Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 1-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 41-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 40-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 39-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 18 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XXIV.
Возсоединеніе холмскихъ уніатовъ (1875).

Движеніе въ пользу возсоединенія съ Православіемъ проявилось среди уніатовъ Холмскаго края еще въ сороковыхъ годахъ XIX столѣтія. Во время обозрѣнія преосвященнымъ Іосифомъ Сѣмашко церквей Литовской епархіи въ 1837 году нѣкоторые лучшіе и благомыслящіе уніатскіе священники Холмской епархіи (20 человѣкъ) обратились къ нему съ частной просьбой о защитѣ 300.000 холмскихъ уніатовъ отъ окончательнаго порабощенія латинянами. Это были пока робкія начинанія однихъ только уніатскихъ священниковъ безъ ихъ паствы. Но послѣ совершившагося въ 1839 г. возсоединенія съ Православной Церковью западнорусскихъ уніатовъ, влеченіе къ возсоединенію проникло и въ холмскій народъ и разрѣшилось въ 1875 г. присоединеніемъ къ православію всѣхъ уніатовъ Холмскаго края.

Возсоединеніе холмскихъ уніатовъ началось уже съ 1840 года. Въ началѣ этого года 32 семейства крестьянъ с. Люхова Люблинской губерніи обратились съ прошеніемъ къ намѣстнику царства Польскаго о принятіи ихъ въ лоно Православной Церкви и о назначеніи къ нимъ православнаго священника. Прошеніе люховцевъ доложено было государю, и государь повелѣлъ исполнить ихъ просьбу. По сношенію съ Литовскимъ архіепископомъ Іосифомъ Сѣмашко въ Люхово былъ назначенъ священникъ изъ Литвы Игнатій Гинтовтъ и два причетника. Къ Православію тогда присоединилось 323 человѣка люховскихъ сельчанъ.

Примѣру люховцевъ послѣдовали и жители с. Бабичъ, отстоящаго въ 12 верстахъ отъ Люхова. Они побывали на богослуженіяхъ въ люховской церкви и въ концѣ 1841 года обратились къ священнику Гинтовту съ просьбой исходатайствовать у своего начальства назначеніе къ нимъ православнаго священника, а пока, до назначенія /с. 221/ новаго, исполнять имъ всѣ духовныя требы, причемъ приложили обязательство неизмѣнно пребывать въ Православіи. Прихожанъ въ Бабичскомъ приходѣ было въ то время болѣе 1000 душъ. Они имѣли свою церковь и, принимая унію, пощадили въ ней иконостасъ и царскія врата, а также сохранили въ цѣлости православный престолъ, покрывъ его уніатскимъ возвышеннымъ, со ступенями, престоломъ. Просьбѣ бабичскихъ уніатовъ священникомъ Гинтовтомъ данъ былъ законный ходъ. Чтобы помѣшать этому возсоединенію, Холмскій уніатскій епископъ Шумборскій поспѣшилъ отправиться въ Бабичи, совершилъ тамъ богослуженіе и въ проповѣди своей со слезами убѣждалъ бабичанъ оставаться въ уніи. Но это нисколько не поколебало въ нихъ рѣшимости къ возсоединенію съ Православіемъ. Между тѣмъ послѣдовало Высочайшее повелѣніе о передачѣ бабичской церкви со всѣмъ ея имуществомъ, строеніями и землями православному вѣдомству и о назначеніи къ ней священника съ причтомъ изъ Литовской епархіи. До прибытія въ Бабичи причта исполнять духовныя требы поручено было священнику Гинтовту. Когда бабичскіе прихожане потребовали отъ Гинтовта Сѵмволъ Вѣры съ латинской прибавкой, говоря: «Какъ читали Сѵмволъ Вѣры наши дѣды и прадѣды, такъ и мы желаемъ читать», священникъ Гинтовтъ воспротивился этому, увѣряя бабичанъ, что предки ихъ читали Сѵмволъ Вѣры безъ прибавки. Бабичане, однако, до тѣхъ поръ ему въ этомъ не вѣрили, пока не убѣдились наглядно. Въ это время консисторія предписала Гинтовту разобрать въ бабичской церкви уніатскій престолъ и поставить православный. При разборкѣ престола присутствовали и прихожане. Когда снятъ былъ съ мѣста уніатскій престолъ, то подъ нимъ оказался престолъ православный, а подъ престоломъ сложенныя древнеправославныя богослужебныя книги. Гинтовту, такимъ образомъ, представился удобный случай фактически доказать, что предки ихъ читали Сѵмволъ Вѣры по-православному. Найдя въ одной изъ богослужебныхъ книгъ Сѵмволъ Вѣры, онъ прочиталъ его вслухъ народу, а затѣмъ предложилъ прочитать и прихожанамъ. Бабичане, вполнѣ убѣдившись въ томъ, что священникъ Гинтовтъ правъ, сказали: «Теперь мы вѣримъ, что уніаты насъ обманывали».

Вслѣдъ за бабицкими уніатами рѣшили возсоединиться и уніаты с. Горняго-Потока въ Замостскомъ уѣздѣ. По причинѣ ветхости ихъ приходскаго храма Холмское епархіальное начальство распорядилось въ 1839 г. упразднить ихъ приходъ, а прихожанъ причислить къ приходу с. Липинь, отстоящему отъ нихъ въ 11 верстахъ. При такомъ неудобствѣ горно-потокскіе уніаты, услышавъ о возсоединеніи люховскихъ уніатовъ и повидавъ въ тамошней церкви неоднократно /с. 222/ православное богослуженіе, обратились 26 февраля 1842 г. къ священнику Гинтовту и передали ему прошеніе о присоединеніи ихъ къ Православію и обязательство пребывать въ немъ неизмѣнно. Просьба ихъ послѣ выполненія всѣхъ формальностей была уважена, но такъ какъ церковь ихъ была слишкомъ ветха, то до времени построенія новой церкви сдѣлана была временная постройка къ уцѣлѣвшей алтарной части старой церкви и перевезена туда изъ Петрокова военно-походная церковь съ ризницей, утварью и богослужебными книгами. За два дня до устройства въ означенной церкви иконостаса въ Горній-Потокъ, по распоряженію уніатскаго епископа Шумбарскаго, прибылъ изъ Холмскаго базиліанскаго монастыря іеромонахъ Антоній Пасичъ и, съ помощью мѣстнаго ксендза собравъ до 50 латинянъ, приказалъ имъ отбить висячій замокъ отъ дверей церкви и завладѣть церковью, — но ненадолго. Предпріимчивый Пасичъ былъ высланъ полиціей обратно въ Холмъ, и православное богослуженіе стало совершаться въ горнѣ-потокской церкви безпрепятственно.

Такъ Православная Церковь пріобрѣла около 2000 новыхъ чадъ. Дальнѣйшее движеніе къ возсоединенію холмскихъ уніатовъ было пока затруднено. Безъ дѣятельнаго участія высшаго уніатскаго духовенства такое движеніе не могло быть успѣшно, а духовенство это, какъ мы видѣли, пока не было благожелательно расположено къ Православію. Но время совершало свое дѣло, и уніи въ Холмскомъ краѣ наступалъ конецъ.

Происходившая борьба западнорусскихъ уніатовъ за цѣлость и сохранность церковныхъ обрядовъ, засоренныхъ латинствомъ, раскрыла глаза холмскимъ уніатамъ, какъ далеко они ушли отъ древняго благочестія, и привела къ тому убѣжденію, что поглощеніе ихъ латинствомъ неизбѣжно послѣдуетъ, если только изъ уніатскаго богослуженія не будутъ устранены всѣ латинскія нововведенія. Съ этой цѣлью Холмская греко-уніатская консисторія, возглавляемая администраторомъ Холмской епархіи протоіереемъ Маркелломъ Попелемъ, издала 3 октября 1873 г. окружное посланіе къ духовенству объ очищеніи греко-уніатской обрядности отъ латинскихъ нововведеній. Въ этомъ посланіи говорилось, что «съ принятіемъ вѣры христіанской русскіе приняли и все богослуженіе и всю обрядность восточную; что уніаты, хотя соединены съ Римской церковью, но должны непремѣнно и въ точности соблюдать греко-восточный обрядъ; что храмы ихъ, священныя времена (посты и праздники), священнодѣйствующія лица и другія принадлежности богослуженія должны соотвѣтствовать правиламъ Восточной Церкви; что измѣненія въ обрядахъ и обычаяхъ, вкравшіяся безъ вѣдома, согласія и /с. 223/ утвержденія престола Римскаго и нарушающія основныя условія принятія уніи, незаконны и недѣйствительны и что на епархіальномъ начальствѣ лежитъ обязанность смотрѣть за точнымъ соблюденіемъ обрядовъ, устранять нововведенія и нарушенные или измѣненные обряды возстанавливать въ прежней ихъ силѣ и достоинствѣ». «Между тѣмъ, — говорилось далѣе въ этомъ посланіи, — съ теченіемъ времени, послѣ соединенія нашего съ Римомъ, по произволу одинокихъ лицъ, вошли въ Холмской епархіи въ наше богослуженіе, въ нашъ обрядъ, въ особенности въ совершеніе литургіи, вообще во всю церковную жизнь нашу такія измѣненія, опущенія, искаженія и нововведенія, что уже трудно было различить нашъ восточный обрядъ, плѣнившій нѣкогда своимъ великолѣпіемъ пословъ просвѣтителя Руси св. равноапостольнаго Владиміра. Храмы наши до того были лишены своихъ отличительныхъ примѣтъ, что становилось невозможнымъ въ такихъ храмахъ совершать богослуженіе по восточному обряду. Ввиду такихъ обстоятельствъ холмская епархіальная власть, поставленная на стражѣ ненарушимости всего завѣщаннаго намъ предками нашими, постоянно издавала распоряженія, клонящіяся къ очищенію нашего богослуженія и нашего обряда отъ не свойственныхъ имъ примѣсей латино-польскихъ и произвольныхъ искаженій. Но несмотря на то, нѣкоторые священники Холмской епархіи до сихъ поръ еще не совершаютъ богослуженія по чину, переданному намъ святыми отцами, но позволяютъ себѣ дѣлать своевольныя различнаго рода перемѣны, прибавленія и опущенія и соблюдать при богослуженіи обряды, свойственные Латино-Польской, а не Греко-Русской Церкви. Многіе храмы Холмской епархіи еще и теперь (въ 1873) носятъ прежній безобразный видъ, не имѣютъ иконостасовъ, а престолъ ихъ построенъ такъ, что не возможно совершать на немъ со входами ни литургіи, ни прочихъ богослуженій, какъ это требуетъ нашъ восточный обрядъ. Ввиду такого положенія дѣла холмское духовное начальство предписываетъ всему подвѣдомственному духовенству: во-первыхъ, постоянно и неусыпно наставлять свою паству въ томъ, что обряды, произвольно позаимствованные отъ латинства, воспротивляются нашему церковному уставу, воспрещаются постановленіями Соборовъ и буллами римскихъ папъ, противны духу нашей Святой Восточной Церкви и подлежатъ отмѣнѣ; во-вторыхъ, начать съ 1 января 1874 г. повсемѣстно совершать богослуженіе точно и неуклонно по прилагаемому при семъ извлеченію изъ церковнаго устава».

Это посланіе возымѣло свое дѣйствіе. И духовенство, и народъ въ большинствѣ признали справедливость и законность изложенныхъ въ немъ требованій. Только въ нѣкоторой части уніатскаго /с. 224/ населенія, подъ вліяніемъ лицъ, противодѣйствовавшихъ намѣреніямъ епархіальной власти, оно возбудило сперва недовѣріе и недовольство, а затѣмъ вызвало открытые безпорядки, побудившіе мѣстную администрацію принять мѣры къ ихъ прекращенію. Изъ 266 приходовъ Холмской уніатской епархіи подавляющее большинство охотно подчинилось распоряженію Холмской консисторіи, и только въ 26 приходахъ Сѣдлецкой губерніи уніаты оказали сопротивленіе.

Хотя, по существу дѣла, безпорядки эти касались самой Уніатской церкви и распоряженій ея епархіальной власти и не имѣли прямого отношенія къ дѣлу возсоединенія, а русское правительство обязано было принять мѣры къ прекращенію ихъ, однако мѣстная латинская партія, заинтересованная въ поддержкѣ безпорядковъ въ уніатскомъ Подлясьѣ, воспользовалась означенными событіями къ дальнѣйшему разжиганію народныхъ страстей. Партія эта стала распространять въ народѣ слухи, что правительство задумало совершенно уничтожить унію въ предѣлахъ имперіи и насильно заставить холмскихъ уніатовъ возсоединиться съ Православной Церковью. Эта же мысль польскими агентами въ Римѣ была внушена и Ватикану. Папа Пій IX подъ вліяніемъ этихъ внушеній издалъ 11 мая 1874 г. энциклику, которую послалъ Галицкому уніатскому митрополиту Сембратовичу и всѣмъ уніатскимъ епископамъ Галиціи. Въ энцикликѣ своей Пій IX извѣщалъ уніатское духовенство, что онъ крайне огорченъ тѣмъ, что какіе-то новаторы между уніатами намѣрены отмѣнить обряды, утвержденные Апостольскимъ престоломъ, и что въ Холмской епархіи «какой-то ложный церковный правитель (намекъ на прот. Попеля), уже давно признанный нами недостойнымъ церковнаго сана, осмѣлился присвоить себѣ церковную власть, все перевернуть въ епархіи и, что всего важнѣе, измѣнить своевольно литургію, отважился подъ предлогомъ очищенія обряда умышленно ввести схизматическую литургію, ссылаясь въ своемъ епархіальномъ посланіи на распоряженія Апостольскаго престола. Все, что это посланіе предписываетъ относительно обрядовъ, мы объявляемъ не имѣющимъ силы и дѣйствія, а паче всего отказываемъ сему ложному правителю во всякой церковной власти, которой ему не ввѣрялъ ни отошедшій епископъ (уволенный на покой епископъ Михаилъ Куземскій), ни Апостольскій престолъ, и объявляемъ, что онъ не вошелъ въ овчарню вратами, но вторгся инымъ путемъ».

Папская энциклика, направленная къ тому, чтобы отклонить холмскихъ уніатовъ отъ предпринятаго ими рѣшенія очистить уніатскій обрядъ отъ латинства и приблизить его къ православному, про/с. 225/извела на нихъ обратное дѣйствіе. Она раскрыла имъ глаза, какъ далеко уже зашелъ папа Пій IX въ своемъ стремленіи не только латинизировать Уніатскую церковь, но и окончательно слить ее съ Латинской. Въ то время какъ его предшественники разрѣшали и даже охраняли восточный обрядъ въ Уніатской церкви, Пій IX открыто заявилъ свое одобреніе всѣмъ искаженіямъ, введеннымъ латинизаторами въ этотъ обрядъ. Въ своей энцикликѣ онъ даже не постѣснялся называть «схизматическими» литургіи, составленныя великими отцами и учителями Церкви и принятыя Уніатской церковью.

Энциклика Пія IX была разглашена между уніатскимъ духовенствомъ и народомъ Холмской епархіи и не только привела ихъ въ смущеніе, но и побудила окончательно рѣшить вопросъ, куда имъ направиться: къ Православію или латинству? Эта энциклика привела также въ удивленіе католиковъ, и по поводу ея въ нѣкоторой части серьезной католической печати было замѣчено, что «она гонитъ русскихъ уніатовъ къ переходу въ Православіе и не оставляетъ имъ иного выбора». Народъ распозналъ, какая опасность грозитъ вѣрѣ ихъ отцовъ отъ посягательствъ на нее Римскаго престола. Въ концѣ 1874 года нѣкоторые уніатскіе приходы Сѣдлецкой губерніи, именно той губерніи, въ которой предъ тѣмъ шла усиленная борьба между самими уніатами за сохраненіе въ Уніатской церкви православнаго обряда, стали составлять приговоры о возсоединеніи. Русское правительство, обслѣдовавъ эти приговоры и ту обстановку, при которой они составлялись, и убѣдившись, что составлялись они добровольно, въ силу искренняго желанія уніатовъ разорвать всякую связь съ Римомъ, доложило объ этомъ императору Александру II, и государь Высочайше повелѣлъ исполнить ихъ пожеланіе. Вмѣстѣ съ тѣмъ Святѣйшій Сѵнодъ преподалъ Варшавскому Архіепископу Іоанникію свое благословеніе на возсоединеніе съ Православіемъ духовенства и мірянъ Холмской уніатской епархіи.

Первое торжество возсоединенія происходило 12 января 1875 г. въ г. Бѣлѣ, въ уніатской Рождество-Богородичной церкви. Туда явилось по три депутата отъ возсоединившихся приходовъ съ ихъ священниками. Когда въ церковь прибылъ Варшавскій архіепископъ Іоанникій, то по облаченіи обратился къ возсоединившимся съ рѣчью, въ которой оповѣстилъ, что «Святѣйшій Сѵнодъ уполномочилъ его объявить имъ, что онъ съ отеческой любовью и благодарной молитвой ко Господу принимаетъ ихъ въ полное и совершенное общеніе Святой Православно-Каѳолической Восточной Церкви и въ нераздѣльный союзъ Церкви Всероссійской и преподаетъ имъ черезъ него свое соборное благословеніе». Затѣмъ, благос/с. 226/ловивъ народъ, владыка въ дальнѣйшей своей рѣчи излилъ свои радостныя чувства по поводу состоявшагося ихъ общенія съ Православной Церковью. Послѣ произнесенія рѣчи, владыкой совершено было благодарственное молебствіе въ сослуженіи 28 возсоединившихся пресвитеровъ, и при пѣніи великаго славословія «Слава въ вышнихъ Богу...» состоялся обрядъ благословенія и братскаго цѣлованія архипастыря съ возсоединившимся духовенствомъ, а затѣмъ, послѣ молебствія, также торжественно совершена была литургія. Въ г. Бѣлѣ возсоединилось 45 приходовъ Сѣдлецкой губерніи съ 31 священникомъ и пятьюдесятью тысячами (50.000) уніатовъ.

Второе торжество возсоединенія совершилось 24 марта въ посадѣ Яновѣ Константиновскаго уѣзда. Возсоединилось 46 приходовъ той же Сѣдлецкой губерніи съ населеніемъ до 50.000 душъ, съ 30 священниками.

Движеніе въ пользу возсоединенія перешло и въ Сувалкскую губернію, и 27 апрѣля въ Преображенской церкви села Баля-Церковная состоялось торжество возсоединенія 10.000 душъ уніатовъ отъ 7 приходовъ съ 6 священниками.

Такъ положено было начало возсоединенію уніатовъ Холмской епархіи, но это было только начало. Массовый переходъ въ Православіе подлясскихъ уніатовъ привелъ въ движеніе уніатское духовенство и всей Люблинской губерніи. Тамъ тоже среди уніатовъ вполнѣ созрѣла мысль, что единственнымъ выходомъ для Уніатской церкви, очутившейся подъ угрозой окончательнаго поглощенія ея латинствомъ, можетъ послужить только возвращеніе ея къ Восточной Церкви, отъ которой она откололась около трехъ вѣковъ тому назадъ. Подъ вліяніемъ такихъ мыслей, а также примѣра своихъ подлясскихъ единовѣрцевъ, уніатское духовенство г. Холма и всей Люблинской губерніи стало собираться въ своихъ благочиніяхъ на съѣзды и обсуждать создавшееся для нихъ положеніе. Слѣдствіемъ такихъ совѣщаній было то, что духовенство каждаго благочинія, учитывая настроеніе своей паствы, расположенной къ возсоединенію, представило въ Холмскую уніатскую консисторію заявленія объ искреннемъ своемъ желаніи возвратиться вмѣстѣ съ прихожанами въ лоно Православной Церкви. По полученіи въ консисторіи такихъ заявленій отъ благочиніи Холмскаго, Грубѣшовскаго, Томашовскаго, Замостскаго, Красноставскаго и Бѣлгорайскаго уѣздовъ члены Консисторіи, духовенство каѳедральнаго собора и представители духовной семинаріи собрались подъ руководствомъ администратора епархіи протоіерея Маркелла Попеля для чрезвычайнаго засѣданія и послѣ всесторонняго и зрѣлаго обсужденія создавшагося положенія постановили: 1) составить и подписать актъ о /с. 227/ возсоединеніи уніатовъ Холмской греко-уніатской епархіи съ Всероссійской Православной Церковью; 2) составить и подписать всеподданнѣйшее прошеніе о Высочайшемъ соизволеніи на таковое возсоединеніе; 3) просить администратора епархіи доложить о настоящемъ постановленіи правительству и исходатайствовать разрѣшеніе на представленіе означеннаго прошенія государю чрезъ избранную для сего депутацію изъ среды греко-уніатскаго духовенства, состоящую изъ администратора епархіи, соборныхъ протоіереевъ и благочинныхъ. Въ соборномъ актѣ, составленномъ отъ лица всего холмскаго духовенства (18 февраля 1875 г.), подписавшіе его, изложивъ исторію уніи, «наполненную печальными и горестными событіями» для Уніатской церкви, указали на ту смуту, которую посѣяла въ послѣднее время среди уніатскаго народа энциклика папы Пія IX, изданная имъ 11 мая 1874 года. Высказавъ далѣе свое мнѣніе, что дѣйствія Пія IX окончательно разорвали ту нравственную и духовную связь, которая существовала между уніатской паствой и ея архипастыремъ — папой, а введенные имъ въ Католическую церковь догматы о непорочномъ зачатіи Пресвятой Дѣвы Маріи и непогрѣшимости папы повлекутъ распаденіе самого католичества; что дальнѣйшее пребываніе ихъ въ уніатствѣ, и слѣдовательно, въ подчиненіи папѣ, можетъ «возстановить уніатскую паству и ея пастырей противъ распоряженій и мѣръ правительства и даже противъ Августѣйшаго Государя...», подписавшіе соборный актъ заключили его слѣдующимъ постановленіемъ: 1) признать вновь единство ихъ Церкви съ Православной Каѳолической Церковью и посему пребывать отнынѣ, купно со ввѣренной имъ паствой, въ единовѣріи со святѣйшими восточными православными патріархами и въ послушаніи Святѣйшаго Всероссійскаго Сѵнода; 2) всеподданнѣйше просить Благочестивѣйшаго Государя Императора «принять намѣреніе ихъ подъ Свое Августѣйшее покровительство». Всеподданнѣйшее прошеніе о Высочайшемъ соизволеніи на возсоединеніе холмскихъ уніатовъ было подписано въ г. Холмѣ 18 февраля 1875 г. тѣми же лицами, которыя подписались подъ соборнымъ актомъ.

Когда вся эта переписка поступила къ Варшавскому генералъ-губернатору, и послѣдній произведеннымъ дознаніемъ удостовѣрился, что всѣ безъ исключенія уніатскіе приходы въ Люблинской губерніи находятся въ полномъ единомысліи съ духовенствомъ, изъявившимъ готовность къ возсоединенію, генералъ-губернаторъ доложилъ ее черезъ министра внутреннихъ дѣлъ Государю Императору. Государь Императоръ далъ свое согласіе на прибытіе въ Петербургъ особой депутаціи отъ уніатскаго духовенства и мірянъ. Въ составъ этой /с. 228/ депутаціи вошли администраторъ епархіи, протоіерей Маркеллъ Попель и съ нимъ 12 протоіереевъ и священниковъ. Отъ мірянъ были посланы: учитель Холмской духовной семинаріи Николай Поцѣй (потомокъ иниціатора уніи митрополита Ипатія Поцѣя), двое мѣщанъ и 18 крестьянъ Люблинской и Сѣдлецкой губерній. Депутаты прибыли въ Петербургъ 22 марта и 25 марта были представлены Государю. Принимая депутацію, Государь обратился къ ней со слѣдующими словами: «Выслушавъ съ удовольствіемъ ваши заявленія, я прежде всего благодарю Бога, Котораго благодать внушила вамъ возвратиться въ лоно Православной Церкви; къ ней принадлежали предки ваши, и она въ настоящее время съ распростертыми объятіями принимаетъ васъ. Благодарю васъ за то утѣшеніе, которое вы мнѣ доставили, вѣрю вашей искренности и уповаю на Бога, что Онъ подкрѣпитъ васъ на томъ пути, который вы добровольно избрали».

1 апрѣля депутація отправилась на родину. Ввиду Высочайше изъявленнаго согласія на возсоединеніи холмскихъ уніатовъ съ Православной Церковью Святѣйшій Сѵнодъ издалъ 1 мая слѣдующее постановленіе касательно завѣдованія возсоединенными уніатскими приходами: 1) священство и духовныя паствы Холмской греко-уніатской епархіи принять въ полное и совершенное общеніе Св. Православной Каѳолической Восточной Церкви, въ нераздѣльный составъ Церкви Всероссійской и въ подчиненіе Святѣйшаго Всероссійскаго Сѵнода; 2) возсоединенную съ Православіемъ Холмскую греко-уніатскую епархію присоединить къ Варшавской и, образовавъ одну православную епархію, наименовать оную Холмско-Варшавской, а архіерея оной — Холмскимъ и Варшавскимъ; 3) непосредственное завѣдованіе нововозсоединенными съ Православіемъ греко-уніатскими приходами поручить особому епископу съ наименованіемъ его епископомъ Люблинскимъ, викаріемъ Холмско-Варшавской епархіи, съ тѣмъ чтобы викарій сей имѣлъ пребываніе въ г. Холмѣ и завѣдовалъ нововозсоединенными приходами согласно инструкціи, какая будетъ преподана отъ Святѣйшаго Сѵнода, подъ главнымъ управленіемъ архіерея Холмско-Варшавскаго; 4) существующую Холмскую греко-уніатскую консисторію упразднить, а взамѣнъ ея образовать Холмское духовное управленіе, составъ и предметы вѣдомства котораго будутъ опредѣлены особымъ положеніемъ, съ тѣмъ притомъ, что дѣла большей важности правленіе имѣетъ представлять на разсмотрѣніе Холмско-Варшавской духовной консисторіи; 5) такъ какъ занятія этой послѣдней вслѣдствіе сего должны значительно увеличиться, то сверхъ опредѣленнаго для сей консисторіи числа (трехъ) членовъ /с. 229/ назначить изъ духовенства возсоединенныхъ приходовъ двухъ новыхъ членовъ, избираемыхъ викарнымъ епископомъ и утверждаемыхъ на общемъ основаніи по представленію епархіальнаго архіерея Святѣйшимъ Сѵнодомъ; 6) существующія въ Холмѣ греко-уніатскую семинарію и училище для приготовленія причетниковъ обратить въ православныя духовно-учебныя заведенія, не измѣняя устава этихъ заведеній; управленіе же и завѣдованіе ими поручить непосредственному вѣдѣнію Холмскаго викарнаго епископа; 7) на вновь открываемую каѳедру епископа Люблинскаго назначить администратора Холмской епархіи протоіерея Маркелла Попеля, съ тѣмъ чтобы нареченіе и посвященіе его въ епископа произведено было въ Петербургѣ по предварительномъ присоединеніи сего протоіерея къ Православной Церкви.

Во исполненіе вышеуказанныхъ постановленій Святѣйшаго Сѵнода, по опубликованіи ихъ, тотчасъ же начались оффиціальныя торжества возсоединенія уніатскихъ приходовъ Люблинской губерніи. Первое такое торжество происходило въ г. Холмѣ 11 мая при участіи Холмско-Варшавскаго архіепископа Іоанникія. Во время Холмскихъ торжествъ было возсоединено 47 приходовъ Холмскаго, Люблинскаго и Красноставскаго уѣздовъ съ 46 лицами священнаго сана. Затѣмъ, 13 мая, торжественно было возсоединено 49 приходовъ въ г. Грубѣшовѣ — уѣздовъ Грубѣшовскаго и Томашевскаго, съ 40 священниками. Торжества эти были закончены въ г. Замостѣ въ церкви Св. Николая, причемъ было возсоединено 44 священника и 51 приходъ Замостскаго, Бѣлгорайскаго и Яновскаго уѣздовъ.

Знаменательно, что въ томъ же Николаевскомъ храмѣ въ 1720 году происходили засѣданія уніатскаго Собора, положившаго основу латинизаціи православнаго богослуженія въ Уніатской церкви.

Такимъ образомъ, то, что было внесено подъ кровомъ этого храма въ Уніатскую церковь насильственно, безъ воли народа, черезъ полтора вѣка было уничтожено тамъ же доброй волей того же народа.

Всѣхъ греко-уніатскихъ приходовъ Холмской уніатской епархіи присоединилось къ Православной Церкви въ 1875 году 245 и вмѣстѣ съ ними около 200 священнослужителей.

Такъ закончилась литовская унійная эпопея, вызванная наступленіемъ Рима и іезуитовъ на Св. Православіе. Св. Православіе, несмотря на всѣ вѣковыя невзгоды, вновь возсіяло въ Западнорусскихъ областяхъ. Много перенесли православные западнорусы невзгодъ и страданій, защищая въ продолженіе почти трехвѣкового /с. 230/ существованія въ ихъ краѣ уніи свою прадѣдовскую вѣру. Много увлекла унія обманомъ и насиліемъ сыновъ Западнорусской Церкви въ свое лоно, а время отъ времени и сама теряла свое достояніе, расхищаемое латинствомъ. Ряды православныхъ западнорусовъ съ каждымъ столѣтіемъ рѣдѣли. Дошло до того, что къ концу XVIII вѣка православныхъ жителей въ г. Вильнѣ осталось только 41 лицо: 35 мужчинъ и 6 женщинъ, — т. е. одна тысячная доля противу прежней ихъ численности, да и самихъ уніатовъ въ ней почти совсѣмъ не стало — всѣ перешли въ латинство. Такая же почти участь постигла и другіе православно-русскіе города и вѣси Западной Руси. Врагамъ Православія казалось, что Православіе въ Западной Руси стоитъ на краю окончательной гибели, но насильственно заведенная въ ней унія не могла пустить глубокихъ въ народѣ корней. Народъ, хотя и принялъ ее подъ вліяніемъ тяжелыхъ для него политическихъ условій жизни, подъ давленіемъ насилій и безумныхъ преслѣдованій, однако сознавалъ ея неправду и все время таилъ въ душѣ своей искру любви къ прадѣдовской вѣрѣ — Св. Православію. Пробилъ роковой часъ для уніи, положенный руководящей десницей Всевышняго, и объ уніи у западнорусскаго народа остались только тяжелыя воспоминанія, какъ о разрушительной силѣ, принесшей ему множество горестей и внесшей религіозный разладъ въ его душу. Сознавъ свои невольныя ошибки, православный западнорусскій народъ при измѣнившихся для него политическихъ условіяхъ возвратился къ вѣрѣ своихъ отцовъ, и нѣтъ сомнѣнія, что, наученный горькимъ опытомъ, онъ въ будущемъ не только не поддастся никакимъ искушеніямъ и соблазнамъ потерять свою вѣру, но въ дальнѣйшей борьбѣ съ наступающимъ на него латинствомъ стойко будетъ держать въ своихъ рукахъ знамя Православія и выйдетъ изъ этой борьбы побѣдителемъ.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 220-230.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.