Церковный календарь
Новости


2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. Наказъ Собору (1939)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Правила о составѣ Собора (1939)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 26-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 25-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Предсоборная Комиссія Второго Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. (1939)
2017-12-09 / russportal
Докладъ Архіерейскому Сѵноду Блаж. Митр. Антонія (Храповицкаго) (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Литература Русскаго Зарубежья

Ген. П. Н. Красновъ († 1947 г.)

Петръ Николаевичъ Красновъ (1869-1947), генералъ-отъ-кавалеріи, атаманъ Всевеликаго Войска Донского, воен. и полит. дѣятель, изв. русскій и казачій писатель и публицистъ («русскій Киплингъ»). Родился 10 (23) сентября (по др. дан. 29 іюня / 12 іюля) 1869 г. въ Петербургѣ въ семьѣ ген.-лейт. Н. И. Краснова. Въ 1889 г. окончилъ Павловское Воен. Уч-ще. Въ 1890 г. зачисленъ въ Л.-Гв. Атаманскій Полкъ. Въ 1897-1898 г.г. проходилъ службу при русской дипломат. миссіи въ Эѳіопіи. Во время Русско-японской войны участв. въ боевыхъ дѣйствіяхъ въ сост. казачьихъ частей. Полковникъ (1910). Командиръ 10-го Донского казачьяго полка (1913), во главѣ котораго вступилъ въ 1-ю міровую войну. Въ 1914 г. за боевыя отличія произведенъ въ ген.-маіоры, въ 1917 г. — въ ген.-лейтенанты. Въ маѣ 1918 г. избранъ атаманомъ Всевел. войска Донского. Создалъ Донскую армію, которая въ сер. августа очистила большую часть Области войска Донского отъ большевиковъ. Изъ-за разногласій съ командованіемъ Добровольч. арміей въ февралѣ 1919 г. вынужденъ былъ подать въ отставку. 9 сентября зачисленъ въ списки Сѣв.-Западной арміи ген. Н. Н. Юденича. Вмѣстѣ съ А. И. Купринымъ издавалъ газету «Приневскій край». Въ эмиграціи жилъ въ Германіи, затѣмъ во Франціи и снова въ Германіи. Сотрудничалъ съ РОВС. Будучи убѣжд. противникомъ Совѣтской власти, привѣтствовалъ нападеніе Германіи на СССР, видя въ этомъ единственную возможность освободить Россію отъ большевизма. Въ 1944 г. назначенъ начальникомъ Гл. упр. казачьихъ войскъ при Мин-вѣ вост. территорій, руководилъ формиров. Казачьяго отд. корпуса («Казачьяго стана»), сначала въ Бѣлоруссіи, затѣмъ въ Сѣв. Италіи. Въ маѣ 1945 г. сдался въ плѣнъ англичанамъ и былъ ими выданъ совѣтской воен. администраціи. Вмѣстѣ съ рядомъ др. казачьихъ атамановъ убитъ въ Лефортовской тюрьмѣ 3 (16) января 1947 г. — Помимо боевой славы П. Н. Красновъ извѣстенъ, какъ боевой писатель, сотрудникъ воен. изданій и составитель воен. очерковъ, памятокъ и руководствъ. Въ 1921-1943 г.г. онъ опубликовалъ 41 книгу: однотомные и многотомные романы, 4-е сборника разсказовъ и 2-а тома воспоминаній. Его истор. романы и повѣсти создали ему славу изв. писателя и были переведены на 17 языковъ.

Сочиненія Генерала П. Н. Краснова

П. Н. Красновъ († 1947 г.)
ПОДЪ КАКИМЪ ЛОЗУНГОМЪ?

Отъ Редакціи: Редакція «Часового» продолжаетъ въ рамкахъ строгаго безпристрастія печатаніе откликовъ на «Мысли бѣлогвардейца» (№ 94-95). Повторяемъ, вопросъ единенія живыхъ силъ эмиграціи настолько затронулъ нашихъ читателей, что мы считаемъ своимъ долгомъ датъ высказатъся на страницахъ «Часового» ряду авторитетныхъ представителей эмиграціи. Пустъ это будетъ матеріаломъ для нашего общаго сужденія объ этомъ важномъ и первостепенномъ вопросѣ.



...«Іисусъ сказалъ имъ въ отвѣтъ: — берегитесь, чтобы кто не прельстилъ васъ: ибо многіе придутъ подъ именемъ Моимъ и будутъ говорить: — «я Христосъ» и многихъ прельстятъ»... (Ев. отъ Матѳея, гл. 24, ст. 4-5).

Эти строки святого Евангелія — (вся глава 24 отъ Матѳея знаменательно подходитъ къ нашему времени) — невольно пришли мнѣ на память, когда я читалъ въ № 97 «Часового» письмо второе Краснаго командира — «Психологія краснаго командира» и тамъ-же напечатанное письмо Е. В. Саблина «О единеніи живыхъ силъ эмиграціи». И тотъ, и другой точно сговорились отрицать самую возможность возстановленія въ Россіи монархіи.

...«Мнѣ думается», — пишетъ Е. В. Саблинъ, — «что Вашъ корреспондентъ изъ Россіи правъ, когда говоритъ, что въ Россію можно идти только со знаменемъ свободы и народоправства»...

...«Нѣтъ у насъ ни одного человѣка, который-бы не считалъ, что самодержавіе не оказалось на высотѣ своего призванія», — пишетъ красный командиръ. И далѣе: — «Хоть убейте, не понимаю и, какъ ни пытался, понять не могу. Что-же это такое монархисты безъ монарха»?.. «За много уже лѣтъ въ народѣ твердое понятіе, что Россія является республикой»...

Въ Россіи живетъ и страдаетъ въ настоящее время около 160 милліоновъ народа. Кого именно, какую часть, какіе слои общества этого народа видитъ и слышитъ красный командиръ, говорящій намъ «оттуда» отъ имени всей Россіи, всего Русскаго народа? Судя по тому, что онъ въ концѣ своего письма оговаривается: — «стараюсь писать, хотя и по новой орѳографіи, но старымъ «штилемъ», а это нелегко — вѣдь и языкъ у насъ сталъ другой» — онъ видитъ лишь малую часть Русскаго народа и притомъ совсѣмъ особую его часть — коммунистовъ.

Эта маленькая оговорочка, это совсѣмъ ничтожное примѣчаніе многое намъ въ письмѣ краснаго командира объясняетъ. Онъ живетъ и вращается въ совѣтскомъ, коммунистическомъ, интернаціональномъ обществѣ, гдѣ и точно русскій языкъ исковерканъ до неузнаваемости. Совѣтская литература (Пант. Романовъ, Мих. Шолоховъ, Леон. Леоновъ, Илья Ильфъ и Петровъ, отчасти Зощенко и др.), письма, приходящія къ намъ отъ «вольныхъ» людей изъ этой неволи, разсказы безчисленныхъ бѣглецовъ, наконецъ, донесенія нашихъ доблестныхъ развѣдчиковъ, которые ходили «туда», и кому удалось оттуда вернуться, говорятъ намъ иное. Ни языкъ, ни бытъ населенія въ корнѣ не измѣнились. Всѣ эти уплотненныя квартиры, дюжины примусовъ на холодной плитѣ, Моссельпромы, рабисы, рабкоры, рабфаки, шкрабы, краскомы, завы и т. д. — это только накипь, и всякій и тамъ понимаетъ, какая вонючая накипь!

Коммунизмъ, и съ нимъ, слава Богу, и соціализмъ въ подлинной Россіи ненавидимы до предѣла. Это подтверждаетъ и самъ красный команднръ, когда пишетъ: — «о соціализмѣ вообще говорить не стоитъ. Не о системѣ, конечно, а о словѣ. Система соціализма въ извѣстной ея части, вѣроятно, навсегда останется въ Россіи, но понятіе «соціалистъ» рухнетъ въ одинъ и тотъ же часъ съ большевиками. Расправа будетъ ужасна»...

Е. В. Саблинъ пишетъ: — ...«Многіе изъ насъ, владѣющіе карандашомъ, соблазняютъ его (Русскій народъ) двуглавыми орлами то подъ Императорской короной, то подъ шапкой Мономаха, то подъ митрополичьей или Патріаршей митрой»... «Наши историческіе лозунги просто непонятны для новаго поколѣнія даже здѣсь»... — Если г. Е. В. Саблинъ имѣетъ въ виду Русскихъ кембриджцевъ типа Мартына изъ сиринскаго романа «Подвигъ», можетъ быть, онъ и правъ — но они — единицы... Тысячная-же масса русской молодежи, я не говорю уже про кадетъ Перваго Русскаго Великаго Князя Константина Константиновича кадетскаго корпуса въ Бѣлой Церкви, Донского Императора Александра III корпуса въ Горажде, воспитанниковъ корпуса-лицея Императора Николая II въ Парижѣ, институтокъ Донского Маріинскаго института въ Бѣлой Церкви, но почти всѣхъ остальныхъ русскихъ и иностранныхъ учебныхъ заведеній, какъ въ Западной Европѣ, такъ особенно въ Китаѣ, въ Харбинѣ и Шанхаѣ, смотритъ совершенно иначе. Для нея завѣты отцовъ — «вѣра, Царь и отечество» священны и по нынѣшній тревожный день. Сужу такъ по ихъ журналамъ и многочисленнымъ письмамъ.

Да и въ самой Россіи... Если было-бы возможно каждаго изъ 160 миліоновъ жителей допросить поодиночкѣ и такъ, чтобы онъ не боялся сказать свое сокровенное мнѣніе, то, за исключеніемъ милліоновъ десяти свихнувшихся въ коммунизмъ, всѣ тѣ, кто помнитъ старую Имперію временъ Александра III и Николая II, — только и мечтаютъ о возвращеніи /с. 4/ этого времени и, если считаютъ его невозможнымъ, то лишь потому, что слишкомъ это время было хорошо. Что касается молодежи, на которую, повидимому, больше всего и ссылается красный командиръ, то, если она будетъ «честна сама съ собою», она должна будетъ сказать: — «нынѣшнее невыносимо. Прошлаго мы не знаемъ, но, если судить по литературѣ того времени, почему-то для насъ запрещенной — оно было такъ хорошо, что мы не вѣримъ, что это правда»...

Вотъ, что угадывается за страшнымъ молчаніемъ Русскаго народа въ большевицкомъ застѣнкѣ и вотъ о чемъ онъ боится даже и думать.

Красный командиръ о «бѣлогвардейщинѣ» отзывается тоже съ точки зрѣнія ея врага-коммуниста, офицера красной арміи. По его мнѣнію въ Россіи о бѣломъ движеніи «почти повсемѣстно остались самыя горькія воспоминанія. Не говоря о плохомъ (хотя было и оно), а говорю лишь о тѣхъ страшныхъ разочарованіяхъ, которыя вы нанесли русскому народу»... Е. В. Саблинъ подъ впечатлѣніемъ краснаго командира, вторитъ ему: — ...«вѣдь тамъ, въ Россіи, слово «бѣлогвардеецъ» несомнѣнно несимпатично, благодаря систематической пропагандѣ, и принимается за синонимъ едва-ли не опричника или охранника, или «бѣлоподкладочника», во всякомъ случаѣ чего-то такого, что непріятно русскому простому сердцу». Подумаешь, что и точно въ Россіи стали милы «Мильтоны» и «Чекисты»!!!

Е. В. Саблинъ и красный командиръ, признаютъ, что въ Россіи лютой ненавистью ненавидятъ коммунистовъ, оба понимаютъ, что при всѣхъ своихъ недочетахъ «бѣлыя арміи» боролись съ этими коммунистами за «свободу и народоправство, не щадя жизни»... — Какая же логика въ томъ, что имя «бѣлогвардейца» тамъ можетъ быть «несимпатично»?.. Тамъ остались отцы, матери, жены и братья этихъ самыхъ «бѣлыхъ», тамъ и сейчасъ подъ знаменемъ «бѣлаго» креста идетъ борьба съ краснымъ дьяволомъ. Если тамъ открыто къ «бѣлымъ» не проявляютъ симпатіи, такъ этого никогда не позволятъ эти-же самые красные командиры. За это — «высшая мѣра наказанія» — разстрѣлъ!.. Но, что тамъ за «бѣлыхъ» молятся, «бѣлогвардейцевъ» ждутъ — это просто естественно, ибо иначе — кто-же спасетъ-то отъ красныхъ?.. Вѣдь и самъ красный командиръ, и притомъ подчеркнуто пишетъ: — ...«но это не значитъ, что это движеніе не можетъ возникнуть въ другихъ, новыхъ формахъ»... Въ какихъ-же новыхъ?.. Съ другими вождями?.. Но, противъ красныхъ?.. Не съ трехцвѣтнымъ угломъ, но съ бѣлымъ крестомъ?.. Это все одно.

И красный командиръ и Е. В. Саблинъ какъ бы внушаютъ читателю, что ни Двуглаваго Орла, ни «Вѣры, Царя и Отечество» совсѣмъ не надо для Россіи и что ихъ никогда не будетъ. Останется — красная тряпка, серпъ и молотъ, да «пролетаріи всѣхъ странъ соединяйтесь» и, «свобода, равенство и братство». Это вѣдь тоже своего рода «предрѣшеніе» будущаго Россіи, о чемъ настрого запрещено говорить.

«Непредрѣшенчество»... И слово дикое и понятіе, — простите, — никчемное.

Если надо пройти въ кратчайшее время черезъ громадный и густой лѣсъ, гдѣ все заросло и стало непроходимо, гдѣ нѣтъ никакихъ дорогъ — кто поступитъ правильнѣе, тотъ-ли, кто скажетъ: — «я войду въ лѣсъ, да осмотрюсь, да поищу, нѣтъ-ли какой тропинки, да нельзя-ли какъ-нибудь обойтись безъ рубки, авось куда-либо и такъ выйду», или тотъ, кто заранѣе намѣтитъ направленіе, подготовитъ матеріалъ, провѣситъ путь вѣхами и смѣло пойдетъ прорубать свой прямой, ему извѣстный путь?

Для всякаго народа, — а для народа русскаго, включая въ это понятіе всѣхъ обитателей Европейской и Азіатской Россіи — очень вѣрна поговорка: — «кто раньше всталъ, да палку взялъ, тотъ и капралъ». Къ власти приходятъ тѣ, кто знаетъ, чего онъ хочетъ и какъ желаемаго достигнуть. Когда /с. 5/ Государь Императоръ отрекся отъ Престола, Временное Правительство — Родзянки, кн. Львова, Милюкова и Керенскаго не знало, чего оно хочетъ. Оно металось отъ Великаго Князя Михаила Александровича до совѣта солдатскихъ и рабочихъ депутатовъ, оно шло «отъ Константинополя и проливовъ» (Милюковъ) къ «войнѣ до побѣднаго конца и мира безъ аннексій и контрибуцій» (Керенскій) и ни къ чему не пришло. Въ восемь мѣсяцевъ оно безславно сгорѣло и разсѣялось, оставивъ о себѣ печальную память. Купленный нѣмцами Ленинъ зналъ, чего отъ него хотѣли: — похабнаго мира черезъ головы генераловъ и уничтоженія Россіи при помощи столь пріятнаго пролетаріату лозунга: — «грабь награбленное». Ленинъ заказъ исполнилъ — и похабный миръ заключилъ и Россію разрушилъ.

Монархистамъ обыкновенно говорятъ — у васъ нѣтъ монарха. Что монарха нѣтъ — это вполнѣ понятно. Мы не знаемъ, когда монархъ понадобится Россіи, какой это будетъ моментъ и какъ онъ можетъ въ ней появиться, потому мы и не можемъ предрѣшить, кто будетъ монархомъ. Важна не личность, но идея, чего «хоть убейте», понять не можетъ красный командиръ и что такъ просто. Если монархъ придетъ на иностранныхъ штыкахъ — это будетъ одно лицо, если монарха выдвинетъ и выберетъ самъ народъ — это будетъ другое лицо, если монархъ самъ явится въ народѣ (Бонапартизмъ) — это будетъ третье лицо.

Но вотъ, какъ это въ Россіи, и ранѣе-то бывшей на весьма невысокомъ культурномъ уровнѣ народныхъ массъ, а нынѣ и вовсе одичавшей, оголодавшей и растерявшейся, будетъ «демократическая республика», когда и въ такихъ странахъ, какъ Германія и Франція, гдѣ народъ сытъ и образованъ, гдѣ тысячи свободныхъ газетъ и очень развита политическая жизнь и политическое мышленіе массъ — парламенты идутъ къ полному вырожденію, какъ это будетъ въ Россіи, я тоже никакъ не могу понять. Совѣтская республика Ленина и Сталина держались гипнозомъ «воли народа», обманомъ, небывалой еще ложью и, главное, силою штыковъ, созданной красными командирами Р.К.К.А. Чѣмъ-же будетъ держаться при анархичности Русскаго народа президентъ въ свободной республикѣ? Не знаменовала-бы такая республика — распаденіе Россіи на множество мелкихъ отдѣльныхъ республикъ (Московія, Украина, «Казакія», Грузія, Туркестанъ, Сибирь, Дальній Востокъ и пр. и т. п.), сначала живущихъ въ мирѣ а потомъ грызущихся между собою, враждующихъ? Не знаменовало бы это — возвращеніе Россіи къ временамъ удѣльно-вѣчевымъ и даже худшимъ. Такая демократическая Россійская республика, — вѣрнѣе — такія Россійскія демократическія республики желательны и выгодны только иностранцамъ, мечтающимъ объ уничтоженіи Россіи, какъ большого Европейскаго государства.

Красный командиръ увѣряетъ насъ, что «за много уже лѣтъ въ народѣ укрѣпилось твердое понятіе, что Россія является республикой» — если 16 лѣтъ въ жизни краснаго командира много, то въ жизни народа это — день одинъ. Меньше: — часъ!

Двѣсти лѣтъ владѣли Русью татары. А что осталось? Русь осталась, какъ была. Это она впитала въ себя татаръ. Такъ неужели 16-20 лѣтъ, что коммунисты будутъ терзать Россію, уничтожатъ тысячелѣтій бытъ, вѣру и славное трехсотлѣтнее правленіе Романовыхъ?

Россія — конгломератъ десятковъ народностей, расъ, обычаевъ, вѣроисповѣданій и навыковъ. Изъ нихъ половина — азіаты. Царя они признаютъ, а президента?.. Не будутъ-ли вѣчные — басмачи, хунхузы, «войной взволнованный Кавказъ»?

Кто любитъ Россію, кто вѣритъ въ нее, кто хочетъ ее — тотъ не прельстится прельщающими республикой, но пойдетъ въ Россію съ твердымъ исповѣданіемъ: — семья, церковный приходъ, своя земля въ широкомъ смыслѣ этого слова и какъ единеніе земляковъ — землячество — и великая ИМПЕРАТОРСКАЯ Россія съ Царемъ, вѣнчаннымъ въ торжественномъ чинѣ въ Москвѣ, тѣмъ «Бѣлымъ Царемъ», кому вѣрили, кого обожали всѣ народы отъ Владивостока до Калиша и отъ Торнео до Батума.

Это не оглядываніе назадъ, не предвзятая идея, не уходъ въ прошлое, какъ пишетъ Е. В. Саблинъ, но смѣлый орлиный взглядъ далеко впередъ, — потому что, возможно, до этого придется пройти какой-то ужасный и вѣроятно очень кровавый путь анархіи и... демократизма...

П. Красновъ.       

Источникъ: Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? // «Часовой» («La Sentinelle»). Органъ связи русскаго воинства за рубежемъ. № 99. — 1-го Марта 1933 г. — Paris, 1933. — С. 3-5.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.