Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

III. ЮНОШЕСКІЙ ВОЗРАСТЪ.

Разскажемъ и другое обстоятельство изъ жизни этого блаженнаго отрока, — какъ онъ въ юномъ возрастѣ проявилъ разумъ старца. Спустя нѣсколько лѣтъ, онъ началъ усиленно поститься, воздерживаясь отъ всего: въ среду и пятокъ совершенно ничего не ѣлъ, а въ прочіе дни питался только хлѣбомъ и водой; ночи часто проводилъ безъ сна на молитвѣ. И потому вселилась въ него благодать Святаго Духа. Но мать своими материнскими рѣчами уговаривала его, говоря: сынъ мой! не повреди своего тѣла излишнимъ воздержаніемъ, чтобы тебѣ не впасть въ болѣзнь; ты еще очень молодъ и тѣло у тебя должно расти и развиваться. Въ эти молодые годы и въ твой возрастъ никто не берется за такой изнурительный постъ. Никто изъ братьевъ твоихъ и изъ товарищей не имѣетъ такого воздержанія, какъ ты. Нѣкоторые разъ по семи въ день ѣдятъ, начиная съ ранняго утра и до поздней ночи, и пьютъ несчетное число разъ; а ты, когда однажды въ день поѣшь, а когда и ни разу, но черезъ день. Оставь, сынъ мой, такое продолжительное неяденіе; ты еще не достигъ этой мѣры: для тебя это еще не время. Все хорошо, но въ свое время. На это прекрасный сей отрокъ отвѣчалъ ей съ просьбою, говоря: не препятствуй мнѣ, мать моя, чтобы мнѣ по неволѣ не оказаться непослушнымъ тебѣ; но дозволь мнѣ такъ и продолжать. Не вы ли сами говорили мнѣ, что когда я былъ еще въ пеленахъ и въ колыбели, то по средамъ и пятницамъ не употреблялъ молока. Слыша это, могу ли я не стремиться къ Богу, сколько есть силъ, чтобы Онъ избавилъ меня отъ грѣховъ моихъ. На это отвѣтила мать, говоря: тебѣ нѣтъ еще и двѣнадцати лѣтъ — и ты говоришь о грѣхахъ; какіе у тебя грѣхи? Мы не видимъ у тебя и признаковъ грѣха, а напротивъ, мы видѣли на тебѣ знаменія благодати и благочестія; ты избралъ благую часть, которая и не отнимется у тебя. Отрокъ сказалъ: перестань, мать моя! что ты говоришь!... Ты это говоришь, какъ мать, по материнской любви, утѣшаясь, какъ мать, /с. 26/ своимъ дѣтищемъ, побуждаемая естественною любовію. Но послушай, что говорить святое Писаніе: никто-же да похвалится въ человѣцѣхъ; никто не чистъ предъ Богомъ, аще и единъ день житіе его будетъ (Іов. 4, 17; 14, 4. 5); никто не безгрѣшенъ, кромѣ одного Бога. Не слышала ли ты Божественнаго Давида, который, думаю, объ насъ грѣшныхъ говорить: се бо въ беззаконіяхъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Сказавъ это, онъ продолжалъ по прежнему держаться своего добраго настроенія, и Богъ помогалъ ему въ его благомъ произволеніи.

Все время пребыванія своего въ домѣ родителей, прекрасный и доблесный этотъ отрокъ постоянно преуспѣвалъ въ страхѣ Божіемъ. Къ дѣтямъ играющимъ онъ не выходилъ и съ ними не сообщался; на тѣхъ, которые въ пустякахъ проводятъ время и занимаются бездѣльемъ, онъ не обращалъ вниманія; отъ сквернословцевъ и смѣхотворцевъ совершенно удалялся; упражнялся же только въ славословіи Божіемъ и этимъ только услаждался; прилежно посѣщалъ храмъ Божій, всегда ходилъ къ заутрени, къ Литургіи и къ вечернѣ; часто читалъ святыя книги и во всемъ всегда утруждалъ свое тѣло и изнурялъ плоть свою; чистоту душевную и тѣлесную соблюдалъ неоскверненными; часто въ тайномъ мѣстѣ наединѣ со слезами молился Богу, говоря: Господи! если справедливо то, какъ разсказывали мнѣ родители мои, что еще прежде рожденія моего Твоя благодать и знаменіе Твоего избранія были на мнѣ убогомъ, то да будетъ воля Твоя, Господи! Буди, Господи, милость Твоя на мнѣ. Даруй мнѣ, Господи, отъ юности всѣмъ сердцемъ и всей душой моей возлюбить Тебя, яко къ тебѣ приверженъ есмь отъ ложеснъ, отъ чрева матери моея Богъ мой еси ты (Пс. 21, 11). Какъ тогда, когда я былъ еще въ утробѣ матери, благодать Твоя посѣтила меня, такъ и теперь не оставь меня, Господи! Отецъ мой и мати моя оставятъ меня (Пс. 26, 10); но Ты, Господи, прими меня и присвой меня къ Себѣ, и причти меня къ избранному Твоему стаду. Тебѣ оставленъ я, нищій (Пс. 9, 35) отъ младенчества; избавь меня, Господи, отъ всякой нечистоты и всякой /с. 27/ скверны плотской и душевной, и сподобь меня «творити святыню въ страсѣ Твоемъ», Господи! Сердце мое да возвысится къ Тебѣ, Господи, и все сладостное міра сего да не усладитъ меня, и все красивое житейское да не прикоснется ко мнѣ; но да прильпнетъ душа моя къ Тебѣ, и меня да пріиметъ десница Твоя. Да не усладится душа моя ничѣмъ изъ мірскихъ красотъ и да не разслабитъ произволенія моего, и да не порадуюсь нисколько радостію этого міра; но исполни меня, Господи, радостью духовною, радостью несказанною, сладостью Божественною, и Духъ Твой благій да наставитъ мя на землю праву (Пс. 142, 10).

Видя такое поведеніе блаженнаго, старцы и прочіе люди удивлялись ему, говоря: что выйдетъ изъ этого юноши, котораго Богъ сподобилъ съ дѣтства такого дара добродѣтели?...

До сихъ поръ описано здѣсь все то, что происходило на прежнемъ мѣстѣ жительства Кирилла, отца его, въ нѣкоторомъ селеніи ихъ владѣнія, состоявшаго въ предѣлахъ Ростовскаго княжества, не въ очень близкомъ разстояніи отъ города Ростова. А теперь слѣдуетъ повѣствованіе о нѣкоторомъ переселеніи, такъ какъ Кириллъ переселился изъ Ростова въ Радонежъ. Какимъ же образомъ и почему онъ переселился, — хотя объ этомъ и долго будетъ говорить, однако необходимо это описать.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 25-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.