Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XVII.
Положеніе православныхъ при королѣ Янѣ Собѣсскомъ (1674-1696). Совращеніе ихъ въ унію. Измѣна Православію львовскаго епископа Іосифа Шумлянскаго.

Присоединеніе Малороссіи къ Московскому государству было свѣтлымъ явленіемъ въ исторіи литовско-русскаго народа, но по отношенію къ тѣмъ литовско-русскимъ областямъ, которыя оставались подъ властью Польши и которыя во время войнъ Москвы съ Польшей выказывали готовность порвать связи съ послѣдней, это свѣтлое явленіе омрачилось ужасными послѣдствіями. Всѣ православные, оставшіеся подъ этой властью, очутились въ положеніи измѣнниковъ Польши, которымъ короли могли объявлять какую угодно амнистію, но которымъ не прощало польское общество, особенно іезуитская партія, находившая въ этомъ обстоятельствѣ прекрасный предлогъ вдвойнѣ преслѣдовать православныхъ и какъ измѣнниковъ отечества, и какъ нетерпимыхъ иновѣрцевъ. Въ особенности раздражало іезуитскую партію полученное по условіямъ «вѣчнаго мира» Россіей право защищать свободу вѣры своихъ собратьевъ въ Польскомъ государствѣ. Казалось бы, что послѣ такого договора православные Польши будутъ пользоваться полной свободой въ исповѣданіи своей вѣры. Однако этого не случилось, несмотря на опеку Россіи. Православіе въ Польшѣ стало подвергаться еще большему преслѣдованію, которое непрерывно продолжалось почти цѣлое столѣтіе, т. е. до паденія Польши, а безразсудная ненависть къ православнымъ дошла до того, что само польское правительство задалось цѣлью совершенно истребить Православіе въ литовско-русскихъ областяхъ Польши. Повторились времена правленія короля Сигизмунда III. Янъ Собѣсскій по вступленіи на престолъ тотчасъ же выказалъ свое особенное благоволеніе уніи. Онъ далъ уніатамъ два диплома, которыми утвердилъ всѣ незаконно пріобрѣтенныя ими до сихъ поръ права. Это подтвержденіе уніатскихъ правъ открыло латино-уніатамъ широкій просторъ къ захватамъ церковнаго имущества православныхъ и вызвало въ этомъ дѣлѣ дикій произволъ и слѣпое изувѣрство. Захватъ церковныхъ земель, церковнаго имущества, утвари, издѣвательство надъ православными священниками, истязаніе ихъ, даже случаи убійства ихъ (напримѣръ, /с. 174/ однажды въ алтарѣ), поруганіе святынь, разореніе православныхъ кладбищъ и т. п. стало дѣломъ обычнымъ и повторялось вездѣ, гдѣ только были православные. Тысячи сохранившихся документовъ свидѣтельствуютъ объ этой непомѣрной ревности послѣдователей латинства къ искорененію Православія. Въ особенности своимъ изувѣрствомъ отличалась въ это время польская шляхта. Не отставало отъ шляхты и польское правительство. Потворствуя уніатамъ и шляхтѣ, оно ставило православныхъ въ такое невыносимое положеніе, что многіе изъ нихъ не выдерживали тяготы преслѣдованій и переходили въ унію. Въ цѣляхъ окончательнаго уничтоженія Православія польское правительство принимало и болѣе радикальныя мѣры: издавало ограничительныя распоряженія, подрывавшія Православіе и способствовавшія распространенію уніи. Такъ, православнымъ братствамъ — этимъ главнымъ борцамъ за Православіе — запрещено было сноситься съ восточными патріархами по дѣламъ вѣры, и во всѣхъ спорныхъ церковныхъ вопросахъ братства обязаны были обращаться за разрѣшеніемъ ихъ къ мѣстнымъ епископамъ или мѣстнымъ судамъ. Такое распоряженіе лишало братства не только связи съ восточными патріархами, но и ихъ духовной опеки и руководства, коими братства до сихъ поръ пользовались въ борьбѣ съ врагами Православія. Другое не менѣе вредное для Православія распоряженіе заключалось въ томъ, что православнымъ подъ страхомъ смертной казни запрещалось выѣзжать за границу и пріѣзжать оттуда, и тѣмъ устранялась всякая возможность для православныхъ имѣть себѣ іерарховъ изъ-за границы (напримѣръ Россіи) въ случаѣ перехода въ унію своихъ. Въ то же время противъ Православія предпринимались болѣе рѣшительные замыслы. Польское правительство задумало окончательно истребить Православіе въ Западной Руси. Этого оно предполагало достигнуть уничтоженіемъ высшей православной іерархіи, и посему вступило въ переговоры съ православными епископами, стараясь побудить ихъ къ переходу въ унію. Подобной мѣрой польское правительство надѣялось лишить православное населеніе духовенства и такимъ образомъ заставить его поневолѣ принять унію. Это правительству удалось, хотя, какъ увидимъ далѣе, не во всѣхъ православныхъ епархіяхъ. Въ семидесятыхъ годахъ XVII столѣтія латино-уніатской партіи удалось склонить на свою сторону Львовскаго православнаго епископа Шумлянскаго.

/с. 175/

Измѣна Православію Львовскаго епископа Іосифа Шумлянскаго (1643-1708).

Іосифъ Шумлянскій по рожденію принадлежалъ къ православной шляхетской семьѣ, но еще въ юности перешелъ въ унію и одно время служилъ въ польскихъ войскахъ. Видя въ немъ человѣка, способнаго оказать услуги уніи, латино-уніаты выставили его кандидатуру на Львовскую православную епископскую каѳедру. Въ 1667 г. онъ былъ избранъ въ епископы и для видимости опять перешелъ въ Православіе. Однако противъ этого избранія выступилъ Перемышльскій епископъ Антоній Винницкій и отказался постричь и посвятить его, а также запретилъ и духовенству Львовской епархіи совершить надъ нимъ постриженіе. Почти силой Шумлянскій добился своего постриженія отъ игумена Креховскаго монастыря и былъ посвященъ въ санъ діакона и іерея Луцкимъ епископомъ; рукоположенія же въ епископы онъ успѣлъ добиться (1668) лишь отъ греческихъ изгнанниковъ — Филиппопольскаго митрополита Софронія и др. Противъ Шумлянскаго возстало и Львовское Ставропигіальное братство, выставившее своимъ кандидатомъ на Львовскую каѳедру Свистельницкаго, который и былъ посвященъ Винницкимъ. Между обоими кандидатами возникла ожесточенная борьба, продолжавшаяся 5 лѣтъ. Лишь съ восшествіемъ на Польскій престолъ Яна Собѣсскаго, личнаго друга Шумлянскаго, послѣднему удалось побѣдить своего соперника. Въ 1675 г., оставаясь епископомъ Львовскимъ, онъ былъ назначенъ и администраторомъ Кіевской митрополіи. Будучи въ душѣ уніатомъ и ревностнымъ поклонникомъ шляхетскихъ идеаловъ, Шумлянскій съ пренебреженіемъ смотрѣлъ на православное духовенство, и неудивительно, что онъ склонился на сторону латино-уніатской партіи и сталъ дѣйствовать въ ея духѣ. Къ Шумлянскому примкнулъ кандидатъ на епископію Перемышльскую Иннокентій Винницкій, одинъ архимандритъ и одинъ игуменъ, и всѣ они изъявили готовность принять унію и привлечь къ ней прочее духовенство. Всѣми ими руководилъ матеріальный расчетъ. Шумлянскій, стоявшій во главѣ этого движенія, еще въ 1677 г. писалъ папѣ Иннокентію XI, выражая въ письмѣ готовность отречься отъ Православія и вновь присоединиться къ уніи. Папа потребовалъ отъ Шумлянскаго открытаго присоединенія къ уніи, но Шумлянскій пока не нашелъ возможнымъ рѣшиться на это. У него зародились болѣе широкіе планы. Онъ и его единомышленники хорошо понимали, что при всѣхъ вещественныхъ благахъ имъ будетъ очень неудобно, если они одни примутъ унію безъ паствы, въ силу чего Шумлянскій составилъ цѣлую программу дѣйствій /с. 176/ совращенія православныхъ въ унію, основнымъ требованіемъ которой была тайна, ибо онъ полагалъ, что еще не наступило время дѣйствовать открыто. Суть этой программы сводилась къ слѣдующимъ требованіямъ: а) уравнять во всѣхъ правахъ уніатское духовенство съ католическимъ и подтвердить это уравненіе сеймовой конституціей; б) подчинить ему, Шумлянскому, все православное духовенство Рѣчи Посполитой; в) назначать частые сборы и съѣзды для уніатскаго духовенства, причемъ сдѣлать обязательнымъ присутствіе на нихъ православнаго духовенства подъ страхомъ лишенія должностей за неявку; г) преслѣдовать православныхъ духовныхъ лицъ, не согласныхъ принять унію, путемъ административнымъ, а именно: лишать ихъ должностей и примѣнять къ нимъ законы, относящіеся къ бунтовщикамъ; д) стараться обратить въ унію возможно большее число дворянъ; е) позаботиться объ уничтоженіи братствъ; ж) наконецъ, называть православныхъ и уніатовъ въ оффиціальныхъ актахъ однимъ общимъ именемъ — «лицами греческой вѣры». Послѣднее было сдѣлано съ той цѣлью, чтобы общимъ наименованіемъ замаскировать различіе между православными и уніатами и мало-по-малу, незамѣтно слить ихъ въ одно общее тѣло. Въ 1679 г. Шумлянскій представилъ этотъ проектъ папскому нунцію, чтобы тотъ передалъ королю. Къ проекту Шумлянскій приложилъ записку о томъ, какія награды слѣдуетъ дать какъ ему самому, такъ и чинамъ его кружка за содѣйствіе распространенія уніи. Себѣ лично онъ потребовалъ, чтобы въ его распоряженіе отданы были всѣ имѣнія, принадлежавшія Кіевской митрополіи, доходы Кіево-Печерской лавры и Львовской епископіи; чтобы Львовская епископія была обогащена новыми донаціями (дарами) и даже чтобы самъ папа наградилъ его денежными средствами (pensja z łaski Ojca Świętego). Король Собѣсскій одобрилъ проектъ, далъ согласіе удовлетворить требованія Шумлянскаго относительно наградъ, за исключеніемъ предоставленія ему жалованья отъ папы, и сдѣлалъ распоряженіе о передачѣ проекта сейму. Сеймъ утвердилъ этотъ проектъ безъ всякихъ измѣненій.

Въ 1681 г. Шумлянскій принялъ унію, подтвердивъ свое вступленіе въ унію присягой, но принялъ ее негласно и, продолжая носить личину православнаго, требовалъ отъ православныхъ подчиненія себѣ какъ администратору Кіевской митрополіи. Лицемѣріе Шумлянскаго причинило Православію неисчислимыя бѣды. Многіе изъ нихъ, не подозрѣвая измѣны, слѣдовали его распоряженіямъ и, сами того не замѣчая, мало-по-малу приближались къ уніи. Незамѣтно совершалась замѣна многихъ православныхъ духовныхъ лицъ расположенными къ уніи, въ рукахъ уніатовъ сосредоточились /с. 177/ большія земельныя владѣнія. Плохо приходилось тѣмъ православнымъ, которые отказывались отъ повиновенія Шумлянскому. Онъ наѣзжалъ на ихъ приходы и жестоко расправлялся съ ихъ священниками. Часто Шумлянскій, узнавши стороной, что въ такомъ-то селѣ священникъ отличается преданностью Православію, сейчасъ же посылалъ туда своихъ намѣстниковъ, которые выгоняли священника изъ села, забирали въ церкви антиминсъ, св. мѵро, сосуды и все это привозили Шумлянскому. Шумлянскій, получивъ эти вещи, начиналъ обыкновенно кощунствовать надъ ними: плевать, ругаться; затѣмъ посылалъ въ это село другого священника, давалъ другой антиминсъ, другую утварь, за что бралъ особую денежную плату. Въ очень короткое время Шумлянскій со своими друзьями успѣлъ отстранить отъ должности болѣе 200 православныхъ священниковъ и замѣнить ихъ своими уніатскими ставленниками. Приготовивъ такимъ образомъ почву, Шумлянскій и его единомышленники въ 1700 году открыто заявили себя уніатами и стали тянуть къ уніи свою паству. Особенное вниманіе обратилъ Шумлянскій на Львовское православное братство. Онъ дѣйствовалъ на него то ласками, то гоненіями и добился того, что оно приняло унію. Этотъ грустный фактъ совершился въ 1708 году. Такимъ образомъ, погибла древняя опора Западнорусскаго Православія, принесшая ему столько добра и претерпѣвшая изъ-за вѣры столько гоненій и мукъ отъ латино-уніатовъ. Оставалось еще въ значительной силѣ новѣйшее православное братство Луцкое, но и оно къ этому времени ослабѣло и разъ только еще заявило свое существованіе. Луцкій епископъ Діонисій Жабокрицкій принялъ въ 1702 г. унію. Луцкое братство пожаловалось Петру I, и Жабокрицкій былъ заточенъ въ Россіи. На мѣсто его былъ поставленъ Кириллъ Шумлянскій, который долго сопротивлялся уніатамъ, но наконецъ въ 1711 г. вынужденъ былъ бѣжать въ Кіевъ, гдѣ получилъ въ управленіе Переяславльскую епархію, а за нимъ исчезло безслѣдно и Луцкое братство.

Такъ, благодаря Шумлянскому и его споспѣшникамъ, благодаря ихъ хитрымъ мѣропріятіямъ, путемъ страшныхъ насилій и обмановъ, при постоянномъ содѣйствіи польскаго правительства и при полномъ безправіи православныхъ въ теченіе двадцати лѣтъ унія сдѣлала-таки успѣхи, какихъ она не могла сдѣлать за сто истекшихъ лѣтъ. Къ началу XVII столѣтія вся православная іерархія въ литовско-русскихъ областяхъ была почти уничтожена: епископіи Львовская, Перемышльская, Луцкая перешли въ руки уніатовъ; одна только Бѣлорусская, или Могилевская, осталась въ рукахъ православныхъ епископовъ. Православныхъ въ Западной Россіи оставалось все меньше и меньше, да и оставшееся въ Православіи низшее духо/с. 178/венство и простой народъ до такой степени были измучены преслѣдованіями, что сдѣлались почти равнодушными къ религіи: имъ было все равно, унія ли, Православіе ли, — только бы найти хоть какое успокоеніе отъ постоянныхъ преслѣдованій. Неудивительно, что при преемникѣ Яна Собѣсскаго, Августѣ II Саксонскомъ, цѣлыя села переходили въ унію. Случалось даже и такъ, что у православныхъ и не спрашивали согласія на унію, а просто объявляли уніатами, и тѣ были вынуждены безпрекословно этому повиноваться. Болѣе столѣтія трудилась уніатская церковь для своего распространенія; не щадила усилій, подвергалась всевозможнымъ нареканіямъ, приносила даже кровавыя жертвы, а латинство, какъ увидимъ далѣе, пожинало ея труды. Въ результатѣ своихъ стараній она оказалась наемницей латинской церкви, ея рабой, не знающей ни отдыха, ни сладости труда, подготовившей православную ниву для латинизаціи и внесшей только разладъ въ христіанскія души.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 173-178.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.