Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

VIII. ПРИХОДЪ БРАТІИ И НАЧАЛО МОНАСТЫРЯ.

По истеченіи нѣкотораго времени пребыванія Преподобнаго одинъ-наединѣ въ пустынѣ, то есть, года черезъ два, а можетъ быть и больше, или меньше — не знаю, Богъ вѣсть, — видя Богъ крѣпкую его вѣру и великое терпѣніе, умилосердился надъ нимъ и, желая облегчить для него пустынные труды, расположилъ сердца нѣкоторыхъ изъ братій, богобоязненныхъ монаховъ, и они начали приходить къ нему. Это было дѣломъ строенія и промышленія всесильнаго и милосердаго Господа, благоволившаго, чтобы Сергій жилъ въ этой пустынѣ не одинъ, но съ многочисленною братіею, какъ и Апостолъ Павелъ сказалъ: не искій своея пользы — одного, но многихъ, да спасутся (1 Кор. 10, 33). Иначе сказать, угодно было Богу возвеличить это мѣсто, преобразить эту пустыню и устроить здѣсь монастырь для собранія многочисленнаго братства. По волѣ Божіей начали посѣщать Преподобнаго Сергія монахи, сперва одинъ по одному, потомъ — иногда двое, а иногда — трое; они просили Преподобнаго, кланяясь ему и говоря: отче, прими насъ: мы хотимъ жить здѣсь съ тобой, ради спасенія души. Преподобный не только ихъ не принималъ, но и возбранялъ имъ, говоря: не можете жить на этомъ мѣстѣ, не можете терпѣть трудности пустынной жизни — голода, жажды, скорбей, утѣсненій, лишеній и недостатковъ во всемъ. Они сказали: желаемъ терпѣть трудности этого мѣста и надѣемся, что при помощи Божіей и возможемъ. Преподобный опять спросилъ ихъ, говоря: можете ли терпѣть трудности этого мѣста — голодъ и жажду и всякіе недостатки? Они отвѣчали: да, честный отче, хотимъ и можемъ при помощи Божіей и при содѣйствіи твоихъ молитвъ; о томъ только просимъ твое Преподобіе — не отлучи насъ отъ твоего лица, и отъ этого любимаго мѣста не отгоняй насъ. Видя вѣру ихъ и удивляясь /с. 48/ ихъ усердію, Преподобный Сергій сказалъ: я васъ не прогоняю, ибо Спаситель нашъ сказалъ: грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37), и опять сказалъ: идѣже еста два или тріе собраны во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20); и Давидъ сказалъ: се что добро или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Пс. 132, 1). Я, братія, хотѣлъ одинъ жить въ этой пустынѣ, чтобы такъ и скончаться на этомъ мѣстѣ. Если же таково благоволеніе Божіе, и если Ему такъ угодно, чтобы на этомъ мѣстѣ былъ монастырь и многочисленное братство: то да будетъ воля Господня! Я съ радостію принимаю васъ, только позаботьтесь каждый устроить себѣ свою келью. Но да будетъ вамъ извѣстно, что если вы пришли жить въ эту пустыню, если хотите со мной пребывать на этомъ мѣстѣ, если вы пришли работать Богу: то приготовьтесь терпѣть скорби, бѣды, печали, всякую тѣсноту, и нужду, и недостатки, и нестяжаніе, и неспаніе. Если вы рѣшились и пришли работать Богу, то съ этого времени приготовьте сердца ваши — не на ѣду, не на питіе, не на покой, не на безпечность, но на терпѣніе, чтобы терпѣть всякое искушеніе, и всякую тѣсноту, и печаль; приготовьтесь къ трудамъ, къ пощенію, къ подвигамъ духовнымъ и ко многимъ скорбямъ. Многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царство небесное (Дѣян. 14, 22); узокъ и прискорбенъ путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14); царство небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е (Матѳ. 11, 12); мнози суть звани, мало же избранныхъ (Матѳ. 22, 14). Мало спасающихся, а потому и мало избранное Христово стадо, о которомъ Господь въ Евангеліи сказалъ: не бойся малое Мое стадо, яко благоизволи Отецъ Мой дати вамъ царство небесное (Лук. 12, 32). Когда Преподобный Сергій все это имъ высказалъ, они съ радостію и съ усердіемъ обѣщались, говоря: все, приказанное тобою, будемъ исполнять, и ни въ чемъ тебя не ослушаемся. И устроили они себѣ каждый свою келью, и стали жить ради Бога, взирая на житіе Преподобнаго Сергія, и стараясь по силѣ своей ему сообразоваться.

Живя съ братіею, Преподобный Сергій несъ терпѣливо многіе труды, совершалъ великіе подвиги постническаго /с. 49/ житія и проводилъ жизнь строго-подвижническую. Добродѣтелями его были: алчба, жажда, бдѣніе, сухояденіе, простертіе на земли, чистота тѣлесная и душевная, молчаніе устъ, плотскаго похотѣнія совершенное умерщвленіе, труды тѣлесные, смиреніе нелицемѣрное, молитва непрестанная, разсужденіе «доброразсудное», любовь совершенная, «худость ризная», память смертная, кротость, тихость, страхъ Божій непрестанный, ибо начало премудрости страхъ Господень (Притч. 1, 7). Какъ начало всякаго плода и произрастенія есть цвѣтъ, такъ и начало всякой добродѣтели — страхъ Божій. И потому, водрузивъ въ себѣ страхъ Божій и имъ оградивъ себя, онъ день и ночь поучался въ законѣ Господнемъ и, какъ древо плодовитое, насажденное при исходищахъ водъ, приносилъ плоды свои во время свое (Пс. 1, 3). Такъ какъ онъ былъ молодъ и крѣпокъ тѣломъ — онъ имѣлъ такую тѣлесную силу, что могъ дѣлать за двоихъ, — то діаволъ пытался уязвлять его стрѣлами похотѣнія. Но Преподобный, ощутивъ вражескую брань, удержалъ свое тѣло и поработилъ его, обуздавъ постомъ, — и такимъ образомъ благодатію Божіею избавился отъ этой страсти. Онъ научился вооружаться противъ бѣсовскихъ браней: если демоны покушались уязвить его стрѣлою грѣховною, то Преподобный съ своей стороны стрѣлялъ стрѣлами чистоты въ сострѣляющихъ во мрацѣ правыя сердцемъ (Пс. 10, 2).

Живя такъ съ братіею, онъ хотя и не былъ еще рукоположенъ въ священство, но очень прилежалъ съ ними къ церкви Божіей, и каждый день отправлялъ съ братіею въ церкви полунощницу, утреню, часы — третій, шестой и девятый, вечерню и повечеріе, по сказанному: седмерицею днемъ хвалихъ Тя о судьбахъ правды Твоея (Пс. 118, 164). Въ промежуткахъ же часто совершали молебны. Для того вѣдь они и освободились отъ всего, чтобы непрестанно молиться Богу — и въ церкви и въ кельяхъ, по слову Апостола Павла: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Для обѣдни Преподобный приглашалъ изъ другаго какого-нибудь села священника или игумена-старца и просилъ его совершить святую литургію. А самъ Сергій, по причинѣ своего великаго и крайняго смиренія, сначала не /с. 50/ хотѣлъ принимать священства или игуменства. Будучи очень кротокъ, и имѣя великое и истинное смиреніе, онъ всегда и во всемъ подражалъ Владыкѣ своему, Господу нашему Іисусу Христу, подавшему Себя въ образецъ подражанія для желающихъ подражать и послѣдовать Ему. Онъ сказалъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы; возмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 28. 29). По причинѣ такого-то смиренія, Сергій не хотѣлъ принимать поставленія въ священство или игуменство. Онъ постоянно говаривалъ, что желаніе игуменства есть начало и корень властолюбія.

Собралось монаховъ сперва не особенно много, числомъ около двѣнадцати, изъ коихъ однимъ изъ первыхъ былъ старецъ Василій, прозываемый Сухій, который пришелъ изъ мѣстности, что въ верховьѣ Дубны; другой былъ по имени Іаковъ, прозываемый Якута, который состоялъ какъ бы посыльнымъ, и его иногда посылали по дѣлу, когда встрѣчалась въ этомъ надобность, безъ которой нельзя было обойтись. Еще былъ одинъ по имени Онисимъ, который былъ діакономъ; также отецъ этого діакона — Елисей. По мѣрѣ того, какъ строились кельи, ихъ обнесли тыномъ, не очень пространнымъ, и Преподобный поставилъ къ воротамъ привратника. До трехъ или четырехъ келій Сергій построилъ самъ своими руками, да и прочія всѣ монастырскія дѣла, необходимыя для братіи, онъ исполнялъ: то носилъ изъ лѣсу на своихъ плечахъ дрова, которыя разрубалъ на полѣна, кололъ и разносилъ по кельямъ. Но что говорить о дровахъ? Дивное воистину зрѣлище представляла тогда вся ихъ обстановка. Лѣсъ былъ отъ нихъ недалеко, не какъ мы видимъ теперь, а тамъ, гдѣ были поставлены кельи, тутъ же надъ ними стояли и деревья, какъ-бы осѣняя ихъ и шумя. Вокругъ церкви повсюду часто попадались колоды и пни; въ другихъ мѣстахъ были раздѣланы гряды, и сѣялись огородныя сѣмена.

Но возвратимся опять къ вышеначатой рѣчи относительно подвижничества Преподобнаго Сергія — какъ онъ безъ лѣности служилъ братіи, какъ купленный рабъ. /с. 51/ На всѣхъ онъ, какъ сказано, рубилъ дрова, толокъ жито, которое и мололъ въ жерновахъ; пекъ хлѣбы; варилъ кушанья; приготовлялъ всякую пищу для братіи; кроилъ и самъ шилъ обувь и одежду; носилъ въ гору съ бывшаго тутъ родника на своихъ плечахъ въ двухъ водоносахъ воду, которую и поставлялъ каждому у кельи; ночи всѣ проводилъ онъ безъ сна на молитвѣ; питался же только хлѣбомъ съ водой, и то употреблялъ въ недостаточномъ количествѣ, и никогда ни одного часа не былъ празднымъ. Онъ такъ удручилъ свое тѣло великимъ воздержаніемъ и многими трудами, что плотскія движенія совершенно перестали въ немъ дѣйствовать. Постоянно прилагалъ онъ труды къ трудамъ, заботясь объ устроеніи этого мѣста. А чтобы труды его были благопріятны Богу, онъ, что-бы ни дѣлалъ, всегда имѣлъ въ устахъ своихъ псаломъ, какъ сказано: предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8). Пребывая такъ въ молитвѣ и въ трудахъ, онъ совершенно изсушилъ и утончилъ свою плоть, имѣя всегда непрестанное желаніе быть гражданиномъ горняго града и жителемъ вышняго Іерусалима.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 47-51.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.