Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XX.
Положеніе православныхъ въ Польшѣ въ концѣ правленія Августа II (1698-1733) и при королѣ Августѣ III (1736-1763).

Въ концѣ правленія Августа II положеніе православныхъ въ Польшѣ, и безъ того тяжелое, еще болѣе ухудшилось. 18 сентября 1732 г. въ Варшавѣ былъ созванъ сеймъ, и этотъ сеймъ остался памятнымъ для православныхъ Польши. Онъ образовалъ такъ называемую «генеральную конфедерацію», которой было поручено пересмотрѣть всѣ привилегіи православно-русскаго населенія съ цѣлью уничтожить нѣкоторыя изъ нихъ. Конфедерація выполнила порученіе сейма и постановила уничтожить слѣдующія изъ нихъ: а) избраніе православныхъ лицъ въ качествѣ депутатовъ на сеймы, а также въ трибуналы и спеціальныя комиссіи, составляемыя по какимъ бы то ни было дѣламъ; б) составленіе православными съѣздовъ и созывъ какихъ-либо собраній; в) принятіе православныхъ на должности въ воеводствахъ, городахъ и земляхъ Рѣчи Посполитой; г) сношенія, какія бы то ни было, со всѣми иностранными представителями при варшавскомъ дворѣ. Послѣдней статьей отнималось у православныхъ конфедераціей данное сеймомъ въ 1685 г., по договору Россіи съ Польшей, право обращаться за покровительствомъ къ русскимъ представителямъ при польскомъ дворѣ. Постановленія конфедераціи были утверждены законодательнымъ порядкомъ и внесены въ сводъ законовъ Рѣчи Посполитой. Но кромѣ этихъ узаконеній, постановленіемъ той же конфедераціи было предложено провести въ жизнь административнымъ порядкомъ еще болѣе стѣснительныя для Православія мѣры, какъ то: православному духовенству запрещено было ходить по улицамъ явно со Св. Дарами; церковныя требы — крещенія, браки, похороны — разрѣшено было совершать не иначе какъ съ дозволенія католическихъ ксендзовъ за установленную плату. Православнымъ запрещалось мертвыхъ хоронить публично, а только ночью; на православныхъ возлагалась обязанность присутствовать при католическихъ крестныхъ ходахъ. Дѣти, рожденныя отъ смѣшанныхъ браковъ, должны были принадлежать къ католической религіи, и даже пасынки отца-католика обязаны были принимать католичество. Православные должны были соблюдать каноническія правила Католической церкви.

Эти постановленія генеральной конфедераціи подрывали всякую самостоятельность Православной Церкви въ Польшѣ, вели /с. 190/ ее къ уничтоженію и насколько были несправедливы къ православнымъ, настолько и гибельны для самой Польши, такъ что противъ обнародованія ихъ возсталъ самъ король Августъ II. Но что онъ могъ сдѣлать для православныхъ, когда въ Польшѣ царило такое своеволіе, обуздать которое король былъ не въ силахъ.

Злосчастный сеймъ 1732 г., созванный при Августѣ II, сильно разстроилъ его, и онъ вскорѣ скончался. При преемникѣ его, Августѣ III, политическое положеніе Польши нисколько не улучшилось. Продолжавшаяся въ ней анархія и безначаліе въ особенности отразились на православныхъ Литвы и Бѣлоруссіи. Въ продолженіе своего царствованія Августъ III созывалъ болѣе 30 сеймовъ, чтобы хотя нѣсколько задержать внутреннее разложеніе Польши, но всѣ они были сорваны шляхтой. Право каждаго шляхтича-посла сказать сейму роковое слово «nie pozwałam» (veto) останавливало всякія начинанія къ улучшенію существующихъ въ Польшѣ порядковъ. Знаменитый польскій историкъ Нарушевичъ, поднося свое историческое сочиненіе королю послѣ одного сорваннаго сейма, сказалъ, обливаясь слезами: «Мы — несчастный народъ. Ваше Величество, у насъ нѣтъ правленія, наши магнаты все отняли у нашихъ предковъ и все разрушили».

Легко себѣ представить поэтому, что должны были претерпѣвать въ это время православные, на которыхъ поляки смотрѣли почти какъ на язычниковъ. Своеволіе шляхты и католическаго духовенства въ отношеніи православнаго народа сдѣлалось особаго рода геройствомъ, и для его насильственнаго совращенія въ католичество былъ придуманъ въ тѣ времена особый способъ такъ называемыхъ «наѣздовъ на монастыри».

По свидѣтельству русскаго резидента въ Варшавѣ Голембовскаго, польскіе паны и уніаты въ продолженіе одиннадцати лѣтъ, съ 1732 г. по 1743 г., «заѣхали» на унію 128 православныхъ монастырей и церквей въ одной только Бѣлорусской епархіи и смежной съ ней Туровской.

Сверхъ всего этого для скорѣйшаго обращенія православныхъ въ унію и латинство въ Бѣлоруссіи стали учреждаться особыя миссіи изъ латинскихъ и базиліанскихъ монаховъ, и издѣвательствамъ этихъ миссіонеровъ надъ православными не было предѣловъ. Новообращенныхъ они заставляли ставить кресты въ память «исшествія своего изъ Египта», т. е. изъ Православія; устраивали подобіе страшнаго суда, для каковой цѣли православныхъ, «упорныхъ въ схизмѣ», выгоняли за городъ, гдѣ миссіонеръ, стоя на высокомъ столѣ, отдѣлялъ православныхъ отъ уніатовъ и католиковъ. Первыхъ ставилъ по лѣвую сторону отъ себя и обрекалъ на муку вѣчную, а осталь/с. 191/ныхъ, стоявшихъ справа, присуждалъ къ вѣчному блаженству. Много переносили въ это время мученій и православные священники.

Неисчислимыя притѣсненія и преслѣдованія православныхъ доводили послѣднихъ до религіознаго безразличія и многихъ изъ нихъ отторгали отъ Православія въ унію и латинство. Однако и при такихъ ужасныхъ условіяхъ Православіе все же устояло въ Польшѣ. Главнымъ образомъ оно поддерживалось тамъ изумительной стойкостью въ вѣрѣ простого народа и неутомимостью и мужествомъ въ борьбѣ за него нѣкоторыхъ православныхъ іерарховъ, среди которыхъ особенно выдѣлилась личность Бѣлорусскаго архіепископа Георгія Конисскаго.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 189-191.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.