Церковный календарь
Новости


2017-07-25 / russportal
"Добротолюбіе". Объясненіе нѣкоторыхъ изреченій св. Антонія Великаго (1963)
2017-07-25 / russportal
"Добротолюбіе". Изреченія св. Антонія Великаго и сказанія о немъ (1963)
2017-07-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово при открытіи общества "Правосл. Дѣло" (1994)
2017-07-24 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматика о. Архимандрита Іустина (Поповича) (1964)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (48-е), увѣщаніе къ мученичеству (1879)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (47-е), противъ еретиковъ (1879)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 28-е (1882)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 27-е (1882)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

МОНАРХИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Оклеветанный Императоръ.

Въ 1951 году, 11 марта, исполнилось 150 лѣтъ со дня мученической кончины злодѣйски убіеннаго Императора Павла Петровича.

«Рѣка временъ въ своемъ теченьи,
Уноситъ всѣ дѣла людей
И топитъ въ пропасти забвенья
Народы, царства и царей...»

Эти стихи Державина не совсѣмъ точно можно приложить къ убіенному Императору Павлу Петровичу. Мало имѣется монарховъ, такъ безпощадно оклеветанныхъ, какъ несчастный Императоръ Павелъ I-ый. Въ прошлое онъ ушелъ незабвеннымъ, но оклеветаннымъ.

Въ наши дни, когда мало имѣется людей, имѣющихъ независимость сужденія и трезвость мысли, полезно сдѣлать безпристрастный очеркъ личности и дѣятельности безвременно погибшаго монарха.

Императоръ Павелъ Петровичъ взошелъ на престолъ 42 лѣтъ. Говорятъ, что былъ онъ изломаннымъ, нервнымъ и больнымъ человѣкомъ. Справедливо, что была присуща ему нѣкоторая нервность, совершенно естественная при тѣхъ условіяхъ преслѣдованія со стороны матери, въ которыхъ ему приходидось жить. Далеко, однако, это до настоящей душевной болѣзни, обладателемъ которой охотно дѣлаютъ его нѣкоторые историки.

Разногласія между матерью и сыномъ не ограничивались тѣмъ, что Павелъ считалъ ее виновницей смерти отца, но также не одобрялъ онъ ея образа жизни, дѣятельности и окруженія. Пропасть между ними была значительна и имѣла подъ собой идеологическія основанія.

Императоръ Павелъ I-ый сознавалъ опасность, грозящую Европѣ отъ революціонной Франціи. Въ этомъ отношеніи проявлялъ онъ большую дальновидность и ясность ума, всецѣло опровергающія легенду о его сумасшествіи. Спасти Россію, и даже Европу, отъ проникновенія революціонной заразы, стать спасителемъ троновъ и оскверненныхъ алтарей, поставилъ себѣ Павелъ Первый задачей. Для него борьба съ французской революціей была дѣломъ религіознымъ. Онъ хотѣлъ вести борьбу за вѣру христіанскую и установленное Богомъ монархическое начало.

Императоръ Павелъ I-ый, по выраженію одного современника, «былъ рыцаремъ временъ прошедшихъ. Онъ научилъ насъ и народъ, что различіе сословій — ничтожно». Обладая нравственной и духовной чистотой, онъ былъ добродѣтеленъ, ненавидѣлъ распущенную жизнь и глубоко былъ привязанъ къ своей прелестной супругѣ.

Для своего времени онъ былъ прекрасно образованъ, зная въ совершенствѣ четыре языка, имѣлъ познанія въ математикѣ и исторіи и обладалъ литературной начитанностью. Княгиня Ливенъ въ своихъ запискахъ говоритъ, что былъ онъ надѣленъ граціей, «обладалъ прекрасными манерами и былъ очень вѣжливъ съ женщинами; все это запечатлѣвало его особу изяществомъ и легко обличало въ немъ дворянина и великаго князя».

Всѣмъ извѣстно, что Императоръ Павелъ Петровичъ былъ поклонникомъ Фридриха Великаго и его военной системы. Однако былъ онъ свободенъ отъ духовнаго вліянія этого монарха-безбожника. Самъ Павелъ Петровичъ былъ глубоко религіознымъ человѣкомъ и православнымъ до глубины души. Неправду онъ не терпѣлъ и безпощадно преслѣдовалъ также лихоимство и взяточничество. По натурѣ же былъ великодушенъ и зачастую отмѣнялъ наложенныя взысканія, если они ему казались жестокими.

Императоръ Павелъ Петровичъ короновался въ Москвѣ, 5 апрѣля 1797 года, въ день Свѣтлаго Христова Воскресенія. Въ этотъ день были опубликованы акты чрезвычайной важности. Первый былъ законъ о престолонаслѣдіи, который Императоръ лично огласилъ въ Соборѣ, а за нимъ слѣдовали установленія о Императорской фамиліи и о Россійскихъ орденахъ.

Въ тотъ же день былъ обнародованъ знаменитый указъ, дававшій милости крестьянскому сословію и запрещавшій барщину по воскресеньямъ. И въ дальнѣйшемъ крестьяне не были забыты Императоромъ и имъ были уменьшены натуральныя повинности, бывшія до сей поры тяжелыми.

Впервые въ исторіи Россійской Имперіи, въ царствованіе Императора Павла Петровича крестьянское сословіе было приведено къ присягѣ. Было создано особое крестьянское управленіе; для казенныхъ крестьянъ были установлены надѣлы; и всѣмъ крестьянамъ было дано право аппеляціи на рѣшенія судебныхъ мѣстъ.

Наконецъ, было издано распоряженіе, запрещающее продажу съ публичнаго торга дворовыхъ людей и крестьянъ безъ земли, а губернаторамъ было предписано наблюдать за тѣмъ, чтобы помѣщики не злоупотребляли своей властью.

Но заботы Императора Павла Петровича не ограничились однимъ крестьянскимъ сословіемъ. Положеніе духовенства было улучшено. Были отпущены спеціальныя суммы на духовное образованіе и были учреждены въ Санктъ-Петербургѣ и Казани духовныя академіи.

Особенно важныя мѣры были приняты въ отношеніи вѣротерпимости. Раскольники получили право имѣть своихъ священниковъ и церкви. Эти права старообрядцевъ послѣ смерти Императора Павла Петровича были отъ нихъ отняты, и лишь въ царствованіе Императора Николая II они ихъ снова получили.

Императоръ Павелъ Петровичъ, будучи въ полномъ смыслѣ этого слова православнымъ государемъ, считалъ, что «верховная власть ввѣряется Императору для единаго блага подданныхъ». Отъ своей бабки Императрицы Елисаветы воспринялъ Павелъ любовь ко всему русскому и русскому народу.

Наслѣдство, принятое Императоромъ Павломъ отъ своей матери, было тяжелымъ. Государственное хозяйство было въ запущенномъ состояніи. Наличный составъ арміи не соотвѣтствовалъ спискамъ. Рекруты зачастую попадали не въ армію, а въ крепостные военныхъ, большихъ и малыхъ начальниковъ. Офицеры излишествовали, носили дорогія шубы, украшенія и даже муфты. Дисциплина отсутствовала. Гражданская администрація не отставала отъ военной въ хищеніяхъ и злоупотребленіяхъ.

Необходимы были строгія мѣры и онѣ были приняты новымъ Императоромъ. Для арміи были выработаны уставы, которыхъ раньше вообще не было, и была введена дисциплина. Послѣ распущенности екатерининскихъ временъ, дисциплина эта многимъ показалась суровой, но по сути дѣла таковой не была. Армія стала заниматься технической и строевой подготовкой.

Такъ какъ офицерскій составъ состоялъ исключительно изъ дворянъ, то мѣры къ поднятію военной дисциплины были истолкованы, какъ ударъ по привиллегіямъ дворянства. Это вызвало бѣгство дворянскихъ дѣтей изъ арміи и стремленіе устроиться на гражданской службѣ. Противъ уклоненія дворянства отъ военной службы были приняты суровыя мѣры.

За короткое время русская армія, при Императорѣ Павлѣ Петровичѣ, достигла высокаго военнаго развитія и стала той, которая, подъ командой федьдмаршала Суворова, покрыла русское оружіе легендарной славой.

Въ области гражданскаго управленія были произведены преобразованія, подобныя тѣмъ, которыя были сдѣланы въ области военной. Гражданское управленіе было преобразовано, количество губерній сокращено, составъ чиновниковъ улучшенъ и учреждены спеціальныя школы для молодыхъ дворянъ, съ цѣлью обученія ихъ наукамъ, «способствующимъ искусству въ штатскихъ должностяхъ и приличному достоинству дворянина».

Безъ преувеличенія можно сказать, что правленіе Императора Павла Петровича было толчкомъ Россіи на цѣлыхъ пятьдесятъ лѣтъ впередъ и всѣ мѣропріятія, начатыя имъ, продолжались въ послѣдовавшія царствованія Александра I-го и Николая II-го.

Очень часто, въ дешевыхъ книжкахъ объ Императорѣ Павлѣ Петровичѣ, подвергаются высмѣиванію мѣропріятія его противъ ношенія фраковъ и круглыхъ шляпъ. Однако ничего неразумнаго и непослѣдовательнаго не было въ отрицательномъ отношеніи къ этимъ символамъ «гражданской вольности» и «вольнодумства», проникшимъ въ то время къ намъ съ Запада, въ результатѣ французской революціи.

Внѣшняя политика Императора Павла Петровича была глубоко послѣдовательной и проводима имъ въ согласіи съ супругой Императрицей Маріей Ѳеодоровной. Императоръ Павелъ не стремился къ захватамъ, но его цѣлью была борьба съ идеями французской революціи и поддержаніе легитимнаго принципа въ Европѣ.

Нѣтъ нужды говорить, что для Австріи, Англіи, съ которыми Императоръ Павелъ вступилъ въ союзъ, были чужды его высокіе принципы. Сами эти державы ничего другого не искали въ войнѣ, какъ наживы и обогащенія. Распадъ коалиціи, въ этихъ условіяхъ, былъ неизбѣженъ.

Императоръ поставилъ Суворова во главѣ русскаго корпуса и пожаловалъ его орденомъ Іоанна Іерусалимскаго. «Боже, спаси Царя», — воскликнулъ Суворовъ, падая на колени. «Да спасетъ тебя Богъ для спасенія царей» — отвѣтилъ Императоръ Павелъ Петровичъ.

Въ такихъ выраженіяхъ писалъ Императоръ Павелъ Петровичъ Суворову въ Вѣну: «Мы молимъ Господа Бога нашего, да благословитъ ополченіе Наше, даруя побѣды надъ врагами вѣры христіанской и власти, отъ Всевышняго поставленной, и да пребудутъ воины россійскіе, словомъ, дѣломъ и помышленіемъ, истинными сынами отечества и Намъ вѣрноподданными».

Невозможно въ такихъ краткихъ словахъ болѣе точно и опредѣленно выразить понятіе православнаго воинства, самодержавной власти и долга передъ отечествомъ, какъ это сдѣлалъ благочестивѣйшій Императоръ Павелъ Петровичъ.

За великія дѣла вѣрноподданнаго не было милостей, которыми бы Императоръ Павелъ не осыпалъ Своего полководца. Суворовъ получилъ титулъ князя Италійскаго, чинъ генералиссимуса, право на императорскія почести и памятникъ при жизни.

Извѣстно, что полезная дѣятельность этого императора-реформатора и миротворца была насильственно пресѣчена въ результатѣ заговора, въ которомъ принимали участіе члены тайныхъ обществъ, при помощи Англіи.

11-го марта 1801 года совершилось злодѣяніе, по гнусности и отвратительности, которое превосходитъ лишь то, что было совершено 4-го іюля 1918 года въ Ипатьевскомъ домѣ въ Екатеринбургѣ.

Иллюминаты торжествовали побѣду и на другой день послѣ убійства круглыя шляпы и фраки появились на улицахъ Санктъ-Петербурга. Народъ, говоря словами Пушкина, безмолствовалъ. Августъ Коцебу разсказываетъ, что когда офицеры говорили солдатамъ: «радуйтесь, братцы, тиранъ умеръ» — то они отвѣчали: «для насъ онъ былъ не тиранъ, а отецъ».

Прошло сто пятьдесятъ лѣтъ и сейчасъ отрадно видѣть, что на свѣтъ Божій начинаетъ проглядывать правда объ оклеветанномъ Императорѣ. Спадаютъ лживые покровы и вырисовывается величественный обликъ Императора, мудраго въ правленіи, одушевленнаго самыми лучшими намѣреніями, и который самъ о себѣ сказалъ: «я желаю быть лучше ненавидимымъ за правое дѣло, чѣмъ быть любимымъ за дѣло неправое».

В. Мержеевскій.       

Источникъ: Старый Кирибѣй. Павловскій гобеленъ. — Изданіе Общества Святаго Владиміра въ Санъ Пауло. — São Paulo: Типографія и издательство «Лучъ» В. В. Сапѣлкина, 1955. — С. 1-8.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.