Церковный календарь
Новости


2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
2017-08-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 12-я (1943)
2017-08-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 11-я (1943)
2017-08-17 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (2-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-17 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (1-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-17 / russportal
Рождественское Посланіе 1948 г. митр. Анастасія (Грибановскаго) (1948)
2017-08-17 / russportal
Владимірское Посланіе 1938 г. митр. Анастасія (Грибановскаго) (1963)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (54-е) къ Флоренцію Пупіану о поносителяхъ (1879)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (53-е) къ епископамъ о выкупѣ плѣнныхъ (1879)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 10-я (1943)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 9-я (1943)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (2-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (1-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

V. ПОСТРИЖЕНІЕ ВЪ МОНАШЕСТВО СВЯТАГО.

Преподобный Отецъ нашъ не принималъ самъ по себѣ ангельскаго образа, пока не пріобыкъ ко всѣмъ монастырскимъ дѣламъ и иноческимъ правиламъ и пока не устроилъ все остальное, необходимое для монаха. И все это время онъ съ большимъ прилежаніемъ и усердіемъ молился со слезами Богу, чтобы сподобиться ему сего ангельскаго образа и причислиться къ лику иноческому. Затѣмъ онъ пригласилъ къ себѣ въ пустыню нѣкотораго духовнаго старца, украшеннаго чиномъ священства, почтеннаго благодатію пресвитерства, который былъ по сану игуменъ, именемъ Митрофана. Смиренно кланя/с. 36/ясь ему и преклоняя предъ нимъ съ радостію главу, онъ поручаетъ и вмѣстѣ проситъ его, выражая желаніе, чтобы онъ облекъ его въ иночество. Сдѣлай милость, отче, говоришь онъ ему, постриги меня въ монашество: съ юности я давно сильно этого желаю; но потребность родителей удерживала меня. Теперь же я отъ всего освободился, — и такъ жажду сего, имъ-же образомъ желаетъ елень на источники водныя: сице желаетъ душа моя (Пс. 41, 2) иноческаго пустыннаго житія. Нисколько не медля, Игуменъ вошелъ церковь, и постригъ его въ ангельскій образъ. Это было седьмого октября, на память святыхъ мучениковъ Сергія и Вакха, а потому и дано было ему при постриженіи въ монашество имя — Сергій: такъ тогда просто давали при постриженіи въ иночество имена, не сообразуясь съ прежнимъ именемъ, а какого святаго случится въ день постриженія, то имя и давали постригаемому. Было же тогда святому когда онъ принялъ постриженіе въ монашество, отъ роду 23 года.

Въ вышепомянутой церкви, созданной самимъ преподобнымъ Сергіемъ и названной имъ во имя Святыя Троицы, означенный Игуменъ, вмѣстѣ съ постриженіемъ, совершилъ Божественную литургію, и новопостриженный монахъ, Блаженный Сергій, послѣ постриженія былъ причастникомъ Святыхъ Таинъ Пречистаго Тѣла и Крови Господа нашего Іисуса Христа. И какъ онъ достойно сподобился этой святыни, то немедленно по святомъ причащеніи, или и въ самомъ причащеніи низошла на него благодать Святаго Духа, которая и вселилась въ него. Откуда же это извѣстно? (Вотъ откуда:) по случаю тутъ были нѣкоторые истинные и неложные свидѣтели, которые, когда Сергій причастился Святыхъ Таинъ, ощутили, что вся церковь вдругъ наполнилась благоуханіемъ, и не только въ церкви, но и вокругъ церкви, они слышали это благоуханіе. Всѣ очевидцы, ощутившіе это, прославили Бога, такъ прославляющаго угодниковъ Своихъ. И такъ, это былъ первый монахъ, постриженный въ той церкви и въ той пустынѣ, — первый по началу, а послѣдній мудрованіемъ, первый по счету, а послѣдній по трудамъ, а скажу, что — и первый /с. 37/ и послѣдній. Ибо хотя и многіе въ той церкви были пострижены, но ни одинъ не достигъ въ мѣру его преуспѣянія; многіе такъ-же начинали, но не всѣ такъ и окончили. Многіе впослѣдствіи на томъ-же мѣстѣ и при немъ и послѣ него иночествовали, и всѣ дѣйствительно — хороши; но и всѣ не могутъ сравняться съ нимъ. Онъ — первый монахъ этого мѣста, какъ бы — началообразный подвигоположникъ и образецъ для всѣхъ остальныхъ монаховъ, живущихъ здѣсь. Постригаясь, онъ не только отлагалъ власы главы своей, но, вмѣстѣ съ отъятіемъ чувственныхъ волосъ, отсѣкъ и плотскія желанія; а совлачаясь мірскихъ одеждъ и отлагая ихъ, онъ вмѣстѣ совлекался и ветхаго человѣка, отлагая его, и облачался въ новаго, крѣпко препоясавъ чресла свои и пріуготовляясь мужественно вступить въ подвиги духовные. Онъ оставилъ міръ и отрекся его, и всего, что въ мірѣ: имѣнія, и всѣхъ прочихъ житейскихъ вещей и, просто сказать, сразу растерзалъ всѣ узы жизни мірской. Какъ бы орелъ какой, который, расправивъ легкія крылья, взлетаетъ по воздуху въ высоту, такъ Преподобный, оставивъ міръ и все, что въ мірѣ, сразу избѣгъ и всѣхъ прочихъ житейскихъ вещей, оставивъ родъ свой и всѣхъ близкихъ и сродниковъ, домъ и отечество, подобно древнему патріарху Аврааму.

Послѣ постриженія, Преподобный провелъ въ церкви семь дней, ничего не вкушая, кромѣ одной той просфоры, которую получилъ отъ игумена, и ничѣмъ не занимаясь, а пребывая лишь въ постѣ и молитвѣ. Въ устахъ непрестанно было у него пѣніе Давидовыхъ псалмовъ; этими словами онъ услаждался, ими хвалилъ Бога, поя безмолвно и говоря съ благодареніемъ: Господи! возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего и мѣсто селенія славы Твоея (Пс. 25, 8). Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дній. Коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ, желаетъ и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозѣ живѣ: ибо птица обрѣте себѣ храмину, и горлица гнѣздо себѣ, идѣже положитъ птенцы своя. Блажени живущіи въ дому Твоемъ, въ вѣки вѣковъ восхвалятъ Тя. Яко лучше день единъ во дворѣхъ Твоихъ паче /с. 38/ тысящь, изволихъ примѣтатися въ дому Бога моего паче, неже жити ми въ селеніихъ грѣшничихъ (Пс. 83, 2-11).

Отпуская Игумена, постригшаго его, Сергій съ великимъ смиреніемъ сказалъ ему: ты уже уходишь, отче, отсюда, а меня убогаго оставляешь, согласно моему изволенію, одного?!.. Давно я всей душей и всѣмъ сердцемъ желалъ жить одинъ въ пустынѣ, совершенно безъ людей; давно этого я просилъ у Бога, молясь Ему о семъ, когда слышалъ или вспоминалъ слова пророка Давида, который говоритъ: се удалихся бѣгая, и водворихся въ пустыни, чаяхъ Бога, спасающаго мя отъ малодушія и отъ бури (Пс. 24, 8. 9). И потому Богъ услышалъ меня, и внятъ гласу моленія моего. Благословенъ Богъ, Иже не отстави молитвы моея и милости Своея отъ мене (Пс. 65, 19. 20). Теперь я благодарю Бога, что сподобилъ меня, согласно моему желанію, жить одному въ этой пустынѣ и безмолвствовать наединѣ. Но, уходя теперь отсюда, ты, отче, благослови меня убогаго, и помолись о мнѣ одинокомъ и вмѣстѣ поучи меня — какъ жить мнѣ одному въ пустынѣ, какъ молиться, какъ пребывать, чтобы не повредиться; какъ противиться врагу и его гордымъ помысламъ? Я вѣдь новичекъ, новопостриженный и новоначальный инокъ, а потому мнѣ нужно обо всемъ этомъ распросить тебя. Игуменъ какъ бы въ ужасѣ съ удивленіемъ отвѣчалъ: меня ли спрашиваешь о томъ, что и самъ ты не хуже насъ знаешь, о честная главо! Привыкъ ты всегда такимъ образомъ показывать намъ примѣръ смиренія. Однако, чтобы отвѣтить на предложенное тобою, я скажу словами молитвы: Господь Богъ, Который сначала избралъ тебя, Тотъ да ущедритъ тебя, да вразумитъ тебя, да научитъ тебя и да исполнитъ тебя радости духовной. И немного еще побесѣдовавъ съ нимъ духовно, Игуменъ хотѣлъ уходить. Но блаженный Сергій еще поклонился ему до земли, говоря: Отче! помолись о мнѣ, чтобы Господь помогъ мнѣ терпѣть плотскія брани, и бѣсовскія нападенія, и устремленія звѣрей, и трудъ пустынный. Игуменъ сказалъ: Апостолъ Павелъ говоритъ: благословенъ Богъ, Иже не оставитъ насъ быть искушаемыми выше силы (1 Кор. 10, 13). И опять сказалъ: вся могу о укрѣпляющемъ мя Богѣ (Филип. /с. 39/ 4, 13). Затѣмъ, уходя, поручаетъ его Богу и оставляетъ въ пустынѣ одного безмолвствовать и отшельничествовать наединѣ. Прощаясь съ нимъ, Сергій опять просилъ его благословенія и молитвъ. И сказалъ Игуменъ преподобному Сергію: я ухожу отсюда, а тебя вручаю Богу, Который не дастъ преподобному Своему видѣти истлѣнія (Пс. 15, 10), не дастъ жезла грѣшныхъ на жребій праведныхъ (Пс. 124, 3), не дастъ насъ въ ловитву зубомъ ихъ (Пс. 123, 6). Господь любитъ праведники, и не оставитъ преподобныхъ Своихъ, но во вѣкъ сохранитъ ихъ. Господь сохранитъ вхожденіе твое и исхожденіе твое отъ нынѣ и до вѣка (Пс. 120, 8), аминь. Сказавъ это и помолившись и благословивъ его, онъ ушелъ отъ него, — ушелъ туда, откуда и пришелъ.

Надобно знать читателямъ и то, сколькихъ лѣтъ Преподобный постригся: видимымъ возрастомъ онъ былъ болѣе двадцати лѣтъ, а по развитію ума — болѣе ста лѣтъ. Хотя и молодъ онъ былъ по тѣлесному возрасту, но смысломъ духовнымъ былъ — старецъ и совершенъ Божественною благодатію.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 35-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.