Церковный календарь
Новости


2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. Наказъ Собору (1939)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Правила о составѣ Собора (1939)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 26-я (1937)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Литература Русскаго Зарубежья

А. И. Купринъ († 1938 г.)

Купринъ Александръ Ивановичъ (1870-1938), извѣстный русскій писатель. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. въ г. Наровчатъ Пензенской губ. Происходилъ изъ небогатой дворянской семьи. Окончилъ Александровское военное училище въ Москвѣ. Въ 1890-1894 гг. служилъ въ полку, расположенномъ въ Подольской губ. Какъ писатель дебютировалъ еще въ училищѣ. Полностью посвятилъ себя литературѣ послѣ выхода въ отставку. Творчество писателя было порой противорѣчивымъ и отражало настроеніе той эпохи и духъ времени. И если поначалу Купринъ съ симпатіей относился къ «борцамъ за народную свободу», выставлялъ Императ. Армію въ черномъ цвѣтѣ и былъ знакомъ съ дѣятелями «прогрессивнаго» лагеря Горькимъ и Короленко, то со временемъ, самъ испытавъ на себѣ всѣ «завоеванія революціи», обратился къ иной стезѣ — освобожденный отъ военной службы по состоянію здоровья 50-лѣтній Купринъ пошелъ въ Бѣлую армію ген. Юденича добровольцемъ... Въ годы эмиграціи Купринъ пишетъ три большія повѣсти, много разсказовъ, статей и эссе. Какъ пост. сотрудникъ русскихъ газетъ г. Парижа онъ опубликовалъ многіе десятки статей, разоблачающихъ большевицкую идеологію, торжество которой, по его словамъ, означало превращеніе Россіи въ «трехдневнаго Лазаря»: на родинѣ теперь лишь «мертвые, опустошенные глаза и безкровныя уста, запечатанныя тайной вѣчной». Разгромъ русской культуры, надругательство надъ Церковью, непростительный конформизмъ тѣхъ интеллигентовъ, кто выступилъ пособникомъ новой власти — постоянныя темы выступленій Куприна въ эмигрантской печати, продолжавшихся до сер. 1930-хъ годовъ, того времени, когда писатель тяжело заболѣлъ. Въ 1937 г. состояніе его здоровья рѣзко ухудшилось (къ раку добавился глубокій склерозъ). Въ парижскую квартиру Куприныхъ сразу зачастили представители сов. посольства и новоявленные «почитатели таланта» — тайные агенты НКВД. Энергично «работалъ» съ Купринымъ театр. художникъ и иллюстраторъ книгъ И. Билибинъ. Полпредъ СССР во Франціи В. Потемкинъ лично руководилъ «операціей» на мѣстѣ и рисовалъ Куприну «потемкинскія деревни» совѣтскаго рая... Скончался Купринъ спустя всего годъ послѣ своего «возвращенія» — 12 (25) августа 1938 г. Могила на «Литераторскихъ мосткахъ» Волковскаго правосл. кладбища, да нѣсколько меморіальныхъ табличекъ по городу — вотъ и все, что напоминаетъ о немъ въ Петербургѣ сегодня.

Сочиненія А. И. Куприна

А. И. Купринъ († 1938 г.)
О РОМАНѢ П. Н. КРАСНОВА «ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА КЪ КРАСНОМУ ЗНАМЕНИ».
(Газета «Общее Дѣло». №297. – 9 мая 1921. Paris).

«Общее Дело» («La Cause Commune»). Ежедневная газета. №297. Понедельник, 9 мая 1921. Парижъ, 1921

П. Н. Красновъ. Отъ Двуглаваго Орла къ красному знамени. 1894-1921. Романъ въ восьми частяхъ. Томъ I. Первая и вторая часть. Берлинъ, изд. О. Л. Дьяковой, 1921 г.

Двѣ части заняли 550 страницъ, правда, не очень убористаго шрифта; изъ этого можно заключить, что весь романъ выйдетъ размѣромъ мало-мало меньше «Войны и мира» —задача огромная. Начавшись съ холостого кутежа у офицера гвардейской кавалеріи, въ первые годы царствованія Николая II, романъ нынѣ дотянулся до дня объявленія войны съ Германіей. Безъ сомнѣнія, дальше развернутся въ немъ: война, революція, большевистское засилье, первыя попытки борьбы съ нимъ и, можетъ быть, картины изъ эпохи добровольческихъ войнъ.

У П. Н. Краснова есть о чемъ сказать. Видѣлъ и испыталъ онъ за эти времена такъ много страшнаго и величественнаго, уродливаго и прекраснаго, что хватило бы на десятокъ среднихъ, заурядныхъ жизней. И надо признать, судя по первому тому, что все, близко знакомое автору, лично имъ наблюденное и пережитое, онъ умѣетъ передавать ярко и выпукло, съ настоящимъ мастерствомъ, съ особенно широкимъ подъемомъ въ массовыхъ сценахъ, съ благороднымъ пафосомъ. Это все плюсы; о нихъ подъ конецъ, для загладки. Начнемъ съ минусовъ произведенія.

Мѣстами оно написано, какъ выражался Чеховъ, «по старинкѣ», въ формахъ и тонахъ, давно забытыхъ нынѣшней русской литературой, которая, порою въ ущербъ вѣскости глубины и содержательности разсказа, дошла, съ легкой руки того-же Чехова, до замѣчательной кропотливой выразительности въ техникѣ.

Странное впечатлѣніе архаизма производитъ прологъ къ роману («Вмѣсто предисловія»). Молодой солдатъ узнаетъ въ ѣдущемъ въ товарномъ вагонѣ (зимою 1918 года) сѣдоусомъ баринѣ извѣстнаго генерала Саблина и выдаетъ его толпѣ красноармейцевъ. Солдатъ этотъ, между прочимъ, чрезвычайно похожъ лицомъ на самого генерала, тѣ же черты, та же породистость. Впослѣдствіи, въ романѣ, мы увидимъ, что у Саблина, дѣйствительно, есть сынъ, дитя незаконной мимолетной любви. Но прологъ кончается обрывисто. Генералъ бросился въ толпу съ револьверомъ въ рукахъ... Далѣе строка многоточія, затѣмъ авторъ предлагаетъ отвернуть нѣсколько листовъ пережитаго прошлаго и разобраться въ причинахъ: почему одна часть русской арміи стала въ такое непримиримое отношеніе къ другой. Словомъ, прологъ въ духѣ романовъ XIX столѣтія.

Не задался П. Н. Краснову соціалистъ Коржиковъ —очевидно, нынѣшніе соціалисты остались внѣ поля зрѣнія автора; трафаретны оба начальные любовные эпизоды его героя. Не такъ остро, какъ можно было бы это сдѣлать, описанъ юный кружокъ либеральной генеральши Мартовой (сколько такихъ кружковъ мы видѣли въ свое время). Мысли молодого Саблина о судьбѣ Россіи не отличаются ни глубиной, ни оригинальностью: честолюбивый и умный Витте врядъ ли когда-нибудь находился подъ вліяніемъ западныхъ масоновъ, и евреи въ своей средней массѣ вовсе не радовались объявленію войны, а наоборотъ, ужасались за участь своихъ призывныхъ юношей, изъ которыхъ многіе полегли съ честью на полѣ брани; могла радоваться лишь небольшая часть интернаціональныхъ дѣльцовъ, которые разсчитывали нажиться на поставкахъ, спекуляціяхъ и валютѣ и, дѣйствительно, нажились, какъ мы это видимъ...

Словомъ, «миръ» выходитъ пока у П. Н. Краснова слабѣе «войны». Но въ военныхъ сценахъ онъ проявляетъ себя настоящимъ художникомъ, находитъ подобающія краски, обнаруживая и правдивость, и силу, и выразительность языка. Очень хорошо написаны: высочайшій парадъ въ Красномъ Селѣ, караулъ въ Зимнемъ Дворцѣ, вечерняя заря съ церемоніей, казачья джигитовка, маневры, большой балъ во дворцѣ... Пусть строгій читатель, вѣрный хранитель завѣтовъ и завоеваній революціи, не особенно сурово судитъ корнета Саблина за тѣ чувства восторга, умиленія и преданности, которыя его охватываютъ при появленіи государя на великолѣпномъ смотру. Тѣ же чувства въ свое время испытали и чудесно передали ихъ и непреклонный Толстой, и кристально-чистый Гаршинъ. Ладно, уже то, что П. Н. Красновъ написалъ послѣ нихъ свои собственныя слова, и когда читаешь ихъ, то поневолѣ думаешь: какая громадная силища и какая прочная спайка была въ этой русской арміи до тѣхъ поръ, пока званіе разлагателя и дезертира не сдѣлались почетными, и пока не были перебиты на войнѣ, въ чрезвычайкахъ и въ гражданской междоусобицѣ почти всѣ кадровые офицеры, эти милые Степочки Пики, корнеты Саблины, Ротбеки и другіе...

Очень цѣнно и рѣдко то, что своего героя, Саблина, за которымъ мы будемъ слѣдить еще на продолженіи трехъ толстыхъ томовъ и въ сознаніи котораго преломляются всѣ перипетіи романа, авторъ сумѣлъ, въ противность почти всѣмъ русскимъ романистамъ, сдѣлать живымъ лицомъ, съ настоящей кровью и со своими человѣческими недостатками. Когда солдатъ Любавинъ (онъ же соціалистъ-разлагатель), братъ обольщенной Саблинымъ дѣвушки, пришелъ къ нему ночью, обругалъ непотребными словами, выстрѣлилъ въ него и промахнулся, а потомъ убѣжалъ отъ офицера и даже совсѣмъ изъ полка въ гущу революціи, Саблинъ терзается, но молчитъ; считаетъ себя и мундиръ опозоренными, но не стрѣляется и изъ полка не выходитъ; отъ знакомства со своей любовницей отказывается, и очень радъ, когда офицеры покрываютъ подозрительныя пятна на его репутаціи согласнымъ молчаніемъ.

Съ обѣими своими любовницами онъ разстается весьма легко и эгоистично, хотя обѣ привязались къ нему всей душой. Но одна изъ нихъ — кокотка, другая, дочь простого рабочаго —курсистка и соціалистка (для которой онъ — «мой принцъ»), и обѣ, конечно, не партія блестящему гвардейскому офицеру. Тѣмъ болѣе, для него уже сама собою строится въ знакомыхъ кругахъ выгодная во всѣхъ смыслахъ женитьба на свѣтской, богатой и красивой дѣвушкѣ изъ стараго курляндскаго рода (обрисованной въ романѣ очень ясно и жизненно).

И Саблинъ поразительно быстро дѣлаетъ отличную карьеру. Передъ германской войной онъ уже полковникъ и флигель-адъютантъ, дежурящій при государѣ.

Въ мягкихъ и правдивыхъ тонахъ показывается въ романѣ покойный императоръ —добрый, слабовольный, безпомощный и всегда жутко одинокій, знающій грустную цѣну придворнымъ искательствамъ, видящій вокругъ себя сѣти интригъ, лжи, взаимнаго подсиживанія и не умѣющій отъ нихъ освободиться. Какой печальной ироніей звучитъ въ разговорѣ съ Саблинымъ его намекъ на сцену Гамлета съ Розенкранцемъ («это облако похоже на верблюда»), намекъ, кстати сказать, беззлобно направленный отчасти по адресу самого Саблина.

Саблинъ пламенно любитъ родину и беззавѣтно преданъ государю, и гордится честью служить въ рядахъ русской арміи. Но уже «не все благополучно въ нашемъ королевствѣ...». Отъ его незауряднаго взора не укрываются трещины въ громадномъ зданіи. Ходынка, несчастная японская война (на нее Саблинъ не попалъ; вызвался было охотникомъ, но жена не позволила; ходатайствовала тайно передъ императрицей о другомъ назначеніи), халатность въ управленіи государствомъ и арміей, революція 1905 года —все это на глазахъ Саблина расшатываетъ старые устои великой страны.

Здѣсь П. Н. Красновъ говоритъ много прямой и жесткой правды, за что, надо сказать, его романъ уже успѣлъ вызвать негодованіе въ нѣкоторыхъ сферахъ. Нельзя обличать даже и заднимъ числомъ неприглядныя язвы.

На мгновеніе въ послѣднихъ страницахъ тома мелькаетъ чудовищная фигура Распутина. Грозовая атмосфера сгустилась въ русскомъ обществѣ, въ арміи и при дворѣ. Но вотъ объявленіе войны съ Германіей и могучій подъемъ народнаго чувства...

«Часъ расплаты насталъ. Все получило смыслъ и значеніе».

Здѣсь и конецъ I-го тома, который, несмотря на нѣкоторые недочеты, читается съ самымъ живымъ интересомъ.

Источникъ: Библіографія. // «Общее Дѣло» («La Cause Commune»). Ежедневная газета. — №297. – Понедѣльникъ, 9 мая 1921. — Парижъ, 1921. — С. 2.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.