Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

IX. ИЗБРАНІЕ И ПОСТАВЛЕНІЕ ПРЕПОДОБНАГО НА ИГУМЕНСТВО.

Вышепомянутый игуменъ Митрофанъ, постригшій Преподобнаго Сергія въ монашество, проживъ одинъ годъ (въ этомъ монастырѣ), разболѣлся и, похворавъ нѣкоторое время, скончался. Преподобный Сергій очень сожалѣлъ объ немъ и просилъ Бога въ прилежныхъ своихъ молитвахъ, чтобы Онъ послалъ этому мѣсту игумена и наставника, отца и правителя, могущаго управить корабль душевный къ мирному прохожденію всей жизни и къ пристанищу спасенія, сохраняя его отъ потопленія въ волнахъ, воздвигаемыхъ дѣйствіемъ злыхъ духовъ. Такъ онъ молился и просилъ у Бога игумена и истиннаго строителя этому мѣсту, — и Богъ услышалъ молитву угодника Своего, принялъ его моленіе, чтобы не ложнымъ оказался Давидъ, сказавшій: волю боящихся Его сотворитъ, /с. 52/ и молитву ихъ услышитъ, и спасетъ я (Пс. 144, 19). Благоволилъ Богъ самаго этого просителя, просившаго игумена, поставить истиннымъ правителемъ. Итакъ Сергій получилъ, чего просилъ, и по мѣрѣ своей просьбы нашелъ и пріобрѣлъ воистину праваго правителя, способнаго управить этимъ мѣстомъ; только онъ просилъ не себя самаго, а другаго кого-нибудь, кого Богъ дастъ. Но Богъ, какъ провидецъ, зная все впередъ, и желая воздвигнуть, устроить и прославить это мѣсто, лучше его никого не нашелъ, и даетъ этого самаго просителя, зная, что онъ можетъ этимъ дѣломъ управить въ славу имени Его святаго.

Какъ же это случилось, и какимъ образомъ получило начало игуменства Сергія? — Вложилъ Богъ въ сердца братіи его — какъ-бы побудить его къ принятію начальства? Они стали помышлять объ этомъ и, собравшись предварительно промежъ собой, посовѣтовались и всѣ согласились на эту мысль. Утвердившись вѣрою, всѣ вмѣстѣ пришли къ Преподобному Сергію, и говорятъ: отче! мы не можемъ жить безъ игумена; вотъ мы и пришли къ тебѣ открыть тебѣ свои мысли и желанія: очень хочется намъ, чтобы ты былъ нашимъ игуменомъ и наставникомъ душъ и тѣлесъ нашихъ, чтобы мы могли для покаянія ежедневно ходить къ тебѣ — исповѣдывать свои грѣхи, и отъ тебя получать прощеніе и благословеніе и молитвъ; желаемъ видѣть тебя ежедневно совершающимъ святую литургію, чтобы намъ, когда слѣдуетъ, отъ честныхъ твоихъ рукъ причащаться пречистыхъ Таинъ. Да, отче честный, мы этого желаемъ отъ тебя; только ты не отказывайся. Преподобный Сергій, вздохнувъ изъ глубины души, сказалъ имъ: я и помысла не имѣлъ, чтобы желать игуменства, а отъ души желаю такъ и скончаться на этомъ мѣстѣ простымъ монахомъ. Вы меня не принуждайте, а предоставьте меня Богу, и Онъ, какъ Ему будетъ угодно, такъ и устроитъ о мнѣ. Они сказали: мы, отче, желаемъ, чтобы ты былъ нашимъ игуменомъ; но ты отказываешься, и потому мы вотъ что скажемъ тебѣ; или самъ будь нашимъ игуменомъ, или поди выпроси намъ игумена у святителя; въ противномъ случаѣ мы /с. 53/ будемъ принуждены всѣ разойтись съ этого мѣста. Преподобный Сергій опять простоналъ изъ глубины сердца и сказалъ имъ: теперь пойдите каждый въ свою келью, и будемъ всѣ молиться Богу прилежно объ этомъ, чтобы открылъ намъ и показалъ, что надобно дѣлать. И разошлись всѣ по своимъ кельямъ. Чрезъ нѣсколько дней братія опять всѣ пришли къ Преподобному Сергію и говорятъ: такъ какъ мы, отче, сошлись на это мѣсто, слышавши о началѣ твоего добраго подвижничества и объ основанной тобою церкви, которую ты воздвигъ своими руками, имѣя благодать Святыя Троицы, къ Которой мы и прибѣгли, на Которую, по твоему руководству, и возложили всю свою надежду и все упованіе: то поэтому ты отселѣ будь нашимъ отцемъ и игуменомъ, предстоя престолу Святыя Троицы, возсылая трисвятую Серафимскую пѣснь Богу, совершая безкровную службу, и своими руками преподавай намъ Пречистое Тѣло и Божественную Кровь Господа нашего Іисуса Христа и, упокоивъ нашу старость, предай насъ могилѣ...

Долго Сергій не соглашался и отказывался. Утѣшая ихъ, онъ просилъ ихъ, говоря: простите меня, отцы мои и господа мои! Кто я, чтобы осмѣлиться мнѣ дерзнуть на то, къ чему Ангелы со страхомъ и ужасомъ не дерзаютъ приступить? Какъ же я, недостойный, буду такъ дерзокъ, когда я нисколько еще не достигъ въ такую мѣру. Я не пришелъ еще и въ мѣру новоначалія монашескаго устроенія и житія: какъ же осмѣлюсь приступить и коснуться этой святыни? Мнѣ надо только плакать о своихъ грѣхахъ, чтобы за ваши молитвы достигнуть того блага, которое есть конецъ всѣхъ желаній, котораго и возжелалъ я отъ юности моей. Высказавъ имъ это и многое другое, онъ удалился въ свою келью. Но чрезъ нѣсколько дней добрые эти старцы опять пришли и начали говорить ему прежнія слова и еще болѣе того. Они сказали: мы, отче духовный, нисколько съ тобой не споримъ. Наставленные Богомъ, сошлись мы къ тебѣ на это мѣсто, желая подражать твоему житію и благонравію и надѣясь сподобиться наслажденія будущихъ благъ. Если же ты не хочешь заботиться о нашихъ душахъ и не желаешь быть /с. 54/ пастыремъ словесныхъ овецъ, — мы уходимъ съ этого мѣста и отъ храма Святыя Троицы, и по неволѣ отпадемъ отъ обѣта нашего и будемъ блуждать, какъ овцы, неимущія пастыря, по горамъ своеволія и по распутіямъ худыхъ мыслей, и будемъ сокрушены мысленнымъ звѣремъ, то есть, діаволомъ. А ты будешь за насъ въ отвѣтѣ предъ нелицепріемнымъ Судьей — Вседержителемъ Богомъ. Говорили же ему такъ братія, желая убѣдить его хотя угрозами и напоминаніемъ объ отвѣтственности. Прежде они долгое время просили его и нудили — то смиреніемъ, то тихостію и ласками, а иногда и грозили, и въ жесткихъ выраженіяхъ высказывали ему свою жалобу на него; но онъ, будучи крѣпокъ духомъ, твердъ вѣрою, смиренъ умомъ, — какъ ласкамъ не подчинялся, такъ и угрозъ не боялся, а пребывалъ выше всякихъ угрозъ. Такъ-же и теперь братія долго нудили его на игуменство; онъ же, по смиренномудрію своему, опасаясь, чтобы не лишиться пріобрѣтеннаго съ дѣтства богоподражательнаго смиренія, такъ же, считая себя грѣшнымъ и недостойнымъ, долго не соглашался на ихъ предложенія и всячески отклонялъ ихъ просьбы. Но наконецъ прибавилъ и слѣдующее: мои слова не сходятся съ вашими рѣчами: вы усиленно принуждаете меня на игуменство, а я усиленно отказываюсь, ибо самъ нуждаюсь въ ученіи и хочу лучше учиться, нежели учить другихъ; я желаю лучше быть подъ властію у другихъ, нежели властвовать и начальствовать надъ другими. Но я боюсь суда Божія: можетъ быть Богу такъ угодно, какъ вы мнѣ приказываете, — то и да будетъ воля Господня. Но, и будучи наконецъ побѣжденъ своимъ милосердымъ братолюбіемъ, своимъ усердіемъ и попечительностію о братіи, онъ едва покорился ихъ волѣ, или лучше сказать волѣ Божіей. Итакъ, возстенавъ изъ глубины сердца, и устремивъ весь умъ къ Богу и на Него возложивъ все упованіе, онъ сказалъ имъ со смиреніемъ: отцы и братія! я предаю себя въ волю Божію, и вамъ болѣе не противорѣчу; Богъ знаетъ сердца и утробы. Пойдемте въ городъ къ Преосвященному.

Въ то время Митрополитъ всея Россіи Алексій находился въ отлучкѣ въ Константинополѣ, а вмѣсто себя /с. 55/ поручилъ управленіе Преосвященному Волынскому — Аѳанасію, пребывавшему тогда въ городѣ Переяславлѣ: къ нему и пришелъ Преподобный отецъ нашъ Сергій, взявъ съ собою и другихъ двухъ старцевъ. Войдя къ Епископу, онъ поклонился ему. Преосвященный благословилъ его и спросилъ о имени. Когда Сергій назвалъ себя по имени, то Аѳанасій очень обрадовался и привѣтствовалъ его о Христѣ. Онъ давно слышалъ о немъ, о его подвижнической жизни, объ устроеніи имъ церкви, объ основаніи монастыря и о всей его богоугодной дѣятельности, — о любви къ братіи и прилежаніи о нихъ, и о другихъ многихъ добрыхъ его дѣлахъ; поэтому онъ повелъ съ нимъ духовную бесѣду. По окончаніи бесѣды блаженный отецъ нашъ Сергій поклонился Епископу и сталъ просить Святителя, чтобы онъ назначилъ имъ игумена, и далъ бы наставника душамъ ихъ. Преосвященный Аѳанасій, будучи исполненъ Святаго Духа, сказалъ: возлюбленный! Богъ сказалъ устами Давида: вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ (Пс. 88, 20), и опять: ибо рука Моя заступитъ его и мышца Моя укрѣпитъ его (22). И Апостолъ Павелъ говоритъ: никто не пріемлетъ ни чести, ни сана, токмо званный отъ Бога (Евр. 5, 4). А тебя, сынъ мой и братъ, Богъ воззвалъ еще отъ чрева матери твоей, какъ я и прежде отъ многихъ слышалъ о тебѣ: и потому будь ты отселѣ отцомъ и игуменомъ братіи, Богомъ собранной въ обитель Святыя Троицы. Когда же Преподобный Сергій сталъ отказываться, представляя свое недостоинство, то Аѳанасій, исполненный благодати Святаго Духа, сказалъ: все пріобрѣлъ ты, возлюбленный, а послушанія не имѣешь... Тогда отецъ нашъ Сергій, поклонившись ему, сказалъ: какъ Господу угодно, такъ и да будетъ; благословенъ Господь во вѣки! Всѣ сказали: аминь. Тогда святый Епископъ Аѳанасій велѣлъ клиру своему собраться въ святый олтарь, и самъ съ блаженнымъ Сергіемъ пришелъ въ церковь и облачился въ священныя одежды; подозвавъ Преподобнаго Сергія, онъ велѣлъ ему читать Сѵмволъ вѣры, то есть: Вѣрую во единаго Бога... Послѣ этого Сергій преклонилъ главу, и Святитель знаменалъ его крестообразно, произнесъ молитву, положенную по чинов/с. 56/нику, и поставилъ его въ иподіакона, а потомъ, во время совершенія Божественной Литургіи — и въ діакона, и вмѣстѣ они причастились Божественнаго Тѣла и Крови Господа нашего Іисуса Христа. На другой день онъ рукоположилъ его во іеромонаха и велѣлъ ему еще отслужить Божественную Литургію, и своими руками принести безкровную жертву. Преподобный Сергій исполнилъ все повелѣнное ему со страхомъ и радостію духовною. Затѣмъ Епископъ Аѳанасій, пригласивъ его особо, сказалъ ему поученіе изъ апостольскихъ правилъ и писаній отеческихъ, относящееся къ управленію и къ исправленію душевному. Должно тебѣ, возлюбленный, говорилъ онъ ему, по Апостолу, немощи немощныхъ носить, и не себѣ угождать, но каждый, сказано, да угождаетъ ближнему къ созиданію. И опять въ посланіи къ Тимоѳею говорится: сія предаждь вѣрнымъ человѣкомъ, иже довольны будутъ иныхъ научити (2 Тим. 2, 2). И еще: другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Христовъ (Гал. 6, 2). Поступая такъ, и самъ спасешься, и живущихъ съ тобой. Сказавъ это, и надѣливъ его дарами духовными, цѣловалъ его о Христѣ и отпустилъ настоящимъ игуменомъ, и пастыремъ, и стражемъ, и врачемъ духовнаго братства.

Такимъ образомъ все это совершилось соотвѣтственно боголюбивому настроенію Преподобнаго, — и не безъ промысла Божія все такъ случилось. Не самъ собою принялъ онъ игуменство, но Богомъ было поручено ему начальство. Не стремился онъ къ сему, не восхитилъ у другихъ, не сулилъ за это обѣщаніями, не давалъ взятокъ, какъ дѣлаютъ нѣкоторые властолюбцы, которые скачутъ другъ предъ другомъ, вертятся, перехватываютъ, не разумѣя сказаннаго въ Писаніи: ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Евр. 9, 16), отъ Котораго всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ свыше есть, сходяй отъ Бога, Отца свѣтовъ (Іоан. 1, 17). Оттуда и вручено было ему воеводство надъ полкомъ Божіимъ — надъ толикимъ множествомъ иноковъ, которыхъ, какъ храброе духовное воинство, и надлежало ему привести къ общему всѣхъ Владыкѣ. И какъ онъ, по чистотѣ своей жизни, былъ достоинъ такой благодати, достоинъ быть предстоятелемъ и /с. 57/ пастыремъ словесныхъ овецъ и начальникомъ священнаго монастыря, то Богъ и возвелъ угодника Своего на игуменство.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 51-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.