъ. Тамъ слуга намѣстника удостовѣрялъ, будто ночью, когда онъ находился въ корчмѣ, студенты сдѣлали нападеніе на домъ и кого-то ранили. Намѣстникъ, вмѣсто того чтобы произвести разслѣдованіе, приказалъ тотчасъ же студента обезглавить».

Благотворное вліяніе Кіево-Могилянской коллегіи на укрѣпленіе Православія въ Кіевѣ и вообще въ юго-западныхъ русскихъ областяхъ Польши было настолько велико, что воевода Тышкевичъ, съ общаго совѣта единовѣрцевъ, въ противовѣсъ этой школѣ рѣшился водворить въ г. Кіевѣ іезуитовъ со школой и назначилъ для будущей іезуитской коллегіи фундушъ. Съ этой цѣлью въ 1645 г. онъ вызвалъ изъ Кракова въ Кіевъ двухъ іезуитовъ, и вскорѣ послѣ сего іезуитская коллегія при покровительствѣ Тышкевича, дѣйствительно, основалась въ Кіевѣ.

Еще въ бытность свою архимандритомъ, П. Могила, какъ человѣкъ умный, образованный, преданный Православію и русскому народу, присутствовалъ въ качествѣ главнаго посла отъ всего духовенства и Кіевскаго митрополита на сеймѣ при избраніи короля Владислава. На сеймѣ онъ много посодѣйствовалъ признанію легальнаго существованія въ Рѣчи Посполитой Православной Церкви наравнѣ съ Уніатской. Когда же на сеймѣ польское правительство не признало высшей іерархіи, поставленной для православныхъ патріархомъ Ѳеофаномъ, Петръ Могила былъ избранъ послами сейма Кіевскимъ митрополитомъ и грамотой короля Владислава утвержденъ въ этомъ званіи. Получивъ грамоту отъ короля, Могила счелъ необходимымъ отправить своего посла въ Константинополь (1633), чтобы испросить себѣ благословеніе отъ патріарха, и патріархъ Кириллъ Лукарисъ не замедлилъ прислать Могилѣ свое патріаршее благословеніе на митрополію, изъ чего можно заключить, что прежній митрополитъ Исаія Копинскій едва ли имѣлъ утвержденіе въ своемъ санѣ отъ патріаха. Посвященіе П. Могилы въ санъ митрополита совершенно было Львовскимъ епископомъ Іереміей Тиссаровскимъ, какъ экзархомъ Константинопольскаго патріарха. Послѣ посвященія Могила отправился въ Кіевъ, гдѣ первосвятителя встрѣчали съ великой радостью, и ему поднесены были два панегирика: одинъ отъ лаврской братіи, а другой отъ Кіево-Братской школы. Послѣ того какъ митрополитъ Исаія Копинскій, не безъ /с. 165/ борьбы, оставилъ свою каѳедру, П. Могила приступилъ къ благоустроенію своей митрополіи. Основываясь на грамотахъ короля, онъ прежде всего принялся отнимать у уніатовъ православные монастыри и храмы, въ томъ числѣ Софійскій соборъ и Выдубицкій монастырь. Возстановилъ и разукрасилъ церковь Спаса на Берестовѣ, воздвигнутую св. Владиміромъ, а также церковь Трехъ святителей, и отдалъ послѣднюю Братскому монастырю. Другую, болѣе знаменитую церковь Владимірову, Десятинную, нѣсколько вѣковъ лежавшую въ развалинахъ, возобновилъ, причемъ при раскопкахъ подъ обломками ея нашелъ гробъ и въ немъ мощи равноапостольнаго князя Владиміра. Средства для упорядоченія церквей митрополитъ Могила бралъ отовсюду: отъ Лавры, изъ своего личнаго имущества, изъ пожертвованій благочестивыхъ людей, — наконецъ, обращался за помощью и къ Московскому царю.

Присутствуя неоднократно на сеймахъ, митрополитъ Могила не только отстаивалъ дарованныя Церкви права, но и добивался новыхъ. Его уважали даже враги за его мужество и свѣтлый умъ. Своими грамотами онъ благословлялъ и открывалъ новые монастыри и при нихъ братства, какъ напримѣръ Пинскій — при церкви Богоявленія, въ Каменцѣ-Литовскомъ — при церкви Воскресенія Христова, въ Брестѣ — при отнятой отъ уніатовъ церкви Рождества Богородицы. Послѣдній монастырь былъ не только разсадникомъ благочестія, но и центромъ, откуда раздавался мощный голосъ противъ уніи по всему Полѣсью. Въ немъ обиталъ и противодѣйствовалъ уніи знаменитый игуменъ Аѳанасій Филиповичъ, вкусившій за свою пламенную любовь къ Православію и борьбу съ уніей мученическую кончину (1648). Вообще митрополитъ Могила немало положилъ трудовъ, чтобы улучшить внѣшнее положеніе Западнорусской Церкви. Вмѣстѣ съ симъ ревностный митрополитъ старался всѣми мѣрами улучшить и внутреннее состояніе ввѣренной ему Церкви. Чтобы удовлетворить духовнымъ потребностямъ своей паствы, Петръ Могила печаталъ въ своей типографіи святоотеческія сочиненія, а въ 1637 г. по его повелѣнію и благословенію въ Кіевской лаврской типографіи напечатано было «Евангеліе учительное», или собраніе поученій на всѣ недѣли и праздники года, — книга весьма необходимая какъ пособіе для священнослужителей въ проповѣдованіи Слова Божія. Издана она была на общепонятномъ для народа языкѣ съ приложеніемъ предисловія, написаннаго самимъ Могилой, въ которомъ онъ, обращаясь къ священникамъ, убѣждалъ ихъ, чтобы они какъ можно чаще читали это учительное Евангеліе и сами поучались изъ него, и назидали народъ въ истинахъ вѣры и спасенія. Позаботился митрополитъ Могила дать на/с. 166/зидательное чтеніе и для всѣхъ православныхъ. По его мысли и повелѣнію составленъ былъ профессоромъ Кіево-Могилянскаго училища Сильвестромъ Коссовымъ и напечатанъ въ 1635 г. «Патерикъ Печерскій, или житіе св. отцевъ печерскихъ», въ началѣ котораго была помѣщена статья о пяти крещеніяхъ Руси, и въ концѣ — хронологія православныхъ митрополитовъ русскихъ отъ принятія крещенія Русью до Петра Могилы. Обѣ статьи помѣщены были въ «Патерикѣ» съ цѣлью показать какъ православнымъ, такъ и уніатамъ съ латинянами, что, вопреки мнѣнію послѣднихъ, русскіе приняли св. вѣру отъ православнаго Востока, а не отъ папы, и русскіе митрополиты всегда подчинялись патріарху Константинопольскому, а не папѣ. Въ дополненіе къ «Патерику», по благословенію Петра Могилы, была составлена монахомъ Кіево-Печерскаго монастыря Аѳанасіемъ Кальнофойскимъ книга подъ заглавіемъ: «Тератургима, или чудеса, совершавшіяся какъ въ самомъ Печерскомъ монастырѣ, такъ и въ обѣихъ его пещерахъ» и напечатана въ 1638 г. Какъ «Патерикъ», такъ и «Тератургима» были изданы въ противовѣсъ злобнымъ навѣтамъ латинянъ и уніатовъ, утверждавшихъ, что только въ ихъ Церкви есть святые и совершаются чудеса, а у православныхъ нѣтъ ни того, ни другого, и отвергавшихъ нетлѣніе мощей, покоящихся въ Кіевскихъ пещерахъ.

Митрополитъ Могила также приготовилъ къ изданію «Православное исповѣданіе вѣры», или катехизисъ, который подвергался обсужденію на Кіевскомъ Соборѣ 1640 г. и Ясскомъ 1643 г., былъ разосланъ для провѣрки и одобренія восточныхъ патріарховъ, но напечатанъ былъ только въ 1662 г. въ Амстердамѣ на греческомъ языкѣ. Появленіе такой книги было весьма полезно и необходимо для православныхъ, особенно въ то опасное время, когда имъ постоянно приходилось встрѣчаться съ разными религіозными заблужденіями латинянъ, протестантовъ, кальвинистовъ и др. сектантовъ. Ввиду крайней нужды въ подобной книгѣ и задержки въ выходѣ ея въ свѣтъ, митрополитъ Могила вмѣсто нея издалъ «Собраніе короткой науки объ артикулахъ вѣры православныхъ каѳолическихъ христіанъ», т. е. краткій катихизисъ (1645). Исключительно изъ-подъ его пера вышла и знаменитая рѣзко полемическая книга «Лиѳосъ» («Камень вѣры»). Появленіе ея имѣло весьма важное значеніе. Это была, можно сказать, полная апологетика Православной Западнорусской Церкви противъ тогдашнихъ нападеній на нее латино-уніатовъ, а отчасти и ея литургика, съ объясненіемъ богослуженія, таинствъ, обрядовъ, ея постовъ, праздниковъ, устройства храмовъ и проч. Петръ Могила немало заботился объ исправленіи и изданіи богослужебныхъ книгъ, и однимъ изъ важнѣйшихъ его изданій было появленіе въ /с. 167/ свѣтъ большого требника, извѣстнаго подъ названіемъ «Требникъ Петра Могилы». Въ немъ митрополитъ Могила помѣстилъ: 1) чинопослѣдованія всѣхъ семи таинствъ съ присоединеніемъ къ нимъ нѣкоторыхъ соприкосновенныхъ чиновъ, напр., къ таинству крещенія и мѵропомазанія — чины о принятіи въ Церковь іудеевъ, еретиковъ, отступниковъ и раскольниковъ, къ таинству елеосвященія — чины молебствія за больныхъ, на исходъ души, чины погребенія священниковъ и мірянъ и т. п.; 2) чинопослѣдованія различныхъ освященій, какъ то: освященія воды, церквей и церковныхъ вещей, монастырей, домовъ, кладязей, кораблей, овощей и проч.; 3) чины молебновъ и молитвъ по разнымъ случаямъ: въ день Пятидесятницы, въ день новолѣтія, во время брани, во время бездождія, голода, моровой язвы и проч. Вмѣстѣ съ сими чинопослѣдованіями таинствъ и важнѣйшихъ обрядовъ онъ въ нѣсколькихъ приложеніяхъ къ нимъ разъяснилъ ихъ истинный смыслъ и значеніе, перечислилъ случаи, какіе могутъ встрѣтиться при совершеніи того или другого таинства или обряда, и преподалъ наставленія, какъ поступать въ такихъ случаяхъ; наконецъ, далъ наставленія священникамъ, какія мысли и чувства они должны внушать своимъ прихожанамъ при совершеніи того или другого таинства или обряда. Кромѣ сего, Петромъ Могилой были задуманы двѣ колоссальныя работы: «Житія святыхъ» и исправленіе и установленіе славянскаго текста Библіи. Первая изъ нихъ была доведена до конца только Димитріемъ Ростовскимъ, а исправленіе текста Библіи выполнено не раньше половины XVIII столѣтія. Такимъ образомъ, имя Петра Могилы, такъ много потрудившагося для дѣла благоустроенія Западнорусской Церкви и вслѣдствіе понесенныхъ имъ тяжелыхъ трудовъ преждевременно окончившаго свою земную жизнь (1 янв. 1647 г.), стало однимъ изъ лучшихъ украшеній нашей церковной исторіи. Его «Православное исповѣданіе», одобренное всѣми первосвятителями восточной Церкви, и доселѣ остается ея символической книгой. Современники высоко цѣнили достоинства Могилы. Даже враги его преклонялись предъ его великимъ умомъ, благочестіемъ и непреклонной волей. Самъ папа Урбанъ VIII въ 1643 г. написалъ ему посланіе, въ которомъ величалъ его своимъ «почтеннымъ братомъ» и старался привлечь его на свою сторону, т. е. къ принятію уніи. Неудивительно, что православные съ великой печалью оплакивали незамѣнимую потерю преждевременно скончавшагося своего архипастыря.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 162-167.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.