Церковный календарь
Новости


2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
2017-08-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 12-я (1943)
2017-08-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 11-я (1943)
2017-08-17 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (2-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-17 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (1-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-17 / russportal
Рождественское Посланіе 1948 г. митр. Анастасія (Грибановскаго) (1948)
2017-08-17 / russportal
Владимірское Посланіе 1938 г. митр. Анастасія (Грибановскаго) (1963)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (54-е) къ Флоренцію Пупіану о поносителяхъ (1879)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (53-е) къ епископамъ о выкупѣ плѣнныхъ (1879)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 10-я (1943)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 9-я (1943)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (2-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (1-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

II. ПОЛУЧЕНІЕ ОТЪ БОГА ДАРА КНИЖНАГО РАЗУМѢНІЯ.

Не малую печаль причиняла родителямъ непонятливость ребенка; не малымъ лишеніемъ считалъ это для себя и учитель его. Всѣ они скорбѣли, не зная высшаго предначертанія Божественнаго Промысла, которое Богу угодно было устроить относительно этого отрока, ибо не оставитъ Господь Преподобнаго Своего (Пс. 36, 28). Было же это по особому смотрѣнію Божію, чтобы принять ему книжное ученіе отъ Бога, а не отъ людей, какъ и случилось. Разскажемъ же теперь, какимъ образомъ получилъ онъ разумѣніе книжнаго ученія чрезъ откровеніе отъ Бога. Однажды отецъ послалъ его отыскать лошадей. Произошло это по особымъ судьбамъ Премудраго Бога, какъ и въ первой книгѣ Царствъ повѣствуется о Саулѣ, котораго отецъ его Кисъ послалъ разыскивать ослятъ; онъ пошелъ и отыскалъ Святаго Пророка Самуила, который помазалъ его на царство, — и такимъ образомъ онъ, по/с. 22/мимо порученнаго ему дѣла, нашелъ подѣлье, которое было выше самаго дѣла: такъ и этотъ блаженный отрокъ нашелъ себѣ «подѣлье» выше дѣла. Будучи посланъ отцемъ своимъ Кирилломъ для отысканія скота, онъ увидѣлъ въ полѣ какого-то страннаго и неизвѣстнаго черноризца, старца святаго, саномъ пресвитера, который имѣлъ святой, ангелоподобный видъ; онъ стоялъ подъ дубомъ и прилежно молился со слезами. Увидѣвъ его, отрокъ сначала смиренно ему поклонился и, подойдя поближе, сталъ не вдалекѣ отъ него, ожидая, когда онъ кончить молитву. Окончнвъ молитву, старецъ взглянулъ на отрока и, провидя внутренними очами, что онъ будетъ избраннымъ сосудомъ Святаго Духа, подозвалъ его къ себѣ, благословилъ, привѣтствовалъ его о Господѣ и спросилъ: чего ты ищешь, и чего тебѣ надо, дитя? Отрокъ сказалъ: отъ души желательно мнѣ всего болѣе выучиться грамотѣ; я отданъ учиться, но не понимаю ничего того, чему меня учатъ, и очень скорблю объ этомъ: помолись за меня, отче святый, чтобы мнѣ научиться грамотѣ. Старецъ воздѣлъ руки и очи къ небу и, воздохнувъ къ Богу, прилежно молился и, помолившись, сказалъ: аминь. Затѣмъ вынулъ у себя изъ кармана тремя пальцами какъ-бы какое-то сокровище и подалъ ему; это было нѣчто похожее на антидоръ, повидимому — какъ бы небольшой кусочекъ бѣлаго пшеничнаго хлѣба, или часть святой просфоры; при этомъ старецъ сказалъ: раскрой уста, дитя, прими это, и съѣшь: это тебѣ дается въ знакъ благодати Божіей и разумѣнія Святаго Писанія; хотя подаваемое тебѣ кажется и малымъ, но велика сладость отъ вкушенія его. Отрокъ открылъ уста, и съѣлъ это. И стало сладко въ устахъ у него, какъ-бы отъ сладости меда. Тогда онъ спросилъ старца: не объ этомъ ли сказано: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устомъ моимъ (Пс. 118, 103), и — душа моя возлюби я зѣло (ст. 167)? Старецъ сказалъ ему: ты вѣруешь, а потому увидишь и больше этого; о грамотѣ же не скорби: будь увѣренъ, что съ этого дня Господь дастъ тебѣ разумѣть грамоту очень хорошо, лучше братьевъ твоихъ и товарищей. Затѣмъ онъ поучилъ его о пользѣ душевной. Отрокъ покло/с. 23/нился старцу. Какъ плодородная земля принявъ въ себя плодовитое сѣмя, стоялъ онъ, радуясь душей и сердцемъ, что удостоился найти такого святаго старца. Когда же старецъ хотѣлъ отправиться въ путь, то отрокъ припалъ къ ногамъ его и началъ со слезами упрашивать, чтобъ онъ посѣтилъ домъ его родителей, говоря: родители мои очень любятъ такихъ, какъ ты, отче. Старецъ, удивляясь его вѣрѣ, пошелъ въ домъ къ его родителямъ. Тѣ, увидѣвъ старца, встрѣтили и поклонились ему. Старецъ благословилъ ихъ. Они начали собирать обѣдъ, чтобы его угостить. Но прежде чѣмъ сѣсть за обѣдъ, старецъ вошелъ въ молитвенную комнату, или въ моленную, взявъ съ собою и освященнаго отъ утробы отрока, и сталъ отправлять часы, а отроку велѣлъ читать положенные псалмы. Отрокъ сказалъ: я, отче, не умѣю. И говоритъ ему старецъ: я сказалъ тебѣ, что съ этого дня Господь даетъ тебѣ разумѣніе грамоты: говори слово Божіе безъ сомнѣнія! Тогда отрокъ пришелъ въ состояніе какъ бы удивленія и, принявъ благословеніе у старца, началъ читать псалмы очень хорошо и стройно. И съ этихъ поръ мальчикъ сталъ вполнѣ разумѣть грамоту. Сбылось тогда сказанное у Пророка Іереміи: тако глаголетъ Господь: се дахъ словеса Моя во уста твоя (1, 9). Родители его и братья, видя это и слыша, удивлялись быстротѣ его разума и мудрости, и прославили Бога, давшаго ему такую благодать. Послѣ окончанія часовъ, пригласивъ старца къ обѣду, предложили ему вкусить пищи. Старецъ вкусилъ пищи, благословилъ родителей, и хотѣлъ уходить. Но они умоляли его, обращаясь къ нему съ вопросомъ и говоря: подожди немного, намъ нужно тебя спросить: разрѣши наше недоумѣніе, утѣшь насъ въ скорби нашей и печали относительно этого малаго ребенка. Мы ему удивляемся, и нами овладѣваетъ печаль и ужасъ по причинѣ бывшаго съ нимъ страннаго и непонятнаго происшествія: за нѣсколько времени до рожденія, онъ трижды прокричалъ въ утробѣ матери, когда она была въ церкви, при народѣ, во время совершенія Божественной Литургіи. Нигдѣ такого происшествія не слыхано и не видано, и насъ оно страшитъ, ибо не зна/с. 24/емъ, какой будетъ ему исходъ, или что сбудется впереди? Тогда святый Старецъ, провидя и познавая духомъ будущее, сказалъ: о, блаженная чета! о, добрые супруги, содѣлавшіеся родителями такого дитяти! Напрасно устрашаетесь вы тѣмъ, что не заключаетъ въ себѣ никакого страха. Напротивъ: радуйтесь и веселитесь, что вы сподобились родить такое дитя, которое Богъ предзнаменовалъ еще отъ утробы матери. Я скажу вамъ одно слово, и больше не буду говорить. Вотъ вамъ доказательство того, что слова мои истинны: когда я уйду, то увидите отрока отлично разумѣющимъ всякую грамоту и понимающимъ всѣ прочія святыя книги; во вторыхъ предсказываю вамъ и извѣщаю васъ, что отрокъ этотъ будетъ великъ предъ Богомъ и по своей добродѣтельной жизни будетъ руководить людьми. Сказавъ это, старецъ пошелъ, прибавивъ еще нѣчто таинственное, говоря: сынъ вашъ будетъ обителію Святыя Троицы, и многихъ за собой приведетъ въ разумъ Божественныхъ заповѣдей. Затѣмъ онъ вышелъ отъ нихъ, и они проводили его за ворота дома. Здѣсь онъ вдругъ сдѣлался предъ ними невидимъ, и они въ недоумѣніи догадывались, что это Ангелъ былъ посланъ даровать отроку разумѣніе грамоты. Послѣ этого родители отрока, получивъ благословеніе старца, возвратились въ домъ, сохраняя слова его въ своемъ сердцѣ. По удаленіи старца, отрокъ вдругъ оказался вполнѣ разумѣющимъ грамоту и съ тѣхъ поръ перемѣнился страннымъ образомъ: каждую книгу, какую бы онъ ни разогнулъ, немедленно отлично читалъ и понималъ. Достоинъ былъ даровъ духовныхъ этотъ прекрасный отрокъ, который отъ самыхъ пеленъ позналъ Бога, возлюбилъ Бога, а потому и помилованъ былъ Богомъ. Онъ пребывалъ во всякомъ повиновеніи у своихъ родителей, стараясь исполнять всѣ ихъ приказанія безпрекословно, какъ и святое Писаніе говоритъ: чти отца твоего и матерь, да долголѣтенъ будеши на земли (Исх. 20, 12).

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 21-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.