Церковный календарь
Новости


2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (60-е) къ Юбаяну о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (59-е) къ папѣ Стефану о соборѣ (1879)
2017-08-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Какъ Правосл. Церковь чтила и чтитъ Божію Матерь (1992)
2017-08-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное богословіе свт. Іоанна (Максимовича) (1992)
2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Періодическія изданія Русскаго Зарубежья

«Двуглавый Орелъ» (1920-1922, 1926-1931 гг.)

«Двуглавый Орелъ» (L’Aigle Russe), русскій монархическій журналъ въ эмиграціи. Выходилъ въ Берлинѣ и Парижѣ въ 1920-1922 (вып. 1-31) и 1926-1931 (№ 1-42). Издавался Высшимъ Монархическимъ Совѣтомъ подъ рук. Н. Е. Маркова. Отстаивалъ національные интересы русскаго народа, выступалъ противъ іудейской и масонской идеологіи. Подзаголовки: «Органъ монархической мысли» (1920-1922); «Вѣстникъ Высшаго Монархическаго Совѣта» (1926-1931). Среди авторовъ: Вел. Кн. Александръ Михайловичъ, Вел. Кн. Дмитрій Павловичъ, Вел. Кн. Кириллъ Владиміровичъ, митрополитъ Антоній (Храповицкій), архимандритъ Виталій (Максименко), архіепископъ Серафимъ (Соболевъ), С. И. Граббе, Е. И. Махароблидзе, Г. В. Немировичъ-Данченко, Д. Д. Оболенскій, Н. Д. Тальбергъ и др.

«Двуглавый Орелъ»

«ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ».
Органъ монархической мысли.

Восьмой выпускъ. — 15 (28) Мая 1921 года.

Идеологія Россійской Императорской Власти.
Докладъ А. М. Масленникова на съѣздѣ хозяйственнаго возстановленія Россіи, Рейхенхаль. Май 1921.

Возможно, что близокъ часъ, когда доведенное до отчаянія, умирающее отъ голода и лишеній населеніе стихійно повсемѣстно уничтожитъ власть большевиковъ, но эта неорганизованная, созданная исключительно злобою и жаждою мести стихія конечно въ результатѣ, кромѣ анархіи ничего положительнаго дать не можетъ. Для спасенія Россіи недостаточно только уничтожить большевиковъ. Чтобы вывести страну изъ переживаемыхъ ею ужасовъ и лишеній отъ экономическаго разстройства, необходимо созданіе нормальныхъ условій для возстановленія творчества производительныхъ силъ страны, а этотъ правопорядокъ можетъ установить только авторитетная, всѣмъ понятная и всѣми признанная государственная власть. Такою авторитетною властью можетъ стать только та власть, которая историческй складывалась въ народной психикѣ, которая была факторомъ созданія въ странѣ государственнаго правопорядка и которая явилась результатомъ не тѣхъ или другихъ доктринерскихъ разсужденій партійныхъ дѣятелей, а историческаго процесса созданія Россійскаго государства. Вотъ почему для разрѣшенія вопроса — какая же власть въ силахъ умиротворить бушующее нынѣ въ Россіи людское море, преисполненное партійныхъ, классовыхъ и племенныхъ антогонизмовъ, необходимо не доктринерское разсужденіе о томъ какая власть моднѣе, а внимательное изученіе историческаго процесса созданія государственной власти въ Россіи и тѣхъ источниковъ, изъ которыхъ она черпала силы для того, чтобы быть авторитетной въ умахъ и сердцахъ подавляющаго большинства населенія.

Колыбель государственной власти Россіи — Московское Великое Княжество, создавшееся въ мрачную эпоху монгольскаго завоеванія Россіи. Рядъ талантливыхъ и энергичныхъ великихъ московскихъ князей при исключительно тяжелыхъ условіяхъ сумѣли создать изъ первоначально второразряднаго княжества сильный и здоровый по тому времени государственный организмъ. Въ московскомъ Великомъ княжествѣ сосредоточились не только военная мощь, но главное тѣ моральныя русскія силы, которыя воскресили угасшее было у русскихъ національное чувство и стремленіе къ освобожденію отъ иноземнаго ига. Исключительно благодаря этимъ моральнымъ силамъ, московскій Великій Князь превращаеттся въ Русскаго Московскаго Бѣлаго Царя, который не только освобождаетъ территорію своего государства отъ монголовъ, но далеко расширяетъ границы своего тосударства за счетъ недавнихъ поработителей. Вмѣстѣ съ ростомъ границъ московскаго Царства вырастаетъ и авторитетъ московскаго Царя. Бѣлый русскій Царь въ народномъ представленіи не грозный только завоеватель и побѣдитель, онъ защитникъ Христіанства, онъ носитель правды, справедливости, а главное устроитель и защитникъ мирной и спокойной жизни. Московскій Царь не ставленникъ феодаловъ, не равный между ними, подобно Польскому Королю, онъ — Помазанникъ Божій, превыше всѣхъ стоящій, который призванъ защищать слабаго отъ сильнаго, угнетеннаго отъ угнетателя, предъ которымъ всѣ поданные равны и, для котораго важны интересы не отдѣльныхъ лицъ или классовъ, а благо общее — благо цѣлаго государства.

Хотя ростъ Московскаго Царства за счетъ малокультурныхъ и слабо организованныхъ полуазіатскихъ и азіатскихъ княжествъ и ханствъ происходилъ и безъ особыхъ затрудненій, но созданіе на значительно выросшей территоріи прочнаго государственнаго организма встрѣчало значительныя затрудненія, которыя временами требовали не только тяжелаго напряженія всѣхъ силъ государства, но и угрожали дальнѣйшему его существованію. Эти затрудненія создавались особенностью психики массъ населенія территорій, пріобщенныхъ къ границамъ прежняго московскаго великаго княжества. Населеніе Московскаго Царства съ ростомъ границъ увеличивалось главнымъ образомъ за счетъ малокультурныхъ народовъ, со своеобразною, чисто азіатскою психикою, отличительною чертой которой является стихійная смѣна рабской подчиненности бунтарскимъ анархизмомъ. Эпохи смутнаго времени, разиновщины, пугачевщины и даже переживаемой нынѣ смуты служатъ прекрасными показателями этой своеобразной, чуждой западнымъ народамъ психики. Только фанатическіе идеологи въ этихъ русскихъ «безсмысленныхъ и безпощадныхъ бунтахъ» могутъ усматривать революціонное творчество русскаго народа. Не революціонное творчество въ исканіи новыхъ болѣе прогрессивныхъ формъ государственной жизни кроется во всѣхъ этихъ бунтахъ, а какое-то безсознательное, стихійное, атавистическое стремленіе разрушить государственный организмъ и возвратиться къ первоначальному приволью существованія на племенныхъ, патріархальныхъ началахъ.

Только выросшій авторитетъ Бѣлаго Царя могъ справиться съ этою разрушительной стихіей и исключительно благодаря ему въ эпоху Петра, Россія изъ полу-азіатскаго Царства превращается въ европейское государство, правильно присвоивъ себѣ наименованіе Россійской Имперіи. Царствованія Екатерины II и Александра I ставятъ Россійскую Имперію въ ряды первокласныхъ Европейскихъ государствъ. Войдя въ ряды цивилизованныхъ государствъ Россійская Имперія значительно отличалась отъ нихъ особенностями своего государственнаго уклада, объясняемыми всѣми историческими условіями, при которыхъ она складывалась и развивалась и, которыя невольно дѣлали ее во многихъ отношеніяхъ отсталой въ сравненіи съ передовыми европейскими государствами.

Эпоха Александра II ознаменовалась освободительными реформами, которыя, какъ освобожденіе крестьянъ съ землею, широкое самоуправленіе, новый судъ, всеобщая воинская повинность и, наконецъ, подписанныя Александромъ II въ день его кончины начала конституціи, безкровно разрѣшили рядъ важнѣйшихъ политическихъ и соціальныхъ проблемъ. Эти реформы создали изъ Россіи правовое государство и благодаря имъ она стала равноправнымъ членомъ среди великихъ европейскихъ державъ не только въ силу своего военнаго могущества, но и по своему государственному и экономическому укладамъ.

Таковы результаты безпристрастной, исторической справки о прошломъ Россіи, и каждый благомыслящій человѣкъ при рѣшеніи рокового — не только для насъ русскихъ, ко и всего человѣчества вопроса — гдѣ же пути для возсозданія мирной и культурной жизни въ Россіи, не можетъ не считаться съ нею. Россія можетъ быть избавлена отъ засилія интернаціоналистовъ и возстановлена въ былой государственной и экономической мощи только своими внутренними силами и это возсозданіе можетъ совершиться только при единственномъ условіи — признаніи широкими слоями населенія авторитетной и понятной для нихъ государственной власти. Въ комъ же искать авторитетъ носителя верховной власти среди бушующаго моря россійскихъ разноплеменныхъ, стоящихъ на разныхъ ступеняхъ культуры, народныхъ массъ, которыхъ самъ идеологъ «великой безкровной революціи» Керенскій назвалъ «взбунтовавшимися рабами». Стоитъ ли говорить, что уже достаточно было пролито крови и слезъ, чтобы еще доказывать, что этимъ авторитетомъ не можетъ быть анонимъ — учредительное собраніе, которое невѣдомо когда, невѣдомо изъ кого состоится и невѣдомо, что постановитъ. Могутъ ли стать этимъ авторитетомъ словоохотливый неудачникъ отъ адвокатуры, что-то кричащій о необходимости спасенія революціи или воинственный бухгалтеръ, желающій расчленять Россійскую Имперію. Никогда не признаетъ, да и не пойметъ русскій народъ и того честолюбца профессора, который ныряя между конституціонной монархіей и демократической республикой, то ругая, то обнимаясь съ соціалистами, мѣнялъ какъ перчатки свои оріентаціи. Не вручитъ еще разъ государственную власть русскій народъ и тому добродушному князю, который стоя уже у кормила правленія не нашелъ въ себѣ силъ, чтобы бороться съ возрастающей анархіей. Тщетно надѣется на полученіе государственной власти и организаторъ террористическихъ убійствъ и разныхъ ограбленій, который не задумываясь посылалъ экзальтированную молодежь на явную смерть, а самъ позорно сбѣжалъ изъ Учредилки отъ крика полупьянаго матроса. Послѣ всѣхъ ужасовъ современной жизни, увидавъ на дѣлѣ, что могутъ дать соціалистическіе опыты въ государственной жизни, русскій народъ никогда не признаетъ за носителей верховной власти и тѣхъ начетчиковъ соціалистическихъ брошюрокъ, которые продолжаютъ кричать о прелестяхъ соціалистическаго рая. Крушеніе власти Колчака и Деникина достаточно наглядно показало, что народныя массы ни въ какомъ генералѣ не признаютъ носителя верховной власти. Въ каждомъ генералѣ, какими бы высокими личными качествами онъ не обладалъ, русскій народъ можетъ признать защитника родины, усмирителя бунтовщиковъ, но никогда не носителя верховной власти, т. к. народныя массы не повѣрятъ, чтобы генералъ могъ быть чуждымъ мести и стать выше всѣхъ личныхъ и классовыхъ интересовъ.

Такова народная психика, хороша она или нѣтъ, вопросъ праздный, море крови и слезъ показали, что она такова и иною быть не можетъ. Я нарочно подробно остановился на всѣхъ этихъ претендентахъ на верховную власть въ Россіи и сдѣлалъ это будучи чуждъ желанія полемизировать съ какими-либо личностями или партійными организаціями. Я руководствовался исключительно желаніемъ показать кого и что за послѣдніе четыре года противопоставляютъ монархіи принципіальные враги ея и доказать, что массы населенія Россіи при современномъ ихъ психологическомъ состояніи и переживаемыхъ условіяхъ ни въ одномъ изъ означенныхъ претендентовъ носителя верховной власти не признаютъ и признать не могутъ. Трагедія русской жизни заключается главнымъ образомъ въ томъ, что все и вся, кричащее отъ имени русскаго народа, не желаетъ считаться съ настроеніемъ широкихъ народныхъ массъ и навязываетъ имъ въ носители верховной власти тѣхъ лицъ или тѣ учрежденія, которыя имъ нравятся по ихъ партійнымъ или личнымъ воззрѣніямъ. Народъ этому насилію не подчиняется и ко всѣмъ означеннымъ претендентамъ относится въ лучшемъ случаѣ совершенно безразлично. Этимъ насиліемъ надъ народною душой большевики прекрасно пользуются и исключительно благодаря этому они держатся у власти четвертый годъ.

Да, массы населенія россійской имперіи стоятъ на невысокой степени культуры, большинство полуграмотно и лишено политическаго и общественнаго воспитанія, но какъ бы невысоко ни трактовали эти массы все-таки справедливость требуетъ признать, что они обладаютъ здравымъ смысломъ и во всѣхъ вопросахъ, касающихся ихъ существованія большіе реалисты. Народъ измученъ бывшею европейскою войной и нескончаемой гражданской, онъ въ подавляющемъ большинствѣ жаждетъ покоя и мирной жизни. Время вѣры заманчивымъ обѣщаніямъ и красивымъ словамъ прошло, т. к. народъ много выстрадалъ за довѣріе къ посуламъ невѣдомыхъ для него ранѣе демагоговъ. Народъ признаетъ и пойдетъ только за той властью, которая не на словахъ, а уже на дѣлѣ доказывала, что можетъ ему дать спокойную и мирную жизнь, которая въ народной психологіи представляется стоящею выше всякихъ партійныхъ и классовыхъ интересовъ и которая, вслѣдствіе сего, если станетъ во главѣ Россіи, то явится не злобнымъ мстителемъ, а устроителемъ мирнаго труда и спокойной жизни. Всего три года отдѣляютъ умирающій отъ голода и лишеній русскій народъ отъ того времени, когда онъ жилъ въ нормальныхъ условіяхъ человѣческой жизни. Сопоставленіе того что было и что стало невольно напрашивается и краснорѣчивѣе всякихъ ораторовъ говоритъ населенію Россіи, что изъ тупика ужасовъ и смерти, въ который завело его легкомысленное довѣріе къ разнымъ доктринерамъ и демагогамъ можетъ вывести только одна исторически сложившаяся власть, создавшая наше государство и эта власть — власть Россійскаго Императора.

Гдѣ-же искать русскому народу своего Царя? Не только въ силу наслѣдственной пріемственности власти, не только въ силу основныхъ законовъ Россійской Государственности, не потерявшихъ, а наоборотъ укрѣпившихся въ своемъ идейномъ значеніи въ періодъ переживаемой смуты, но и въ силу громадныхъ заслугъ, оказанныхъ Россіи трехвѣковой династіей, пріявшей власть по избранію народа — законный Царь долженъ бытъ изъ дома Романовыхъ на основаніи законовъ о престолонаслѣдіи. Романовы не на словахъ, а на дѣлѣ показали себя строителями земли Русской: они вывели въ началѣ XVII столѣтія Россію изъ ужасовъ смутнаго времени, изъ полуазіатскаго слабаго Московскаго Царства создали великую европейскую Державу Россійскую Имперію и только они одни въ состояніи при данныхъ историческихъ условіяхъ возстановить Россію въ быломъ ея величіи и силѣ. Пережитое лихолѣтіе смуты безспорно устанавливаютъ, что правъ былъ профессоръ П. Н. Милюковъ, когда, убѣждая Великаго Князя Михаила Александровича не отказываться вступить на Россійскій престолъ, говорилъ, что безъ него Россія не переплыветъ кроваваго моря революціи. Сугубо правъ былъ и Ульяновъ-Ленинъ, утверждая на Съѣздѣ Совдеповъ, что въ Россіи можетъ быть только власть Монарха или власть большевиковъ.

Такъ значитъ реставрація и реакція скажутъ намъ идеологи россійской революціи. Да, реставрація исконной, исторически сложившейся власти въ Россіи, отвѣтимъ мы, но это не синонимъ реакціи, это для Россіи единственный путь эволюціи. Реакцію Россія переживаетъ въ неслыханномъ чудовищномъ видѣ. Почву для этой реакціи подготовила керенщина, а палачами ея стали большевики-коммунисты. Только власть Россійскаго Императора въ силахъ прекратить эту гнусную реакцію, установить торжество права и тѣмъ, пробудивъ творческія силы страны, залечить тѣ страшныя раны, которыя нанесли Россіи всѣ эти рыцари пустыхъ словъ, грабежей и насилій. Только теперь послѣ пережитыхъ ужасовъ и позора массамъ населенія Россіи стало понятно какъ дорогъ Россіи Царь и какъ важно нарушенное единеніе Царя и Народа. Этотъ священный девизъ станетъ не архивною только фразой, лишенной внутренняго содержанія, а претворится въ могучій факторъ государственнаго творчества. Четыре года лихолѣтія испелелили всѣ средостѣнія стоявшія между Царемъ и Народомъ и въ будущемъ при полномъ довѣріи и любви другъ къ другу это единеніе будетъ осуществляться путемъ привлеченія Монархомъ народныхъ представителей, избранныхъ широкими слоями населенія, къ участію въ законодательствѣ, къ утвержденію государственнаго бюджета и къ контролю надъ дѣйствіями исполнительной власти. Носители Исполнительной власти — Министры не заслонять будутъ Монарха отъ народа, а, неся отвѣтственность за незакономѣрность своихъ дѣйствій, будутъ пользоваться всею полнотою власти для государственнаго творчества на благо Россіи. Окраины нашего государства, стойко боровшіяся съ засиліемъ международныхъ большевиковъ, доказали всю необходимость и справедливость признанія за ними самодѣятельности. Эта самодѣятельность должна выражаться не только въ законодательствѣ мѣстныхъ народныхъ представительствъ по всѣмъ вопросамъ, касающимся ихъ мѣстныхъ, бытовыхъ и національныхъ вопросовъ, но и въ управленіи по ихъ мѣстнымъ дѣламъ путемъ назначенія изъ нихъ носителей мѣстной исполнительной власти. Вновь возстановленная на этихъ началахъ верховная власть Россійскаго Императора только одна въ состояніи спасти погибающую Россію, только одна она исторически сложившаяся можетъ вновь сплотить въ одно цѣлое нынѣ раздираемое ненавистью и истребляющее другъ друга разноплеменное населеніе Россіи. Только одна эта власть вновь пробудитъ въ гражданахъ Россійскаго Государства національное чувство и водворитъ въ шестой части земного шара торжество права и мирнаго труда. Такова наша идеологія Россійской Императорской Власти.

Источникъ: «Двуглавый Орелъ». Органъ монархической мысли. — Восьмой выпускъ. 15 (28) Мая 1921. — Берлинъ: Типографія «Нейе Цейтъ», 1921. — С. 1-8.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.