Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XXII.
Состояніе уніи при императорахъ Павлѣ I и Александрѣ I. Ираклій Лисовскій.

При императорѣ Павлѣ I возсоединеніе уніатовъ почти совсѣмъ пріостановилось и стало усиливаться католичество. Онъ строго запретилъ обращать уніатовъ въ Православіе, въ то время какъ переходъ ихъ въ католичество оставлялся безъ вниманія. Потворствуя уніатамъ, Павелъ I учредилъ для нихъ въ 1798 году двѣ новыя епархіи: Брестскую — для губерній Минской и Литовской, Луцкую — для Волынской и Подольской. Сверхъ сего онъ улучшилъ положеніе католическаго духовенства и настолько сблизился съ іезуитами, что они не замедлили пробраться въ самый дворецъ и сдѣлаться совѣтниками и друзьями императора. Возстановивъ уніатскія епископіи, императоръ Павелъ I не далъ, однако, уніатамъ ни митрополита, ни самостоятельнаго управленія, а въ томъ же 1798 г., по проискамъ іезуитовъ, издалъ указъ о подчиненіи Уніатской церкви Римско-католической коллегіи, находящейся въ Петербургѣ. Послѣдствія этого подчиненія были весьма горестны для уніатовъ. Римско-католическая коллегія тотчасъ же воспользовалась случаемъ возможности расширить Римско-Католическую церковь за счетъ Уніатской. По всѣмъ областямъ, присоединеннымъ къ Россіи, разсы/с. 202/пались католическіе ксендзы и повели пропаганду въ пользу латинства. При содѣйствіи помѣщиковъ-католиковъ они тысячами стали совращать уніатовъ, и въ короткое время въ одной только Полоцкой уніатской епархіи было совращено въ латинство до 100.000 уніатовъ; были нерѣдки случаи обращенія въ латинство и православныхъ. Уніаты заволновались, ибо прекрасно понимали, что, находясь въ подчиненіи Римско-католической коллегіи, они подвергнутся насильственному обращенію, и посему стали вносить противъ такого распоряженія русскаго правительства свои протесты. Больше всего противъ этого распоряженія протестовалъ Полоцкій уніатскій архіепископъ Ираклій Лисовскій. Эти протесты возымѣли свое дѣйствіе, и императоромъ Павломъ I былъ изданъ въ 1799 г. указъ, которымъ католическому духовенству подъ страхомъ строгой отвѣтственности запрещалось совращать уніатовъ и православныхъ въ католичество. Въ связи съ этимъ указомъ въ томъ же году былъ изданъ и другой указъ, коимъ повелѣвалось, чтобы католическія епархіи управлялись самостоятельно, безъ сношенія съ папой. Такимъ образомъ, сдѣланъ былъ починъ къ отдѣленію Католической церкви въ Россіи отъ Рима, но іезуиты постарались такъ подѣйствовать, что послѣдній указъ на практикѣ никогда не примѣнялся. 10 марта 1800 г. императоръ Павелъ I скончался, а съ его смертью пріостановились и его полезныя для Православной Церкви предначертанія.

Императоръ Александръ I, вступившій на престолъ послѣ Павла I, былъ человѣкъ высокой души, благороднаго стремленія и мягкаго сердца. Вся его дѣятельность направлена была ко благу своихъ подданныхъ, безъ различія національностей и вѣроисповѣданій. Лишь только онъ вступилъ на престолъ, какъ немедленно расширилъ права поляковъ и кругъ ихъ дѣйствій въ области бывшаго Литовскаго государства. Всѣ важнѣйшія отрасли управленія перешли въ ихъ руки, и эти лица, пользуясь сильнымъ вліяніемъ въ порученныхъ имъ сферахъ управленія, стали всякими способами оказывать содѣйствіе латинизаціи уніатскаго народа. Католическіе ксендзы цѣлыми толпами, какъ нѣкогда при Павлѣ I, стали разъѣзжать по областямъ бывшаго Литовскаго государства и объявлять, будто бы правительство русское предписало немедленно присоединить къ латинству всѣхъ уніатовъ. Уніатскія церкви захватывались насильно, и крестьяне поневолѣ принимали латинство. Въ этой непомѣрной ревности къ скорѣйшему окатоличенію уніатовъ дѣло дошло до того, что нѣкій эксъ-іезуитъ Шантырь задумалъ ввести въ практику Уніатской церкви латинскую миссу и совершенно вывести изъ употребленія славянскую литургію, но такъ какъ большинство уні/с. 203/атскихъ священниковъ не только не понимало латинскаго языка, но и не умѣло читать по-латыни, онъ напечаталъ латинскіе миссалы польскими буквами. Затѣя его, однако, не удалась.

Въ то время какъ латиняне употребляли усилія слить унію съ католичествомъ, среди уніатовъ образовался кружокъ лицъ, поставившій своей цѣлью противодѣйствовать насильственному совращенію своихъ собратій въ латинство, а также, очистивъ унію отъ латинскихъ нововведеній, приблизить ее къ Православію и къ постепенному возсоединенію съ Православной Церковью. Во главѣ этого кружка стоялъ извѣстный архіепископъ Ираклій Лисовскій. Притѣсненія, чинимыя католиками уніатамъ, побудили Лисовскаго послать въ Петербургъ протоіерея Іонна Красовскаго съ жалобой на униженное положеніе Уніатской церкви. Посольство это имѣло успѣхъ. Чтобы ослабить фанатическое вліяніе католическаго духовенства на уніатовъ, русскимъ правительствомъ въ 1803 г. запрещено было обращать уніатовъ въ католичество, а затѣмъ, въ 1804 году, въ число членовъ католической коллегіи, коей императоромъ Павломъ I были подчинены уніаты, были включены уніатскій епископъ и три асессора изъ среды уніатскаго духовенства. Членомъ коллегіи назначенъ былъ Брестскій епископъ Іосафатъ Булгакъ, оказавшійся впослѣдствіи человѣкомъ чисто католическихъ убѣжденій. Въ 1805 г. коллегія была раздѣлена на два департамента — католическій и уніатскій. Предсѣдателемъ послѣдняго назначенъ былъ Ираклій Лисовскій. Чтобы придать больше значенія Уніатской церкви, по ходатайству Лисовскаго въ 1806 г. была возстановлена уніатская митрополичья епархія, на каѳедру которой былъ возведенъ Лисовскій со званіемъ митрополита. Еще въ царствованіе Екатерины Великой Лисовскій началъ очищеніе уніатскаго исповѣданія отъ латинскихъ примѣсей. Укрѣпивъ свою власть, Лисовскій задумалъ окончательно освободить уніатскіе монастыри отъ католиковъ, но это ему не вполнѣ удалось; онъ смогъ только значительно подорвать силу базиліанъ въ краѣ и поднять значеніе бѣлаго уніатскаго духовенства. Съ цѣлью сближенія уніи съ Православіемъ, Лисовскій собственной властью ввелъ въ своей епархіи неискаженные греческіе обряды, служилъ по московскому служебнику, отрастилъ себѣ бороду, учредилъ при полоцкомъ каѳедральномъ соборѣ епархіальную семинарію для 50 священническихъ дѣтей, отнявъ для обезпеченія ея у полоцкихъ базиліанъ незаконно присвоенныя ими богатыя имѣнія, завѣщанныя Полоцкой уніатской епископіи. Для полученія же семинаристами высшаго образованія хлопоталъ объ открытіи въ главной духовной латинской семинаріи при Виленскомъ университетѣ отдѣла для греко-уніатовъ. /с. 204/ Приближаясь къ смерти, Лисовскій оставилъ завѣщаніе, въ которомъ умолялъ русское правительство принять всѣ мѣры для спасенія уніи отъ латинизаціи или по крайней мѣрѣ ввѣрить Уніатскую церковь такому человѣку, который былъ бы продолжателемъ начатаго имъ дѣла. Лисовскій умеръ въ 1809 году. Его преемникомъ на митрополію былъ назначенъ Луцкій епископъ Григорій Кохановичъ, Полоцкимъ же епископомъ — протоіерей Іоаннъ Красовскій. Отечественная война заставила на время забыть уніатскій вопросъ, и Кохановичъ умеръ въ 1814 г., не сдѣлавъ ничего существеннаго для защиты уніи. Серьезнымъ кандидатомъ на митрополію былъ Іоаннъ Красовскій, которому и было поручено управленіе каѳедрой, но вслѣдствіе интригъ митрополитомъ назначенъ былъ Булгакъ, Красовскій же попалъ подъ судъ. Его обвиняли въ нетрезвости, въ жестокостяхъ, въ нарушеніи католическихъ уставовъ и т. п. Изъ членовъ судной комиссіи за Красовскаго стояли только двое — литовскій каноникъ Василій Маркевичъ и протоіерей Луцкомъ епархіи Іосифъ Сѣмашко. Министръ исповѣданій князь Голицынъ былъ настроенъ враждебно противъ Красовскаго, и дѣло послѣдняго закончилось лишь при преемникѣ Голицына — Шишковѣ. Красовскій былъ оправданъ и переведенъ на каѳедру въ Луцкъ, гдѣ вскорѣ и умеръ скоропостижно, по общему голосу современниковъ, отъ яда, поднесеннаго врагами.

Дѣло, начатое Лисовскимъ и Красовскимъ, однако, не заглохло, его продолжалъ брестскій епархіальный уніатскій капитулъ (совѣтъ при епископѣ). Капитулъ этотъ еще въ двадцатыхъ годахъ XIX столѣтія выступилъ на защиту правъ уніатскаго духовенства, попираемыхъ базиліанами, сторонниками латинизаціи Уніатской церкви. Члены брестскаго капитула сначала обратились за содѣйствіемъ къ митрополиту Іосафату Булгаку, но когда тотъ не внялъ ихъ просьбамъ, то подали министру иностранныхъ исповѣданій докладную записку, въ которой просили: а) принять зависящія отъ него мѣры къ обезпеченію уніатскаго духовенства отъ вреднаго на него вліянія базиліанскаго ордена; б) подчинить этотъ орденъ мѣстнымъ епископамъ; в) секуляризировать (упразднить) тѣ базиліанскіе монастыри, которые въ разныя времена незаконно захватили имѣнія и разные фундуши [капиталы, донаціи], ранѣе принадлежавшіе уніатскимъ церквамъ; г) завести для духовнаго воспитанія уніатскаго юношества семинаріи; д) основать институтъ для образованія дѣвицъ духовнаго званія. Когда объ этомъ узнали базиліане, то повели противъ угрожающей имъ опасности сильную атаку и благодаря заступничеству поляковъ, занимающихъ высшіе посты русской администраціи, одержали побѣду: брестскому капитулу строго было воспре/с. 205/щено возставать противъ базиліанъ, а равнымъ образомъ и противъ латинскаго духовенства. Такое распоряженіе русскаго правительства ставило Уніатскую церковь въ зависимость отъ латинизаторовъ-базиліанъ и въ будущемъ могло привести ее къ окончательной латинизаціи, но судьба Уніатской церкви разрѣшилась инымъ путемъ. Подготовлялось полное возсоединеніе уніатовъ съ Православной Церковью путемъ возвращенія уніатскаго обряда къ прежней чистотѣ, которое и проведено было мощной рукой главнаго дѣятеля по возсоединенію — митрополита Іосифа Сѣмашко.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 201-205.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.