Церковный календарь
Новости


2017-07-25 / russportal
"Добротолюбіе". Объясненіе нѣкоторыхъ изреченій св. Антонія Великаго (1963)
2017-07-25 / russportal
"Добротолюбіе". Изреченія св. Антонія Великаго и сказанія о немъ (1963)
2017-07-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово при открытіи общества "Правосл. Дѣло" (1994)
2017-07-24 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматика о. Архимандрита Іустина (Поповича) (1964)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (48-е), увѣщаніе къ мученичеству (1879)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (47-е), противъ еретиковъ (1879)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 28-е (1882)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 27-е (1882)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Литература Русскаго Зарубежья

И. С. Шмелевъ († 1950 г.)

Иванъ Сергѣевичъ Шмелевъ (1873-1950) выдающійся русскій писатель и публицистъ. Родился 21 сентября 1873 г. въ Москвѣ, въ Замоскворѣчьѣ, въ семьѣ подрядчика, сохранившей традиціи патріархальнаго уклада и православнаго благочестія. Стремленіе къ литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обученія въ московской гимназіи. Въ 1898 г. окончилъ юридическій факультетъ Московскаго университета, служилъ помощникомъ присяжнаго повѣреннаго въ Москвѣ, чиновникомъ для особыхъ порученій во Владимірѣ. Въ 1907 г. вышелъ въ отставку, посвятилъ себя литературной дѣятельности. Послѣ того, какъ въ 1920 г. въ Крыму большевиками былъ разстрѣлянъ его сынъ, русскій офицеръ, писатель въ 1922 г. эмигрировалъ. Въ изгнаніи долгое время работалъ въ газетѣ «Русская мысль». Апологія Бѣлаго движенія — одна изъ сквозныхъ тѣмъ зарубежной публицистики Шмелева. Въ Бѣломъ движеніи Шмелевъ видѣлъ жертвенный вызовъ нравственно чистыхъ людей завѣдомо превосходящимъ силамъ безнравственнаго (и даже сатанински одухотвореннаго) противника. Другъ другу противостояли, по его опредѣленію, «горсточка добровольцевъ» и «всемогущее, на человѣческую мѣрку, Зло, овладѣвшее Россіей, всѣми силами и богатствами ея». Отвѣчая на анкету «Русскіе писатели и политическіе дѣятели о 10-лѣтіи Октябрьскаго переворота», Шмелевъ рѣшительно отвергаетъ допустимость устроенія родины (послѣ паденія власти коммунистовъ) на какой-либо смѣси «бѣлыхъ» и совѣтскихъ позицій: «Ни о соціализмѣ, ни о "совѣтчинѣ" не можетъ быть и рѣчи. Когда большевизмъ падетъ, соціализмъ и "совѣтчина" останутся ненавистнѣйшими изъ всѣхъ политическихъ системъ»... Послѣ кончины супруги въ 1936 г. Шмелевъ посѣтилъ Псково-Печерскій монастырь (въ Эстоніи), дважды (въ 1937 и 1938) посѣщалъ обитель прп. Іова Почаевскаго въ Чехословакіи, а послѣ войны планировалъ побывать въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (США). Скончался Иванъ Сергѣевичъ 11/24 іюня 1950 г. во время посѣщенія русской обители Покрова Божіей Матери (140 км. отъ Парижа). Былъ похороненъ на парижскомъ кладбищѣ Сенъ-Женевьевъ-де-Буа. Въ маѣ 2001 г. останки Шмелева и его супруги были торжественно перезахоронены въ некрополѣ Донского монастыря въ Москвѣ.

Сочиненія И. С. Шмелева

И. С. Шмелевъ († 1950 г.)
ПОДВИЖНИКИ.

Минувшимъ лѣтомъ, я посѣтилъ на Карпатской Руси православную русскую обитель «Братство пр. Іова Почаевскаго». Три недѣли прожилъ я тамъ и видѣлъ неустанно творимый подвигъ. Этотъ подвигъ — наше родное дѣло. Не разъ я думалъ, подъ перезвоны колоколовъ, подъ стуки печатнаго станка, — иноки тамъ печатаютъ Слово Божіе, — сколько отчаявшихся самовольно собой распорядились, не выдержали жизни, ушли. Если бы знали, во имя чего трудятся, чѣмъ здѣсь живутъ... — многіе, можетъ быть, нашли бы опору и вѣру въ жизнь.

Тринадцать лѣтъ тому здѣсь было пустое поле. Неотпавшіе въ унію карпатороссы не имѣли ни церкви, ни пастыря. И вотъ, пришелъ православный подвижникъ-инокъ, какъ въ давнее время на Руси, и голое мѣсто просвѣтилось: воздвигся прекрасный храмъ, зазвонили колокола въ пустынѣ, выросли корпуса и службы, зацвѣли яблони, загудѣла пчела на пасѣкѣ, и возстала изъ праха вновь печатня пр. Іова Почаевскаго, основанная Святымъ въ Почаевѣ въ 1618 г., разбитая большевиками и петлюровцами въ 1918. Вотъ что творится вѣрой единомысленныхъ, сильныхъ духомъ.

Кто они, сильные? Всѣ — искавшіе вѣрнаго пути, Господней Правды. Многіе изъ нихъ прошли сквозь огонь войны. И вотъ, вышли въ пустое поле, «сѣятели пустынные», приняли послушаніе и обновились духомъ. Возгорѣлись высокимъ рвеніемъ, крѣпкой вѣрой, что жизнь можетъ обновиться только Христовымъ Словомъ, черезъ Церковь; что только Она, Святая, согрѣваетъ въ хододномъ мірѣ и накрѣпко вяжетъ съ родиной. Эта вѣра даетъ имъ силы. Крѣпнущая книгопечатня разсылаетъ по всему зарубежью русскому богослужебныя книги — «Великій Сборникъ» — и книги духовно-нравственныя, содѣйствуя духовному возрожденію, проповѣдуя Православіе по всей округѣ. Вотъ уже десять лѣтъ идетъ отсюда въ широкій міръ православная русская газета — «Православная Русь», захватывающая годъ отъ году все больше православныхъ читателей, привлекающая въ сотрудники богослововъ, писателей, и, просто, вѣрующихъ людей, одаренныхъ опытомъ. Много въ зарубежьи безразличныхъ къ духовному, блуждающихъ, потерявшихъ душу. Въ смутное наше время, безъ родины, Святое Слово — единственный свѣтъ во тьмѣ, — крѣпко вѣрятъ подвижники, опаленные страшной жизнью. Эту вѣру дала имъ жизнь.

О каждомъ изъ нихъ можно бы написать исторію духовнаго возрожденія. Это избранные: изъ сотенъ прошедшихъ черезъ обитель отсѣялись десятки. Въ рясахъ, подъ клобуками, не отличить офицера гвардіи отъ отъ калужскаго мужика, отъ казака-кубанца. Всѣ — русскіе иноки-подвижники.

Трудъ и молитва — вся жизнь обители. Цѣли ея высоки. Стойко одолѣвая трудности, неустанно творятъ свой подвигъ. Полуголодные, воздвигали они свой храмъ, поднимали колокола, мяли глину на кирпичи и поставили типографію, гдѣ съ зари до зари печатаютъ Слово Жизни. На храмѣ висятъ долги. Если бы почестнѣе были люди, обитель встала бы прочно на ноги: сто тысячъ франковъ должны ей книготорговцы за проданныя книги — и не платятъ: у кого отняли?! или забыли, что это святотатство?

Не разъ я слышалъ отъ духовныхъ ея водителей тѣ слова, какія они послѣ напечатали въ «Православномъ Русскомъ Календарѣ на 1938 годъ»:

«Мы просимъ православныхъ русскихъ людей: 1) Кто можетъ посвятить себя на самоотверженное служеніе Церкви — грядите къ намъ, вкусите сладкую трудность общежительнаго житія. 2) Кому невозможно это — и дома можетъ помочь намъ, принявъ на себя трудъ распространенія книгъ духовныхъ и газеты. 3) Кто имѣетъ средства — удѣлите, поучаствуйте въ строительствѣ Церкви-Матери, — это наше родное дѣло. Напишите намъ, и мы укажемъ, чѣмъ вы можете намъ помочь. 4) Подписывайтесь на газету нашу «Православную Русь» и на журналъ для дѣтей — «Дѣтство во Христѣ».

Такъ взываетъ къ православнымъ Братство пр. Іова Почаевскаго. Адресъ его: Archimandrite Serafim, p. Ladomirova u V. Svidnika, Tchécoslovaquie.

Насколько тѣсно обители въ матеріальныхъ средствахъ, вотъ наглядный примѣръ: не на что купить лошадь для трудового обихода. Глухой осенью, въ непролазной грязи, — глина карпатская! — и зимой, въ глубокомъ снѣгу, въ метели, вѣрный святому долгу, идетъ іеромонахъ верстъ за десять и больше по селеньямъ, несетъ св. Дары напутствовать умирающихъ, лѣкарство больнымъ и утѣшеніе Христовымъ Словомъ. Не на что завести лошадку! Больно слышать. Я видѣлъ истомленные глаза, и въ нихъ — спокойствіе исполняемаго служенія. Слышалъ: «ничего, какъ-нибудь переможемъ, погодимъ съ лошадкой, есть и понеотложнѣе». Мѣсили грязь окоповъ и боевыхъ полей, мяли мокрую глину на кирпичи собора, — и продолжаютъ, подвижники. Русскіе люди, слышите? Не уснетъ тревожная русская душа, услышитъ, отзовется.

На-дняхъ я прочелъ въ «Возрожденіи», что съ Карпатской Руси, изъ обители пр. Іова Почаевскаго, прибыли мощи св. великомученика и цѣлителя Пантелеймона и, по благословенію архипастырей, посѣтятъ православные приходы. Мощи пока пребываютъ на югѣ Франціи, — Moine Job, chez Prince Engalitcheff, Jardin Cynthia, Golf-Juan, A. M., а въ январѣ прибудутъ въ Парижъ. Сопровождаетъ ихъ монахъ Іовъ.

Я его хорошо узналъ. Ходили мы съ нимъ по карпатскимъ лѣсамъ, до польскаго рубежа, по недавнимъ боямъ знакомаго. Легко и свѣтло мнѣ было общаться съ нимъ. Совсѣмъ еще недавно — кавалеристъ, офицеръ лейбъ-гвардіи, одного изъ славныхъ полковъ россійскихъ, стариннаго, культурнѣйшаго рода и высшаго воспитанія, нынѣ — монахъ Іовъ, принялъ онъ послушаніе обители: обойти русское Зарубежье и повѣдать православнымъ людямъ о подвижнической обители на Карпатахъ. Св. Цѣлитель предстательствуетъ за нее. Русскіе люди не откажутъ Предстателю. И это имъ будетъ въ радость.

Ив. Шмелевъ.       

Декабрь, 1937. Парижъ.

Источникъ: Ив. Шмелевъ. Подвижники.// «Возрожденіе» («La Renaissance»). Ежедневная газета. № 4109. — Пятница, 10 декабря 1937. — Paris, 1937. — С. 7.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.