Церковный календарь
Новости


2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. Наказъ Собору (1939)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Правила о составѣ Собора (1939)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 26-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 25-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Предсоборная Комиссія Второго Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. (1939)
2017-12-09 / russportal
Докладъ Архіерейскому Сѵноду Блаж. Митр. Антонія (Храповицкаго) (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Монархическая государственность

ДА ЗДРАВСТВУЕТЪ САМОДЕРЖАВІЕ!
(Издат. Комитетъ при Главн. Совѣтѣ Союза Русскаго Народа. СПб., 1907).

Русскій Народъ!

Если бы ты могъ подняться въ поднебесье и окинуть взоромъ шестую часть земного шара, занимаемаго нашимъ государствомъ, то передъ тобою открылась бы грандіозная книга, написанная десятками вѣковъ самою жизнію, ты бы прочелъ чудесную исторію своей родины, ты увидѣлъ бы безподобную иллюстрацію каждаго историческаго событія, въ видѣ того или иного памятника.

Говорить о всей исторіи, вспоминать всѣ событія теперь нѣтъ времени, да и безъ меня наши маститые ученые Карамзинъ, Соловьевъ, Иловайскій и др., много потрудились на этой почвѣ и оставили благодарному потомству свои великіе труды. А только попросилъ бы я Русскій Народъ взглянуть на Москву — этотъ храмъ Россіи, на Кремль — алтарь этого храма, какъ справедливо выразился покойный Императоръ Александръ III.

Вотъ величественный храмъ Христа Спасителя, напоминающій намъ объ избавленіи отъ нашествія «двунадесяти языкъ», вотъ памятникъ Новгородскому мяснику Минину и князю Пожарскому, спасшимъ Россію отъ Польскаго владычества, а /с. 4/ вотъ и всенародная русская святыня — Успенскій Соборъ. Въ немъ вѣнчаются Цари наши на Царство. Несомнѣнно и эта святыня есть памятникъ, ибо и она такъ чтима Царями и народомъ. Но вотъ вопросъ: памятникъ какого событія? Въ самомъ дѣлѣ, кѣмъ и въ память чего построенъ Успенскій Соборъ?

Я глубоко убѣжденъ, что никто изъ присутствующихъ здѣсь не дастъ мнѣ точнаго отвѣта, ибо и наша отечественная наука сказала о постройкѣ этого храма слишкомъ не много: «Успенскій Соборъ построенъ Іоанномъ Калитою....» и только, кромѣ незначительныхъ добавленій. На самомъ же дѣлѣ Успенскій Соборъ есть памятникъ величайшаго событія не только въ нашей, но и міровой исторіи. Вотъ что говорятъ лѣтописи и другіе документы, хранящіеся въ нашихъ правительственныхъ и церковныхъ архивахъ:

Въ то тяжелое время, когда наша родина была разорвана на клочки — удѣлы, задыхалась подъ пятой монголовъ, въ то время, когда удѣльные князья, забывъ о спасеніи родины, враждовали между собою и изъ-за великаго княжества ѣздили на поклоненіе къ монгольскимъ ханамъ въ Золотую Орду, за что ханы или миловали, или убивали ихъ, въ то время, когда уже не было никакой надежды на спасеніе родины, на исторической сценѣ чудеснымъ образомъ появляется Митрополитъ Петръ. Въ тѣ смутныя времена Митрополиты жили при князьяхъ, а потому и Митрополитъ Петръ, живя въ разное время въ Суздальскомъ, Тверскомъ, Брянскомъ, Волынскомъ, Владимірскомъ, Московскомъ и другихъ княжествахъ, зналъ хорошо свою родину. Какъ великій патріотъ онъ не могъ не терзаться душою, видя погибель своей родины. Мысль о ея спасеніи не давала ему покоя; не одну безсонную ночь провелъ онъ въ молитвенныхъ думахъ и пришелъ къ заключенію, что спасеніе родины — въ мірѣ и единствѣ князей, а по сему /с. 5/ взялъ на себя роль миротворца. Но опытъ вскорѣ показалъ ему, что примирить князей нѣтъ никакой возможности, и гибель родины казалась неизбѣжной. Отягченный горемъ, митрополитъ Петръ все же не терялъ надежды и вѣрилъ, что если судьба одного человѣка вполнѣ зависитъ отъ промысла Божія, то неужели Господь допуститъ гибель цѣлаго христіанскаго государства! Призвавъ къ себѣ на помощь четырехъ извѣстныхъ ему патріотовъ-архіереевъ, въ тяжеломъ постѣ и совмѣстныхъ молитвенныхъ думахъ, они пришли къ такому убѣжденію, что человѣческій разумъ не въ силахъ спасти родину, что это только въ волѣ Бога, что Господь, въ неисповѣдимыхъ путяхъ своихъ рѣшивъ спасти міръ, послалъ на землю Сына Своего, дабы Онъ возстановилъ небесное Царство на землѣ. Христосъ, давъ Божественную идею міру, закончилъ Свою человѣческую жизнь на крестѣ и воскреснувъ, оставилъ въ томъ крестѣ Свою Божественную силу. Но съ расчлененіемъ креста расчленилась и христіанская вѣра, думалъ митрополитъ Петръ. А потому и пришелъ къ убѣжденію возстановить животворящій крестъ, на которомъ былъ распятъ Христосъ. Собравъ частицы животворящаго древа, митрополитъ Петръ сооружилъ наперстный крестъ и вѣрилъ, что только носитель его могъ спасти Русь, какъ Христосъ Своею крестною ношею спасъ міръ. Но и носитель креста также долженъ быть отмѣченъ благодатію Божіею. На кого же изъ князей, одержимыхъ духомъ злобы и вражды, могъ возложить митрополитъ Петръ животворящій крестъ. Отвѣтъ на запросъ души своей Святителю былъ указанъ Самимъ Богомъ. Какъ разъ въ это время въ Ордѣ былъ убитъ князь Юрій. Мощи почившихъ, причисленыхъ къ лику Святыхъ, дѣда Іоанна Калиты, Александра Невскаго, и отца Іоанна Калиты Святого Даніила, напомнили митрополиту Петру объ Іоаннѣ Даніиловичѣ. И вотъ, въ 1326 году въ /с. 6/ церкви, гдѣ теперь стоитъ Успенскій Соборъ, у всенощной, во время Крестопоклоннаго воскресенія, митрополитъ Петръ, въ присутствіи четырехъ архіереевъ, призвалъ въ алтарь Іоанна Даніиловича и тайно отъ народа, такъ какъ это былъ политическій актъ величайшей важности, ибо и враждующіе князья и монголы могли воспротивиться ему, возложилъ животворящій крестъ на выю князя и рѣкъ: «благословляю тебя Боголюбезный князь Іоаннъ Даніиловичъ симъ животворящимъ крестомъ, и будешь ты Царемъ всея Руси, и да будетъ тебѣ сей животворящій крестъ на попраніе враговъ твоихъ, и возложишь руки твои на плечи ихъ, и возвеличится царство твое, и такъ благословишь старшаго сына твоего, и также будутъ благословлять дѣтей своихъ и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь». При этомъ же благословеніи митрополитомъ Петромъ было пророчески сказано о побѣдѣ надъ агарянами и сыроятцами, какъ тайно называла Русь монголовъ, о величіи града Москвы, тогда еще незначительнаго княжества, и многія другія, теперь уже сбывшіяся, пророчества.

Нужно замѣтить, что уже послѣ сего событія Калита въ Ордѣ былъ утвержденъ великимъ княземъ.

По завѣщанію Митрополита Петра, въ память этого величайшаго въ мірѣ по своей идеи событія, тогда же заложена была каменная церковь во имя Успенія Пресвятой Богородицы и въ ней же для себя Святой Митрополитъ Петръ заложилъ могилу и вскорѣ послѣ этого Первосвятитель земли русской почилъ. Вотъ это и есть Успенскій Соборъ, хранитель величайшей Божественной идеи Самодержавія.

Іоаннъ Калита и его потомство свято и неуклонно несли крестную ношу по пути служенія народа въ непосредственномъ съ нимъ /с. 7/  единеніи, ибо всякое средостѣніе нарушало идею Самодержавія, ибо Христосъ Своимъ примѣромъ указалъ царямъ на непосредственное общеніе Свое съ міромъ: «пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененніи и Азъ упокою вы».

Непосредственно и къ Царямъ Московскимъ шелъ народъ со своими челобитными; непосредственно съ народомъ или съ земствомъ — землею — на земскихъ соборахъ выходили цари изъ тяжелаго положенія, непосредственно съ народомъ посѣщали Св. Храмы и монастыри, шли на Іордань «мочиться», по тогдашнему выраженію, или купаться въ проруби, непосредственно съ народомъ шли на басурмана и лили за дорогую родину кровь на полѣ брани. И при всѣхъ этихъ выходахъ на груди царя долженъ былъ сіять скифетръ Самодержавія — животворящій крестъ Митрополита Петра. Скрывая отъ монголовъ слово самодержавіе, и церковь и народъ замѣнили его словомъ свѣща свѣтла. Со сверженіемъ татарскаго ига, Іоаннъ III — первый назвалъ себя Самодержцемъ. Вотъ потому то историки наши ведутъ начало Самодержавія отъ Іоанна III и приписываютъ его происхожденіе вліянію Византіи. Іоаннъ Калита и его потомки строго хранили завѣтъ Митрополита Петра. Духовныя завѣщанія царей полны указаній, какъ цари-отцы вѣнчали на Царство сыновей своихъ крестомъ Митрополита Петра: снявъ съ себя крестъ, царь-отецъ снималъ и идею Самодержавія и, еще при жизни передавъ ее сыну, самъ, какъ обыкновенный смертный, удалялся въ монастырь и оканчивалъ свою жизнь въ монашеской схимѣ.

И такъ, симъ животворящимъ крестомъ, собраннымъ во едино изъ частицъ животворящаго креста, на которомъ былъ распятъ Христосъ, собралась и погибающая родина наша въ могущественнѣйшее государство въ мірѣ, которое годъ за годомъ крѣ/с. 8/пло, расширяя свои предѣлы; каждый царь Московскій ступалъ шагъ впередъ, уготовляя путь для сына своего, чтобы и онъ могъ вступить еще шагъ впередъ.

Но вотъ, наступаетъ смутное время и крестъ исчезаетъ. Съ исчезновеніемъ креста рушится и государственная идея, на тронѣ одинъ за другимъ быстро появляются самозванцы, но также быстро и исчезаютъ, и Богомъ хранимый народъ самъ возстанавливаетъ Божественную идею и избираетъ на царство потомка Калиты Михаила Ѳеодоровича.

Великій Преобразователь Россіи Петръ круто измѣняетъ теченіе русской жизни, но, какъ видно, и этотъ великій геній чувствовалъ, что, нарушивъ русскую государственную идею, онъ оставляетъ плохое наслѣдіе потомству. Умирая, Петръ заплакалъ, поднялъ руку для крестнаго знаменія, произнесъ слово «послѣ...» и скончался. Что хотѣлъ сказать онъ дальше, осталось тайной могилы, но въ теченіи двухсотъ лѣтняго періода «послѣ» развивалось то зло, которое окружило царей стѣною непроходимою, отдѣлила отъ народа, «послѣ» родилось то, что называется бюрократіей, приведшее Россію къ неминуемой гибели, къ гибели потому, что средостѣніе между царемъ и народомъ нарушаетъ идею Самодержавія, начертанную Самимъ Богомъ на скрижаляхъ, вынесенныхъ народу Митрополитомъ Петромъ, ибо и канонъ этому святителю таковъ: «и онъ яко Моисей взошелъ на гору безстрастія и вынесъ оттуда скрижали завѣта для спасенія своего народа».

Русскій народъ, взгляни на страницы исторіи, написанныя самою жизнью, и ты увидишь, что лишь только нарушалась идея Самодержавія, какъ тотчасъ же слѣдовала кара Божія, а при возстановленія ея наступало успокоеніе родины....

Никому неизвѣстный мужикъ, простой мѣщанинъ, вдругъ является спасителемъ родины, погибающей при нарушенномъ смутой Самодержавіи. Спася Самодержавіе, онъ спасъ родину.

/с. 9/ Вдребезги разбивается поѣздъ, вдребезги разбивается вагонъ, но вѣрный завѣту Бога Царь Миротворецъ остается невредимъ со всею семьей.

Господи Боже мой! да это ли не по истинѣ великія чудеса!

Русскій народъ, неужели и теперь не видишь ты пути своего!? Его указываетъ тебя Самъ Богъ. Неужели и теперь пойдешь ты за опутанными сѣтями діавола людьми, кричащими: «долой Самодержавіе!?» Вѣдь этотъ крикъ вырываетъ изъ груди твоей окровавленное сердце; вѣдь этотъ крикъ глумится надъ твоей святыней, надъ животворящимъ крестомъ, на которомъ былъ распятъ Христосъ, идея котораго и есть Самодержавіе!

Русскій народъ, неужели пойдешь ты залюдьми, кричащими: «да здравствуетъ конституція?!» Вѣдь конституція основана на борьбѣ человѣческихъ партійныхъ страстей, а Самодержавіе — на величіи Духа Святого.

Русскій Народъ, теперь говорятъ: вѣдь и при конституціи будетъ царь и титулъ Самодержавный (Богъ съ нимъ съ царемъ-то; ужъ оставимъ ему титулъ Самодержавный. Отъ этого насъ не убудетъ, говорятъ кадеты), но помни Русскій Народъ, что Самодержавіе не титулъ, Самодержавіе есть царская крестная ноша на пути «служенія народу въ святомъ и непосредственномъ единеніи съ нимъ. «Вѣдь это все равно конституція» говорятъ мнѣ. Нѣтъ не все равно. Въ конституціи царь является обыкновеннымъ смертнымъ, такъ или иначе разсматривая борьбу обозлившихся другъ на друга партій; а Самодержавіе представляетъ собою одно недѣлимое цѣлое — царь и народъ, хранимые Богомъ.

«Да подъ державою твоею всегда хранимы» возглашаетъ священникъ. Да, подъ державою чесного и животворящаго креста всегда были хранимы царь и русскій народъ.

/с. 10/ «Заложемъ женъ и дѣтей нашихъ», съ рыданіемъ взывалъ къ гражданамъ Мининъ. А мы скажемъ: «отдадимъ послѣднее издыханіе наше, а не дадимъ въ хулу креста животворящаго, Кремля Святого, вѣры православной!»

Кто можетъ хулить Христа, кто можетъ кричать: «долой крестъ», т. е. Самодержавіе? Это могутъ кричать только враги Христа — жиды.

Даже масульмане и тѣ говорятъ: «когда Богу единому и пророку его Магомету было угодно, чтобы правилъ нами русскій царь, мы покоряемся волѣ Бога и пророка его, и Богъ благославляетъ насъ за послушаніе ему».

Жиды говорятъ: «всѣ поклоняются золотому кумиру, а золотой телецъ у насъ, мы завладѣемъ міромъ и это будетъ пришествіемъ Мессіи».

Знай же русскій народъ: Богъ прощаетъ тѣмъ, кои не вѣдятъ бо, что творятъ, но ты, Русскій Народъ, теперь знаешь пути твои: иди подъ державу Божію. Помни же русскій Народъ: «да будетъ едино стадо и единъ пастырь!» Да будутъ избраные тобой въ земскій соборъ — Государственную Думу люди не приверженцами конституціи, какъ образа правленія языческаго, а будутъ людьми вѣрующими въ то, чему училъ Христосъ: «братіе, любите другъ друга». Пусть избранные тобою люди твердо знаютъ, что такое Самодержавіе, чтобы они дружно общими усиліями, безъ борьбы другъ съ другомъ, могли помочь Царю вывести родину изъ грозящей ей гибели. Пусть они возстановятъ животворящій крестъ Митрополита Петра, ибо онъ не исчезъ, а есть, и тогда — да подъ державою его вновь возвеличится пошатнувшееся и сошедшее на ложный путь государство!..

Н. Р–ъ.       

Источникъ: Н. Р–ъ. Да здравствуетъ Самодержавіе! — СПб.: Издательскій Комитетъ при Главномъ Совѣтѣ Союза Русскаго Народа. Типографія Гр. Скачкова, 1907. — 10 с.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.