Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

X. НАЧАЛО ИГУМЕНСТВА.

Когда преподобный отецъ нашъ игуменъ Сергій возвратился въ свой монастырь, въ обитель Святыя Троицы, то братія встрѣтили его съ великою радостію, и всѣ поклонились ему до земли. Войдя въ церковь, онъ палъ лицемъ на землю и со слезами молился Царю невидимому, взирая на икону Святыя Троицы. Призывалъ онъ на помощь Пресвятую Богородицу, предстоящихъ престолу Божію Небесныхъ Силъ, Предтечу Господня, мудрыхъ Апостоловъ, съ ними — великихъ святителей: Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго и всѣхъ Святыхъ. Молитвами ихъ просилъ онъ отъ десницы Вседержителя даровать ему съ несомнѣннымъ дерзновеніемъ — предстоять престолу Живоначальной Троицы и касаться руками Агнца Божія, за міръ закланнаго, Христа Сына Божія. Послѣ этого Блаженный началъ говорить братіи словами Господа такъ: подвизайтесь, братія, войти узкими вратами (Матѳ. 7, 13), ибо царство небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е (Матѳ. 11, 12). Апостолъ Павелъ говорить къ Галатамъ: плодъ духовный есть: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, вѣра, кротость, воздержаніе (6, 22). И Давидъ сказалъ: пріидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу васъ (Пс. 33, 12). Затѣмъ онъ благословилъ братію, говоря имъ: молитесь, братія и о мнѣ, ибо я совсѣмъ грубъ и неразуменъ. Я принялъ отъ Небеснаго Царя талантъ, чтобы пещись о паствѣ словесныхъ овецъ, и долженъ буду въ этомъ дать Ему отвѣтъ. Устрашаютъ меня слова, сказанныя Господомъ: иже аще соблазнитъ единаго отъ малыхъ сихъ, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій о выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 18, 6); тѣмъ большей подлежитъ отвѣтственности тотъ, кто по своему неразумію погубитъ множество душъ. Какъ же возмогу я съ дерзновеніемъ ска/с. 58/зать: се азъ и дѣти, яже далъ ми еси, Господи? и услышу ли оный Божественный гласъ великаго Пастыря горнихъ и дольнихъ — Господа, милостиво вѣщающій: рабе благій и вѣрный! вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21)?..

Послѣ этого Преподобный, размышляя о житіяхъ древнихъ великихъ Святыхъ, которые, живя во плоти, проводили на землѣ жительство ангельское, какъ-то: Антонія Великаго, Евфимія Великаго, Саввы Освященнаго, Пахомія ангелоподобнаго, Ѳеодосія, общежитія начальника и другихъ, — удивлялся ихъ житію и настроенію, какъ они, будучи во плоти, побѣдили враговъ безплотныхъ, содѣлались сослужителями Ангеловъ, страшными для діавола, почему и удивлялись имъ цари и народы. Къ нимъ притекали одержимые различными недугами, и получали исцѣленіе. Бывшимъ въ бѣдахъ они являлись скорыми помощниками, находившимся при смерти — теплыми заступниками, путешествующимъ — нелѣностными спутниками, для неимущихъ — щедрыми подателями, для нищихъ — кормителями, для вдовъ и сиротъ — неоскуднымъ сокровищемъ, какъ и Божественный Апостолъ сказалъ: яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10). Ихъ-то житія содержа въ сердцѣ, блаженный молился Пресвятой Троицѣ, чтобы дано было и ему — невозвратно шествовать по стопамъ этихъ преподобныхъ Отцевъ. Ежедневно совершалъ онъ Божественную Литургію, нелѣностно отправлялъ утреннее и вечернее послѣдованіе, моля о мирѣ всего міра, о благостояніи святыхъ Божіихъ Церквей, о православныхъ царяхъ и князьяхъ и о всѣхъ православныхъ христіанахъ. Братіи говаривалъ: не малый подвигъ предлежитъ намъ на невидимаго врага, ибо онъ какъ левъ, рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Не много говорилъ онъ словами поученій братіи, а болѣе показывалъ дѣломъ, бывая самъ для нихъ примѣромъ. Кто въ состояніи вполнѣ передать его добродѣтельную жизнь и обиловавшую въ душѣ его благодать? Простираясь все болѣе къ трудамъ и подвигамъ, онъ этимъ вооружался на сопротивныя силы, укрѣпляемый силою Святыя Троицы. Нѣсколько разъ діаволъ, желая его устрашить, претворялся иногда въ звѣрей, а иногда /с. 59/ въ змѣй, и — то въ келліи, то въ лѣсу, когда Преподобный приготовлялъ тамъ на монастырскую потребу дрова, являлся очевидно и нападалъ внезапно, покушаясь многообразною злобою какъ-нибудь оторвать хоть мысль отъ молитвы, или отвлечь его отъ добродѣтельныхъ трудовъ. Но Богоносный отецъ нашъ Сергій всѣ его вражескія козни и мечты разгонялъ какъ дымъ, и какъ паутину расторгалъ оружіемъ и силою креста, нося въ сердцѣ слово Евангельское, сказанное Господомъ: се даю вамъ власть наступати на змію и на скорпію и на всю силу вражію (Лук. 10, 19).

При началѣ его игуменства число братіи было двѣнадцать монаховъ, кромѣ самого Игумена, который былъ тринадцатымъ. Это число двѣнадцать, оказавшееся между ними, держалось года два или три, не увеличиваясь и не уменьшаясь. И если случалось, что кто-либо изъ нихъ умретъ, или выйдетъ изъ монастыря, то немедленно другой какой-нибудь братъ прибывалъ на его мѣсто, и число двѣнадцать никогда не измѣнялось, а всегда пребывало въ одномъ положеніи. Это дало поводъ нѣкоторымъ спрашивать съ удивленіемъ: что-бы это значило? ужъ не всегда ли будетъ здѣсь только двѣнадцать человѣкъ монашествующихъ, по числу двѣнадцати Апостоловъ, какъ написано: призва Господь ученики Своя, и избра отъ нихъ дванадесять, ихъ же и Апостолы нарече (Лук. 6, 13), или по числу двѣнадцати колѣнъ израильскихъ, или по числу двѣнадцати источниковъ воды (Исх. 15, 27), или по числу двѣнадцати избранныхъ дорогихъ камней, бывшихъ на архіерейской одеждѣ у Аарона (Исх. 28, 17-21)?.. Такъ жили они до тѣхъ поръ, пока не пришелъ къ нимъ изъ Смоленска архимандритъ Симонъ, который и нарушилъ число двѣнадцати. Съ этого времени братія стала болѣе и болѣе умножаться, не ограничиваясь уже числомъ двѣнадцати.

Объ упомянутомъ здѣсь вкратцѣ Симонѣ я не полѣнюсь разсказать поподробнѣе, ибо его всѣ еще помнятъ, и разсказы о немъ дѣлаютъ его всѣмъ извѣстнымъ; добродѣтель же его явствуетъ и изъ слѣдующаго. Этотъ чудный мужъ — Симонъ, жилъ въ Смоленскѣ и былъ тамъ /с. 60/ старшимъ архимандритомъ, пользовался почетомъ и извѣстностію, а главное — былъ очень добродѣтеленъ. Туда дошелъ до него слухъ о житіи преподобнаго отца нашего Сергія. Разжегшись душей и сердцемъ, онъ оставляетъ архимандритство, бросаетъ честь и славу, покидаетъ знатный городъ Смоленскъ, вмѣстѣ съ нимъ оставляетъ отечество, друзей, сродниковъ, близкихъ, всякое знакомство и всякую привязанность, — принимаетъ смиренное положеніе и избираетъ странничество. Покинувъ Смоленскъ, онъ прибылъ оттуда, изъ этой отдаленной [1] мѣстности въ Московскіе предѣлы — въ Радонежъ, пришелъ въ монастырь къ преподобному Отцу нашему игумену Сергію и съ великимъ смиреніемъ проситъ его — принять его къ себѣ на жительство, подъ свое надежное руководство, въ повиновеніе и послушаніе. Преподобный Сергій принялъ его съ радостію. Онъ принесъ съ собою и имѣніе, которое и отдалъ игумену на устройство монастыря. Проживъ много лѣтъ въ повиновеніи и послушаніи, а главное — въ странничествѣ [2] и смиреніи, и будучи исполненъ всякихъ добродѣтелей, Симонъ въ глубокой старости преставился ко Господу. Игуменъ Сергій вмѣстѣ съ братіею совершилъ надъ нимъ отпѣваніе и съ честію предалъ тѣло его погребенію. Да будетъ ему вѣчная память!

Примѣчанія:
[1] По тогдашнему пониманію.
[2] Не въ смыслѣ перехожденія съ мѣста на мѣсто, а въ смыслѣ оставленія родины и прастрастій. См. Лѣствицу. Сл. 3, гл. 3.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 57-60.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.