Церковный календарь
Новости


2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
2018-05-21 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 4-я (1925)
2018-05-21 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 3-я (1925)
2018-05-21 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Свв. равноап. Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-21 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово въ недѣлю всѣхъ русскихъ святыхъ (1994)
2018-05-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 51-60) (1957)
2018-05-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 41-50) (1957)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

РУССКОЕ ПРАВОПИСАНІЕ

К. А. Литвиненко.
Систематическій сводъ правилъ русскаго правописанія.

Предисловіе.

Правильное письмо существенно спо-
собствуетъ къ развитію языка (Я. Гриммъ).

Выпуская въ свѣтъ вмѣстѣ съ «Сборникомъ систематическихъ диктантовъ» [практическимъ пособіемъ по правописанію] и «Систематическій сводъ правилъ русскаго правописанія» [теоретическое учебное руководство по орѳографіи], я, въ дополненіе къ первому труду, считаю не лишнимъ сдѣлать еще нѣсколько разъясненій, чтобы указать на причины, вызвавшія появленіе въ школьной литературѣ настоящаго труда.

Въ предисловіи къ «Сборнику диктантовъ» я уже имѣлъ случай указать на тотъ неутѣшительный фактъ, что, какъ видно изъ общей и педагогической печати и офиціальныхъ источниковъ, наше правописаніе — больное мѣсто не только низшей, но даже и средней школы.

Недугъ этотъ, по моему глубокому убѣжденію, основанному на продолжительномъ опытѣ, вполнѣ излѣчивается правильнымъ веденіемъ систематическихъ диктантовъ, но не иначе, какъ только при непремѣнномъ условіи, чтобы учащіеся предварительно были всесторонне ознакомлены съ законами орѳографіи.

Дѣйствительно, практика показала, что одинъ навыкъ, пріобрѣтаемый частыми диктовками, безъ основательнаго знанія правилъ правописанія, никогда не можетъ дать грамотности въ собственномъ смыслѣ, и что подобный механическій навыкъ, поддерживаемый исключительно постоянными упражненіями, съ теченіемъ времени до такой степени утрачивается, что, напримѣръ, у дѣтей, пишущихъ довольно грамотно въ младшихъ классахъ, гдѣ часто бывають диктанты, въ старшихъ классахъ уровень грамотнаго письма сильно понижастся, при чемъ учащіеся зачастую не умѣютъ объяснить того изъ орѳографическихъ правилъ, которое они нарушили, допустивъ въ данномъ словѣ или знакѣ ошибку. Фактъ этотъ самъ по себѣ краснорѣчиво говоритъ, что одинъ навыкъ, безъ освѣщенія правильнаго начертанія словъ или пунктуаціи законами правописанія, — путь мало полезенъ, даже вреденъ, какъ и всякіе вообще механическіе способы обученія, и что, слѣдовательно, прочною грамотностью можно назвать только ту, при которой учащіеся въ состояніи отдать себѣ сознательный отчетъ въ написаніи любого слова или употребленіи того или другого знака препинанія. Это возможно будетъ только въ томъ случаѣ, когда ученики вполнѣ изучатъ орѳографическія основы родного правописанія.

Изъ сказаннаго само собою ясно, что, въ помощь хорошему сборнику диктовокъ, настоятельно необходимо и такое учебное руководство по орѳографіи, которое предусматривало бы всевозможные случаи правописанія и было бы вполнѣ согласовано съ систематическими диктантами.

Помимо того, что подобное пособіе должно служить настольною справочною книгою для учениковъ не только во время обученія ихъ въ школѣ, но и по окончаніи ими курса ученія въ ней, прямое назначеніе его — дать учащимся возможность самостоятельно, безъ участія учителя, повторять и, такимъ образомъ, возобновлять и закрѣплять въ своемъ сознаніи тѣ правила правописанія, которыя преподаватель сообщитъ имъ во время уроковъ диктовки.

Отсутствіе подходящаго руководства по правописанію особенно ощутительно для учащихся потому, что они довольно скоро забываютъ большую часть свѣдѣній, сообщаемыхъ имъ учителемъ, и что такого рода обстоятельство, за неимѣніемъ въ нашей учебной литературѣ общедоступно изложеннаго систематическаго руководства по орѳографіи, которое бы удовлетворяло предъявленнымъ выше требованіямъ, неизбѣжно ставитъ преподавателя въ необходимость возможно чаще повторять съ учениками пройденныя ими правила по начертанію словъ и объ употребленіи знаковъ препинанія въ классѣ, а послѣднихъ — въ невозможность исполнить подобнаго рода работу дома, чѣмъ задерживается успѣшность занятій по русскому языку вообще и правописанію въ частности.

Впрочемъ, указывая на отсутствіе въ школьной литературѣ подходящаго пособія по орѳографіи, я, понятно, не упускаю изъ виду того обстоятельства, что всѣ отдѣлы русскихъ грамматикъ сопровождаются свѣдѣніями и по правописанію, и что въ собственномъ смыслѣ систематическимъ руководствомъ къ усвоенію орѳографическихъ законовъ у насъ считается книга академика Я. К. Грота: «Русское Правописаніе». Но по нижеизложеннымъ соображеніямъ оба эти положенія нисколько не могутъ служить доводомъ противъ изданія въ помощь учащимся особаго учебнаго руководства по орѳографіи, подобнаго книжкѣ, составленной комиссіей изъ филологовъ и преподавателей нѣмецкаго языка еще въ семидесятыхъ годахъ для употребленія въ прусскихъ школахъ: «Правила правописанія и списокъ словъ».

Во-первыхъ, всѣ наши общеупотребительныя грамматики, давая попутно отрывочныя свѣдѣнія по орѳографіи, не содержатъ въ себѣ и половины тѣхъ правилъ, которыми долженъ овладѣть учащійся, чтобы писать вполнѣ грамотно, а потому такія неполныя знанія не гарантируютъ его отъ погрѣшностей въ правописаніи; во-вторыхъ, при всѣхъ своихъ неоспоримыхъ достоинствахъ, почтенный трудъ академика Грота, имѣя характеръ ученаго изслѣдованія, а не учебника, можетъ служить прекраснымъ пособіемъ только для преподавателей, но никакъ не руководствомъ для учениковъ, которымъ, вслѣдствіе своей отвлеченности, онъ не по силамъ. Безспорно, что способъ передачи тѣхъ или другихъ научныхъ свѣдѣній имѣетъ для учащихся важное значеніе, что ими легче усвоиваются и прочнѣе удерживаются въ ихъ памяти именно тѣ правила правописанія, которыя изложены въ строго-опредѣленной и, по возможности, краткой формѣ и снабжены, гдѣ это нужно, достаточнымъ количествомъ цѣлесообразно подобранныхъ примѣровъ.

Вслѣдствіе всего вышесказаннаго, я въ изложеніи правилъ орѳографіи заботился, главнымъ образомъ, о томъ, чтобы каждое изъ нихъ выразить, насколько возможно, кратко, просто и ясно, а вмѣстѣ съ тѣмъ и полно, не поступаясь однимъ качествомъ въ пользу другого.

Такимъ образомъ, предлагаемыя правила правописанія, тщательно обработанныя мною примѣнительно къ вышеизложеннымъ требованіямъ и снабженныя значительнымъ количествомъ подходящихъ примѣровъ, какъ мнѣ кажется, вполнѣ доступны учащимся, уже знакомымъ съ терминологіей элементарной грамматики.

Проникнутый искреннимъ желаніемъ, чтобы ученики и ученицы въ школахъ всѣхъ вѣдомствъ были всесторонне ознакомлены съ законами орѳографіи и могли въ нужныхъ случаяхъ самостоятельно и сознательно примѣнять правила правописанія, и имѣя намѣреніе облегчить нелегкій трудъ учителя русскаго языка и сберечь у него классное время, — я и предназначаю настоящее пособіе преимущественно для учащихся обоего пола, хотя полагаю, что оно вмѣстѣ съ тѣмъ можетъ служить справочною книгою и для взрослыхъ, заботящихся о грамматической правильности своего письма.

При «Систематическомъ сводѣ» помѣщены слѣдующія приложенія: 1) два орѳографическіе указателя, которые находятся въ тѣсной связи съ правилами по теоріи начертанія словъ и съ которыми, при исполненіи письменныхъ работъ, учащіеся каждый разъ могутъ справляться въ сомнительныхъ случаяхъ; 2) ученіе о строчныхъ, надстрочныхъ и особыхъ знакахъ, облегчающихъ правильность не только чтенія, но и письма, и знакахъ препинанія въ періодической рѣчи; 3) таблицы грамматическаго разбора, который, въ дѣлѣ прочнаго усвоенія этимологическихъ и синтактическихъ свѣдѣній, играетъ, какъ извѣстно преподавателямъ родного языка по ихъ личному опыту, весьма важную роль, пріучая учениковъ глубже вникать въ строй рѣчи и тѣмъ самымъ давая имъ возможность въ строго опредѣленной системѣ усвоивать формы ея и сознательнѣе примѣнять къ извѣстному слову или обороту рѣчи то или другое изученное ими орѳографическое правило; 4) объяснительный словарь иностранныхъ и нѣкоторыхъ, преимущественно малопонятныхъ, русскихъ словъ, встрѣчающихся въ «Систематическомъ сводѣ правилъ русскаго правописанія» и приложеніяхъ къ нему, и 5) фонетика [1].

К. Литвиненко.

г. Козловъ. 1 января 1903 г.

Примѣчаніе:
[1] Ко второму и третьему изданію «Систематическаго свода правилъ русскаго правописанія» приложена фонетика русскаго языка, потому что она, излагая законы звуковъ его, заслуживаетъ не меньшаго вниманія при изученіи строя родной рѣчи, чѣмъ всѣ другіе отдѣлы грамматики. Такъ, фонетика помогаетъ изученію словообразованія и формъ языка и выясняетъ реальное значеніе словъ посредствомъ отысканія корней ихъ. Кромѣ того, сознательное усвоеніе правописанія возможно только при основательномъ знакомствѣ съ фонетикой; ибо безъ знанія законовъ измѣненія звуковъ нельзя объяснить, почему данное слово пишется такъ, а не иначе. Съ теченіемъ времени употребленіе языка сильно измѣняетъ его формы, но почти не отражается на звукахъ языка: законы фонетики неизмѣнны; почему, если правила грамматическія противорѣчатъ законамъ ея, она путемъ правильнаго взгляда на этотъ предметъ устраняетъ возникающія противорѣчія.

Источникъ: К. А. Литвиненко. Систематическій сводъ правилъ русскаго правописанія съ приложеніемъ алфавитнаго списка первообразныхъ словъ съ буквою ѣ, справочнаго орѳографическаго указателя, законовъ о строчныхъ, надстрочныхъ, особыхъ знакахъ, знакахъ препинанія въ періодической рѣчи, таблицъ для грамматическаго разбора, объяснительнаго словаря и фонетики. Орѳографія согласована съ «Русскимъ Правописаніемъ» академика ГРОТА. — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — М.: Типографія Т-ва И. Д. Сытина, 1915. — С. III-VII.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.