Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

IV. ПЕРЕСЕЛЕНІЕ РОДИТЕЛЕЙ СВЯТАГО, КОНЧИНА ИХЪ И УДАЛЕНІЕ ЕГО ВЪ ПУСТЫНЮ.

Упомянутый рабъ Божій Кириллъ занималъ прежде высокое положеніе въ Ростовской области: онъ былъ однимъ изъ славныхъ и знатныхъ бояръ и обладалъ большимъ имуществомъ. Но впослѣдствіи, подъ старость, лишился всего и обѣднѣлъ. Скажемъ и о томъ, какимъ образомъ и почему онъ обнищалъ. Причины этому были: частыя путешествія съ княземъ въ орду, частыя войны /с. 28/ татаръ противъ Россіи, частые наѣзды татарскихъ пословъ, частые тяжкіе взносы и дани въ орду, частые неурожаи хлѣба и наконецъ главное — большая война съ татарами, извѣстная подъ названіемъ Ѳедорчуковой Таралыниной, спустя годъ послѣ которой настали насилія, ибо великое княженіе досталось великому князю Ивану Даниловичу, а вмѣстѣ съ тѣмъ и княжество Ростовское присоединено къ Москвѣ. Горе, горе было тогда Ростову, а въ особенности князьямъ его. Отняты были у нихъ и власть, и княженіе, и имущество, и честь, и слава, и прочее, — и все это потянулось къ Москвѣ. По повелѣнію великаго князя Ивана Даниловича былъ посланъ изъ Москвы въ Ростовъ нѣкоторый воевода — одинъ изъ вельможъ, именемъ Василій, по прозванію Кочева, и другой съ нимъ — Мина. Прибывъ въ Ростовъ, они причинили большое стѣсненіе городу и всѣмъ жителямъ его, и воздвигли сильное гоненіе: имѣнія свои ростовцы нерѣдко были вынуждены уступать москвичамъ, а сами въ награду за это получали побои и раны, и съ безчестіемъ уходили съ пустыми руками. То былъ крайній видъ бѣдствія, когда ростовцы не только лишались имѣнія, но и принимали тѣлесныя побои, и принуждены были съ прискорбіемъ носить на тѣлѣ своемъ раны и язвы. И что много говорить? Такую дерзость проявили новые правители надъ Ростовомъ, что самаго градоначальника, старшаго боярина ростовскаго, именемъ Аверкія, повѣсили внизъ головой и, послѣ побоевъ, такъ и оставили въ поруганномъ видѣ. Великій страхъ объялъ тогда всѣхъ видѣвшихъ и слышавшихъ это — не только въ Ростовѣ, но и во всѣхъ окрестностяхъ его.

По причинѣ этихъ-то тяжелыхъ обстоятельствъ, рабъ Божій Кириллъ оставилъ вышесказанное ростовское помѣстье, и, собравъ все свое имущество, переселился со всѣмъ своимъ семействомъ изъ Ростова въ Радонежъ, гдѣ и поселился близь церкви Рождества Христова; церковь эта и до сихъ поръ еще существуетъ. Здѣсь онъ и сталъ жить съ своимъ семействомъ. И не одни они переселились изъ Ростова въ Радонежъ, но и многіе изъ его сосѣдей сдѣлали то-же, ставъ «пресельниками» на чу/с. 29/жой сторонѣ, къ числу которыхъ принадлежитъ Георгій, сынъ протопопа, съ семействомъ своимъ, Іоаннъ и зять его Ѳеодоръ Тормозовъ со всѣмъ семействомъ, очень многочисленнымъ; такъ-же дядя его Онисимъ, бывшій ростовскій вельможа, который впослѣдствіи былъ діакономъ. Про Онисима говорятъ, что онъ прибылъ въ Радонежъ вмѣстѣ съ тысяцкимъ Протасіемъ. Селеніе Радонежъ великій князь Иванъ Даниловичъ отдалъ меньшему сыну своему, князю Андрею, отцу князя Владиміра; а намѣстникомъ туда назначилъ Терентія Ртища, и предоставилъ людямъ большія льготы, обѣщая и еще сдѣлать значительное облегченіе, почему и собрались къ нему многіе, обремененные различными тягостями, такъ какъ по причинѣ Ростовскихъ стѣсненій и обидъ многіе разбѣжались.

Блаженный же отрокъ, сынъ прекраснаго отца, этотъ достопамятный подвижникъ, о которомъ идетъ здѣсь рѣчь, произшедшій отъ благородныхъ и благовѣрныхъ родителей, какъ отъ добраго корня добрая отрасль, былъ во всѣхъ отношеніяхъ отраженіемъ свойствъ этого добраго корня, какъ-бы точный оттискъ печати. Онъ съ юнаго возраста былъ какъ-бы облагороженное древо и процвѣлъ какъ благоуханный плодъ. Это былъ юноша благолѣпный и ко всему благопотребный. Съ теченіемъ времени, по мѣрѣ возраста, онъ все болѣе и болѣе преуспѣвалъ къ лучшему. Всѣ житейскія красоты вмѣнилъ онъ ни во что и всякую мірскую красоту потопталъ, какъ соръ, и даже самое, такъ сказать, естество свое презрѣлъ и преодолѣлъ. Часто вспоминалъ онъ про себя слова Давида: кая польза въ крови моей, внегда сходити ми во истлѣніе (Пс. 29, 10). День и ночь не переставалъ онъ отъ молитвы, что для подвижниковъ вначалѣ всего болѣе содѣйствуетъ ко спасенію. А прочія его добродѣтели какъ мнѣ разсказать? Какъ разсказать его тихость, кротость, молчаливость въ словѣ, смиреніе, безгнѣвіе, неподдѣльную простоту, любовь ко всѣмъ людямъ равную? Никогда не подвигся онъ на гнѣвъ, ничѣмъ никогда не соблазнился, никого не обидѣлъ, ни въ чемъ себѣ не попускалъ послабленія, ни смѣха; если когда и встрѣчалась /с. 30/ надобность улыбнуться, такъ какъ этого нельзя избѣжать, то это было у него благопристойно и воздержно. Видъ его всегда былъ печальный, и онъ казался какъ бы скучнымъ; часто и подолгу предавался онъ плачу, слезы изъ глазъ текли у него по лицу, являя его печальное и плачевное настроеніе; псалмы въ устахъ его никогда не прекращались; украшеніемъ было для него воздержаніе; удрученію тѣла онъ радовался; худость одежды принималъ съ усердіемъ; ни пива, ни меда никогда не вкушалъ, даже къ устамъ не подносилъ и не обонялъ. Онъ желалъ и любилъ проводить жизнь во всѣхъ отношеніяхъ подвижническую, и все это, какъ естественное, казалось ему недостаточнымъ. Другіе два сына Кирилла — Стефанъ и Петръ, поженились; а третій этотъ сынъ, блаженный юноша Варѳоломей, не захотѣлъ жениться, но усердно желалъ вступить въ иночество и объ этомъ часто просилъ родителя своего, говоря: отпусти меня теперь, владыка, согласно обѣщанію твоему, и благослови меня посвятить себя иноческой жизни. И сказали ему родители: чадо! подожди немного и потерпи ради насъ: вотъ мы теперь состарились и находимся въ бѣдности и въ болѣзни, и некому намъ послужить. Братья твои Стефанъ и Петръ поженились, и пекутся, како угодити женамъ; а ты неоженивыйся печешься, како угодити Господеви (1 Кор. 7, 32. 33), или, лучше сказать, ты благую часть избралъ, которая и не отымется отъ тебя (Лук. 10, 42): только послужи намъ немного. А когда насъ, родителей своихъ, проводишь въ могилу, тогда и исполнишь свое намѣреніе; когда насъ похоронишь и покроешь землей, тогда и поступи по своему желанію. Чудный юноша съ радостію обѣщался послужить имъ до конца ихъ жизни, и съ тѣхъ поръ всегда старался всячески угождать родителямъ своимъ, чтобы наслѣдовать ихъ молитвы и благословеніе.

Такъ провелъ онъ нѣкоторое время, услуживая и угождая родителямъ своимъ всей душей, съ чистою совѣстію, пока они не постриглись въ монашество и не удалились каждый изъ нихъ въ свое время въ свой монастырь. Поживъ недолго въ иночествѣ, они престави/с. 31/лись и отошли ко Господу; а сына своего, блаженнаго Варѳоломея, до послѣдняго своего издыханія каждый день благословляли обильнымъ благословеніемъ. Блаженный юноша проводилъ до гроба родителей своихъ, совершилъ надъ ними надгробныя пѣнія, опряталъ тѣла ихъ и, цѣлуя съ большимъ уваженіемъ, со слезами опустилъ въ могилу и покрылъ землей, какъ-бы какое драгоцѣнное сокровище. Поплакавъ по умершихъ родителяхъ своихъ, онъ почтилъ память ихъ паннихидами и святыми литургіями, украсивъ поминовеніе ихъ молитвою, раздачею милостыни и кормленіемъ нищихъ. Такъ поступалъ онъ въ теченіи сорока дней, совершая память по своихъ родителяхъ, а затѣмъ возвратился домой, радостный душей и веселый сердцемъ, какъ бы пріобрѣтшій какое-нибудь драгоцѣнное сокровище, изобилующее богатствомъ духовнымъ: онъ былъ сильно объятъ желаніемъ монашескаго житія.

По возвращеніи въ домъ послѣ преставленія родителей, преподобный сей юноша началъ устранять себя отъ всякихъ житейскихъ попеченій этого міра, вмѣняя ни-во-что, — и домъ, и находящіяся въ немъ необходимыя принадлежности, содержа въ сердцѣ сказанное въ Писаніи, что житіе этого міра полно печали и воздыханія. Пророкъ говоритъ: изыдите отъ среды ихъ и отлучиться, и нечистотѣ міра не прикасайтеся (Ис. 52, 11), другой Пророкъ сказалъ: отступите отъ земли, и взыдите на небо. И Давидъ говоритъ: прильпе душа моя по Тебѣ, мене же пріятъ десница Твоя (Пс. 62, 9). И опять: се удалихся бѣгая, и водворихся въ пустыни, чаяхъ Бога, спасающаго мя (Пс. 54, 8. 9). И Господь въ Евангеліи сказалъ: иже аще хощетъ по Мнѣ идти, и не отречется всего, что въ мірѣ, не можетъ Мой быти ученикъ (Матѳ. 16, 24; Лук. 14, 33). Утвердивъ этимъ свою душу и тѣло, онъ призываетъ Петра, своего меньшаго брата по плоти, и оставляетъ ему родительское наслѣдство — все безъ исключенія, что было въ домѣ необходимаго для жизни, а себѣ не взялъ ничего, по Апостолу, который сказалъ: сія вся уметы вмѣнихъ, да Христа пріобрящу (Филип. 3, 8). А Стефанъ, старшій по рожденію братъ его, не долго пожилъ съ женой: жена /с. 32/ его умерла, оставивъ по себѣ двухъ сыновей — Климента и Іоанна; этотъ самый Іоаннъ впослѣдствіи сталъ Ѳеодоромъ Симоновскимъ. Не въ долгомъ времени по смерти жены Стефанъ оставилъ міръ и принялъ монашество въ монастырѣ Покрова Пресвятыя Богородицы въ Хотьковѣ. Къ нему-то и пришелъ блаженный юноша Варѳоломей, прося его идти съ нимъ искать для жительства мѣста пустыннаго. Стефанъ, вынужденный просьбою блаженнаго, согласился, и они отправились. Много мѣста обошли они, ходя по лѣсамъ, и наконецъ пришли на одно пустынное мѣсто въ густомъ лѣсу, гдѣ была и вода. Они обошли вокругь это мѣсто, и оно имъ понравилось, а главное — Богъ такъ ихъ вразумилъ. Помолившись, они начали собственными руками рубить лѣсъ и на своихъ плечахъ носить къ одному мѣсту бревна. Сперва они сдѣлали для ночлега себѣ шалашъ, или кущу, которую и покрыли; затѣмъ построили одну келью и заложили небольшую церковку, которую и срубили. А когда церковь была совсѣмъ окончена и по наружности, какъ слѣдовало, была готова, и настало время ее освятить, то блаженный юноша сказалъ Стефану: такъ какъ ты мнѣ старшій братъ по рожденію и по плоти, а главное по духу, и мнѣ должно имѣть тебя вмѣсто отца; теперь же мнѣ и некого болѣе спрашиваться во всемъ, кромѣ тебя: то вотъ объ этомъ дѣлѣ прошу тебя и спрашиваю твоего совѣта. Вотъ уже церковь поставлена и совсѣмъ закончена, и время ее освятить: въ чье-же имя, скажи мнѣ, будетъ праздникъ этой церкви, и во имя какого святаго ее освящать? — Зачѣмъ спрашиваешь меня объ этомъ? отвѣтилъ Стефанъ; напрасно искушаешь и испытываешь меня, когда самъ знаешь это не хуже меня. Сколько разъ родители наши, отецъ и мать, передавали тебѣ при насъ, говоря: помни, помни чадо, что ты не наше чадо, а Божіе дарованіе. Тебя Богъ избралъ, когда ты быль еще въ утробѣ матери, и прежде рожденія твоего проявилъ о тебѣ чрезъ трикратное возглашеніе твое во всю церковь во время святыя литургіи, такъ что весь народъ, бывшій тутъ и слышавшій это, удивился тогда, и всѣ съ ужасомъ говорили: что будетъ изъ этого младенца? Священники же и старцы, /с. 33/ люди святые, ясно о тебѣ разсудили и истолковали, говоря, что троичное число, проявившееся относительно этого младенца, означаетъ, что онъ нѣкогда будетъ служителемъ Святыя Троицы, и не только самъ будетъ вѣровать благочестно (дѣятельною живою вѣрою), но и многихъ приведетъ за собой и научитъ (такъ-же) вѣровать во Святую Троицу. Поэтому тебѣ приличнѣе всего освятить эту церковь во имя Святыя Троицы. И это не нашъ вымыселъ, но Божіе изволеніе, проявленіе и избраніе: такъ Богу угодно; буди имя Господне благословенно во вѣки! Когда Стефанъ все это высказалъ, то блаженный юноша, вздохнувъ изъ глубины сердца, сказалъ: сущую правду высказалъ ты, господинъ мой! И мнѣ это нравится; мнѣ того-же хотѣлось и такъ-же разсуждалось: отъ души хочется мнѣ освятить эту церковь во имя Святыя Троицы. Но по долгу смиренія я спросилъ тебя объ этомъ, — и вотъ Господь не оставилъ меня, далъ мнѣ по желанію сердца моего и не лишилъ меня хотѣнія моего. Переговоривъ такъ, они испросили святительскаго благословенія и распоряженія объ освященіи церкви. Митрополитъ Ѳеогностъ прислалъ изъ города священниковъ, которые привезли съ собой все необходимое къ освященію: антиминсъ, часть мученическихъ мощей и все остальное, что требуется для освященія церкви. Итакъ освящена была тогда церковь во имя Святыя Троицы, благословеніемъ Преосвященнаго Ѳеогноста, Митрополита Московскаго и всея Россіи, при великомъ князѣ Симеонѣ Іоанновичѣ, и думаю, что это было въ началѣ его княженія. По справедливости церковь эта была наречена во имя Святыя Троицы: она сооружена благодатію Бога Отца, милостію Сына Божія и содѣйствіемъ Святаго Духа.

По совершеніи и освященіи церкви, Стефанъ не долго пожилъ съ братомъ въ пустынѣ. Видя трудность пустыннаго пребыванія, — что жизнь тутъ прискорбная и жестокая: во всемъ стѣсненіе, во всемъ недостатки, ни откуда нѣтъ ни пищи, ни питія и ничего другого необходимаго въ жизни; ни откуда никто не приходилъ, ничего никто не приносилъ; ибо вокругъ этой пустыни не было тогда вблизи ни деревень, ни дворовъ, въ которыхъ бы кто-/с. 34/нибудь жилъ; ни откуда не было и дороги; не было поэтому ни прохожихъ, ни посѣтителей; но вокругъ всего этого мѣста со всѣхъ сторонъ былъ лѣсъ и все было пусто. Видя все это и соскучившись, онъ оставляетъ пустыню, а вмѣстѣ — и родного своего брата, преподобнаго пустыннолюбца и пустынножителя, и уходить оттуда въ Москву. Придя въ городъ, онъ поселился въ Богоявленскомъ монастырѣ, гдѣ пріобрѣлъ келью и сталъ жить, усердно подвизаясь въ добродѣтели. Онъ тоже любилъ проводить жизнь трудолюбивую, и въ кельѣ своей жилъ подвижнически — въ постѣ и молитвѣ и во всякомъ воздержаніи: пива не употреблялъ, и одежду любилъ худую и нищенскую. Въ томъ же монастырѣ въ то время жилъ Алексій (будущій) митрополитъ, тогда еще не поставленный въ митрополита, но простой монахъ, проводившій строгую жизнь. Съ нимъ-то Стефанъ и жилъ въ духовномъ общеніи, и въ церкви оба они рядомъ пѣли на крылосѣ. Въ то-же время въ этомъ монастырѣ жилъ также извѣстный и уважаемый старецъ Геронтій. Узналъ о Стефанѣ и о его добродѣтельной жизни Великій Князь Симеонъ, и велѣлъ Митрополиту Ѳеогносту произвести его во іеромонаха, а затѣмъ приказалъ сдѣлать его игуменомъ того монастыря, и избралъ его себѣ своимъ духовникомъ, а за нимъ и тысячникъ Василій съ братомъ своимъ Ѳеодоромъ, и прочіе именитѣйшіе бояре, всѣ одинъ за другимъ избрали его своимъ духовникомъ.

А доблестный блаженный юноша — родной и единоутробный братъ этого Стефана, остался вѣрнымъ своему призванію. Хотя и отъ одного отца оба они произошли, и одна утроба ихъ произвела, но не одинаковое было у нихъ произволеніе. Не родные ли были они между собой братья? Не единомысленно-ли они согласились поселиться на томъ мѣстѣ? Не оба-ли одинаково сговорились вмѣстѣ поселиться въ этой пустынѣ? И какъ же они такъ скоро разлучились другъ отъ друга, — и одинъ захотѣлъ такъ, а другой иначе? одинъ предпочелъ подвизаться въ городскомъ монастырѣ, а другой изъ пустыни сдѣлалъ какъ бы городъ.

Не взыщите же съ меня за грубость мою, что, описы/с. 35/вая все это, я несколько продолжилъ слово, говоря о младенчествѣ Святаго, о его дѣтствѣ и о всемъ остальномъ изъ его мірской жизни, ибо все это время онъ хотя и въ міру пребывалъ, но душей и желаньемъ распалялся къ Богу. И я хотѣлъ показать читающими, и слушающимъ его житіе — каковъ онъ былъ смолоду, украшенный съ дѣтства вѣрою и чистымъ житіемъ и всѣми добрыми дѣлами. Таковы были дѣйствія и поведеніе этого добраго и прекраснаго юноши еще въ міру! И хотя онъ пребывалъ тогда еще въ мірскомъ званіи, однако Богъ свыше призиралъ на него, посѣщая его Своею благодатію, соблюдая и ограждая его святыми Своими Ангелами, и сохраняя его на всякомъ мѣстѣ и на всякомъ пути, куда бы онъ ни пошелъ. Богъ, какъ сердцевѣдецъ, единъ свѣдый сердечная, единъ вѣдущій тайное, провидя о немъ будущее, зная, что онъ носитъ въ сердцѣ своемъ многія добродѣтели и усердную любовь, — провидѣлъ, что по своему благому и доброму изволенію, онъ будетъ сосудомъ избраннымъ, будетъ игуменомъ многочисленнаго братства и Отцемъ многихъ монастырей. Но въ то время ему очень желательно было облечься въ монашескій образъ, ибо сильно желалъ иноческаго подвижническаго житія и безмолвнаго пребыванія.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 27-35.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.