Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Древне-русская церковная письменность

ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГІЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКАГО, ЧУДОТВОРЦА
НАПИСАННОЕ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, ЕПИФАНІЕМЪ ПРЕМУДРЫМЪ.
Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. Сергіевъ Посадъ, 1903.

XI. ОБЪ ІОАННѢ, СЫНѢ СТЕФАНА.

Стефанъ, родной братъ Сергія, пришелъ изъ Москвы и привелъ съ собой меньшаго сына своего, Іоанна. Войдя въ церковь и взявъ сына за руку, онъ вручилъ его игумену Сергію, прося постричь его въ иноческій образъ. Преподобный Сергій постригъ его и далъ ему имя въ монашествѣ — Ѳеодоръ. Видя это, старцы удивились вѣрѣ Стефана, какъ онъ нисколько не пожалѣлъ сына своего, /с. 61/ бывшаго тогда еще ребенкомъ, но съ дѣтства отдалъ его Богу — подобно тому, какъ древній Авраамъ не пощадилъ сына своего Исаака. Итакъ Ѳеодоръ съ малыхъ лѣтъ былъ воспитанъ подъ руководствомъ дяди своего въ подвижничествѣ, во всякомъ благочестіи и чистотѣ, и преуспѣвалъ, украшая себя всѣми монашескими добродѣтелями, пока не достигъ въ мѣру возраста совершенства духовнаго. Нѣкоторые передавали, что онъ былъ постриженъ девяти лѣтъ, а другіе утверждали, что двѣнадцати. О прочихъ его дѣлахъ будетъ сказано въ другомъ мѣстѣ, такъ какъ для этого требуется своевременное соотвѣтствующее слово; намъ же должно возвратиться къ оставленной выше рѣчи, чтобы не прерывать настоящей повѣсти.

Итакъ многіе изъ разныхъ городовъ и странъ приходили къ нему и оставались жить при немъ. Имена ихъ написаны въ «книгахъ животныхъ» (Апок. 22, 19). По мѣрѣ умноженія числа братіи, строились кельи, и монастырь мало-по-малу распространялся. Видя умножающееся братство, Преподобный Сергій умножалъ и труды свои, подавая собою во всемъ примѣръ стаду своему, какъ и Апостолъ Петръ сказалъ: пасите еже въ васъ стадо, не нуждею, но волею, не яко обладающе братіею, но образъ бывающе стаду (1 Петр. 5, 2). Написано въ отеческихъ книгахъ, то есть въ Патерикѣ, что сошлись однажды святые отцы и пророчески бесѣдовали о послѣднемъ родѣ, говоря, что послѣдній родъ будетъ жить слабо. Но Преподобнаго Сергія Богъ укрѣпилъ въ служеніи Себѣ въ этомъ послѣднемъ родѣ, какъ одного изъ древнихъ святыхъ Отцевъ. Богъ сдѣлалъ его трудолюбивымъ дѣлателемъ, наставникомъ множества иноковъ, игуменомъ и руководителемъ многочисленнаго братства. И кто, какъ не онъ былъ виновникомъ такой рѣшительной перемѣны, что мѣсто это, на которомъ прежде была непроходимая чаща лѣса и пустыня, гдѣ жили зайцы, лисицы, волки, по которому рыскали и бѣгали иногда медвѣди, а иногда и бѣсы находили себѣ здѣсь убѣжище; а теперь тутъ сооружена церковь, устроенъ огромный монастырь, собрано множество иноковъ, раздается славословіе и въ церкви и по кельямъ и возсылается непрестанная моли/с. 62/тва Богу? Всему этому началомъ и причиной послужилъ преподобный отецъ нашъ Сергій, котораго Богъ содѣлалъ такимъ дивнымъ, по сказанному Пророкомъ въ псалмахъ: увѣдите, яко удиви Господь преподобнаго Своего (Пс. 4, 4).

Со времени поставленія въ игуменство, Преподобный Сергій ежедневно совершалъ Божественную Литургію, для которой просфоры пекъ самъ. Сначала онъ толокъ и мололъ пшеницу, сѣялъ муку, творилъ тѣсто, мѣсилъ его, и затѣмъ пекъ просфоры, — и такъ приносилъ безкровную жертву Богу отъ своихъ праведныхъ трудовъ; другимъ же никому не попускалъ дѣлать это, хотя и многіе изъ братіи усердствовали печь просфоры; ибо Преподобный старался быть учителемъ на дѣлѣ. Самъ онъ и кутью варилъ, и свѣчи сучилъ, и дѣлалъ кануны [1]. Хотя и принялъ преподобный отецъ нашъ Сергій игуменское начальство, но не измѣнилъ своихъ монашескихъ правилъ, всегда имѣя въ памяти Сказавшаго: аще кто хощетъ въ васъ старѣй быти, да будете всѣхъ меньшій и всѣмъ слуга (Марк. 9, 35). На это-то ученіе Спасителя взирая, онъ постоянно смирялъ себя, ставилъ себя ниже всѣхъ, собой подавая всѣмъ образецъ. На дѣло выходилъ онъ прежде всѣхъ, къ церковнымъ службамъ являлся всегда первымъ и никогда не прислонялся къ стѣнѣ. И потому мѣсто это стало процвѣтать, и братство умножалось.

Въ началѣ игуменства своего преподобный Сергій имѣлъ такое обыкновеніе: никому изъ приходящихъ къ нему съ желаніемъ принять постриженіе въ монашество онъ не отказывалъ — ни старому, ни молодому, ни богатому, ни бѣдному. Всѣхъ принималъ онъ съ усердіемъ и съ радостію; но постригалъ не тотчасъ, а приказывалъ прежде одѣться въ длинную свиту изъ черная сукна, и въ ней ходить, живя съ братіею, долгое время, пока не привыкнетъ ко всему монастырскому порядку, а затѣмъ уже одѣвалъ его и въ монашеское одѣяніе и, какъ испытаннаго во всѣхъ дѣлахъ, постригалъ въ клобукъ и мантію. А когда кто окажется истиннымъ монахомъ, испытаннымъ /с. 63/ въ добродѣтельной жизни, то таковаго сподоблялъ принять святую схиму. Когда-же преподобный Сергій въ началѣ своего игуменства просіялъ въ этомъ мѣстѣ, въ монастырѣ, называемомъ Радонежскимъ, и имя его пронеслось всюду по странамъ и городамъ; ибо добродѣтели свойственно дѣлатъ извѣстнымъ снискавшая ее, подобно тому, какъ возженной свѣчѣ свойственно являть носящаго ее: тогда многіе христолюбцы изъ любви къ Богу начали издалека приходить къ нему, и, оставляя суету этой жизни, подклоняли себя подъ благое иго Христово, — и такимъ образомъ число учениковъ постоянно прибывало. Привлекали ихъ источники благодати этой добродѣтельной души, какъ словесныхъ нѣкоторыхъ еленей, жаждущихъ водъ духовныхъ.

Имѣлъ сначала Блаженный такое обыкновеніе: послѣ повечерія, въ поздній вечерь, когда наступала уже глубокая ночь, особенно въ долгія темная ночи, исполнивъ въ келліи своей молитвенное свое правило, онъ выходилъ изъ кельи и обходилъ всѣ келліи монаховъ. Имѣя попеченіе о братіи, онъ не о тѣлахъ ихъ только промышлялъ, а пекся и о душахъ, желая знать жизнь каждая и его усердіе къ Богу. И если услышитъ кого, что онъ или молится, или кладетъ поклоны, или въ безмолвіи занимается рукодѣльемъ, или читаетъ священныя книги, или о грѣхахъ своихъ плачетъ и сѣтуетъ: то о таковыхъ онъ радовался и благодарилъ Бога, молясь объ нихъ, чтобы и до конца совершить имъ доброе свое теченіе, ибо сказано: претерпѣвый до конца, той спасется (Матѳ. 10, 22). Если же когда услышитъ у кого, что сошлись вмѣстѣ двое или трое и разговариваютъ, или производятъ смѣхъ: то этимъ онъ оставался недоволенъ, и не терпѣлъ такихъ вещей. Ударивъ рукой въ дверь, или толкнувъ въ окно, онъ уходилъ, давъ имъ этимъ способомъ знать о своемъ къ нимъ приходѣ и посѣщеніи, и своимъ таинственнымъ стукомъ разорялъ ихъ пустая бесѣды. Затѣмъ, на другой день, призвавъ ихъ къ себѣ, онъ не сразу дѣлалъ имъ выговоры, и не съ гнѣвомъ обличалъ ихъ, или наказывалъ; но какъ бы издалека, тихо и кротко говорилъ имъ примѣрами, желая /с. 64/ узнать ихъ тщаніе и усердіе къ Богу. И если который братъ былъ покорный и смиренный, и имѣлъ теплоту вѣры и любви къ Богу, то таковый немедленно познавалъ свою вину и кланялся со смиреніемъ, прося у него прощенія. Если же напротивъ который братъ былъ непокорный и имѣлъ сердце, омраченное тьмою бѣсовскою: таковый стоялъ, думая, что говорятъ не о немъ, считая самаго себя чистымъ, пока Преподобный, по долготерпѣніи своемъ, не обличалъ его, по сказанному: накажетъ мя праведникъ милостію и обличитъ мя (Пс. 140, 5); на непокорливаго брата онъ налагалъ епитимію, какъ на несознающаго своей виновности и непщующаго вины о грѣсѣхъ [1] (Пс. 140, 4). И такимъ образомъ, направивъ его къ исправленію себя, отпускалъ въ свою келлію. Всѣхъ вообще училъ онъ — прилежно молился Богу, и послѣ вечернихъ молитвъ не разговаривать, не выходить никому изъ своей кельи, и вообще безъ великой какой-нибудь нужды не ходить по чужимъ кельямъ; но каждому въ своей кельѣ тайно наединѣ приносить молитвы Богу и заниматься посильно своимъ рукодѣльемъ, кто какимъ можетъ, имѣя всегда въ устахъ Давидовы Псалмы.

Примѣчанія:
[1] Иначе — сорокоусты. Это — свертки изъ длинной тонкой непрерывной восковой свѣчи, развертываемой по мѣрѣ сгоранія.
[2] Т. е. оправдывающаго свои грѣхи.

Источникъ: Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, игумена Радонежскаго, чудотворца и Похвальное ему слово, написанныя ученикомъ его, Епифаніемъ Премудрымъ. Переведено съ славянскаго при Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1903. — С. 60-64.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.