Церковный календарь
Новости


2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (56-е) къ клиру и народу испанскому (1879)
2017-08-18 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (55-е) къ Стефану о Макріанѣ Арелатскомъ (1879)
2017-08-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 12-я (1943)
2017-08-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 11-я (1943)
2017-08-17 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (2-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-17 / russportal
Митр. Арсеній (Москвинъ). Слово (1-е) въ день Преображенія Господня (1874)
2017-08-17 / russportal
Рождественское Посланіе 1948 г. митр. Анастасія (Грибановскаго) (1948)
2017-08-17 / russportal
Владимірское Посланіе 1938 г. митр. Анастасія (Грибановскаго) (1963)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (54-е) къ Флоренцію Пупіану о поносителяхъ (1879)
2017-08-17 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (53-е) къ епископамъ о выкупѣ плѣнныхъ (1879)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 10-я (1943)
2017-08-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 9-я (1943)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (2-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (1-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

VII. БѢСОВСКІЯ НАПАДЕНІЯ.

Однажды Преподобный Сергій ночью приходитъ по обыкновенію въ церковь, чтобы отправить утреню. И лишь только онъ началъ свое пѣніе, какъ вдругъ стѣна церковная разступилась, и чрезъ образовавшееся отверстіе очевидно [видимымъ образомъ] вошелъ діаволъ со множествомъ бѣсовскаго воинства, какъ не входяй дверми тать и разбойникъ (Іоан. 10, 1). Явившіеся были одѣты по литовски, и на головахъ ихъ были остроконечныя шапки. Они устремились на блаженнаго, какъ бы намѣреваясь разорить до основанія церковь и все это мѣсто, и на Святаго скрежетали зубами, грозя и устрашая его, и какъ бы намѣреваясь убить. При этомъ они говорили: «бѣги, бѣги отсюда, и больше не живи на этомъ мѣстѣ. Не мы на тебя сперва напали, а ты пришелъ на насъ. Если не убѣжишь отсюда, мы тебя разорвемъ, ты умрешь въ рукахъ нашихъ, и не останешься больше въ живыхъ»... Таковъ ужъ обычай у діавола, что когда онъ, по гордости своей, начнетъ предъ кѣмъ хвалиться, или грозить, то обѣщается уничтожить землю и изсушить море, а самъ не имѣетъ власти и надъ свиньями. Но Преподобный Сергій вооружился молитвою, взывая къ Богу такъ: Боже! кто уподобится Тебѣ? не промолчи, ниже укроти, Боже! яко се врази Твои возшумѣша... Также: Да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его, и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящіи Его; яко исчезаетъ дымъ да исчезнутъ; яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнуть грѣшницы отъ лица Божія, а праведницы да возвеселятся (Пс. 67, 2-4). И такимъ образомъ Сергій именемъ Святыя Троицы, имѣя помощницею и заступницею Пресвятую Богородицу, а вмѣсто оружія — честный крестъ Христовъ, поразилъ діавола, какъ нѣкогда Давидъ Голіаѳа, — и тотъ со всѣми своими бѣсами сдѣлался невидимъ; всѣ исчезли, не стало никого. Преподобный же воздалъ великое благодареніе Богу, избавившему его отъ такой бѣсовской крамолы.

Но чрезъ нѣсколько дней, когда блаженный въ кельѣ своей наединѣ совершалъ свою непрестанную всенощную /с. 42/ молитву, вдругъ снова поднялся шумъ, стукъ, крикъ, наводившіе смущеніе и ужасъ, и это — не во снѣ, а наяву. И опять множество бѣсовъ напали на блаженнаго цѣлымъ стадомъ, которые безчинно кричали и говорили съ угрозой: «уходи, уходи съ этого мѣста! Чего пришелъ ты искать въ этой пустынѣ? Чего тебѣ надо въ этомъ лѣсу? Жить что-ли здѣсь думаешь? Напрасно ты тутъ и поселился. Не надѣйся тутъ жить, — не можешь пробыть здѣсь и одного часа: самъ видишь, какое здѣсь мѣсто пустое, неудобное и непроходимое, со всѣхъ сторонъ отъ людей далеко, никто сюда не заглянетъ. Развѣ не боишься умереть здѣсь съ голоду? не то, душепагубные разбойники найдутъ и изобьютъ тебя. А сколько въ этой пустынѣ хищныхъ звѣрей! множество волковъ съ воемъ приходятъ сюда цѣлыми стадами; такъ-же и демоны причиняютъ многія пакости и представляютъ безчисленное множество грозныхъ страшилищъ. Мѣсто это съ давнихъ поръ пустое, оно же и неудобное. И какая тебѣ польза, если звѣри съѣдятъ тебя, или какою-нибудь другою нехорошею и неприглядною внезапно умрешь смертію?! Ни сколько не медля, вставай и бѣги скорѣе отсюда, безъ всякаго разсужденія и сомнѣнія, и не оглядывайся назадъ, или туда и сюда; не то мы живо тебя отсюда прогонимъ, или убьемъ»... Преподобный же, имѣя крѣпкую вѣру, надежду и любовь къ Богу, совершалъ прилежную со слезами молитву о прогнаніи враговъ и объ избавленіи его отъ этой бѣсовской пронырливости. И благій человѣколюбивый Богъ, всегда скорый на помощь, готовый на милость, не оставилъ раба Своего быть долго боримымъ и много подвергаться напасти; но, какъ мнѣ кажется, менѣе чѣмъ черезъ часъ ниспослалъ ему милость, чтобы враги-демоны этимъ посрамились и познали, какъ Божественную помощь, такъ и свою немощь; Преподобный-же, который съ твердой душой постоянно видимо и невидимо боролся съ бѣсами, — чтобы явился побѣдителемъ бѣсовъ. Внезапно осѣнила его тогда нѣкоторая Божественная сила, которая немедленно прогнала лукавыхъ духовъ, и они тотчасъ-же всѣ совершенно исчезли, а Преподобнаго утѣшила, исполнивъ его нѣкоторымъ Божественнымъ весе/с. 43/ліемъ и усладивъ сердце его сладостію духовною. Видя такую скорую помощь, и уразумѣвъ милость и благость Божію, онъ возсылалъ Богу благодарныя хвалы, говоря: благодарю Тебя, Господи, что не оставилъ Ты меня, но скоро услышалъ и помиловалъ меня. Сотвори со мною знаменіе во благо, и да видятъ ненавидящіи мя и постыдятся, яко Ты, Господи, помоглъ ми и утѣшилъ мя еси (Ис. 85, 17). Десница Твоя, Господи, прославися въ крѣпости, десная Твоя рука, Господи, сокрушила враговъ нашихъ — демоновъ, и державою крѣпости Твоей Ты погубилъ ихъ окончательно (Исх. 15, 6. 7).

Всякій, имѣющій разумъ, можетъ понять и разсудить объ этихъ бѣсовскихъ явленіяхъ, что то было дѣломъ началозлобнаго и злохитраго изобрѣтателя, лукаваго діавола. Завидуя нашему спасенію, онъ намѣревался прогнать Преподобнаго Сергія съ этого мѣста, опасаясь, чтобы онъ не возмогъ своимъ терпѣніемъ, при помощи благодати Божіей, устроить это пустое мѣсто, воздвигнуть тутъ монастырь и наполнить его, посредствомъ своего тщанія и прилежанія, какъ бы какую весь или селеніе, монахами, создавъ имъ какъ бы нѣкоторый городокъ, священную обитель, для непрестаннаго славословія и пѣснопѣнія Богу, какъ и случилось благодарю Христовою; что мы и видимъ теперь. И не только этотъ большой монастырь, подобный лаврѣ, который въ Радонежѣ, созданъ имъ, но и множество другихъ различныхъ монастырей онъ построилъ и также собралъ въ нихъ множество монаховъ, жительствующихъ по уставу и по преданно Св. Отцевъ. А діаволъ, потрудившись съ своими бѣсами долгое время попусту, устроивая различныя привидѣнія, былъ наконецъ побѣжденъ блаженнымъ; ибо хотя и много наводилъ онъ разныхъ мечтаній, но не могъ устрашить этого твердаго душею и мужественнаго подвижника, а напротивъ: послѣ различныхъ его мечтаній и грозныхъ привидѣній Преподобный Сергій еще мужественнѣе вооружался и отважнѣе ополчался на бѣсовъ; взирая съ упованіемъ къ Божественной помощи и, хранимый Божіею благодатію, онъ пребылъ безъ вреда.

Итакъ, иногда демонскія козни и страхованія, а иногда /с. 44/ и нападенія звѣрей безпокоили Святаго. Ибо множество звѣрей, какъ сказано, находилось тогда въ этой пустынѣ, и одни изъ нихъ съ воемъ и ревомъ бродили цѣлыми стадами, а другіе — въ небольшомъ числѣ, по два или по три, а иногда и по одиночкѣ проходили мимо. Одни показывались вдали, а другіе подходили къ блаженному очень близко, окружали его и обнюхивали.

Одинъ изъ этихъ звѣрей, называемый «аркуда», что значитъ — медвѣдь, взялъ себѣ въ привычку постоянно ходить къ Преподобному. Видя это, и замѣчая, что звѣрь приходить къ нему не съ злымъ умысломъ, но чтобы получить что-нибудь изъ съѣстнаго въ пищу себѣ, Преподобный сталъ выносить ему изъ своей кельи по небольшому ломтю хлѣба, который и клалъ ему на пень или на колоду, чтобы, когда придетъ звѣрь, то находилъ себѣ готовую пищу, которую тотъ, взявъ пастью, немедленно удалялся. Когда же Преподобному самому не доставало хлѣба, и звѣрь, придя по обыкновенію, не находилъ урочной себѣ пищи, тогда онъ долго не уходилъ, а стоялъ, оглядываясь туда и сюда, ожидая, какъ бы суровый какой заимодавецъ, уплаты слѣдуемаго ему долга. И потому, когда случалось, что оставался только одинъ ломоть, то и его Преподобный принужденъ бывалъ раздѣлить на двѣ части, и одну оставить себѣ, а другую предложить звѣрю. Не имѣлъ тогда Преподобный Сергій у себя въ пустынѣ различныхъ снѣдей, кромѣ одного хлѣба и воды изъ бывшаго тутъ родника, и то въ недостаточномъ количествѣ. Часто случалось, что у него и на одинъ день не было хлѣба: и въ такомъ случаѣ оба они пребывали голодными — и самъ онъ, и звѣрь. А иногда блаженный пренебрегалъ собой такъ, что если оставался у него только одинъ кусокъ хлѣба, то онъ предпочиталъ самому оставаться голоднымъ и отдавалъ хлѣбъ звѣрю, соглашаясь лучше въ этотъ день быть не ѣвши и голодовать, нежели огорчить звѣря и отпустить его безъ пищи. И не разъ, или два, приходилъ этотъ звѣрь, но долго, болѣе году, каждый день привыкъ онъ такъ поступать.

Блаженный же всѣ случавшіяся ему испытанія пере/с. 45/носилъ съ радостію и за все благодарилъ Бога. Не скучалъ онъ и не унывалъ въ скорбяхъ. Онъ стяжалъ разумъ и великую вѣру въ Бога, которою и возмогъ всѣ непріязненный стрѣлы разженныя угасить, низложить всякое возношеніе, взимающееся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 5), и не бояться прираженій демонскихъ, ибо написано: праведникъ яко левъ уповая ходитъ (Притч. 28, 1), и дерзаетъ на все по причинѣ своей вѣры, — не какъ искушающій Бога, а какъ надѣющійся на Него. Надѣющіися на Господа, сказано, яко гора Сіонъ, не подвижится во вѣкъ (Пс. 124, 1), и истинно надѣющіися на Него, яко на Господа, тверда (Притч. 3, 18). Такъ и этотъ блаженный, какъ храбрый какой воинъ, и какъ сильный оруженосецъ, вооруженный и облеченный силою Духа, на сколько имѣлъ всегдашнее попеченіе объ угожденіи Богу, на столько и Богъ изрекалъ о немъ: съ нимъ есмь въ скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасете Мое (Пс. 90, 15. 16). Слабый и лѣнивый въ своихъ дѣйствіяхъ не можетъ имѣть такого упованія. Это свойственно только тому, кто постоянно во всѣхъ своихъ поступкахъ пребываетъ съ Богомъ и всегда приближается къ Нему добрыми своими дѣлами, напрягая все свое усиліе къ тому, чтобы неопустительно и неуклонно сохранять свое сердце въ благостномъ расположеніи, какъ и Пророкъ Давидъ сказалъ: исчезосте очи мои, отъ еже уповати ми на Бога моего (Пс. 68, 4). Такъ и Преподобный Сергій, имѣя такое упованіе, осмѣлился такъ дерзновенно вступить въ эту пустыню и въ ней уединиться и безмолствовать. Когда же онъ вкусилъ божественную сладость безмолвія, то не захотѣлъ уже отступать отъ него и оставить его, и не убоялся ни устремленій звѣрей, ни бѣсовскихъ мечтаній, по сказанному въ Писаніи: не убоишися отъ страха нощнаго, отъ стрѣлы, летящія во дни, отъ вещи во тмѣ преходящія, отъ сряща и и бѣса полуденнаго (Пс. 90, 5. 6), и прочее. Противъ страхованій пустынныхъ онъ вооружался молитвою, какъ сказано у Лѣствичника, гдѣ говорится: «не лѣнись приходить въ тѣ мѣста, на которыхъ ты боишься, и проходи ихъ не безъ молитвы; но, вооружаясь молитвой, простри руки и бей супостатовъ /с. 46/ именемъ Іисусовымъ. Если мы немедленно встанемъ на молитву, то вмѣстѣ съ нами помолится тогда и пришедшій добрый нашъ Ангелъ хранитель» (Сл. 21, гл. 7 и 12). И такимъ образомъ Преподобный, возвергнувъ на Господа печаль свою (Пс. 54, 23), возложивъ на Бога упованіе свое, и Вышняго положивъ прибѣжищемъ себѣ (Пс. 90, 2. 9), пребылъ при всѣхъ устрашеніяхъ безъ страха, безъ пакости и безъ вреда. Благій и человѣколюбивый Богъ, подающій «скорое и крѣпкое утѣшеніе рабамъ Своимъ», всегда хранилъ и щадилъ Своего угодника, по сказанному въ Священномъ Писаніи: яко Ангеломъ Своимъ заповѣсть о тебѣ сохранити тя (Пс. 90, 11). Такъ и въ настоящемъ случаѣ, Богъ послалъ милость Свою и благодать въ помощь ему, сохраняя его отъ всякаго «обстоянія» видимаго и невидимаго. И Преподобный, видя надъ собою покровъ благодати Божіей, день и ночь прославлялъ Бога и возсылалъ благодарныя хвалы Богу, не оставляющему жезла грѣшныхъ на жребій праведныхъ (Пс. 124, 3), и не попускающему на насъ искушеній выше силы.

Часто занимался онъ чтеніемъ святыхъ книгъ, возращая этимъ въ себѣ всякую добродѣтель, и сокровенными разумѣніями возбуждалъ умъ свой къ вожделѣнію сокровищъ вѣчныхъ благъ. Удивительнѣе же всего то, что тайна этого строгаго добродѣтельнаго житія его осталась невѣдомою никому, кромѣ одного Бога, Который и тайное видитъ, и сокровенное испытуетъ, и неявное зритъ. И Преподобный не ослабѣвалъ въ своемъ желаніи относительно безмолвной и безмятежной жизни; но то только одно и считалъ онъ для себя любезнымъ, чтобы тайно наединѣ единому Богу приносить частыя и прилежныя молитвы, съ Богомъ единымъ бесѣдовать, Ему — высочайшему и вездѣсущему, желаніями присвоиться и къ Нему единому приближаться, и просвѣщаться благодатію, отъ Него происходящею. Мысли его тѣмъ только и были заняты, чтобы этотъ подвигъ его былъ благопріятенъ Богу и безупреченъ. По этой причинѣ онъ каждый день всѣ сутки проводилъ съ горячностію, возсылая всегда частыя молитвы Богу. И Богъ никогда не презрѣлъ его моленій: какъ благосердый и имѣющій множество ще/с. 47/дротъ, Онъ никогда не презираетъ моленій боящихся Его и исполняющихъ волю Его.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 41-47.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.