Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Монархическая государственность

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧЪ.
Сборникъ памяти 100-лѣтія со дня рожденія (подъ ред. С. Завалишина). Нью Іоркъ, 1968.

М. М. Спасовскій.
СВѢТЕ ТИХІЙ...

«Пусть приближается низина, пусть грозитъ нежеланное, неудобное, отвратительное или страшное. Мы не должны помышлять о бѣгствѣ или проклинать свою судьбу. Напротивъ, надо думать о томъ, какъ одолѣть бѣду и какъ побѣдить врага» (Проф. И. А. Ильинъ — изъ его книги «Поющее сердце», стр. 131).

Авторъ этихъ строкъ не историкъ. Матеріала для историческаго освѣщенія личности Государя Императора Николая II Александровича нѣтъ подъ рукой, но есть нѣкоторыя мысли, долгими годами выношенныя, о томъ, какъ постепенно, лукаво и хитро накапливающіяся силы зла развязали свой ударъ по Россіи въ 1917 году и какъ первой жертвой этого удара сталъ Императоръ Николай II съ Его Августѣйшей Семьей.

Силамъ зла, готовымъ къ прыжку, эта жертва была нужна какъ сигналъ, во-первыхъ, ихъ побѣды надъ Свѣтомъ правды и милости и, во-вторыхъ, начала ихъ уже открытаго и ликующаго наступленія на міръ въ планѣ его БЕЗ-препятственнаго разложенія духовнаго, государственнаго и культурнаго. Всѣмъ христіанскимъ принципамъ былъ объявленъ смертный приговоръ.

Обликъ Государя Императора исторически трагиченъ не только его личными безмѣрно-мучительными переживаніями, но и моментомъ всерѣшающаго значенія для будущаго народовъ земли. Съ выпаденіемъ Православной и Царской Россіи изъ международной жизни весь внѣшній міръ послѣдовательно былъ окованъ цѣпями лжи и насилія. Историческая Россія была послѣднимъ этапомъ въ завершеніи этого побѣд-

/с. 31/


наго шествія силъ зла. Теперь уже никто этимъ силамъ не мѣшалъ, — передъ бѣсами растилалась открытая дорога.

Вѣнценосная Личность Императора была послѣдней Личностью свободнаго и сильнаго Монарха, стоящаго у грани стараго міра. Съ уходомъ этой Личности ушелъ и старый міръ съ его свободой, закономъ и порядкомъ, съ его совѣстью и справедливостью.

Старый міръ шагъ за шагомъ поглощался омутомъ политическаго разврата. Въ общемъ вихрѣ бѣсовскаго формированія «новаго міра» все завертѣлось ликующимъ хороводомъ — /с. 32/ пошлость и цинизмъ, взаимное недовѣріе и подозрѣніе, групповое самосластіе и своекорыстный произволъ, широкое безбожіе и безмѣрная разнузданность, психозъ преступленія и потеря человѣчности.

Чѣмъ внимательнѣе, спокойнѣе и глубже присматриваться къ Личности Императора, ЧТО было при Немъ и ЧТО стало послѣ Него во всемъ мірѣ, то сразу же осязательно увидимъ и почувствуемъ рѣзкій конецъ одного и грубое начало другого. Конецъ личности человѣка и начало толпы. Или другими словами, — развитіе идеологіи современнаго демократизма.... Личность Государя Императора несла въ себѣ благородство духа, поистинѣ благоденствіе и мирное житіе, то нераздѣльное цѣлостное тріединство Церковь-Царь-Народъ, которымъ строилось Государство Россійскаго Царствія. Именно въ этомъ заключалась сущность Національно-исторической Россіи на всемъ продолженіи ея многотруднаго тысячелѣтняго бытія.

Въ 1917 году Россію постигла не только историческая, но и мистическая трагедія, ибо Царь былъ властью не только земной. Церковь, вѣнчая Царя на царство, посвящала Его на служеніе Богу, Власти и Народу. И Царь былъ олицетвореніемъ чистоты и вѣрности, — Ему вѣрили всѣ безраздѣльно. И тѣ, кто былъ преданъ Ему, и тѣ, кого мутилъ духъ «оппозиціи». Пусть Царь стоялъ въ условіяхъ неограниченной свободы, какъ Самодержецъ Всероссійскій, но одновременно Онъ былъ поставленъ въ условія неограниченной нравственной отвѣтственности. Всѣмъ своимъ положеніемъ Царь былъ ограниченъ Православнымъ міровозрѣніемъ. Эта великая тяжесть была священна, но это все-таки была тяжесть, незнакомая современнымъ правителямъ. И до конца своихъ суровыхъ дней эту тяжесть Императоръ Николай II несъ свято, на себя одного возлагая всю отвѣтственность за судьбы Родной Земли.

Отсюда естественно, Православная Монархія являлась религіозной цѣнностью. Она вплотную подходила къ сердцу народному и, какъ лампада передъ святой иконою, тихо охраняла уютъ, смыслъ и радость великой страны.

Вотъ гдѣ лежатъ корни нашей мистической трагедіи, — судьбы Россіи, а вмѣстѣ съ нею и судьбы всего міра. Погасла лампада Св. Руси, погасъ и миръ на землѣ.

/с. 33/


Св. Православіе свѣтло и привѣтливо, въ немъ нѣтъ ничего угрюмаго и страшнаго, что пугало бы и потому сдерживало бы. Въ немъ заложена крѣпкая увѣренность и крѣпкая, даже радостная убѣжденность въ томъ, что любовь и правда все равно возьмутъ свое. Въ слово «правда» русскій человѣкъ какимъ-то стихійнымъ порывомъ разъ и навсегда вложилъ и то, что есть и то, чего еще нѣтъ, но должно быть обязательно. Правда сегодняшняго дня и правда Божіяго обѣщанія о будущамъ сливаются у насъ въ одно понятіе. И это сліяніе вынашивает/с. 34/ся нами вѣками исключительно для того, чтобы Божію правду превратить въ правду реальной дѣйствительности. Русскій Царь всей глубиною своего сердца, повинуясь таинственному, но могучему инстинкту русской государственности, стремился какъ можно ближе подойти къ этой правдѣ, что видно хотя бы по тому, какъ Онъ подготовлялъ возстановленіе въ Россіи патріаршества...

Положеніе о томъ, что «мы, русскіе, есть моральная аристократія міра», имѣетъ основаніе во многомъ. Какъ-бы мимоходомъ вспомнимъ, что коммунисты во время второй Міровой войны, въ 1942 году, чтобы спасти себя отъ полнаго разгрома нѣмцами, принуждены были свернуть свои красныя тряпки и вспомнить героевъ и лозунги Святой Руси, — однимъ словомъ, повторить картину 1242 года — Ледовое побоище, пораженіе Александромъ Невскимъ нѣмецкихъ рыцарей на Чудскомъ озерѣ. Ясно, что если бы моральной глубины русскій народъ не имѣлъ, цѣнность ея не сознавалъ и ее не хранилъ, то его нравственное начало практически не выдержало бы испытанія десятковъ вѣковъ.

Вспоминается книга нѣмецкаго философа и историка Вальтера Шубарта — «Европа и душа Востока»:

Англичанинъ хочетъ видѣть міръ какъ фабрику, французъ какъ салонъ, нѣмецъ какъ казарму, русскій какъ церковь. Англичанинъ хочетъ зарабатывать на людяхъ, французъ хочетъ импонировать, нѣмецъ ими командовать и только одинъ русскій не хочетъ ничего. Онъ не хочетъ дѣлать ближняго своего средствомъ. Это есть ядро русской мысли о братствѣ и это есть Евангеліе будущаго (стр. 122).

Пусть Шубартъ идеализируетъ, но какая внутренняя сила сохранила и до сихъ поръ сохраняетъ русскій народъ? Отвѣтъ только одинъ — Св. Православіе. Этотъ отвѣтъ былъ данъ и Москвой и нашими славянофилами, кончая Павловымъ, Розановымъ и Ильинымъ.

И мученически убитый коммунистами Государь Николай II Александровичъ — послѣдній Императоръ Всероссійскій, стоявшій у грани стараго міра, нашего русскаго стараго міра, былъ тотъ СВѢТЕ ТИХІЙ, который охранялъ каждаго изъ насъ въ нашемъ русскомъ, государственномъ и семейномъ уютѣ.

Источникъ: Государь Императоръ Николай II Александровичъ: Сборникъ памяти 100-лѣтія со дня рожденія. / Подъ редакціей Сергѣя Завалишина. — Нью Іоркъ: Всеславянское Издательство, 1968. — С. 30-34.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.