Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Литература Русскаго Зарубежья

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ войну Германіи съ С.С.С.Р., видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
РОМАНЪ «АМАЗОНКА ПУСТЫНИ». («У ПОДНОЖІЯ БОЖЬЯГО ТРОНА»).
(Изд. 2-е, испр. авторомъ. Берлинъ: Изд-іе Сіяльскій и Крейшманъ, 1922).

XXIII.

Еще пять дней они шли по пустынѣ, потомъ былъ невысокій перевалъ и глубокій спускъ въ долину, гдѣ стоялъ «городъ ада» Турфанъ. Подземный городъ.

Степь покрылась людьми. Въ болотныхъ низинахъ зеленѣли поля риса. Мягко шелестѣла большими пушистыми метелками джугара и точно лѣсъ камыша стояли плантаціи гаоляна. Тропинка обратилась въ дорогу и отъ нея во всѣ стороны пошли развѣтвленія красной пылью покрытыхъ дорогъ.

Громадные горбатые быки, запряженные въ тяжелыя двухколесныя телѣги стояли возлѣ скирдъ. Голые, съ повязкой у бедра люди, темнокрасные, обгорѣвшіе на солнцѣ работали въ поляхъ. Встрѣчались всадники на маленькихъ ло/с. 111/шадкахъ. Ихъ костюмы и прически были оригинальны и разнообразны. Сюда сбирались люди со всѣхъ окрестныхъ горъ... Проѣхалъ важный китаецъ съ маленькой свитой солдатъ въ синихъ курмахъ съ бѣлыми кругами на груди и съ головами, обмотанными чалмами. Онъ подозрительно посмотрѣлъ на встрѣчныхъ и привѣтливо, улыбаясь лицомъ, но съ холодными глазами отвѣтилъ на поклонъ Ивана Павловича.

Дикій житель горъ на поджаромъ отъ худобы конѣ, самъ полуголый, съ выдающимися ребрами грудной клѣтки, съ копною черныхъ волосъ, украшенныхъ перьями и раковинами, съ большимъ колчаномъ со стрѣлами за плечами и съ громаднымъ лукомъ у сѣдла, въ пестрыхъ отрепанныхъ панталонахъ и башмакахъ промчался обгоняя ихъ; проѣхали киргизы въ малахаяхъ и халатахъ и остановились поболтать съ казаками. Показался городъ...

Чѣмъ ближе была цѣль путешествія, тѣмъ болѣе безпокоился Иванъ Павловичъ за успѣхъ своего предпріятія. Онъ зналъ китайцевъ. Ихъ судъ скоръ. И, если Васенька такъ провинился, что китайцы рискнули его арестовать, врядъ ли онъ избѣжалъ казни, или самосуда китайской толпы. А тогда требовать удовлетворенія, наказанія виновныхъ, уплаты выкупа, опираясь на силу десяти казаковъ и находясь въ пятистахъ верстахъ отъ своихъ — было невозможно. Можно было и самому попасть въ тяжелую передрягу.

Боялся онъ и за Фанни.

А она наслаждалась всѣмъ, какъ ребенокъ.

Дядя Ваня, это китайцы?.. у ихъ офицера прозрачный шарикъ на шапкѣ. Какой это чинъ?.. Только поручикъ!, а какой онъ толстый, да важный?! А у солдатъ, почему круги на груди? Что тамъ написано? Дядя Ваня, вы по китайски читать не умѣете? А это что за человѣкъ? Дядя Ва/с. 112/ня, совсѣмъ какъ индѣецъ на картинкахъ въ романахъ Майнъ Рида...

Но и она, несмотря на весь сложный калейдоскопъ впечатлѣній, помнила о Васенькѣ и безпокоилась о немъ.

Дядя Ваня, какъ вы думаете, выпустили Василія Ивановича? А какъ въ китайской тюрьмѣ, хорошо или нѣтъ?

Милая Фанни, приготовьтесь къ самому худшему. Китайская культура особенная и по нашему — они дикари. Ихъ жестокость и изобрѣтательность на пытки неисчерпаемы.

Вы думаете, что Василія Ивановича пытали?

Все можетъ быть.

Но вѣдь онъ живъ?

Будемъ надѣяться.

Бѣдный Василій Ивановичъ! Какъ ему, такому холеному и избалованному, должно быть тяжело.

Китайская башня съ разлатыми краями крыши загнутыми кверху, стѣна съ зубцами и рядъ невысокихъ домовъ начинали городъ. Но далѣе, спасаясь отъ зноя, люди ушли подъ землю. Широкая апарель спустилась въ темную улицу, мутно освѣщенную сквозь щели потолка, забраннаго бревнами, землею и сухимъ хворостомъ. Виднѣлись темныя хижины, освѣщенныя ночниками въ видѣ глинянаго соусника, налитаго масломъ, съ края котораго былъ укрѣпленъ фитиль. Попадались люди съ такими же ночниками въ бѣлыхъ одеждахъ. Пахло первобытными библейскими временами. Голые люди сидѣли у домовъ и занимались ремеслами. Цирюльникъ брилъ голову и разбиралъ косу при свѣтѣ ночника, въ харчевнѣ обѣдали голые люди, пахло сырымъ паренымъ, прѣснымъ тѣстомъ, постнымъ масломъ и чеснокомъ. Отъ улицы вправо и влѣво шли переулки, о которыхъ можно было догадываться по мерца/с. 113/нію огоньковъ ночниковъ и по свѣтящимся внутреннимъ свѣтомъ бумажнымъ окнамъ подземныхъ домовъ.

Духота вызывала испарину. Солнечный зной сюда не достигалъ, но и подъ землею жара была невѣроятная. Воздухъ былъ тяжелый и удушливый. Фанни удивлялась, какъ могли здѣсь жить люди.

При помощи разспросовъ узнали, гдѣ «ямынь», китайскій кремль, присутственныя мѣста города. Онъ оказался на значительной глубинѣ подъ землею, на большой площади, выкопанной Богъ знаетъ въ какія первобытныя времена. Здѣсь свѣтилась переплетомъ большихъ оконъ фанза, помѣщеніе тифангуаня и его канцеляріи, а съ боковъ были фанзы поменьше для чиновниковъ и солдатъ караула. По другую сторону площади находился обширный постоялый дворъ, на который и въѣхали казаки.

Было около четырехъ часовъ дня. Устроивъ Фанни въ маленькой комнатѣ, любезно уступленной хозяиномъ въ своемъ помѣщеніи, размѣстивъ казаковъ и лошадей и узнавъ, что въ ямынѣ присутствіе чиновниковъ до шести часовъ вечера, Иванъ Павловичъ собрался сейчасъ же идти въ ямынь.

Дядя Ваня, возьмите меня съ собою, — попросила Фанни. — Мнѣ страшно здѣсь одной, безъ васъ.

Иванъ Павловичъ согласился. Онъ приказалъ Пороху, какъ хорошо говорящему по китайски, Царанкѣ и пяти казакамъ слѣдовать съ собою, а четверымъ остаться при лошадяхъ.

Во полной темнотѣ подземелья, гдѣ мракъ разсѣивался только мутнымъ красноватымъ свѣтомъ, лившимся сквозь бумажныя окна ямыня, Иванъ Павловичъ прошелъ черезъ площадь.

Стража не хотѣла его пропустить, онъ предъявилъ документы и его съ его спутниками провели /с. 114/ въ длинную комнату, съ соломенными циновками на полу. Вдоль комнаты по обѣимъ стѣнамъ стояли низенькіе столики и полуголые писцы кисточками, разведенною въ небольшихъ чашечкахъ тушью писали на длинныхъ и узкихъ полоскахъ бумаги желтоватаго и краснаго цвѣта. Подлѣ лежали большія печатныя книги, свитки бумаги и газеты. Передъ нѣкоторыми въ плоскихъ круглыхъ чашечкахъ дымился блѣдный чай.

Полная тишина стояла въ комнатѣ, освѣщенной цѣлымъ рядомъ ночниковъ и двумя висячими керосиновыми лампами съ плоскими желѣзными абажурами.

Старый китаецъ, въ замасленной темносиней шелковой кофтѣ, надѣтой на голое тѣло, и въ широкой черной юбкѣ, мягко ступая ногами въ туфляхъ, ходилъ между столами. У него была сѣдая косичка и лицо его темнокоричневое, покрытое тысячью морщинъ, было маленькое, какъ яблочко.

При видѣ Ивана Павловича съ Фанни и казаками онъ степенно подошелъ къ нимъ, присѣлъ въ видѣ привѣта, потомъ подалъ каждому маленькую темную изсохшую руку и, улыбаясь беззубымъ ртомъ, спросилъ по китайски, что нужно Русскимъ вооруженнымъ людямъ.

Онъ подчеркнулъ слово «вооруженнымъ», какъ бы деликатно намекая Ивану Павловичу на неумѣстность входа въ ямынь казаковъ.

Иванъ Павловичъ понялъ намекъ и приказалъ казакамъ выйти на дворъ и ожидать его тамъ. Фанни осталась при немъ.

Я имѣю дѣло отъ моего начальника до тифангуаня, сказалъ по китайски Иванъ Павловичъ.

Хорошо. Я скажу тифангуаню. Онъ приметъ.

И знáкомъ указавъ подождать, старичекъ медленно и важно прошелъ между писцовъ къ дальней двери, съ рѣзными заклеенными бумагой створками и скрылся за ними.

Прошло съ полъ часа.

/с. 115/ Фанни съ любопытствомъ и страхомъ осматривалась кругомъ. Въ полутьмѣ подземной канцеляріи вся эта странная обстановка казалась отчетливымъ, яркимъ и яснымъ сномъ...

Тифангуань насъ потому не принимаетъ, — тихо сказалъ Иванъ Павловичъ Фанни, — что онъ дѣлаетъ свой туалетъ. Одѣваетъ шитое серебромъ платье, шапку съ шарикомъ. Онъ сидѣлъ по простотѣ въ такой же кофтѣ, какъ и его чиновникъ и встрѣтить насъ такъ — это значило бы «потерять лицо» передъ нами.

Старенькій чиновникъ вышелъ изъ-за двери. И онъ пріодѣлся. На головѣ у него была черная фетровая шапка съ молочно бѣлымъ шарикомъ.

Пожалуйста, — присѣдая, сказалъ онъ. — Тифангуань можетъ говорить и понимать по Русски. Онъ изъ Кульджи, — добавилъ онъ и распахнулъ обѣ створки двери.

Источникъ: П. Н. Красновъ. Романъ «Амазонка пустыни». («У подножія Божьяго трона»). — Изданіе 2-е, пересмотр. и исправл. авторомъ. — Берлинъ: Изданіе Сіяльскій и Крейшманъ, 1922. — С. 110-115.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.